Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Я лиру посвятил народу своему"

""
                                      
О лирике Пушкина  говорить итрудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому чтоэто необычайно талантливый поэт. Вспомним,  как он определил сущность поэзии:
Свободен, вновь ищу союза 
Волшебных  звуков, чувстви дум.
Я обратил внимание на то, чтонепременным условием  творчества  поэт считает  свободу. Пушкин  уже к семнадцатигодам  был вполне сложившимся поэтом,  способным соперничать с такими маститымисветилами, как  Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина в отличие  от громоздких строф  Державина  обрели ясность, изящество и красоту. Обновлениерусского языка, столь методично начатое  Ломоносовым и Карамзиным,  завершилПушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы  сами говоримна этом языке. Бывают поэты “от ума”. Их творчество холодно и тенденциозно.Другие  слишком много внимания уделяют форме.  А вот лирике Пушкина присущагармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.
   Брожу ли я вдоль улицшумных,
   Вхожу ли в многолюдныйхрам,
   Сижу ль средь юношейбезумных,
   Я предаюсь моим мечтам.
Так  начинается одно изсамых  блистательных стихотворений Пушкина. Музыкальное повторение звуков«у» «и» «или»  не кажется нарочитым, но создаетособую мелодию стиха, всецело подчиняемую общей идее произведения. Поэта мучаетмысль о скоротечности жизни, о том, что на смену ему придут новые поколения ион, возможно, будет забыт. Эта печальная мысль развивается на протяжениинескольких  строф, но затем, по мере того как она уступает место философскомупримирению с действительностью, меняется и звуковой настрой стихотворения.Элегическая  протяженность исчезает, последние строки звучат торжественно испокойно:
   И пусть у гробовоговхода
Младая будет жизньиграть,  
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Исключительное художественноечутье Пушкина руководило им  в выборе ритма, размера. Удивительно  точновоспроизводится тряска дорожного экипажа:
   Долго ль мне гулять на свете
   То  в коляске, товерхом,
   То в кибитке, то вкарете,
   То в телеге, то пешком?
Когда читаешь стихотворение“Обвал”, невольно приходит на память гулкое горное эхо, возникают в воображенииугрюмые очертания скал и обрывов.
… И ропщет бор,
И блещут средь волнистоймглы 
Вершины гор.
Пушкин, как никто, умелрадоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений. Темадружбы — одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбус Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее. Многиевольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Такимявляется  стихотворение “К Чаадаеву”. В строках, лишенных всякой иносказательности,поэт призывает друга отдать свои силы освобождению народа.
   Пока свободою горим,
Пока сердца для честиживы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Столь же недвусмысленныйпризыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина “Вольность”. Главнаямысль оды в том, что “вольность” возможна и в монархическом государстве, еслимонарх и народ  строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкинпризывает, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам:
   Тираны мира! трепещите!
Поэтические проклятия в ихадрес занимают целую строфу.
   Самовластительныйзлодей!
   Тебя, твой трон яненавижу
   Твою погибель, смертьдетей.
   С жестокой радостиювижу.
   Читают на твоем челе
   Печать проклятиянароды.
   Ты ужас мира, стыдприроды,
Упрек ты богу на земле.
Царь рассвирепел, прочитавэти строки. “Пушкина надо сослать в Сибирь, — заявил он. — Он бунтовщик хужеПугачева”.
На зловещем контрастебезмятежной природы  и ужасов крепостничества строится “Деревня”. Стихотворениеусловно можно разделить на  две части. Первая часть — это “приют  спокойствия”,где все полно “счастья и забвенья”. Казалось бы, по тону первой части ничто непредвещало взрыва негодования. Даже подбор оттенков говорит нам о радужныхкартинах сельской природы: «душистые скирды”, “светлые лучи”, “лазурныеравнины”. Иначе, “везде следы довольства и труда”. Но вторая частьстихотворения несет антикрепостническую направленность. Именно здесь, вдеревне, Пушкин видит зловещую причину всех бедствий — крепостное право,“рабство тощее”, “барство дикое”. Заканчивается стихотворение риторическимвопросом:
Увижу ль, о друзья! народ не угнетенный
И рабство, падшее по маниюцаря,
И над отечеством  свободыпосвященной
Взойдет ли,  наконец,прекрасная заря?
