Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Анализ рассказа И.С.Тургенева "Свидание"

Рассказ «Свидание» относится кциклу рассказов «Записки охотника», написанных в разное время, но объединённыхтематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. Этот рассказ былвпервые издан в 1850 году в журнале «Современник». Система персонажей
 
В рассказе три действующихперсонажа: девушка  Акулина, лакей Виктор и рассказчик.
Акулина.Портрет.Этот образ составляет идейный и композионный центр. Как виртуозный живописец,Тургенев в деталях подает портрет Акулины, обращая внимание не только на чертывнешнего облика, но прибегая к описанию мимики, жестов и поз. Первое упоминаниеэтого образа в тексте скульптурно:  девушка сидит, потупив голову и уронив рукина колени. Эта поза  глубокой задумчивости, по ней можно догадаться опротиворечивых мыслях и одновременно покорности – далее это подтверждаетсятекстом: лицо «просто и кротко… и полно недоумением перед собственнойгрустью». Рассказчик восхищен ею, ему не удается скрыть восторг перед красотойдевушки за слегка ироничными характеристиками (подобающими охотнику и барину):«очень не дурна собою», «головка очень мила»,  «даже немного толстый и круглыйнос» — сквозь эти попытки сделать описание объективным, посторонним и дажеслегка циничным читатель видит любование каждой чертой девушки. Каждая детальодежды  притягивает внимание то к кистям рук, то к шее, то к талии.  Интереснапротиворечивая деталь: волосы «белокурые» и одновременно «пепельного цвета».Они причесаны по- крестьянски – «расходятся двумя полукругами из-под узкой алойповязки». Кожа тонкая, красиво загорелая. Далее упоминаются высокие брови,длинные ресницы, причем воображение рассказчика рисует глаза девушки прежде,чем он их увидел. На коленях Акулины густой пучок полевых цветов, по щекекатится слезинка. Получается сентиментальный портрет «пастушки», но Тургеневидет дальше и выводит не декоративный, а развернутый лирическийпсихологизированный образ.  Рассказчик не случайно внимательно следит заглазами и телодвижениями, потому что жесты, взгляды и выражение лица могутсказать наблюдателю то, что ему не слышно издалека, когда Акулина и Викторразговаривают. И, конечно, только так охотник может судить о мыслях,настроениях героини. Вначале глаза «быстро блеснули» — девушку потревожил звук.Это передает беспокойство. Глаза были «большие, светлые и пугливые, как улани». С ланью сопоставляется робкая и грациозная девушка. Следующее движение,присущее девушке-лани: «она встрепенулась», затем «выпрямилась и оробела; взорзадрожал». По этому описанию очевидно, что девушка ожидает встречи, что онабоится этой встречи, но страстно желает ее. Это противоречие еще большеподтверждается, когда появляется Виктор: она «вспыхнула, радостно, счастливоулыбнулась – и тотчас поникла вся, побледнела, смутилась». Взгляд окрашиваетсянеожиданно по-новому: он становится «почти молящим». И далее в отношении кВиктору проявляется преклонение: Акулина жадно ловит каждое его слово и робкоцелует руку, а в ее взоре – «столько нежной преданности, благоговейнойпокорности и любви». Акулина живописна и в проявлении горя. При этом в ней нетничего показного, фальшивого. Девушка пытается сдержаться, но чувство щемящейтоски и безысходности наполняет каждое движение: «все ее тело судорожноволновалось». Под конец возникает снова образ лани: при появлении охотника«откуда взялись силы — она с слабым криком поднялась и исчезла за деревьями».
Имя Акулина традиционнодля девушки из простонародья. Однако Тургенев не решается сделать свою героинючистокровной крепостной крестьянкой: «не совсем мужичка; и твоя мать тоже невсегда мужичкой была», — говорит Виктор. Но образования она не получила. Матьее умерла (судя по словам «за немилого выдадутсиротиночку»), жила сотцом (Виктор: «не дурачься, слушайся отца»), боялась родни («каково же мнетеперь в семье»), а именно боялась принуждения к нежеланному замужеству.
Одежда. Простойкрестьянский костюм выглядит на девушке опрятно и даже элегантно. Это чистаябелая рубаха, оттеняющая благородный цвет кожи, и клетчатая юбка. Единственноеукрашение – крупные желтые бусы. 
Букет. Это очень важныйсимвол для всего произведения, «густой пучок полевых цветов». В тексте указано,какие именно цветы составляют букет: полевая рябинка, череда, незабудки,маткина-душка и, отдельно, «небольшой пучок голубеньких васильков, перевязанныхтоненькой травинкой». Характерно, что каждый элемент букета имеет собственноезначение у Акулины: череда – средство от золотухи, полевая рябинка – для телят,васильки – для Виктора. Если рассматривать цветовую гамму, то пестрые желтые,белые, фиолетовые цветочки служат обрамлением для более крупных темных васильков, бережно приготовленных заранее для любимого, отвергнутых им и подобранных исохраненных рассказчиком. В аллегорическом смысле это все лучшие чувства имысли, посвященные девушкой своему избраннику, также  поруганные, но поразившиеслучайного очевидца и зарисованные им на страницах своих записок.
 Виктор. Если появление Акулины в рассказескульптурно, то приход Виктора описывается в динамике. Сначала «что-то зашумелопо лесу», затем «замелькала фигура мужчины». В тексте сразу отмечается, чтоэтот тип не производит приятного впечатления. Такая скульптура получиась быбезобразной. Это «избалованный камердинер молодого, богатого барина». В одеждеи, вероятно, повадках он старается копировать своего господина. Если скромнаяодежда Акулины подчеркивает достоинства красивой молодой женщины, то попыткиВиктора придать своему костюму лоск лишь выставляют напоказ неприятные черты:воротнички подпирают уши, накрахмаленные рукавчики и особенно золотые исеребряные кольца привлекают внимание к некрасивым красным кривым пальцам.Глазки крошечные, молочно-серые, вместо усов – отвратительные желтые волосикина толстой верхней губе. Лицо румяное, свежее, нахальное, с очень узким лбом(густые, туго завитые волосы, начинаются «почти у самых бровей»). Одет он впальто с барского плеча, у него розовый галстучек и картуз с золотым галуном –«с притензией на вкус», однако, судя по жестокой иронии рассказчика, совершеннобезвкусно. Манеры камердинера грубые, развязные, в поведении бросается в глазатупое самодовольство. Виктор «нестерпимо ломается», то есть старается придатьсебе важный и независимый вид. Для этого он щурится, морщится, щиплет усики итак далее.
Манера речи соответствует мимике. Персонаж выговариваетслова небрежно, несколько в нос (копирует французский прононс?), а одну репликупроизносит даже «как бы из желудка»; при этом непрестанно зевает ипотягивается. Помимо того, что Виктор по-женски тщательно заботится  о своейвнешности, его самовлюбленность проскальзывает и в жестах. Он с любовью гладитсебя по голове, ложится перед Акулиной, «развалясь, как султан», и на лицесквозь равнодушие поглядывает удовлетворенное, пресыщенное самолюбие.
 
