Реферат по предмету "Литература и русский язык"


«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора»

«» (по повести В.П. Астафьева«Людочка»)
Истина– противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, чтоесть. Именно так, без прикрас, показывает современную действительность один из«писателей — деревенщиков» — В.П. Астафьев. Основная тема его произведений –человек и природа, а его герои – выходцы из российской глубинки. Многим знакомытакие его произведения, как «Царь – рыба», «Печальный детектив», «Последнийпоклон». К этой же теме можно отнести, по – моему мнению, рассказ подназванием «Людочка». Со страниц небольшого по объему произведения встает целаяжизнь обычной деревенской девушки.
«Людочка»…Читаешь название и понимаешь, что речь пойдет о чем – то близком, дорогомписателю. Болью наполнены строки Владимира Соколова, которые вынесены вэпиграф:
Тыкамнем упала.
Яумер под ним.
Вэтом же эмоциональном ключе написано и вступление рассказа. Оно буквальнопереполнено риторическими вопросами, умолчаниями, за которыми чувствуетсяпереживание автора, его желание найти истину. И читатель уже настроен: речьпойдет о чем – то необычном, ярком, и, может быть, поэтому столь контрастнозвучит рассказ о жизни обыкновенной девушки: «Людочка родилась в небольшойугасающей деревеньке под названием Вычуган. Мать ее была колхозницей, отец –колхозником». Когда мы вспоминаем свое детство, в памяти всплывают самые яркиесобытия. А что могла вспомнить Людочка? Астафьев, рассказывая о детстве девушки,подчеркивает, через детали, что ничего запоминающегося в ее жизни непроисходило: «… росла, как вялая, примороженная трава, мало играла, редко пелаи улыбалась, в школе не выходила из троечниц, но была молчаливо – старательнаяи до сплошных двоек не опускалась».Через эти строки писатель доносит до нас туреальность, горькую правду, в которой росла девочка.Читатель постояннонатыкается на такие слова, как «незаметно», «ни хорошо, ни плохо». Чувствуетсякакая – то дисгармония, нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надолюбить. Людочка не ощущает даже материнской любви, ее не понимают. Чужим длянее является и родной дом. И поэтому так хочется вырваться из серойобыденности. Кому не понятна мечта девушки уехать в город, чтобы все, всеизменить. И Людочка как все «… ехала в город – устраиваться». Не знаю как вам, номне врезались в память строки о «новой жизни» Людочки: «… первую ночь провелана вокзале». Девочка, ничего не знавшая кроме своей деревеньки, не могла нечувствовать себя одинокой. Город встречает ее равнодушно, давая понять, что оналишняя в нем. Психологически тонко Астафьев показывает желание Людочки статькак все, приспособиться к «новой жизни»: «… приводила себя в городской вид, сделалазавивку, маникюр». Но мне почему – то было жалко ее в этот момент: никакиевнешние перемены не могли в ней скрыть простую деревенскую девочку: «Тихая, вродебы по-деревенски скованная, но по-крестьянски сноровистая, она предложилаподмести волосья на полу, кому – мыло развела, кому – то салфетку подала…».Может быть, именно поэтому среди всех выделила Людочку старая парикмахершаГавриловна. Астафьев нам подробно не рассказывает о жизни Гавриловны, но занезначительными фразами, фрагментарными описаниями встает еще одна судьба, ичитатель понимает, что привлекает Гавриловну в Людочке. Она осень похожа на нее,ведь когда – то эта женщина сама приехала в город за счастьем. СимпатииАстафьева всегда на стороне деревенских людей, привыкших мыслить просто и яснои не способных на зло, умеющих любить и уважат людей вокруг себя. У этих людейсвое понимание совести, в них есть какая – то природная сила. Законы, покоторым они живут, просты и человечны: за добро нужно платить добром, нужномного трудиться, уважать старших, не брать чужого. В городе это не цениться.Автор рассказывает нам о двух студентках, живших когда – то у Гавриловны:«…крашенные, курящие…», «… постоянно воспитывали Гавриловну…», «… не различалисвое и чужое…». Это полный контраст представлениям о жизни деревенских людей.Город калечит человеческие души – вот основная идея произведений Астафьева.Люди забывают свое прошлое, теряют себя. Наверное, поэтому у всех, кромеГавриловны и Людочки, в рассказе нет имен. Некоторых автор просто называет«мать», «отчим», «студентки», а некоторым (как животным!) дает клички («Артемка– мыло», «Стрекач»). В. Астафьев известен как мастер портретных характеристик.«Ликом он и в самом деле смахивал на черного узкозадого жука, летающего подеревенской рухляди и что-то там или кого-то там длинными хрусткими усамитерзающего». Прочитав эту цитату, трудно догадаться, что речь идет о человеке.Но тем не менее именно таким предстает со страниц рассказа Стрекач – грозаместных жителей, человек, лишенный всяких нравственных принципов, олицетворениезла. Астафьев не случайно описывает бесчинство Стрекача: «… ломом крушил окна, веранду,бил посуду, растаптывал скарб, рвал постели, мочился в банки с крупой имукой…». Что же позволяет этому нравственному уроду чувствовать себя хозяином?Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И опять Астафьевпроводит мысль о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя.Волчьи законы царят вокруг. Эти нравственные проблемы существовали с древнейшихвремен – с тех пор, как только начало складываться человеческое общество. Это иесть реальность, от которой никуда не уйти. Это истина, которую, порой, трудноосознать, воспринять.
