«Я научилась просто, мудрожить…». (Философские мотивы лирики А.А.Ахматовой)
Ябыла, как и ты, свободной,
Ноя слишком хотела жить
АннаАхматова
Приупоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы,хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же времясчастливую жизнь. Поэты \«серебряного века\» в своих стихах нередкопризнавались в любви к этой королеве русской поэзии.
Вбурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле длялюбви и запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, НиколаяГумилева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сынарепрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только\«литударников\», но и государственных блюстителей партийнойидеологии.
Ивсе-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия еевсегда была исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом. Вее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматовапережила своей душой, чем она и дорога русскому читателю.
Ахматовуволновали и судьба духовно обедневшего народа, и тревоги российскойинтеллигенции после захвата власти в стране большевиками. Она передалапсихологическое состояние интеллигентов в тех нечеловеческих условиях:
Вкругу кровавом день и ночь
Болитжестокая истома.,.
Никтонам не хотел помочь
Зато, что мы остались дома.
Замечательнымпамятником той скорбной поры является ее знаменитый \«Реквием\». Вэтой поэме Ахматова показала страдания жертв сталинских репрессий:
Тамтюремный тополь качается
Ини звука — а сколько там
Неповинныхжизней кончается…
Но,конечно, основной и главной темой Анны Ахматовой, я считаю, является темалюбви. Ее стихи о любви отмечены настоящим драматизмом, и это ставит их в одинряд с мировой классикой. Лирическая героиня Ахматовой готова на жертву радилюбви:
Милыймой! И я тоже.
Умрус тобой…
Еелюбимый был сам неординарной личностью, к тому же — известным поэтом. Ихвзаимоотношения дали толчок поэтическому вдохновению этих замечательныхтворцов.
Всвоих мемуарах Вера Николаевна Неведомская вспоминает: \«Ахматова — впротивоположность Гумилеву — всегда была замкнутой и всюду чужой. В Слепневе, всемье мужа ей было душно, скучно и неприветливо...\» Далее Неведомскаявспоминает, что Ахматова моментально преображалась, когда разговор заходил опоэзии. Она жила поэзией. О любви она писала то с потрясающей нежностью:
Итомное сердце слышит
Тайнуювесть о дальнем…
Товновь драматично, с тяжким предчувствием:
Анаутро встанешь с новою загадкой,
Ноуже не ясной и не сладкой.
Иомоешь пыточной кровью
то,что люди назвали любовью…
Последнююстрофу Неведомская приводит в своих мемуарах по памяти. Это показатель того,что стихи Ахматовой имеют свойство глубоко и надолго западать в душу. Да и какне запасть, когда боль разлуки режет прямо по живому:
Непридумать разлуку бездонней,
Лучшеб сразу тогда — наповал…
И,наверно, нас разлученней
Вэтом мире никто не бывал.
Жизньи любовь Анны Ахматовой сплетаются в одну нить. Эти понятия для неенеразделимы.
ТемаРодины также не обойдена ею. Ахматова с большим художественным мастерствомрисует просторы русской земли, такой многострадальной, сильной духом живущих наней людей. Недавно по радио звучал живой голос Анны Ахматовой, я словноуслышала заговорившую душу нашего Отечества — столько любви, внутренней силы исвета нес в себе ее голос.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/