Виктора тяготит разговор на тему отношений  с Акулиной. Оннервничает (молча играет цепочкой часов) и переводит тему на букет в рукахАкулины. Эти бережно собранные цветы становятся лишь минутным предметомвнимания того, кому они приготовлены, и затем  васильки небрежно брошены натраву.
Чтобы подтвердить свое превосходство, Виктор носит с собойсвоеобразные фитиши: это все те же часы на цепочке и лорнет, который ему все неудается нацепить. Вероятно. эти предметы он связывает с понятиями «обчество» и«образование». Но Акулине всего этого не понять, а, вернее, самому Викторунечего об этом рассказать.
При расставании тоже происходит «ломание». Викторнесколько раз порывается встать и уйти, наслаждаясь тем, что Акулина удерживаетего.  При всей напускной самоуверенности, вид слез приводит Виктора в смятение(ранее в тексте: «не плачь… я этого терпеть не могу»), и он позорноретируется, оставляя рыдающую девушку одну на поляне.
Охотник. Это третье действующее лицо рассказа. Врассказе он является повествователем, свидетелем событий, а одновременно исудьей описываемого, давая оценку и частично делая выводы. Поскольку Охотникявляется сквозным персонажем всего цикла рассказов, и его образ раскрываетсяпостепенно на протяжение всей книги, то подробно анализировать его в рамкахотдельно взятого рассказа не следует. Достаточно сказать, что этонаблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек, по социальномуположению помещик; он не только страстно увлекается охотой, но ценит и знаетприроду и, что самое главное, интересуется жизнью людей, которых встречает.Среди этих людей – помещики и крестьяне; Охотник старается обращать внимание нахарактер каждого, не взирая на сословную принадлежность, но учитывая условиябыта своих героев.
Авторитет суждений Охотника является обязательным условиемпрочтения Записок.         Это значит, что для верного понимания рассказанеобходимо встать на точку зрения рассказчика. Это следует учитывать, рассуждаяо проблематике произведения.  Кроме того, Охотник и Акулина осуществляют другуюпару персонажей, составляющих ещё одну, побочную сюжетную линию.
Сюжет.
 