По-моему,главную роль в понимании основной идеи рассказа играет описание паркаВэпэвэрзе. Все мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек можетпочувствовать себя наедине с природой, отдохнуть от городской суеты. Но врассказе Астафьева «Людочка» все иначе. Отвращение вызывает описание парка:«Вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стояли скамейки…», «из грязнойканавы и пены торчали и гудели горлами бутылки разных форм и мастей…», «всегдатут, в парке, стояла вонь, потому что в канаву бросали щенят, котят, дохлыхпоросят…». И люди ведут себя по-звериному: «Бесилась, неистовствало стадо, творя…телесный срам и стыд». А ведь это описание танцплощадки. Именно здесьстолкнулись зло и незащищенность, цинизм и наивность.
…Как всегда, Людочка шла «от трамвайной остановки до дома Гавриловны через паркВэпэвэрзе, а в парке «Стрекач, свободный от дел, сидел… на бетонной скамейке…».А дальше ужасающе своей реалистичностью сцена изнасилования. Наверное, никто немог остаться равнодушным к судьбе девушки, когда читал строки: «Людочка, слепошаря по земле, по себе, ползала в бурьяне, натыкалась на кусты, междуприступами рвоты чихала и все что-то искала…». Любое человеческое сердцесодрогнется от сострадания, но мир, который описывает Астафьев, жесток.Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. А и нужно тобыло – пожалеть. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая коскорблениям и не видящая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и роднойчеловек для Людочки, не чувствует ее боли (и Астафьев вновь проводит мысль: там,где разорваны кровные узы, недалеко до беды).
Менявсегда поражало внимание Астафьева к деталям. Из рассказа «Людочка» мнезапомнилась та «пестренькая веревочка, туго затянувшаяся» на шее бедной, всемиотвергнутой девушки. Эта веревочка является символом, и автор несколько развводит эту деталь в текст («Вот она, плотно скрученная веревочка! Матьсказывала, что привязывала ее к люльке». «Отчим Людочки плюнул окурок, пошелбыло, но тут же вернулся, раздергал… веревочку, снял ее с тополиногообломка…»). От люльки до рокового дерева, от начала жизни до ее конца, протянуласьверевочка. Что же нужно сделать, чтобы не оборвалась эта нить, на которойдержится самое дорогое и хрупкое – человеческая жизнь. Астафьев учит нас: надововремя сказать доброе слово, вовремя остановит зло, вовремя не растерять себя.Может быть отчим Людочки (ведь не случайно Астафьев к нему в карман кладетверевочку) остановит зло и беспредел, царящие вокруг. Несмотря на всютрагичность произведения, Астафьев дает надежду: есть еще время опомниться! Ичитатель верит ему. «Дитя не в тягость нам будет, хоть мы и старые, дитя намбудет уж как и сын и дочь как внук и как внучка, оно скрепит нас, на плавужизни удержит», — размышляет мать Людочки, возвращаясь в деревню после похорон.
По-моему,рассказ «Людочка» — одно из лучших произведений современной литературы. Именнов этом рассказе Астафьев поднимает вопрос, уже давно волнующий людей. Сейчас, вдвадцать первом веке, человек также одинок, как и раньше. Постоянносталкиваешься с безразличием, равнодушием по отношению к другим людям. Этоприводит к тому, что в безвыходной ситуации человек замыкается в себе иотдаляется от окружающих еще больше. Произведение служит предупреждением о том,что люди не должны забывать своих близких и родных. Писатель призывает беречьтех, кто окружает нас. Только забота о друг друге и любовь к ближнему делаетнас людьми. В этой книге Астафьев очень точно изображает реальность. Рассказзаставляет задуматься об окружающем нас мире, о беспорядке, хаосе, безразличии,которые царят вокруг. В наших силах сделать этот мир лучше, чтобы, воспринимаяреальность, мы не приходили в ужас, а могли только радоваться жизни.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.litra.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.