Реферат по предмету "Литература и русский язык"


А.И. Куприн - Поединок

А. И. Куприн
26 августа (7 сентября) 1870 года – родился в г. НаровчатПензенской губернии в семье чиновника.
1890 год – окончив юнкерское училище, поступает в армию.
1894 год – оставляет военную службу, работает грузчиком,актёром, организовывает цирк, управляет имением, сотрудничает в местных газетахкак репортёр и фельетонист.
В ранних произведениях сочувственно рисует нужду бедняков(«Чудесный доктор»1897 год), трагическую участь артистки цирка («ALLEZ!» 1897 год), издевательства над солдатом («Дознание»1894 год, «Ночная смена 1899 год).
Протест против порабощения личности содержится в повести«Молох» (1896 год).
Куприн противопоставляет современной цивилизацииестественную жизнь в общении с природой («Олеся» 1898 год и «Чёрный туман» 1905год).
Творчество Куприна отличается прежде всего своей яркостью исвоеобразием среди произведений других писателей-реалистов того времени.Александр Иванович очень своеобразный писатель – он много путешествовал повсему миру, перепробовал множество профессий (от грузчика до управляющегоимением), именно поэтому большинство его произведений так интересны читателям.
1905 год – вышла в свет повесть «Поединок».
1907-1919 годы – выходят повести и рассказы.
В рассказах «Гамбринус» (1907 год), «Гранатовый браслет»(1911 год) неподкупность, благородство чувств противопоставляет пошлости,лицемерию буржуазной морали. Увлекается экзотическими, библейскими мотивами(«Суламифь» 1908 год). Эти и другие его произведения («Сны», «Свадьба», «Рекажизни», «Убийца», «Бред», «Обида») были откликом на события первой русскойреволюции.
1919 год – вынужден был эмигрировать в Париж.
1937 год – возвращение в СССР.
25 августа 1938 года – умер в Москве.
«Поединок»
 
                                                             «… трепещет и бьется пульс целой эпохи,         
                                                             рвущейся из мрака безличия и покорности –
                                                             к свету…»
                                                             (журнал «Правда», 1905, сентябрь-октябрь).
                   Повесть«Поединок» принесла А. И. Куприну всероссийскую славу. Переведенный еще врукописи на немецкий, французский, а затем на польский, шведский, итальянскийязыки, «Поединок» уже в 1905 году стал известен западноевропейскому читателю.
                  Правдивоеизображение отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забитыхсолдат вызвало огромный общественный резонанс. Картины «Поединка» словноотвечали на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы (разгром русскогофлота при Цусиме). Но проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционнойвоенной повести, потому что Куприн затрагивает и вопрос о причинахобщественного неравенства людей, и о возможных путях освобождения человека отдушевного гнета, и о проблеме взаимоотношений личности и общества,интеллигенции и народа. Иными словами, смысл повести – в борьбе старого мира сновым. И пусть сегодня еще побеждают устои прошлого, загнивающего мира, ноналицо и ростки нового, прогрессивного, позволяющего «…ощутить гнет  окружающейжизни и искать из нее выхода». («Вестник и библиотека самообразования», 1905, №28).
                   Сюжетная канва произведения построена наперипетиях судьбы честного русского офицера, которого условия армейскойказарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми.Ощущение духовного падения преследует не только Ромашова, но и Шурочку.Сопоставление двух героев, которым свойственно два типа миропонимания, вообщехарактерно для Куприна. Оба героя стремятся найти выход из тупика, при этомРомашов приходит к мысли о протесте против мещанского благополучия и застоя, аШурочка приспосабливается к нему, несмотря на внешнее показное неприятие.Отношение автора к ней двойственно, ему ближе «безрассудное благородство иблагородное безволие» Ромашова. Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своимдвойником, а сама повесть во многом автобиографична. Ромашов – «естественныйчеловек», он инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб,его мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастуюнаивны. Ромашов близок чеховским героям. Но возникшая необходимостьнемедленного действия усиливает его волю к активному сопротивлению после встречис солдатом Хлебниковым, «униженным и оскорблённым», в сознании Ромашованаступает перелом, его потрясает способность человека пойти на самоубийство, вкотором он видит единственный выход из мученической жизни. Искренность порываХлебникова особенно ярко указывает Ромашову на глупость и незрелость егоюношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то «доказать» окружающим. Ромашовпотрясён силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляетподпоручика впервые задуматься о судьбе простого народа. Впрочем, отношениеРомашова к Хлебникову противоречиво: разговоры о человечности и справедливостиносят отпечаток абстрактного гуманизма, призыв Ромашова к состраданию во многомнаивен.
                  Образ же Назанского неоднозначен: егорадикальное настроение (критические монологи, романтическое предчувствие«светозарной жизни», предвидение грядущих социальных потрясений, ненависть кобразу жизни военной касты, способность оценить высокую, чистую любовь,почувствовать непосредственность и красоту жизни) вступает в противоречие с егособственным образом жизни. Единственным спасением от нравственной гибелиявляется для индивидуалиста Назанского и для Ромашова бегство от всякихобщественных связей и обязательств. И последнее «Прощайте» Назанского служит подтверждением этому. Эпилог повести достаточно суров – это дуэль, в результате которойглавный герой погибает.
                 Воздействие «Поединка» на умы и сердцасовременников определялось тем, что общественно-значительное содержаниеповести, ее передовые идеи были облечены в прекрасную художественную форму.Реализм картин повести Куприна, тонкость психологического анализа высоко ценилЛ.Н. Толстой.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Задачи по бжд 2
Реферат Краткий курс истории ВКП б
Реферат Как не погореть при проверке пожарной безопасности
Реферат 2/нк о признании и установлении эквивалентности документов иностранных государств об ученых степенях на территории Российской Федерации и выдаче соответствующих свидетельств
Реферат История исследования электромагнитных полей и их воздействие на чел
Реферат История становления и развития эргономики и ее роль в создании безоп
Реферат Кислотные дожди 2
Реферат Компоненты системы человек среда обитания . Характерные состояния системы человек среда об
Реферат кризисное развитие
Реферат Концепция формирования целостной системы эндоэкологической реабилитации во всех звеньях практического
Реферат Компьютер и безопасность
Реферат Контрольная работа по Безопасность жизнедеятельности
Реферат Классификация кровотечений и первая медицинская помощь при них
Реферат Средства хранения и переноса информации
Реферат Лазерное излучение 3