Фабула рассказа состоит в том, что рассказчик,будучи на охоте, становится свидетелем свидания Виктора и Акулины в лесу.Виктор объявляет о своём скором отъезде с молодым господином из деревни.Девушка чувствует себя ненужной любимому человеку, униженной и одинокой.Жестокий юноша цинично равнодушен к её страданиям. Он уходит не попрощавшись,бросив рыдающую Акулину ничком лежащую на траве. Появление Охотника спугнулодевушку. Она стремительно скрывается в чаще, оставив на поляне букетиквасильков. Охотник бережно подбирает цветы и хранит их.
 
Сюжет рассказа «Свидание» построен по классической схеме:экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка и эпилог.Экспозиция рассказа предлагает читателю проникнуться великолепными осеннимипейзажами средней полосы России. На фоне природы, на лесной поляне происходитзавязка основной сюжетной линии – встреча вдух главных героев. По мере развитиябеседы выясняется история их взаимоотношений, возникает конфликтная ситуация.
Неизбежность расставания из-за отъезда Виктора послужила толчкомдля обнаружения глубокого конфликта: один из героев не придаёт, да и непридавал ранее большого значения их взаимоотношениям, в то время как длядругого в этом вся жизнь; девушка полностью полагается на своего возлюбленного,посвящает ему всю себя и, вероятно, возлагает надежды. Она не позволяет себеусомниться, что для него это столь же важно. И когда очевидное равнодушие юношинельзя более скрывать от самой себя, девушка смиренно просит одного –понимания, однако и на это не способен ограниченный и самовлюблённый лакей.
 Кульминационный момент – когда два персонажа не могутдоле находиться друг подле друга. Эмоциональное напряжение доходит до высшейточки, и герои расстаются. У этой сюжетной линии открытый финал, событияпрерываются в кульминационной точке. Но этим сюжет рассказа не исчерпывается. 
Другая, побочная сюжетная линия – взаимоотношениярассказчика и девушки. Строго говоря, эти взаимоотношения больше воображаемыесо стороны автора. Персонажи не знакомы, не разговаривали друг с другом. Ихвстреча была случайна, и лишь рассказчик наблюдал за девушкой сколько-нибудьдлительное время, она же стремглав бросилась прочь, едва завидя сквозь слёзыего расплывчатый силуэт. Однако эта встреча оказала большое впечатление наохотника, он думал о ней и вспоминал девушку спустя несколько лет. Охотникнастолько сочувствует героине своего рассказа, что берёт на себя то, чегоожидала Акулина от Виктора – понимание и сострадание. Это символизирует букет,который хранит Охотник, в то время как цветы тпредназначены Виктору. Попродолжительности событий эта сюжетная линия превосходит первую:  здесь завязкапроисходит тогда, когда рассказчик увидел девушку, то есть ранее основнойзавязки; кульминационный момент – когда девушка единственный в жизни миг видит Охотника,пугается его и убегает. На момент рассказа, то есть через несколько лет,воображаемая связь рассказчика и девушки продолжает сохраняться в виде сухогобукета васильков, который разказчик бережно хранит.
 
Художественные детали.
 
