Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Судьба человека"

""Л.П. Егорова, П.К. Чекалов
Вгоды Великой Отечественной войны Михаил Шолохов — военный корреспондент, авторочерков — в их числе «Наука ненависти» (1942), получивших большойобщественный резонанс, главы незаконченного романа «Они сражались зародину» печатались на протяжении послевоенных десятилетий. В 1957 г.Шолоховым написан рассказ «Судьба человека», вошедший в золотой фондпроизведений о борьбе народа с немецко-фашистскими захватчиками. Рассказпосвящен Е.Левицкой. На письма к ней Шолохова мы уже неоднократно ссылались, иэто посвящение как бы подчеркивает преемственность рассказа и предшествующеготворчества писателя.
Принципиальноновым в рассказе Шолохова было то, что писатель показал как положительногогероя времени человека, прошедшего немецкий плен. (Кстати, таким был путь илейтенанта Герасимова в «Науке ненависти»). Люди такой трагическойсудьбы долгое время подвергались репрессиям, им не было места на страницахлитературных произведений. Поэтому, повстречавшись еще в 1946 г. с тем, ктостал прототипом образа Андрея Соколова, Шолохов не мог реализовать свойзамысел. Он не принадлежал к тому типу писателей, кто мог заведомо писать«в стол», не надеясь на публикацию. Он выступил со своим рассказом настраницах «Правды» только в период «оттепели» — после ХХсъезда партии, положившего конец культу личности Сталина и связанной с нимсистемой запретов.
Частнаяжизнь главного героя Андрея Соколова включена в конкретное время реальныхисторических событий; герой (он родился в 1900 г.) — ровесник ХХ века,принявший на свои плечи все его социальные катаклизмы. Он выстоял в трагическихиспытаниях — немецкий плен, гибель семьи — которые послала ему судьба.
Композиция и жанр
Самаязаметная композиционная особенность «Судьбы человека» — построение попринципу «рассказа в рассказе». Оно связано с наличием в произведениидвух субъектов сознания и речи, последовательно излагающих его художественныесобытия: собственно повествователя, персонально не обозначенного, и героя — Андрея Соколова. В основе структуры рассказа лежит прием композиционногообрамления: исповедь героя заключена в рамки речи повествователя. РассказСоколова выделен в особое художественное единство несколькими способами. Он отличенот речи повествователя по своей внешней форме, поскольку последняя представляетиз себя типичный Ich-Erzahlung, а слово героя дано как сказ. Речь Соколовамаркирована стилистически, его рассказ относится к прошлому, имеет иной объектизображения, ритм и тональность.
Всилу такой подчеркнутой выделенности рассказ Соколова получает особуюзначимость, он становится текстом в тексте, произведением в произведении,приобретает иное измерение, превращается в смысловой центр шолоховскоготворения. Поэтому каждое слово получает в исповеди героя особую весомость.Помещение же рассказа Соколова внутрь другого рассказа создает между нимисложные отношения: герой и его жизнь становятся объектом эмоциональногоосмысления со стороны повествователя, в которое включается и читатель.
Мотивировкарассказа Соколова носит очерковый характер, повествователь сообщает читателюто, что он услышал от героя во время их случайной встречи на берегу реки, когдаСоколов принял писателя за «своего брата» шофера. Разумеется, функцияэтого приема у Шолохова сложнее. Соколов видит в слушателе человека и своегопоколения, и своей судьбы. Это определяет естественность, предельнуюоткровенность и полифункциональность его монолога. Зарубежная критика обратилавнимание на то, что в «Судьбе человека» сочетаются исповедальностькак элемент стиля и исповедь как жанр (13, 123-129). Речь Соколова становитсяисповедью, обращенной к повествователю и к себе. Это диалог с собой, раздумье освоей жизни и жизни вообще, в которых нужно разобраться. Это рассказ о своемгоре и душевном мучении, от которого нужно освободиться, стремление и показатьсебя, и утвердиться в своей правоте. В процессе рассказа происходит в какой-томере освобождение Соколова от тяжелых душевных мук. Местами монолог Соколовапревращается в суд героя над собой. Таким образом он двунаправлен: обращен кповествователю, у которого Соколов ищет поддержки, понимания, и к самому себе,становясь осмыслением своей судьбы. Пользуясь термином М.М.Бахтина, его можноназвать диалогическим монологом. Характерно и то, что рассказ Соколова идетпочти без всяких пояснений, комментариев с его стороны: он считает, чтоповествователю все понятно, что их жизненный опыт и сознание едины.
Специфичнав шолоховском творении и форма сказа. Он сохраняет все свои признаки,воссоздавая безыскусную, естественную речь героя и подавая ее именно как чужуюиндивидуальную речь, как изображенное слово. И в то же время это хоровой,многоголосый сказ, не ограниченный сугубо профессиональной или диалектнойлексикой.