Но царь не внял призывампоэта. Пушкина ожидала ссылка. Правда, благодаря Жуковскому, северную ссылкузаменили южной. Во время восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском. Здесьего застала весть о жестокой расправе над ними. Он пишет замечательноестихотворение “В Сибирь”, которое передает декабристам через ЕкатеринуТрубецкую. Он посылает друзьям слова утешения:
   Не пропадет вашскорбный труд
   И дум высокоестремленье
Пушкин был не толькоединомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Каждое новоепроизведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об этом говорится встихотворении “Арион” :
  … А я — бесконечнойверы полн, —
   Пловцам  я пел...
Певец оказываетсяединственным, кто уцелел после “грозы”. Но он остается верен своим убеждениям:“ я гимны прежние пою”.
Быть с друзьями в беде — священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы  неизменносопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина - высочайшее напряжение всех душевных  сил.
  Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачнойни казалась ему  действительность, приходит любовь — и мир озаряется новымсветом. Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, являетсястихотворение “ Я помню чудное мгновенье”. Пушкин умеет найти удивительныеслова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:
   Душе насталопробужденье:
   И вот опять явилась ты,
   Как мимолетное виденье,
   Как гений чистойкрасоты.
Женский образ дан лишь в самых общих чертах: “голоснежный”, “милые черты”. Но даже эти общие контуры женского образа создаютвпечатление возвышенного, необычайно прекрасного.
   В стихотворении “Я васлюбил” показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое,бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительныестроки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Наверно, именно в этойпростоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:
   Я вас любил такискренно, так нежно,
   Как дай вам бог любимойбыть другим
Особое внимание хотелось быобратить на стихотворение “Мадонна”
Это стихотворение Пушкинпосвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака (он трижды делалпредложение  Н. Н. Гончаровой) выразились в строках:
   Исполнились моижелания. Творец
   Тебя мне ниспослал,тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелестичистейший образец
Поэзия Пушкина обладаетудивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека.Стихотворения  Пушкина мы знаем с юных лет, но только  через какое-то время,иногда много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзиии не устаем поражаться ее кристальной чистоте, ясности, одухотворенности.Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному  в человеке. Дваждыповторяющиеся слова с одним корнем не являются речевыми ошибками, у Пушкина оновыполняет художественную задачу: Красота и святость светятся в образе Мадонны.
Тема свободы в лирике Пушкина
Романтическое направление в лирике Пушкина.
»Его надо сослать вСибирь "-  негодовал  император Александр 1.  Разумеется,  его,возглавившего  заговор против отца, болезненно задел намек  в«Вольности». И все же возмущала не она, а стихи в жанре сказки,послания, эпиграммы.
  Формально то,  что  мы  называем  южной  ссылкой,  значилось служебным перемещением.  Но,  по сути, это была именно ссылка:Пушкина удаляли из столицы, отправляли  под  надзор.  Он уехал из Петербурга вмае 1820 года, чтобы вернуться в  1826.   На  5  лет  он  оказался исключен нетолько из светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружкови  сообществ. Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегружен не был. В этом была относительная свобода, Пушкин ощущал себя изгнанником, и это не моглоне сказаться в его творчестве.  1820-1822 годы в  творчестве Пушкина — расцветромантизма. В  художественной системе    романтизма  ключевое  место  занимаетсвободная личность героя,  для романтика свобода  -  высшее благо. Чтобы лучше   понять   идейно-образное   содержание  романтического метода надообратиться  к   одному  из  известнейших стихотворений  Пушкина той поры — к«Узнику».  Это своеобразная формула романтического мировосприятия.
  Стихотворение открывается образом «темницы»  и томящегося в ней «узника».  Вамникогда не приходило в голову задать вопрос: за какое преступление герой«сидит»? На какой срок осужден? Как происходил суд?    Где расположена  тюрьма?   Разумеется,   не приходило. И это абсолютно Нормально иправильно. Пегому что по законам романтизма подобные  вопросы  и  не  могут возникать.