Букет – очень значимая художественная деталь.Полевые цветы не имеют никакой ценности для Виктора, а Акулина знает применениекаждой из трав, она, обладая вкусом и чувством эстетики (это видно из сравнениякостюмов персонажей), видит красоту и прелесть простых цветов.  Букет собранбережно, с любовью – и отвергнут. Также и чувства Акулины – всё лучшее, что онаберегла в своей душе – предложены возлюбленному и отвергнуты им. Вфункциональном отношении эта деталь связывает две сюжетных линии. И букетупосвящён коротенький эпилог: «… и васильки её, давно увядшие, до сих порхранятся у меня».
Следующая художественная деталь – лорнет – являетсяаттрибутом  Виктора, другого персонажа, несимпатичного рассказчику. Вобстановке природного интерьера, быта простых людей, этот предмет выделяетсянеуместностью, бесполезностью. Также и его хозяин-лакей диссонирует собстановкой своим внешним видом, манерами и бесполезной ролью в жизни.
Кстати, в экспозиционной зарисовке говорится, что Охотникасопровождает собака, но в дальнейшем она ведёт себя очень деликатно,ничем не выдавая своего присутствия и позволяя без помех быть свидетелемописываемых событий, так что к середине действия мы можем вполне забыть о еёприсутствии.
Пейзажное описание.  Тургенев – признанный мастерпейзажа. Действие этого рассказа, как и многих других рассказов цикла,происходит в интерьере природы. В этом произведение описание природыперекликается с сюжетом как аллегория.
Время года – осень – традиционно символизирует влитературе заключительную фазу. В контексте сюжета это – конец взаимоотношенийдвух главных персонажей. Также и настроение осени – упадок, грусть, тревога –соответствуют настроению описываемых в рассказе событий. Переменчивая погода –то дождик, то туча, то проблески солнца – словно повторяет игру настроений налице главной главной героини. Противопоставление осиновой и берёзовой рощисоответствуют противопоставлению характеров главных героев. Симпатиярассказчика к характеру девушки проецируется на предпочтение, отданное берёзке,любование этим деревом. В то же время неприязнь к Виктору отражается наотношении к осине: рассказчик не любит осины, но признаёт, что она бываетхороша в иные моменты, так же как мужчины, подобные Виктору, «к сожалению,очень часто нравятся женщинам». 
Пейзажной зарисовкой заканчивается повествование. Теперьуже сквозь невесёлую улыбку природы проглядывает унылый страх недалёкой зимы –будущее не предвещает ничего хорошего героине рассказа. Ветер гонит по дорогеопавшую листву – так и героев рассказа жизнь разбрасывает в разные стороны, иони никогда больше не встретятся.
В этом же тоне лёгкой печали и ностальгии, выдержанэпилог, заканчивающийся многоточием.
Словесная организация текста соответствует жанрурассказа. Монолог повествователя перемежается диалогами, в отступлениях отфабулы выражается отношение автора к описываемому. В прямой речи сохраняютсяособенности говорящего, определяющие социальную принадлежность и занятие. РечьАкулины плавная, благозвучная, насыщенная эпитетами, вместе с тем простая идостаточно грамотная. Она соответствует образу «пастушки», несколькоидеализированной крестьянки.
Речь Виктора выдаёт принадлежность к дворне. В нейприсутствует налёт искуственности: слегка неуклюжий синтаксис («на службупоступить желает» — характерный неуместный обратный порядок слов),отрывистость, избыточные вводные слова («так сказать») присутствиестилистически неуместной лексики (образование), ещё и искажённой («обчество»).
Речь повествователя ведётся от первого лица. Покрасочности описания природы можно отличить завзятого охотника, а меткиехарактеристики персонажей и подбор художественных деталей выдаётнаблюдательного и опытного психолога. Речь отличается художественностью ибогатсвом лексики.
Тематика и проблематика.
Как видно из разбора сюжета, объект повествования –развязка любовных взаимоотношений двух внутренне разных людей, их различноепонимание ситуации. Основной мотив – вечные человеческие взаимоотношения,верность и легкомыслие, глубина чувств и поверхностность.
Проблематику определяет отношение автора к описываему.Один из важных элементов проблематики рассказа – противопоставлениекрестьян-земледельцев и дворни. По убеждению повествователя, который является ивыразителем мнения автора, первые являются носителями исконной народной духовности,чистоты и нравственности. Другие же – люди испорченные, оторвавшиеся от корней,позаимствовавшее у своих господ-помещиков все самые худшие качества и кичащиесяэтим. Эта тема звучит и в других рассказах цикла. Общественный конфликт этихдвух сословий отразился в этом рассказе на личном конфликте двух героев –крестьянки и дворового.
Проблемы, затронутые в произведении, во многом былиактуальны лишь для прошлого века. Современный человек при чтении этого рассказапогружается в бытовые и социальные реалии того времени,  любуется колоритомприроды, размышляет о вечных вопросах взаимоотношений людей и узнаёт себя вхарактерах, описанных Тургеневым.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мозок 2
Реферат Проектування систем автоматизації
Реферат Греко-болгарская схизма
Реферат Логические системы в различных функциональных наборах и их реализация
Реферат Твердотопливные ракетные двигатели
Реферат Психология индивидуальности Г. Олпорта
Реферат Internet-телефонії VDO Phone
Реферат Центровая оснастка и патроны токарных станков
Реферат Политическая журналистика как творчество журналиста
Реферат Проблемы методологии истории отечественного государства и права
Реферат Орден тамплиеров, как субъекта международных отношений XII-XIV веков
Реферат Сущность и основные элементы денежно-кредитной системы
Реферат Группы и категории должностей государственной службы
Реферат майбутньої держави мала грунтуватися на владі однієї націоналістичної партії На чолі руху мав
Реферат Линейно-стадиальная интерпретация унитарно-стадиального подхода к истории и ее несостоятельность