Посвоей стилистической организации исповедь Соколова двойственна. В этихкульминационных моментах речь героя приближена к авторской речи, сливается сней. То, что речь героя выстроена автором, проявляется и в насыщенностирассказа Соколова раздумьями-отступлениями, и в постепенном включении в речьгероя высоких литературных слов и правильных синтаксических конструкций.
Происшествия,о которых рассказывает герой, можно разделить на два типа: на события, которыепроисходят помимо его воли (эпизод расставания, сцена пленения, гибель семьи,смерть сына и др.), и на события, которые являются следствием самостоятельныхдействий Соколова, его инициативных поступков. К ним можно отнести сценуубийства предателя, эпизод с комендантом лагеря, побег из плена и др. Примечательно,что те и другие эпизоды чередуются, но если вначале преобладают события первоготипа, «удары судьбы», (Б.Ларин), то по мере приближения к финалурассказа Соколов превращается в человека, творящего наперекор року свою судьбу,проявляющего жизненную и социальную активность, становящегося личностью. Приэтом композиция повествования о жизни героя подчинена принципу чередованиябеглого и развернутого описаний. Развернутое описание возводит происшествия вранг события, повышает его значение, отмечает самые важные в идейном смыслеэпизоды. Но в тексте используется еще один способ усиления значимости тех илииных сцен: сообщение о них носит прерывистый характер, наполнено паузами,обозначаемыми многоточием. Важен повтор ряда эпизодов, выражений, фраз, мыслей.Повторяется описание жены Соколова в сцене прощания, осуждение героем себя засвое поведение во время отъезда на фронт.
События,составляющие жизнь Андрея Соколова, объединены общностью своей функции, роли вжизни персонажа. Все они — испытание героя: плен, события, в которые онвовлекается в плену (отношение к предателю, эпизод с Мюллером и др.), смертьблизких, полное одиночество. События в рассказе нагнетаются по степени ихдраматичности. В жизни героя беда накладывается на беду, горе на горе. Событияимеют свою логику: они последовательно отъединяют Соколова от мира, разрываютего связи с ним, ведут героя к одиночеству. Тем большее значение приобретаетпоследний, завершающий поступок героя — усыновление сироты Ванюшки. Соколовдействует наперекор судьбе, логике событий, он сам устанавливает связь с миром,с людьми, начиная жизнь как бы сначала.
Развертываниесудьбы героя как цепи испытаний роднит шолоховский рассказ с произведениямиустного народного творчества, подключает его к могучим фольклорным традициям,прежде всего к сказкам, где мотив испытания всегда был одним из ведущихсюжетных приемов. Исходной ситуацией в судьбе Соколова выступает ситуацияравновесия, счастливой семейной жизни — типичная исходная ситуация сказки,которая по Проппу «служит контрастным фоном для последующей беды». Висходной ситуации шолоховского произведения присутствует и случайность,трагическое последствие которой не предусмотрено героем: «Толькопостроился я неловко. Отвели мне участок… неподалеку от авиазавода».
Завязкасобытий в рассказе драматична. Война обрушивается на Соколова внезапно, какобрушивается беда на героя в сказке. Со сказкой соотносятся мотивы потери ипоисков семьи. Ядро сюжета рассказа составляют оппозиции герой / враждебнаясила и жизнь / смерть. В основе ряда ситуаций и мотивов рассказа лежит, какотметили многие исследователи, принцип троичности. Так для судьбы Соколовахарактерны три главных беды: плен, гибель жены и дочерей, гибель сына; вэпизоде с Мюллером герою трижды предлагают стакан шнапса, у него трое детей, всюжете рассказа на берегу реки встречаются три человека. Элементы народнойпоэтики присущи и стилистике рассказа Андрея Соколова (поговорки, присказки,речевые обороты и сравнения, свойственные фольклорным произведениям — характерно словоупотребление «белый свет» — элементы плача). Онипроявляются и ритмическом рисунке наиболее эмоциональных фрагментов егорассказа, и в синтаксической организации его речи. Достаточно вспомнитьописание жизни в плену:
«Икулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били, и всяческимжелезом, какое под руку попадется, не говоря уже про винтовочные приклады ипрочее дерево.
Билиза то, что ты — русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что наних, сволочей, работаешь».
Описаниепостроено на основе синтаксического параллелизма и воспринимается какпоэтическая формула — обобщение судьбы русского и вообще советского человека вневоле, фашистском плену, рожденное народным сознанием, народным поэтическимталантом.
Фольклорныеэлементы поэтики «Судьбы человека» внешне мотивированы тем, чтоСоколов — выходец из трудового народа — носитель его сознания. Но их«густота», частота, а главное — разножанровость превращают егочастный, личный голос в голос всего народа. В его рассказе выражается народное отношениек труду, семье, чужому горю, плену, предательству, родине, смерти (т.е. ко всемосновным категориям бытия) и нравственный кодекс народной жизни: «На то тыи мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вынести, все снести, если к этому нуждапозвала».