  Основное содержание  романтизма  — выражение страданий души от несоответствия действительностиидеалам:  мир не таков,   каким должен быть. И остро ощущающий этонесоответствие романтический герой чувствует себя чужим в этом  сером обыденном  мире. Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда  центральные  мотивыромантизма — тема свободы,  бегства из  тюрьмы  в  некий  иной, недостижимый иманящий мир. Люди кажутся безликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там,где небо, море — стихия.
Вскормленный в  неволе орел  молодой,  
Мой грустный товарищ...
Отчего именно орел? Почему нещегол, не синица? Образ орла -
романтический символ. Этоптиц гордая (не  дается в руки,  не приручается!),  одинокая  (орлы  никогда не собираются в стаи).   В нем — мощь свободного полета,  тяга в поднебесье…следует обратить внимание, что стремление к свободе у орла — врожденное, ведьон вскормлен в неволе. То есть, это стремление — определяющее качество; утративего, орел перестает быть орлом, перестает быть романтическим символом.  Кудазовет орел узника?
 В очарованную даль, в тотмир, который всегда живет в воображении, в душе романтического героя,противостоя миру реальному:
Туда, где за тучей белеетгора,
Туда, где синеют морскиекрая,
Туда, где гуляем лишьветер… да я!.."
Философская лирика Пушкина
  Нет полноценной личности без  глубины  самосознания.   Каждый человек стремится осмыслить окружающиймир,  постичь,  как и во имя чего живут и умирают люди.  Проблемы цели  и смысла  жизни, соотнесения бытия   и  личности  -  центральные вопросы русскойлитературы «Проклятыми вопросами» назвал  их  Федор МихайловичДостоевский, один из глубочайших философов нашей литературы. Проклятыми, ибо ненайти на них однозначного, ясного ответа, ибо всегда   они  мучили  и будутмучить людей.  И это, залог бессмертия человечества, прочу что вечная: жизньдуха — в этой не успокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания.
  Творчество Пушкина чарует, наверное,  прежде всего гармонией, тем, что  поэт удивительно  полноценно прожил  все  возрастные периоды, глубоко   прочувствовал и блистательно отразилв своей поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного,гармоничного расцвета     всех   душевных,   интеллектуальных  и творческих силвзрослого человека. По сути, пушкинское творчество — отражение духовного путиЧеловека: со всеми взлетами и падениями,  с заблуждениями,  самообманом  -  и их  преодолением с   вечным  стремлением  к самопознанию и познанию мира.
 Так, юность  не   может  не  узнать  себя  в  восхитительном эпикурействе ранней   пушкинской  лирики:жить надо днем сегодняшним, стремясь    возможно  более  полно  исчерпать  всерадости, которые  он нам несет, и кто  знает, что будет завтра?!   Упоительноеощущение своей молодости, силы, здоровья и желание сполна насладиться  ими торжествуют  в  каждой  сточке  стихотворения 1814 года «Пирующиестуденты»:
  Друзья! досужный часнастал;
  Все тихо, все в покое;
  Скорее скатерть и бокал!
  Сюда вино златое!
  Шипи, шампанское, встекле.
  Друзья! почто же сКантом
  Сенека, Тацит на столе,
  Фольянт над фолиантом. ?
  Под стол холодныхмудрецов,
  Мы полем овладеем;
  Под стол ученых дураков
  Без них мы пить умеем.
 Из всех философов пирующиестуденты выбирают Эпикура бросившего в века девиз: «Живи сегодняшнимднем!»
  Жизнь ценна лишь пока мымолоды,  пока гибки наши тела, пока души полны огня  и  желаний.   Великолепно сформулировано кредо тех лет в послании "
 Не пугай нас, милый друг,
 Гроба близким новосельем:
 Право, нам такимбездельем
 Заниматься недосуг.
 Пусть остылой жизни чашу
 Тянет медленно другой;
 Мы ж утратим юность нашу
 Вместе с жизнью дорогой.
