Реферат по предмету "Литература и русский язык"


«Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось…»

( “ Палата №6” А.П.Чехова.)
  
План реферата
1. Вступление ( биография писателя)
2. Творчество Чехова.
3. Язык и стиль писателя, мнения критиков.
4. Повесть “ Палата №6”, знакомство с героями, основнойсюжет.
5. История  написания повести
6. Смысл фразы Лескова.
Творчествовеликого русского писателя Антона Павловича Чехова относится к концу XIXвека. Он родился в 1860 году, в городе Таганроге в купеческой семье..  АнтонЧехов был четвертым ребенком. В 1876 году его отец разорился и был вынужденбежать от кредиторов в Москву, оставив семью.
В 1879 годуЧехов заканчивает городскую гимназию и, получив от купечества стипедию, уезжает в Москву, гдепоступает в МГУ на медицинский факультет и оканчивает его в 1884 году. Будучистудентом, он начинает писать рассказы и посылает их в Петербург, вюмористические журналы, печатаясь под псевдонимами: “ Брат моего брата”, “Человек без селезенки”, “Антоша Чехонте”. Начинал писать Чехов с маленькихрассказов, а иногда даже карикатур, что и положило начало краткости егопроизведений.[AK1] [AK2]
РождениеЧехова почти совпало с реформой 1861 года ( отмена крепостного права), иформирование личности писателя шло уже в послереформенной России, ее состояние отразилось в рассказах писателя.
Всетворчество Чехова делится на две части: раннее и позднее, они различны.
Ранний Чеховплодовит, он еще не задумывается над закономерностями жизни, а простовысмеивает ее уродливые стороны, в его рассказах и повестях нет глубиныобразов. Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковнуюжизнь, семейно-бытовые, служебно-бытовые отношения и общественные явления. ( “Жизнь прекрасна”, “Смерть чиновника”, “ Руководство для желающих жениться” идр.)
·    В 1883году – он написал 120рассказов
·    в  1885 году  – 129 рассказов
·    в  1886 году  – 112 рассказов
·    в  1887 году  – 66 рассказов
·    в  1888 году  – 12 рассказов
Поздний Чехов80х–90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит кпроблемам общества. Характеры героев становятся острее и четче. Чеховразоблачает тупого, сонного российского обывателя показывает его тусклую жизнь,показывает его невежественность, дикость, жестокость ( “ Человек в футляре”,  “Дом с мезанином”, “Дама с собачкой”, “ Палата №6”).
Тематикаэтого Чехова часто перекликается с тематикой других писателей: Достоевского,Тургенева, Островского, и иногда, как мне кажется, с гоголевской..
Сравниваятворчество Достоевского и Чехова можно отметить, что Достоевский рассматривает темы “ униженных и оскорбленных”, темы человеческих отношений, любви,становления личности, власти идеи над человеком, положения женщины в обществе ит.д.   в одном романе, а Чехов в нескольких рассказах.
ЕслиТургенева больше заботили проблемы крестьян, чем чиновничий мир, то у Чехова его герои – обыкновенные люди разных слоев общества. В своих рассказах писателикоротко, но очень емко показывают положение России во второй половине XIX века.
Да, тематикаперекликается, но все же Чехов глубоко  индивидуален, его стиль и точка зренияне похожи на других писателей.
 Язык Чеховадоступен, понятен и красив. Но простота и открытость свидетельствуют о глубине жизненного опыта автора. Вот мнение Максима Горького о стиле Чехова: “…единственный из художников нашего времени, в высочайшей степени усвоившийискусство писать  так, чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно. Он неговорит нового, но то, сто он говорит выходит у него потрясающе убедительно ипросто, до ужаса просто и ясно, неопровержимо верно...” 1
Ремизов,писатель серебряного века, так отозвался о нем: “ С первых книг я полюбилЧехова… но это была любовь не та, с которой я читаю Достоевского  илиТолстого: Достоевский действовал на меня до содрогания, а Толстому мне хотелосьподражать в письме и в жизни. Чехова  я полюбил какой-то домашней любовью ирассказы его читал напоследок, не пропуская ни одной печатной строки...”. Ясогласна с этим мнением. Чехов не давит своим жизненым опытом в желаниинаучить, он легко, намеком, подсказывает той или иной жизненной ситуациейправильный путь.
Одна изнаиболее интересных, на мой взгляд, повестей – это “ Палата №6”, в которойрассказывается о провинциальной больнице и докторе, назначенном туда. Героиповести – Громов Дмитрий Иванович и Рагин Андрей Ефимович. Громов один изпациентов палаты №6, “единственный умный человек”, вернее, сохранившийкакой-то разум, человек,
____________________________________________________
1.М. Горький статья “ По поводу нового рассказа А.П.Чехова “В овраге””./Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитурьентов.–Составление, коментарии Л.А. Сугай.–М: “Рипол Классик”, 1998. Стр 692 /
ощутивший насебе “прелести” палаты. Громов дико рвется на свободу, в отличие от остальныхбольных и мыслил он разумно, явно  осознавая, что он говорит, но был боленманией преследования. Именно с ним  случайно встретился доктор, из любопытстапошедший за сумашедшим – евреем –попрошайкой  Моисейкой [AK3]  вмаленький флигилек на задворках больницы. Они заводят с Громовым философскиеспоры. Чехов сталкивает представителей обеих сторон, обоих классов.