Примечательнойособенностью рассказа Соколова является также его устремленность в будущее.Жизнь героя вытянута в одну линию, события движутся хроникально, в естественнойпоследовательности. Бытие Андрея Соколова предстает как движение в историческомвремени и пространстве, причем последнее выступает в рассказе как социальноепространство. Отсюда важная роль в «Судьбе человека» пространственныхмотивов: дома, дороги, пути. Герой постоянно перемещается, движется, мотивдвижения — центральный тематический мотив рассказа, и движение постепеннополучает в произведении широкий смысл, становясь наполнением, символом жизниАндрея Соколова.
Всесюжетные эпизоды стянуты вокруг фигуры героя так, что соотношение героя и мирастановится центром произведения. Не случайно диалог героя и повествователявынесены на природу, происходит в мире:
"…Но уже иным показался мне,- говорит повествователь,- в эти минуты скорбногомолчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечномуутверждению живого в жизни".
Итак,герой шолоховского произведения, самый рядовой и обычный советский человек,рассказывающий повествователю о своем жизненном пути, своем счастье и горе,предстает перед нами многомерным, неоднозначным. Андрей Соколов,. И творениеШолохова вполне можно прочесть как рассказ о жизни одного человека в типичнойдля военного времени ситуацией. Но Соколов выступает в рассказе не только какличность, значимая своей частной судьбой. Он близок к фольклорным образам,олицетворяющим целый коллектив, он сродни эпическому герою (7; 227).
Шолоховскийгерой — это носитель народной нравственности, воплощение народного характера иповедения. Рассказ называется «Судьба человека», в нем художественнорешаются такие проблемы, как сущность человека, смысл его жизни, осознание имсвоего долга перед собой и обществом, его отношение к судьбе, истории обществу.Меняется в рассказе и осмысление судьбы. Судьба — это не только то, чтопроисходит с человеком помимо его воли, на что он обречен неумолимым ходомсобытий, судьба — это и деяние человека, его противостояние ходу событий. Так впринципах поэтики Шолохова выражается новая концепция личности, присущаяреализму ХХ века.
Обобщающийхарактер носят и заключительные размышления повествователя: судьба АндреяСоколова и его приемного сына осмысляется им во всеобщих категориях бытия,через которое обычно интерпретируется место человека в мире: «Дваосиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганомневиданной силы...» Герои снова выведены в мировое пространство, висторию, и их судьба, таким образом, перерастает рамки частной жизни.
Сюжетнорассказ завершен, закончены и слово героя и слово повествователя. Но события вжизни героя не завершены. Его судьба разомкнута в общий ход жизни, выходит запределы текста. Создается впечатление, что перед нами фрагмент живойреальности, подлинной и бесконечной.
Рассказлишен счастливого финала. Повествователь спрашивает сам у себя: «Что-тождет их впереди?»- и продолжает: «И хотелось бы думать, что этотрусский человек выдюжит и около плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможетвсе вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет егоРодина». Рассказ Андрея Соколова, трудности, беды, которые он вынес, неутраченная им любовь к людям убеждают нас, что он выдюжит. Читатель понимает,что герой находится перед новым циклом испытаний, но теперь он не одинок,ребенок — это символ будущего, знак обретения героем личностного смысла бытия.
ПроизведенияНобелевского лауреата, великого русского писателя Михаила АлександровичаШолохова внесли достойный вклад не только в национальную, но и мировуюлитературу. Шолохова часто сопоставляют с гордостью американцев — У.Фолкнером,который не знал себе равных в литературе США 1930-1940-х г.г. по видениюорганической связи микромира отдельного человека и макромира. Сошлемся навысказывание современного исследователя, профессора Джона Пилкингтона:«Высшее достижение романного искусства как раз и пришлись на период досередины 50 г.г. После этого появилось немало хороших мастеров, но ни одногогиганта, во всяком случае, писателя уровня Шолохова или Фолкнера… Онисоздавали литературу, которая в одно и то же время была и специфическирегиональной, и глубоко национальной, и мировой. И вот что еще интересно:многие современные им писатели оставили свой след в литературе, разрабатываятот или иной аспект бытия — трагедию „потерянного поколения“,фрейдистские комплексы, отчуждение маленького человека в большом городе и такдалее,: но эти два гиганта писали „просто“ о человеке и поэтому о каждойиз названных проблем написали глубже других» (43; 3).
Список литературы
1.Великая Н. Формирование художественного сознания в советской прозе 20-х годов.-Владивосток, 1975.
2.Гей Н.К. Мир, человек и позиция писателя// Советская литература и мировойлитературный процесс. Изображение человека.- М., 1972.
3.Курилов В. Композиция и жанр «Судьбы человека»// ТворчествоМ.Шолохова и советская литература.- Ростов, 1990.
4.Кургинян М.С. Концепция человека в творчестве Шолохова// Михаил Шолохов. Статьии исследования.- М., 1980.
5.Судьба Шолохова. Спец. вып.- Лит. Россия.- 1990.- 23 мая.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.