Министерство образования Российской Федерации
Благовещенский государственный педагогическийуниверситет
Кафедра всемирной истории
Курсовая работа
«Песнь о Беовульфе» как источник по мировидениюраннего средневековья
Выполнил
Романенко В.В., студент II-го курса
Научный руководитель
Бархатова О.Н., доцент
Благовещенск 2000
План
Введение
1.Обоснование темы
2.Характеристика источника
3.Степень изученности темы влитературе
4.Цели курсовой работы
5.Положения, выносимые назащиту
Раздел 1. Картина мировиденияпо «Песне о Беовульфе»
1.Происхождение терминовобозначающих дружинников и их социальные истоки
Раздел 2. Взаимоотношениямежду дружинником и конунгом
1.Анализ поэмы оБеовульфе
2.«Идеальныйвоин», на основании данных поэмы
Заключение
Введение
1.Обоснование темы
Ни одно англосаксонскоепроизведение, дошедшее до наших дней, не получило такого широкого признания,как «Беовульф». Эта поэма – единственное крупное произведениегероического эпоса, сохранившееся целиком. По-видимому, песнь родилась вдружинном кругу, потому что главное место в ней отведено битвам, самимдружинникам, воинам – героям и пирам. Описание же других сторон жизнианглосаксонского общества отсутствует. На основе поэмы можно судить и обэтических взглядах людей, живших в ту эпоху. Но в своей курсовой работе япопытался на основании песни получить сведения об англосаксонском мировидениипериода раннего средневековья, которое отражает поэма. Поэтому название моейкурсовой работы звучит следующим образом: «Песнь о Беовульфе» какисточник по мировидению раннего средневековья.
2.Характеристика источника
Раннесредневековый периоданглийской литературы относится к V – XI вв. нашей эры. Его началосвязанно с вторжением на территорию Британии в середине V в.англосаксов и ютов – племен германского происхождения; конец периода датируется1066г., когда произошла битва при Гастингсе, положившая начало завоеваниюБританских островов норманнами. Созданные пришельцами (англосаксами) небольшиекоролевства (англами – Мерсия и Нортумбрия, саксами – Уэссекс, ютами – Кент)боролись между собой за политическую гегемонию. Эту гегемонию вскоре послезавоевания Нортумбрия уступила Мерсии, а в IX в. –Уэссексу. Западно-саксонский диалект Уэссекса стал классическим диалектомдревнеанглийского языка. Большое значение в ранние века англосаксонской историиимела устная словесность. В песнях и сказаниях англосаксов, завоевавшихБританию, долгое время сохранялись отзвуки преданий и сюжетов, составлявшихсодержание германской поэзии на континенте в более ранний период. Все или почтивсе дошедшие до нас памятники англосаксонской поэзии носят отчетливые следыобработки под влиянием христианизации варварских племен и т. д.
«Беовульф» – одиниз образцов средневекового героического эпоса. Поэма возникла на основестаринных германских преданий, относящихся к языческим временам. Эти преданияпоявились в среде германских племен задолго до переселения англосаксов натерриторию Британии. Действие поэмы происходит на берегах Балтийского моря, еесюжет заимствован из германской мифологии. М. П. Алексеев утверждает, что всемисследователям «Беовульфа» особенно примечательным казалось однообстоятельство: Беовульф – не англосаксонский герой и действие поэмы неприурочено к Англии; в первой части поэмы оно происходит, вероятно, в Зеландии,во второй – в Ютландии. Ни англы, ни саксы не принимают никакого участия всобытиях, изображаемых в поэме. Эту особенность поэмы толковали различно: одниотносили сложение эпического сказания о Беовульфе ко времени до переселенияанглосаксов в Британию, когда, живя на континенте, они соседствовали сдатчанами; другие, напротив, утверждали, что поэма возникла позже, например, впериод датских вторжений, принесших с собой новые для англосаксов северныесказания и особый интерес к генеалогии датских королей. Беовульф – личность неисторическая, но в поэме можно найти, правда в виде кратких эпизодов или дажетолько случайных намеков, отголоски исторических событий, распрей и битвсеверогерманских народов между собой и со своими южногерманскими соседями.Историко-географическая номенклатура поэмы указывает на то, что обработанные впоэме сказания, скорее всего, могли сложиться в первой половине VIв., в области, лежавшей к северу от континентальной родины племени англов [1,с. 36]. Тем не менее, А. Аникст в своей работе «Историяанглийской литературы» считает что, Беовульф был историческим лицом,жившим в VI в. Исторический Беовульф участвовал в борьбе, которуюего дядя Хигелак вел против франков в 512г. Но от этих исторических фактов впоэме не осталось ничего, кроме ссылки на то обстоятельство, что Беовульф былплемянником и наследником Хигелака [3, с. 8 – 10].Фантастические подвиги Беовульфа перенесены, однако, из ирреального мира сказкина историческую почву и происходят среди народов Северной Европы: в«Беовульфе» фигурируют датчане, шведы, гауты (геаты), упоминаютсядругие племена, названы короли, которые некогда действительно ими правили. Воблике Беовульфа сказались народные представления о герое, укрощающем силыприроды. Беовульф – воплощение нравственного идеала героической личности раннегосредневековья.