Рагинживет мыслями древних философов, “ стремится к разумению жизни и полномупрезрению к глупой суете мира”, эти убеждения были сходны с философией МаркаАврелия, римского императора II века до н.э.,  проповедавшего стоицизм. Но Громов,услышав это, разражается страстной речью о том, что  “… все это философия,самая подходящая для российского лежебоки… Нет, сударь, это не философия, немышленье, не широта взгляда, а лень, факирство, сонная дурь. Страданиепрезираете, а небось прищемишь вам палец дверью, так и заорете во все горло!” Вуста Громова Чехов вложил свое мнение о буржуазии, о ее лицемерности,готовности “ посочувствовать” бедным и угнетенным и тем самым уверовать в своеблагородство. Об одном из романов Г.Сенкевича Чехов с убийственной ирониейпишет: “ Цель романа: убаюкать буржуазию в ее золотых стенах. Буть верен жене,молись с ней по молитвенику, наживай деньги, люби спорт – и твоё дело вшляпе… Буржуазия очень любит так называемые “ положительные” типы и романы сблагополучными концами, так как они успокаивают ее мысли, что можно и капиталнаживать, и невинность соблюдать, быть зверем и в то же время счастливым.”  Поэтому в рассказах Чехова острые, больные вопросы времени тревожат читателяименно своей неразрешённостью. В конце произведения Чехов обычно показывает,что все осталось на своих местах и тем самым побуждают читателя к действию, к активному протесту. “Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось”1,– читаем мы в “Палате №6”, это, ядумаю, и явилось  основной целью творчества Чехова.
“Доктор Андрей Ефимович Рагин – замечательный в своем роде человек”, приехал вгородок, в котором разворачивается действия повести, молодым и полным сил. Этобыл неглупый, уравновешенный, вежливый человек. Он никогда не чувствовалпризвания к медицине, но, по настоянию отца, закончил курс и был отправлен вуездный городишко. Рагин сразу заметил, что в этом городе больница –“учреждение безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья”, там нелечили, там приканчивали. И что же? Он что-то изменил, ввел новые
1.В.Г. Маранцман статья из учебника литературы/“ Сквозь даль времен...” Учебникпо литературе второй половины XIXвека Для  10 класса, часть вторая, изд. “ Специальнаялитература”,   С.-Пб 1997./
порядки?Нет! “ Если физическую и нравственную  нечистоту прогнать с одного места, топерейдет в другое; надо ждать, когда она сама выведется”, – считал молодойдоктор. И проводя вечера за кружкой пива с другом, пришел к истине: “ привсякой обстановке мы сможем найти  успокоение в самих себе”. Он обленился,редко появлялся в больнице. Жизнь, каждый день ее, становилась похожей набесконечно повторяющийся  сон. Что ему до больных?
Итут Чехов очень умно и тонко обрывает череду диванно-философских рассужденийсонного и достаточного горожанина, такого, как доктор Рагин, предлагая лучшийспособ: встать на место людей, которых подобные господа иногда замечают иотносятся  с снисходительным презрением. По воле роковой случайности Рагинпопадает в эту забытую богом и людьми палату№6, маленький флигелёк на задворкахпровинциальной больницы. Он ощутил на себе кулаки сторожа, отставного солдатаНикиты, “принадлежащего к числу тех простодушных, положительных людей, которыебольше всего на свете любят порядок и поэтому убеждены, что ИХ надо бить”. Это“их” в повести относится, конечно, к душевнобольным пациентам, но этим “ их”Чехов имел ввиду большую часть бесправного, бедного населения  России, надкоторыми стояли с кулаками вот такие же положительно тупые люди с выражениемлица, как у степной овчарки. 
Рагин,попав в палату, понимает правду Громова, и правду угнетенных, социальнонезащищенных, бедных людей. Попав туда, понимает, как это жить без носков,папирос, записной книжки в боковом кармане, как это не надевать брюк, жилета,сапог, а ходить в коротких панталонах и слишком длинной рубахе, в халате,пропахшем рыбой. Рагин проводит в палате лишь  одну ночь, но для него она сталакошмаром. Он увидел жизнь глазами тех людей, которых раньше не замечал или влучшем случае сочувствовал. Зарешёченные окна и багровая луна, тюрьма ибольница, не отличимые друг от друга; позади вздыхает человек с блестящимизвездами на груди — как призрак, тень. Им овладевает отчаяние, он пытаетсявырваться из этого кошмара, но приходит Никита и все расставляет  по местам.
“Вот она, действительность”, – подумал Андрей Ефимович. И понял он наконец, “точно кто-то взял серп, воткнул в него и несколько раз повернул в груди икишках. От боли он укусил подушку и стиснул зубы, и вдруг в голове его, средихаоса, ясно мелькнула страшная, невыносимая мысль,  что такую же точно больдолжны были  испытывать годами, изо дня в день эти люди, казавшиеся теперь прилунном свете тенями”. Ночью герою открылась вся правда, эта ночь пролилаясность на всю его жизнь и ложь его филисофского мировоззрения. Совесть наконецпроснулась, возникло – таки, наконец, чувство вины.