 Так ставится знак равенствамежду юностью и жизнью.  В 1820 году в стихотворении   «Мне  вас  не жаль,года весны моей...» Пушкин подведет итоговую  черту,   по-новому осмыслит  минувшую  пору ранней юности  — и простится с ней.  Попробуемпроанализировать стихотворение. С  чем расстается без сожаления лирическийгерой и о чем он все же жалеет?  «Не жаль»,  казалось бы, всех приметюности: «мечты,   напрасной»  и  «таинства  ночей»,  «неверные друзья», «венки пиров», «изменницымладые»… Все, что составив смысл жизни до сих пор — веселье, любовь,  пиры, — утратило в его глазах свою ценность, оставлено без сожаления.
 Жаль не времени, потраченного бездумно, но самого бездумья, уже невозможного. Такова цена опыта.
  Блажен, кто смолоду былмолод,
  Блажен, кто вовремясозрел...
— скажет Пушкин в «Евгении Онегине»,  ибочеловек,  сполна насладившийся молодостью,   взявший  от  нее  все,  развивается полноценно, гармонично.  Ведь «грустно думать, что напраснобыла нам молодость дана...» Ничто в жизни не дается«напрасно»,   все требует осмысления.
 Момент прощанья с  юностью тяжел,   утрата  прежних  ценностей приравнивается к утрате самой жизни:
  Я пережил свои желанья,
  Я разлюбил свои мечты
  Остались мне однистраданья,
  Плоды сердечной пустоты.
  Впервые в 1821 году врадостном,  светлом мироощущении Пушкина звучит воистину трагическая нота, появляются мотивы  пустоты  и одиночества. Однако    не следует забывать,  что1820-22 годы — расцвет романтизма в творчестве поэта,  а самоощущение романтикаслагается из  чувств одиночества,  преждевременной старости души, борьбы свраждебным миром и собственной «судьбой жестокой»...
  Логический итог рабства — полная девальвация всех нравственных ценностей, обесчеловечивание    мира Добро  и  то  — все стало тенью...
  Стихотворение том же года «К Морю» завершаетромантический период пушкинского творчества Оно стоит как бы «настыке»  двух  периодов, пегому   в нем присутствуют и некоторые романтическиетемы и образы,  и черты  реализма.   Это  прощание  -  во  всех смыслах. И среальным Черным морем,   с  которым  расстается  (в  1824  году  Пушкинавысылают из Одессы в Михайловское,  под надзор родного отца), и с морем   как романтическим  символом абсолютной свободы,  и с  самим романтизмом, и ссобственной юностью.
   Это стихотворение интересно  сопоставить  с  «Узником».  В обоих важнейший мотив- мотивбегства,  стремления к свободе. Как он звучал в «Узнике»,  помните? «Куда бежать?» — так вопрос не стоял: «Туда!»,  ввозвышенный романтический мир. Теперь же нет и не может быть прежнейоднозначности ответа
Мир опустел… Теперь кудаже
Меня б ты вынес, океан?
Ибо бежать некуда,  нет иного мира там,  «где за тучей  белеет гора». Но    и  безысходности уже нет в том стихотворении, ибо пришло понимание,  что свобода не вне  человека,   она  в  душе каждого.И    с  того  момента  понятие  свободы  окончательно утрачиваетполитическое     содержание,    свобода   становится этической и философскойкатегорией.
 События 14 декабря 1825 годастали для Пушкина,   как  и  для большинства мыслящих людей его поколения,  темрубежом, который разделил историю России на «до» и«после»,  трагически завершил период либеральных   надежд,   ознаменовавших все царствование Александра 1. В стихотворении 1827 года «Орион»Пушкин подводит итог духовным   исканиям  декабристов,   всей  их деятельности,оценивает их дело  -  и  свое  в  нем  место,   свою  роль.   В аллегорическойформе  воссоздает он события недавнего прошлого:
  Нас было много на челне;
  Иные парус напрягали,
  Другие   дружно  упирали
  На руль склонясь, нашкормщик умный
  В молчании правилгрузный челн;
  А я — беспечной верыполн -
  Пловцам я пел...
Каждый занят своим,  важнымделом,  и задача  певца — петь пловцам,  нести Слово о них  -  Вечности.  Именно поэтому закономерным    кажется  таинственное  спасение  певца:  спасентот, кому дано  Слово. Дело этих людей живо, пока певец не изменил себе:
    Я гимны прежние пою...
