Анализ эпизода «Чичиков у Манилова»(«Мертвые души»)
Ах,если ты меня поймешь,
Простисвободные намеки;
Пустьистину сокроет ложь:
Чтож делать? — Все мы человеки
М.Ю. Лермонтов
ПоэмаНиколая Васильевича Гоголя «Мертвые души», появившаяся в 40-е годы XIX века,раскрыла сатирический талант писателя, поднимающегося в разящем смехе досарказма Гоголь одним из первых писателей понял великую силу сатиры ииспользовал ее, критикуя помещичье-крепостнический строй России.
Поэмапоявилась в тот момент, когда крепостное право «расписалось» в своейнесостоятельности, губительности не только для зависимых от него крестьян, но веще большей степени для помещиков, теряющих человеческий облик и достоинстволичности. Создав незабываемую и правдивую галерею портретов и характеровкрепостников, Гоголь восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадостимог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже направду? Все похоже на правду, все может статься с человеком...»
Поэманаписана в форме путешествия главного героя Павла Ивановича Чичикова по югуРоссии с целью «сколачивания» капитала мошенническим методом. Тема путешествияв русской литературе не нова, она позволяет автору показать всю Россию, сделатьнужные ему выводы и обобщения. Причем это «знакомство» идет в определенномпорядке, автору надо показать постепенную деградацию помещика-крепостника отпрекраснодушного бездельника Манилова через «собирателей-кулаков» Коробочки иСобакевича, пьяницы и картежника Ноздрева к «прорехе на человечестве» —Плюшкину.
Начинаетсязнакомство с крепостниками с Манилова, достаточно приятного внешне человека.Чичиков ищет «Заманиловку», но «деревня Маниловка немногих могла заманить своимместоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру— открытом всем ветрам…покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На нейбыли разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций!пять-шесть берез небольшими купами… Под двумя из них была беседка… снадписью: „Храм уединенного размышления“…
ПавлуИвановичу Чичикову и читателям открывается довольно претенциозная иодновременно жалкая картина. Сам Манилов встрече с Чичиковым ведет себя излишнелюбезно, до приторности навязчиво. О нем автор говорит, что Манилова можноохарактеризовать так: «Есть род людей, известных под именем: люди себе, ни тони се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...»
Маниловпервоначально кажется приятным и обходительным человеком, но Гоголь то и деловводит в описание детали, характеризующие его не с лучшей стороны. В кабинетехозяина «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатойстранице, которую он постоянно читал уже два года». Великолепная деталь,показывающая умственный уровень помещика. Его эстетические запросыограничиваются тем, что он вываливает на подоконник пепел из трубки, выстраиваяне то беспорядочные кучи, не то «строя» что-то фантастическое. Маниловсовершенно не занимается хозяйством, передоверив крестьян приказчику-вору. Онни сам не знает, сколько умерло крепостных, ни вызванный на доклад приказчик.
Маниловане интересует суть дела Чичикова. Он не может понять, для чего Павлу Ивановичунужны мертвые души. Чичиков, подстраиваясь под «изящный стиль» хозяина,выражает свои мысли витиевато, называя умерших — «которые в некотором родеокончили свое существование». Чичиков озадачивет Манилова на миг, но потом всепроходит: помещик не привык задумываться, ему достаточно слова мошенника, иМанилов готов дальше восхищаться Павлом Ивановичем, он ради «нового приятеля»собственноручно перепишет список всех умерших крестьян, украсит его шелковойлентой.
Какярко высвечивается характер Манилова. Он делает бездумно «грязное» дело, ноперевязывает «упаковку» красивой лентой, его интересует не суть, а внешняякрасивость. Этому легковеру достаточно невнятных фраз Чичикова, чтобыуспокоилась его совесть, а может быть, она и не просыпалась?! Интересен и образЧичикова. Он прекрасный психолог, понимающий «природу Манилова». ПавелИванович, говоря с помещиком, начинает так же елейно улыбаться, лебезить передхозяином, принимая его манеру поведения.
Чичиковуважно добиться своей цели — собрать как можно больше душ умерших крестьян, непрошедших ревизской сказки. Он задумал грандиозную аферу и теперь идет напроломк своей цели. Для него не существует нравственного барьера, который бы нельзябыло обойти. Гоголь сумел увидеть нарождающийся класс капиталистов и гениальноизобразил отдельных его типов. Писатель ним из первых увидел неприглядное«лицо» капитала и зал его «во всей красе» в поэме «Мертвые души».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/