Чеховвосстал против насильственного начала в жизни, удобного для тех, кто сам нестрадает. Эту повесть он написал в 1892 году после своей поездки на островСахалин – “ каторжный остров”, где делал перепись населения и, вольно или нет,видел тюремных заключенных, каторжников и простых людей, наблюдал ихнадзирателей, которые в обращении с низшими не признают ничего, кроме кулаков ирозг...” и очень напоминают Никиту и весь медицинский персонал больницы,описанный впоследствии в повести. Чехов не мог терпеть такую несправедливость.“Душа у меня кипит”, – писал он по возвращении с острова. Результатом поездкистала книга “Остров Сахалин”, а затем и серия повестей, среди них “ Палата№6”.Вот мнения писателя по поводу этих произведений: “ Я рад, что в моембеллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий халат”. На СахалинеЧехов чувствует необходимость выработать новое мировоззрение, определить своеотношение к толстовской проповеди любви к ближнему и непротивления злу насилиеми к либерально-народнической теории “ малых дел”. Но приходит к выводу, что всеэто несостоятельно, что жизнь нелепа и запутанна, и что люди тяготятся такойжизнью. А теория Толстого    неуместна и отрицается самой жизнью, как в 1
“Палате№6”. Доктор Рагин – человек незлой, умный, сострадательный, и он со своейпозиции может любить ближнего, ему не за что кого-то ненавидеть, а Громов егоне может понять, потому что он знает разницу “между этой палатой и теплымкабинетом”. Большую часть  населения России представляла беднота, знающаяразницу между грязными, дурно пахнущими квартирками на окраинах и огромнымисверкающими особняками в центре города. Иногда туда, к этим людям, как с неба,спускался кто-то всегда живший в достатке и недоумевал, жалея их, почему  людине могут любить друг друга.
Несмотряна чувства, испытываемые писателем, повесть ведется в очень сдержанном тоне,позволяя читателю самому понять главную идею автора. Лесков писал об этойповести так: “ в “ Палате№6” в миниатюре изображены общие наши порядки ихарактеры. Всюду Палата№6. Это Россия… Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем, это так. Палата его – это Русь!”.
“Палата№6” казалась современникам целиком посвященной только критике “толстовства”, “непротивления”. А здесь все то же: идеалы и действительность.Теперь Чехову вся Россия кажется тюрьмой народов,
1.Кулешов В.И. “ Жизнь и творчество А. П. Чехова”, изд “Детская литература”,1982.
могилойлучших мечтаний людей. Изображенная палата умалишенных близка по описанию ксахалинским тюремным лазаретам и таганрогскому сумасшедшому дому, а жизньобитателей больницы похожа на жизнь сахалинских каторжан. Но вскоре обществоразглядело в повести критику философии равнодушия, которой страдало общество,осуждение пассивности. Человек не должен быть доволен своей сутьбой, если жизньнапоминает сумасшедший дом! Пассивность оказалась самой вредной философиейжизни: она должна быть сметена, и поэтому в повести побеждает философия Громова, философия действия, противостояния миру.
 “Палата№6”оказалась самым счастливым произведением Чехова по единодушнм похвалам,которыми было встречено, и признавалось современниками лучшим из всего прежденаписанного писателем. Критика подчеркивала его художественные достоинства –правдивость психологического изображения, естественность, тонкость и изяществоманеры, яызка. Во многих отзывах внимание акцентировалось именно на стиле эмоционального эффекта, производимого повестью и на ее общественно- символическийхарактер. Никто, кроме Чехова, пожалуй, не смог бы  столь кратко рассказать остоль многом. И, пожалуй, Лесков был прав, давая России такое жесткое название,а Чехов понастоящему мастерски выбрал образ и сумел в него уложить и своеотношение к теории Толстого,  нравы и положение общества, упадок провинции. Водной короткой повести отразилась вся Россия на момент                        80х-90х годов XIX века.
Списокиспользуемой литературы
1. В.Г. Маранцман. Сквозь даль времен...,Учебник по литературе второй половины XIXвека Для  10 класса, часть вторая, изд. “Специальнаялитература”,   С.-Пб 1997.
2.   История всемирной литературы, томвосьмой, изд. “ Наука”, Москва 1994.
3. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова  издательство        “Детская литература”, Москва,1982 год.
4. Л.А. Сугай, Хрестоматия политературной критике для щкольников и абитуриентов, изд. Рипол Коассик, Москва,1998
5.  Русские писатели, Библиографическийсловарь, редакция П.А.Николаева, изд. “ Просвещение”, Москва 1990.
6.  Словарь русской литературы,М.Г.Урминцева, изд. “ Просвещение”, Москва 1993.
 7.Энциклопедия для детей, том№9, Русская литература, часть первая “ От событий илетописей до классики XIX века” издательство “Аванта +”, Москва 1998 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.