Сохранилось четыре рукописи спамятниками древнеанглийской поэзии. Все они составлены около 1000г., возможнона основе более ранних рукописей.
1)«Кодекс»Беовульфа" (CottonVitellius A XV). Недавно выдвинутопредположение, что он написан во время правления Кнута (1016 – 1036гг.) и чтона основании формирования кодекса поэму «Беовульф» в ее сохранившейсяредакции следует относить к этому же времени (Kiernan K. 'Beowulf' and the 'Beowulf' Manuscript. NewBrunswick, 1981). Однако для передатировкипоэмы, как считается, достаточных оснований нет (The Dating of 'Beowulf'. Ed. C. Chase. Toronto; L.,1981). Он содержит поэму«Беовульф» и ряд памятников религиозного эпоса.
2)«Эксетерскаякнига» (The Exeter Book), написанная между 970 и 980 гг. по заказу епископаЛеофрика и подаренная им собору в Эксетере. Это наиболее полное собраниепамятников различных жанров: религиозного эпоса, загадок, элегий.
3)«Кэдмоновскаярукопись» (JuniusManuscript, Bodleian Library, Oxford),содержащая ряд поэм на религиозные темы.
4)Рукопись из Верчели, Италия(The Vercelli Book), сохранила различные произведения [7, c.189 – 190].
Текст поэмы был записанблагодаря счастливому стечению обстоятельств. Англию христианизировали (около597г) с двух сторон: с севера (ирландцы) и с юга (миссия папы Григория I Великогоок. 540 – 604 гг. [5]). Южная миссия шла от католиков и не потерпела бытраты пергамента на языческие стихи даже в христианской оправе, а ирландскоехристианство напротив само представляло собой смесь новой веры с язычеством, игерманские обычаи были близки ему. В печати (Wanley's Catalogue of Anglo-Saxon Manuscripts) она упоминается впервые в 1705г. При пожареБританского музея (в котором хранится рукопись) в 1731г. рукопись пострадала,но к тому времени уже была сделана транскрипция текста, которая и нынеиспользуется для восстановления утраченных частей. Впервые издал ее датчанинТоркелин (Grimur JonssonThorkelin) в 1815г., а первое английскоеиздание относится к 1833 г.
Языческие жрецы запрещализаписывать поэтические произведения; их запись стала осуществляться учеными –монахами после введения христианства. Наряду с возможными следами устной поэтической техникив «Беовульфе» мы, однако, в еще большей степени встречаем следытщательной, и, может быть, разновременной литературной обработке текста. Обэтом свидетельствует, прежде всего, большой объем поэмы (3183 стиха).Высказывались догадки, что первоначально обе ее части не были связаны друг сдругом; рассказ о боях с Гренделем и его матерью, в сущности, связан с рассказомо битве с драконом только личностью Беовульфа. Тем не менее характер героя, какон представлен в обеих частях поэмы, также как язык и метрика, свидетельствуюто том, что если даже обе части и могли возникнуть разновременно, то во всякомслучае хронологически они не далеко отстоят друг от друга.