  Утверждение вольности прежним  идеалам и друзьям,  во имя этих идеалов пожертвовавшим собой,  звучити в послании «Во глубине сибирских руд...»   Философское  понимание свободы  не уводит Пушкина от «прежних гимнов»,   от  былых  идеалов.  Оно  лишь помогает более глубоко осознать жизнь.  Пришло понимание,  чтосвободу никому нельзя принести в дар,  как мечталось в юности, что свобода  начинается  с постоянной духовной работы; и ни о какой политической свободенельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение.   Глубочайшее философское  осмысление свободы дано в стихотворении 1828 года«Анчар».  В  первой  же строфе возникает образ «часового». Часовой стоит на границе, охраняет один мир  от другого черты особого мира, мира Анчара.  Это мир абстрактного зла, ибо яд Анчара изливается вовне не измести, а от переизбытка: «Яд каплет сквозь его кору».
К нему и птица не летит,
И  тигр нейдет...
 Тигр -  воплощение  жестокости;  но это жестокостьоправданная, понятная: он  разрывает жертву и поедает ее,   но  он  убиваетоттого что голоден. Зло Анчара — именно абстрактное зло, страшное самой своейбеспричинностью.  По сути, привычному человеческому миру противостоит антимир.Стихотворение построено на антитезе:  первая его часть о самом  «древе яда»отчетливо   противопоставлена  второй,   сюжетной,  которая начинается именно сподчеркнутого противопоставления: Но человека человек...
  Посмотрите, в   этой  строчке   намеренно   убраны  сословные перегородки: ведь  перед лицом«антимира» и господин,  и  слуга прежде всего   -  люди,  которыедолжны бы вместе противостоять дачу, идущему  извне. И сила зла, сила Анчараименно в том, что перед ним не люди, а хозяева и рабы.
  Одного лишь «властноговзгляда» достаточно рабу,  чтобы пойти на смерть и за смертью. Мы привыклисочувствовать рабам и проклинать угнетателей.  Есть ли  сочувствие  к  рабу  уПушкина? Нет, «бедный раб», покорный взгляду царя и умирающий «уног Непобедимого владыки»  вызывает  скорее  презрение.   Он так жеотвратителен поэту,  как и его господин, ибо смирение раба есть клеймо его  духовного рабства; как и чувство вседозволенности, руководящее«владыкой».  Ибо духовная свобода не  имеет  ничего общего ни   свседозволенностью,  ни с безволием. Через духовное рабство входит в мир людейяд Анчара:
 А царь тем ядом напитал
Свои  послушливые стрелы
И  с  ними  гибельразослал
К соседям в чуждыепределы.
 И свобода в пониманииПушкина обретает абсолютную само ценность, превышающую по значимости все сущеев мире: «На свете счастья нет, но есть покой и воля.»
 Лира Пушкина отмеченавысокой идейностью, гуманизмом и демократизмом. В лирике егоотражен голос подлинного поэта- человека горячо любившего свою страну и свойнарод. Любовь к Родине и народу сочеталась у Пушкина с ненавистьюсамодержавного строя. Его звонкий голос был услышан и подхвачен народом.
 Народ важен для Пушкина, прежде всего как будущийчитатель его стихов  «И долго буду тем любезен    я народу…» «кнему не зарастет народная тропа…» В последний год жизни Пушкинсформулирует смысл предназначения поэта в стихотворении  «Памятник», ориентированномна хорошо известную русскому читателю оду Горация. Свою заслугу свой «нерукотворный» памятник Пушкин видит в непокорности царям и в том
Что чувства добрые я лиройпробуждал
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшимпризывал.
 Лира Пушкина наполнена мудростью и глубиной. С самыхпервых строк он определил темы своей поэзии, и всю жизнь раскрывал их, пороюприменяя неожиданные повороты. Пушкинская лирика удивительно цельна и гармонична.В ней сохранена жизнь и счастье утвержденья, побеждающие все страдания. Нет упоэта миссии важнее служения Родине:
 «Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛНАРОДУ СВОЕМУ».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.