Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Смысл заглавия романа М.Горького "Мать". Образ Ниловны

Смысл заглавия романа М.Горького«Мать». Образ Ниловны.
В1909 году М. Горький записывает: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, исердца более емкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно было быиспользовать  эпиграфом для всего произведения. Выбирая Ниловну, а не ПавлаВласова в качестве центрального персонажа, Горький стремится подчеркнутьвсемирный масштаб тех изменений, которые происходят, по его мнению, в средерабочего класса.
Писательуказывает на реальный прототип своей героини: “Ниловна — портрет матери ПетраЗаломова, осужденного в 1902 году за демонстрацию 1 мая. Она работала ворганизации, развозила литературу, переодетая странницей, вИваново-Вознесенском районе. Она — не исключение”. То, что существованиечеловека, подобного Ниловне, подсказано действительностью, очень важно. ПутьНиловны — это путь простого человека в революцию.
Авторскоеотношение к Ниловне очевидно. Не случайно именно ей отводится решающая роль вразвитии сюжета произведения. Она участвует во всех событиях, происходящих вкниге, описание часто ведется от ее лица. Появляется Ниловна не сразу. Не сразудается и ее портрет. Характерно, что лейтмотив, сопутствующий ее появлению вромане, — страх. Сначала это страх забитого человека. Позже — страх за то, чтолюди не поймут правды, идей Павла. Страх преследует мать на протяжении всейкниги, но постепенно переходит в другое чувство — в гордость за сына, И в концепроизведения — это уже страх за то, что она не будет достойна Павла, и опасенияза людей, которые делают одно с ее сыном дело. Ниловна не оставляет сына, онавсегда рядом, а что может быть прекраснее в жизни! Неудивительно, что именночувство единения с сыном помогает ей в какой-то момент полностью преодолетьстрах (“Ей сразу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив: “Не позорьсына-то. Никто не боится!”).
Собразом матери в произведении связана тема воскрешения человеческой души, темавторого рождения человека. Горький не упрощает это воскрешение. Процесс жеперерождения Ниловны вообще сложен. Во-первых, ей сорок лет, а для того времениэто уже был возраст, на котором “бабий век” заканчивался, В начале книгиГорький вообще утверждает, что, “прожив такой жизнью лет 50, человек умирал”.Ниловна — сложившаяся личность. Кроме того, она женщина религиозная. В верематери писатель видит определенную систему взглядов на мир, помогающую ейвыжить. Поэтому-то Ниловна так боится разрушения свой веры в Бога. Не случайноона просит Павла и Рыбина: “Уж вы мне Бога-то оставьте, как я без него житьбуду?”
Еслив начале произведения Ниловна верует глубоко и страстно, то по мере развитиядействия ее вера отходит на второй план, она даже замечает, что стала меньшемолиться.
Такимобразом, процесс перерождения матери связан с изменением ее мировосприятия.
Инаконец, Ниловна — просто женщина, а традиционные для ее времени и средыпредставления о назначении женщины ограничивались семьей и детьми. И это тоже визвестной мере осложняет ее включение в активную деятельность. А потому всякнига становится историей возрождения души, освобождения личности от страха.
Поставивв центре повествования бессильное, забитое существо, которое в своей жизниничего не видело, кроме побоев и грубости, Горький показал, как в процессепостепенного перерождения расширяется значение слова “мать”. Сначала Ниловна —источник жизни Павла, ее любовь — эгоистическая любовь к сыну. Позже Ниловнаначинает ощущать себя матерью Находки, Наташи. В конце книги она мать всехдетей: “Теплая тень ласково окружила женщину, грея сердце чувством любви кневедомым людям, и они складывались в ее воображении все в одного огромногочеловека”, Особое значение приобретает и следующая фраза: “Мы все дети однойматери-правды”. Мать многого не понимает, но она чувствует правду, ибо этозаложено в ней изначально.
ДляГорького чрезвычайно важен момент поиска истинной веры. На протяжении всейкниги мать ищет. В тексте постоянно появляется слово “Бог”. Воспитанная направославных канонах, Ниловна видит в Боге единственную силу, способнуювосстановить справедливость если не на этом, то на том свете. То, что рядом сней живут люди, стремящиеся создать справедливость на земле, производит наНиловну сильнейшее впечатление. А потому она говорит: “Несчастная она, нашабабья любовь. Любим мы то, что нам надо.,. Другие люди за народ страдают, втюрьмы идут, и в Сибирь, умирают. Кто их толкает, кто гонит? Любят они! Вот они— чисто любят, веруют. Веруют, Андрюша. А я не умею так? а люблю свое,близкое”. Что же отвечает ей Андрей Находка? “Все любят близкое, но в большомсердце и далекое близко. Вы много можете. Велико в вас материнское”, Любовьматери, дарующей жизнь и охраняющей эту жизнь, по мнению Находки, — любовьприродная, подобно той, что рождает новое общество. Воскрешение Ниловны — этовера в Андрея, который мечтает: “Я знаю, будет время, когда люди будутлюбоваться друг другом, когда каждый будет как звезда перед другим! Будутходить по земле люди вольные, великие свободой своей! Тогда не жизнь будет, аслужение человеку, образ его вознесется высоко”.
Смыслзаглавия произведения заключается в символике образа матери-созидательницы,матери, рождающей “будущее в детях своих”. М. Горький подытоживает тепредставления о матери, которые появились еще в ранних его произведениях, гдеон говорит: “Прославим женщину-мать, неиссякаемый источник всепобеждающейжизни, прославим в мире женщину-мать — единую силу, перед которой склоняетсясмерть” (“Сказки об Италии”}Чрезвычайно важным моментом произведения становитсясон Ниловны, в котором звучит основная тема жизни матери: “Не оставляйте детейсвоих на одиноком пути!” Этот сон становится переломной чертой в жизни героини.Она полностью освобождается от старой веры. И мы не сомневаемся — Ниловнапоможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, поддержит их в самуютяжелую минуту. Ибо она — мать.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.