Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Автор и его герой в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Автор и его герой в романе И. С. Тургенева«Отцы и дети»
Каждыйписатель стремится отразить в своих произведениях «дух и давлениевремени», создать яркий и запоминающийся тип героя своей эпохи. Поэтомуобразы Чацкого, Онегина, Печорина стали художественным воплощением наиболеехарактерных черт и идей людей первой половины XIX века. Настойчиво искал своегогероя, в котором бы «отразился век», И. С. Тургенев, всегда оченьчутко реагирующий на малейшие изменения в общественной жизни. Идействительность начала 60-х годов дала писателю обильный материал для созданияобраза «нового человека», разночинца, демократа, нигилиста. С людьмитакого типа сотрудничал Тургенев в редакции журнала «Современник». Онбыл знаком с атеистами и материалистами, которые отличались прямотой ирезкостью суждений, увлекались естественными науками, отрицали культурноенаследие прошлого. В плане романа «Отцы и дети» Тургенев даженазывает трех прототипов своего будущего героя — Добролюбова, Павлова иПреображенского, представителей новой разночинной интеллигенции.
Дворянин-аристократТургенев не разделял их взглядов, но пытался понять их. Свое представление ореволюционных демократах писатель воплотил в образе главного героя ЕвгенияБазарова. Отношение автора к герою было сложным. Он, безусловно, ценил многиеего качества: независимый ум, честность, трудолюбие, демократизм, силу воли.Недаром он писал о своем герое, что тот «подавляет остальные лицаромана». Действительно, когда читаешь тургеневский роман, то воспринимаешьБазарова как побетеля, который торжествует над «отцами». Новнимательно вчитавшись в споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым,обнаруживаешь в его высказываниях много противоречий, общих мест и откровеннонелепых утверждений типа «Рафаэль гроша медного не стоит». Повыражению Писарева, «Базаров завирается», то есть отрицает вещи,которых не знает или не понимает, — поэзию, музыку, искусство, любовь. Наделивсвоего героя острым критическим умом, Тургенев лишает его широты кругозора. Егоразвитие грешит односторонностью. Базаров признает только естественные науки,которые, по его мнению, достаточно ясно и четко объясняют все жизненныеявления. Например, любовь герой сводит к естественной физиологической потребности.Искусство отрицает потому, что оно бесполезно. Таким образом, Базаров допредела сужает все многообразие, красоту и прелесть жизни, в которой нет местаэмоциям, наслаждению красотой природы, поэзии, музыки. То есть он обедняетжизнь своим практическим рационализмом. Именно в этом автор не согласен сосвоим героем. Он считает неприемлемыми такие стороны в мировоззрении Базарова,как рассудочность, непонимание огромной роли чувств в человеческой жизни,отрицательное отношение к искусству.
Вопросо том, как относится Тургенев к своим героям и их идеям, очень занимал Писаревав его статье «Базаров». По-моему, он очень точно подметил, что авторане удовлетворяют ни отцы, ни дети. Хотя Тургенев не любит беспощадногоотрицания, личность самого отрицателя стала самой сильной и яркой в романе,внушая читателю невольное уважение. Действительно, никто из героев «неможет сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».Однако, желая показать несостоятельность взглядов героя, Тургенев переносит егов новые условия, заставляя пережить испытание любовью. Возникает ситуация, вкоторой Базаров вынужден действовать в полном противоречии со своими взглядами.Самонадеянный нигилист, отрицающий любовь, одержим страстью к красивой, умной,холодной женщине, совершенно чуждой ему и по общественному положению, и помировоззрению. Первая встреча с Анной Сергеевной Одинцовой производит наЕвгения сильное впечатление, которое он пытается уничтожить циничнымизамечаниями о ней. Но любовь оказывается сильнее его рационализма и нигилизма.Она остается с Базаровым до самой его смерти. Образ любимой женщины оказываетсяпоследним, который видит он в земной жизни. Значит, герой неправ в своемотрицании. Жизнь гораздо сложнее и многограннее, чем ему представлялось. Она таки остается для него загадкой, тайной так же, как и его собственная душа.
Вэпизоде смерти Базарова Тургенев показывает своего героя человеком стойким,сильным, способным чувствовать и любовь, и красоту, и жалость. Он до последнегомужественно сопротивляется болезни, стараясь щадить убитых горем стариков.Базаров здесь как бы очищается от всего наносного, избавляется от своейсамоуверенности, развязности, черствости, нигилизма. Он предстает в финалеромана как титаническая личность, которая не смогла реализовать своих громадныхсил. Здесь Тургенев отдает своему герою дань справедливого уважения.
Почемуже автор «убивает» своего героя, заставляя его умереть от случайногопореза пальца? Наверное, потому, что ему некого любить, не с кем дружить, ибовсе вокруг него мелко и пошло. Поэтому и растрачиваются его недюжинные силы насловесную перепалку с Павлом Петровичем да на опыты с лягушками. Создаетсявпечатление, что тургеневский герой бесконечно одинок, напоминая Гулливера встране лилипутов. Прав Писарев, сказавший, что ему «негде повернуться,нечем дышать, некуда девать исполинской силы». Поэтому смерть становитсяиспытанием, в котором должны раскрыться лучшие качества Базарова. И геройдостойно выдерживает его, внушая глубокое уважение и восхищение. Но при этомиспытываешь и чувство сожаления оттого, что так безрезультатно прошла жизньэтой сильной, яркой и одаренной личности из-за узости и односторонностинигилистических теорий.
Образ Базарова и сейчас воспринимается какпредупреждение тем, кто понимает новое как полное отрицание и разрушениестарого, не умея бережно относиться к духовному наследию прошлого, нарушаяестественную преемственность поколений. Ведь растение без корнейнежизнеспособно.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kostyor.ru/student/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.