«Сцена вранья» Хлестакова
Издальних странствий возвратясь,
Какой-тодворянин (а может быть, и князь),
Сприятелем своим пешком гуляя в поле,
Расхвасталсяо том, где он бывал,
Ик былям небылиц без счету прилагал.
И.А.Крылов
Этислова из басни «Лжец» И.А. Крылова очень хорошо отражают суть эпизодаиз комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Интереснейший фрагмент известен как«сцена вранья» Хлестакова. Виновник необычайных событий, описанных вкомедии, пустейший человек, «сосулька», «тряпка», повыражению городничего, Иван Александрович Хлестаков — один из самыхзамечательных и характерных образов в творчестве Гоголя. Комедиограф отразил вэтом герое всю свою страсть к преувеличениям и любовь к изображениюмногоплановых характеров. Рассмотрим, как мнимый ревизор раскрывается передзрителями в «сцене вранья». По определению, данному в «словарелитературоведческих терминов», эпизод — это «отрывок, фрагменткакого-либо художественного произведения, обладающего известнойсамостоятельностью и законченностью». Но эпизод в художественномпроизведении — не только элемент фабулы, событие в жизни героев, но и составнаячасть произведения, воплощающая важнейшие черты идейно-художественногосвоеобразия произведения в целом, своего рода «магический кристалл»,связывающий путь героев в сюжетную линию. Какова же идейно-образная структураэтого эпизода и роль его в контексте произведения?
Шестоеявление — самый яркий фрагмент третьего действия. В нем Хлестаков под влияниемвпечатления, производимого им на женщин, внимания, которое оказывают емучиновники и городничий, постепенно поднимается до таких высот лжи, что ихнельзя назвать просто фантазиями. В мгновенье ока, как сказочный джинн, онстроит и рушит целые фантастические миры — мечту современного емумеркантильного века, где все измеряется сотнями и тысячами рублей. Начав спростого привирания по поводу сочинения «стишков», Хлестаковстремительно взлетает на литературный Парнас. Слушатели узнают, что он автормногих водевилей и комедий, повестей и модных романов (например, «ЮрияМилославского», автором которого был М.Н. Загоскин). Ошеломленныезнакомством с такой блестящей личностью, окружающие не замечают, что срединазваний прозаических произведений проскакивают и оперы «Норма»,«Роберт-Дьявол». Куда тут замечать такие тонкости! Ведь общество,окружающее враля, давно забыло о том, что такое чтение книг. А тут человек накороткой ноге с самим Пушкиным, редактор известного журнала «Московский телеграф».Феерическое, волшебное зрелище! Единственное возражение Марьи Антоновны,читавшей роман Загоскина, беспощадно уничтожается её матерью и легко,непринужденно отметается Хлестаковым, сообщающим, что существуют дваодноименных произведения, и он автор одного из них. Рисуясь перед женойгородничего, Анной Андреевной, обманщик уверяет, что не любит церемоний и совсеми важными чиновниками в Петербурге «на дружеской ноге»; что унего самый известный в столице дом; что он дает балы и обеды, на которые емудоставляют «арбуз в семьсот рублей», «суп в кастрюльке изПарижа». Доходит и до того, что заявляет, будто домой к нему приходил самминистр, а однажды, идя навстречу просьбам курьеров, он даже управлялдепартаментом. «Я везде…везде…Во дворец всякий день езжу». Хлестаковтак увлекается, что порой заговаривается: то он живет на четвертом этаже, то вбельэтаже.
Удивительно,почему же во время этой сцены никто не перебил Хлестакова, все с раболепиеммолчат и слушают, с
трудомвыговаривая "…ва-ва-ва…шество, превосходительство"? «Как это, всамом деле, мы так оплошали!» — воскликнул судья Ляпкин-Тяпкин после того,как выяснилось, что Хлестаков вовсе не тот за кого его принимали. Идействительно, как могли многоопытные жулики во главе с городничим попасться наудочку ничтожного петербургского чиновника, не отличающегося ни умом, нихитростью, ни внушительностью фигуры?
Этотвопрос затрагивает прежде всего саму ситуацию комедии — особенную, ни на что непохожую. О чем пьеса и предупреждает с самого начала, да и по всему текстуразбросаны слова и выражения, которые говорят об исключительности всегопроисходящего. Хлестаков, по мнению Гоголя, главный персонаж пьесы и самыйнеобычный — ни только по характеру, но и по той роли, что ему выпала. В самомделе, Хлестаков — не ревизор, но и не авантюрист, сознательно обманывающийокружающих. На продуманную заранее хитрость, авантюру он, кажется, просто неспособен; это, как говорит в ремарках Гоголь, молодой человек «без царя вголове», действующий «без всякого соображения», обладающийизвестной долей наивности и «чистосердечия». Но именно все это ипозволяет лжеревизору обмануть городничего с компанией, вернее, позволяет имобмануть самих себя. «Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу,- писал Гоголь, — он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, чтоговорит». Желание порисоваться, стать чуть-чуть повыше, чем в жизни,сыграть роль поинтереснее, предназначенной судьбой, свойственно любомучеловеку. Слабый же особенно подвержен этой страсти. Из служащего четвертогокласса Хлестаков вырастает до «главнокомандующего». Геройанализируемого переживает свой звездный час. Размах вранья ошарашивает всехсвоей широтой и невиданной силой. Но Хлестаков — гений вранья, он может легкопридумать самое необыкновенное и искренне поверить в это.
Такимобразом, в этом эпизоде Гоголь глубоко раскрывает многоплановость характераглавного героя: внешне обычный, невзрачный, пустой, «фитюлька», авнутренне — талантливый фантазер, поверхностно образованный фанфарон, вблагоприятной ситуации перевоплощающийся в хозяина положения. Он становится«значительным лицом», которому дают взятки. Войдя во вкус, он даженачинает требовать в грубой форме у Добчинского и Бобчинского: «Денег увас нет?». Не случайно современник автора комедии Апполон Григорьеввосторженно отзывался о «сцене вранья»: «Хлестаков, как мыльныйпузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет всобственных глазах и в глазах чиновников, становится все смелее и смелее вхвастовстве».
Нельзяне согласиться с мнением поэта. Действительно, в «сцене вранья»Хлестаков — пузырь, максимально раздувается и показывает себя в истинном свете,чтобы лопнуть в развязке — фантасмагорически исчезнуть, умчавшись на тройке.Этот эпизод, поистине «магический кристалл» комедии. Здесь сфокусированыи высвечены все черты главного героя,
его«актерское мастерство». Сцена позволяет лучше понять ту«легкость в мыслях необыкновенную», о которой предупреждал Гоголь взамечаниях для господ актеров. Здесь наступает кульминационный моментпритворства и лжи героя. Выпуклость «сцены вранья» являет собойгрозное предупреждение Гоголя последующим поколениям, желая уберечь от страшнойболезни — хлестаковщины. Воздействие её на зрителя велико: тот, кто хотя быодин раз в жизни обманывал, увидит, к чему может привести чрезмерная ложь.Вглядываясь в образ Хлестакова, понимаешь, как жутко находиться в шкуре лжеца,испытывая постоянный страх разоблачения.
Возвращаяськ словам великого мудреца Крылова, вынесенным в эпиграф, хочетсяперефразировать отрывок из другой
егобасни «Ворона и лисица»:
Ужсколько лет твердили миру,
Чтоложь гнусна, вредна…
Ксожалению, этот порок и сегодня отыскивает уголок в сердцах людей, и бороться сложью можно только осмеянием её. Гоголь хорошо понимал это и реализовал этумысль с верой в «светлую природу человека» в «сценевранья».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/