В руках христианскогокнижника поэма, несомненно, подверглась весьма значительным изменениям (быливыброшены имена языческих богов и слишком явные следы германской мифологии ивнесены элементы христианских представлений). Например, он («автор»)считает Гренделя потомком Каина, называет морских чудовищ исчадием ада и т. д.Большая часть вставок заимствована из Ветхого завета (имена Авеля, Каина, Ноя,упоминания о потопе — все это прямо восходит к библейской книге Бытия,привлекшей внимание англосаксонских христианских поэтов и переложенной ими настихи). Что касается Гренделя, то поэт вспоминает о великанах, явно смешиваяхристианское предание о сатане с античными мифами о титанах, восставших противолимпийцев. Христианское влияние чувствуется, однако, не только в этихинтерполяциях, явно противоречащих дохристианской основе поэмы; онораспространяется гораздо дальше, затрагивая развитие сюжета и дажехарактеристику героя. Христианские элементы проникли в строй поэмы глубже, чемкажется на первый взгляд; сам Беовульф превращен в своего рода христианскогоподвижника. Последний эпизод поэмы — описание смерти героя — отличается оченьхарактерными противоречиями — следами литературной обработки в христианскомдухе ранее существовавшего предания.
То, что дошедшая до насредакция поэмы о Беовульфе принадлежит англосаксонскому книжнику VIII— IX вв.,видно, наконец, и из стихотворной техники поэмы. Все уцелевшие произведенияанглосаксонской поэзии написаны так называемым древнегерманским аллитерирующимстихом, употреблявшимся не только в англосаксонской, но также и вдревневерхненемецкой и древнескандинавской поэзии в период между VIII и XIIIвв. Аллитерирующий стих свойствен был как устному древнегерманскомугероическому эпосу, так и памятникам письменности. Главный организующий принципэтой метрической системы — членение каждой стихотворной строки на дваполустишия, в которых по два главных ритмических ударения; при этом согласныезвуки, стоявшие перед одним или обоими основными ударениями первого полустишия,должны повторяться (т. е. аллитерировать) перед начальным ударением второгополустишия. Аллитерационная стих (чисто-тоническийстих англосаксонской, древневерхненемецкой и староисландской поэзии (VIII — XIIIвв.): чаще всего стих из двухполустиший, по два ударения в каждом, оба слова первого и одно из слов второгополустишия связаны аллитерацией начальных звуков. Сходная организацияаллитерационного стиха распространена в тюркских языках) [5]. «Беовульфа» очень искусна и отличается строгойвыдержанностью; с нею связаны и другие характерные черты стиля поэмы:нанизывание синонимов и частое использование метафор. Обилие метафорсоставляет, вообще говоря, одну из особенностей англосаксонской поэзии исближает ее с поэзией скандинавской. Так, поэт предпочитает сказать «древорадости» вместо «арфа», «сын молота» вместо«меч», «дорога кита» или «лебединый путь» вместо«море», «боевые липы» вместо «щиты», «ковачивойн» вместо «воины» и т. д. Некоторые метафоры отличаются особойизысканностью и даже своеобразной манерностью, впрочем особенно ценившейся. Вэтом смысле стилистическая техника «Беовульфа» разработана блестяще.
«Беовульф» привлекк себе широкое внимание не только ученых, но и поэтов. Современными английскимистихами он перелагался много раз: наиболее интересными опытами этого родасчитаются стихотворные переводы Уильяма Морриса (1895) и Арчибальда Стронга(1925). Много раз пересказывался он также для детей и юношества (особенноераспространение в Англии и Америке получил прозаический пересказ поэмы,сделанный писательницей, русской по происхождению, 3.А. Рагозиной в 1898 г. ивыдержавший ряд изданий). Л. Боткин впервые перевел «Беовульфа» на французскийязык (1877). В настоящее время существует русский перевод поэмы, сделанный В.Тихомировым в кн.: Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975, с. 27– 180. В данной работе я использовал первый перевод «Беовульфа» нарусский язык (Перевод с древнеанглийского В. Тихомирова).
О«Беовульфе» написано так необозримо много, что каждая строчка в немможет стать поводом для разностороннего обсуждения.
