Реферат по предмету "Литература и русский язык"


А.М.Горький: "Правда - бог свободного человека"

А.М.Горький: «Правда — бог свободногочеловека»
Горькийначал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Онстановился «рабом вещей», падала ценность личности. В начале своеготворческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои былисвободными, смелыми, сильными. Но эти герои — вымышленные.
Впьесе «На дне» Горький показывает уже совершенно другой тип людей — людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Пьеса «На дне» — это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основногоконфликта и развязки. Это как бы набор действий различных людей, собравшихся вночлежке. Герои, их внутренний мир раскрываются не из поступков, а изразговоров. Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею.
Попробуемразобраться, какую же философию несут в себе герои пьесы «На дне».Первое, что бросается в глаза, — это грубость в разговорах героев. Этопроисходит, может быть, потому, что люди не хотят и не могут принять своегоничтожества и своей грубостью как бы защищаются от внешних изменений(«Дура ты, Настька...»). Люди как будто озверели, они уже не могутговорить нормальным живым тоном. Даже Клещ не может сказать ласкового словаумирающей жене («Заныла»). Считается, что главное слово в пьесе — правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героевнеоднозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны — правдаих будничной повседневной жизни, правда «дна», и с другой — правда, которуюони хотели бы видеть. Это правда «вымышленная». И с самого начала мыуже видим конфликт этих двух правд.
Квашня.Чтобы я, — говорю, — свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь впаспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь онхоть принц американский, — не подумаю замуж за него идти. Клещ. Врешь! Квашня.Чего-о?
Клещ.Врешь! Обвенчаешься в Абрамкой...
Квашня.Козел ты рыжий! Туда же — врешь! Да как ты смеешь говорить мне такое дерзкоеслово?
Клещ.Велика барыня!.. А с Абрамкой ты обвенчаешься… только того и ждешь…
Квашня.Конечно! Если бы… как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти...
Клещ.Молчать, старая собака! Не твое дело…
Квашня.А-а! Не терпишь правды!
Изэтой короткой сцены становится понятной сущность конфликта этих двух правд.Никто из героев не хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то естьв реальной правде. Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды,завязавшийся с самого начала пьесы, достигает в третьем действии в споре оправде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обнажает правду реальную.
Клещ.«Какая — правда! Где — правда? Вот — правда! Работы нет… силы нет! Вот — правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда!Дьявол! На… на что мне она — правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем явиноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя… вот онаправда!.. Говорите тут — правда! Ты, старик утешаешь всех… Я тебе скажу…ненавижу я всех! И эту правду… будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми!Будь она проклята!»
Конфликтправд — это конфликт реального настоящего и гипотетического будущего. Нореальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотятвернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли вночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и чтос ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому. Тема правды впьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Длянего правда человека та, в которую он верит.
Лука.«Уйдем, милая! ничего… не сердись! Я — знаю… Я — верю! Твоя правда, ане ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она!Была!»
Сутьфилософии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, таккак вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасныхиллюзий. Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны. И еслиих соединить воедино, то это можно обозначить как веру, мечту и реальность.
Естьтакое высказывание Горького: «Правда — бог свободного человека». Ноесли говорить о героях пьесы «На дне», то о них нельзя сказать, чтоони свободные люди и что у них вообще есть какая-то правда. Эти люди несвободны, хотя они и босяки. А для Горького герой-босяк, цыган и др. — геройсвободный. Но персонажи пьесы «На дне» не хотят свободы. Им нс нужнаэта правда «свободного человека».
Многиесчитали, что пьеса «На дне» — это «буревестник революции».В пьесе нет ни одного призыва, но вся пьеса с начала и до конца ведет к тому,что в таком мире больше нельзя жить. Герои «На дне» не могут этогосделать. Например, Актер. Он вроде старается вырваться из этого мира. Но всеравно не способен бороться, а значит — не может жить. Мне кажется, что этупьесу нельзя однозначно трактовать. В ней скорее ставятся вопросы, чем даютсяответы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.