3.Степень изученности темы влитературе
Данной темой в литературеинтересуются многие исследователи, труды, части которых я использовал принаписании курсовой работы. М.П. Алексеев в своей работе «Литературасредневековой Англии и Шотландии» в основном рассматривает вопрос о местеи времени, в котором происходили события, отраженные в поэме. Краткопересказывает ее содержание. Этому же вопросу уделяет внимание и такой исследователькак А. Аникст, он так же поднимает вопросы, затронутые Алексеевым. Во многом ихработы схожи, но по некоторым, важным, ключевым вопросам связанным с местом ивременем, в котором происходили события, отраженные в поэме авторы как уже былоотмечено выше, расходятся во мнениях. В совместной работе Г.В. Аникина и Н.П.Михальской также приводиться краткое содержание поэмы, небольшой экскурс висторию открытия поэмы и т.д.
Что касается непосредственномоей темы, то мне бы хотелось отметить работу Мельниковой Е.А. «Меч илира». В этой работе автор рассматривает представления о мире человекапериода раннего средневековья, «идеал воина» по содержанию поэмы ит.д.
Мария Оссовская рассматриваетформирование «рыцарского идеала», истоки которого берут свое начало врассматриваемый мной период.
4.Цели курсовой работы
Целями данной курсовой работыявляются:
1.Выяснить, в какой степенипеснь о Беовульфе как источник отражает мировидение раннего средневековья.
2.Какие сведенияоб английских воинах данного периода можно получить информацию, изучив поэму.
5.Положения, выносимые назащиту
Исходя из целеймоей курсовой работы видно, что главный вопрос, который я ставил в ней, этовопрос о том может ли «Песнь о Беовульфе» служить источником помировидению раннего средневековья. Так же не менее важным является и то какуюинформацию об английских воинах можно получить на основе данного источника иможно ли ее вообще получить.
Раздел 1. Картина мировидения по «Песне о Беовульфе»
1.Происхождение терминовобозначающих дружинников и их социальные истоки
Хотелось бысказать пару слов о происхождении самих терминов обозначавших служилую знать вАнглии в период раннего средневековья, так как об этом не упоминает источник,но кое-какие из них в нем все же употребляются (например, термин«конунг» или «тэн»).
На позднелатинском языкетермин miles (воин), кроме специфического обозначения профессии –«солдат», означает еще и подчиненное положение человека в обществе,находящегося на государственной службе. Итак, слово miles указываетна подчиненное служебное положение человека.
Яркие описаниякоролевской дружины содержит поэма о «Беовульфе». Отношения междукоролем и дружиной, воспроизведенные в ней, напоминают отношения между вождем иего воинами, запечатленные Тацитом. Они отчетливо раскрываются в словахБеовульфа, обращенных к королю дано Хротгару: "…если мне суждено потерятьжизнь на твоей службе, то ты замени мне отца, когда я умру. Стань защитникоммоих молодых тэнов и спутников" (Беовульф, 1478 – 1481). Вождь живет вокружении дружины и является покровителем своих воинов – тэнов. Дружинники –телохранители – защитники вождя. В награду за службу они получают оружие,коней, драгоценности и землю. Вознаграждение может принимать форму кормлений –пиров, роскошь которых способствует распространению доброй молвы о вожде,короле. Но в поэме наряду с архаическими картинами дружинного быта запечатленыи элементы отношений, сложившихся у англосаксов ко времени ее составления.Король «Беовульфа» – не только вождь дружины, но и правитель народа,государства. Правда, роль дружинников в государственном управлении никак неотражена в поэме [10, с. 90].
Уже источники VIIв. содержат сведения о различных разрядах англосаксонской знати. Упоминаетсяаристократия по происхождению, для обозначения которой используются различныеанглосаксонские (eorl,ealdormen) и латинские термины (dux, comes, nobiles, defensor, patricius,primas, satrap, subregulus) [10,с. 93]. В IX в. подобные титулы употреблялись, когда речь шла олице влиятельном, нередко правителем области, графства, но подчиненном болеевысокому авторитету (королю).
Одновременно в законодательных, документальных,повествовательных, поэтических памятниках с VII в.появляются упоминания о новой служилой знати, дружинниках короля, которые,видимо, могли и не иметь родовитых предков. Представители новой знатиименовались гезитами (gesith), тэнами или королевскими тэнами (thegh, cyninges thegh, thanius, regis), министериалами (minister),королевскими гезитами (до конца IX в). Как справедливо подчеркивает А. Я. Гуревич,англосаксонское право не рассматривало служилую знать «как однороднуюмассу», а различало в ее «среде несколько разрядов, в основе делениякоторых лежала материальная обеспеченность…» [10, с. 93].
Наряду с гезитами(дружинниками) – землевладельцами (landagende) обществу былиизвестны и безземельные дружинники (unlandagende). Понятие«безземельный гезит» трактуется историками по разному. Ф. Мэтланд, Д.Петрушевский воспринимали его буквально, Ф. Стэнтон, К. Рамм и русскиеисследователи А. Я. Гуревич, М. Н. Соколова полагают, что в источниках имеютсяв виду малоземельные владельцы, которые не обладают количеством земли,достаточным для обеспечения их военной службы, то есть, имеют менее пяти гайд [10,с. 93].
Англосаксонскомуобществу не было чуждо представление о наследственной знатности. Трактат«О вергельдах» упоминает о кэрле, который мог приобрестинаследственный титул тэна, если его предки в трех поколениях владели землей (неменее пяти гайд), рыцарским вооружением и исполняли определенныегосударственные повинности. То есть сладывается и наследственная служилаязнать.
Но, несмотря насуществование градаций среди знати, статус различных ее представителей в VII –начале X в. не поддается однозначному определению. В изучаемыйпериод трудно провести четкую грань между тэнами и элдорменами. Нередко висточниках прослеживается смешение используемых терминов.
Итак,формирование рыцарства как класса берет свое начало с периода раннегосредневековья. Как класс рыцарство окончательно оформляется к XII – XIV вв, то есть ко времени егорасцвета. Среди социальных слоев населения, из которых формировалось английскоерыцарство в первую очередь нужно выделить королевскую дружину (упоминающуюся вБеовульфе), во-вторых, нельзя оставлять без внимания англосаксонскую знать, изпредставителей которой также формировалось рыцарство. Как известно формированиерыцарства не могло обойтись без категории мелких землевладельцев, а иногда изажиточных крестьян. Поэтому нельзя говорить об однородном составе английскойдружине в данную эпоху.
Раздел 2. Взаимоотношения между дружинником и конунгом
1.Анализ поэмы о Беовульфе
Перед анализомпесни я позволю себе кратко напомнить содержание самой поэмы.
Беовульф,племянник короля геатов – скандинавского племени, населявшего, очевидно, южноепобережье современной Швеции и называвшегося в Скандинавии гаутами [7, c. 75], — узнает о несчастье, постигшем данов. На их прославленный дворецХеорот – Оленью палату уже многие годы нападает по ночам человекоподобноечудовище Грендель и пожирает лучших воинов. Беовульф с небольшой дружинойотправляется к данам, остается на ночь в Хеороте и в жестоком поединке сГренделем вырывает у него правую руку. Но на следующую ночь в Хеорот приходитмать Гренделя. Мстя за сына, она убивает и уносит с собой одного из датскихвитязей. Наутро Беовульф в сопровождении короля данов Хродгара разыскивает покровавым следам логово Гренделя, находящееся на дне горного озера, населенногочудовищами. С помощью волшебного меча Беовульф побеждает мать Гренделя иотрубает ему голову. Благополучное возвращение героя отмечается пиром, послечего геаты пускаются в обратный путь. Через некоторое время в неудачном походена франков погибает Хигелак, король геатов; убит в распре со шведами его сын, икоролем геатов становится Беовульф. Пятдесят лет его правления – времяблагоденствия и процветания геатов. Но вот появляется огнедышащий дракон. Клад,охраняемый им, был потревожен, и он, жаждущий мести, нападает на геатскиеселения и крепости. С помощью своего дружинника Виглафа Беовульф побеждаетдракона и завоевывает клад, но от ядовитых клыков дракона, умирает Беовульф.Геаты, оплакивая своего короля, сжигают его тело и насыпают высокий курган намысе, выдающимся в море, чтобы издалека был виден курган Беовульфа. Поминальныйплач завершает поэму.
Как видно изсодержания поэмы фабула ее проста.
…Певец тронулструны арфы и начал рассказ о прославленных героях прошлого. Умолк шум впалате, с пристальным вниманием следят дружинники и их король за событиямижизни славного короля Хродгара, за строительством островерхого Хеорота,восхищаются щедростью, мудростью, благородством короля данов. Таким,собственно, ему и надлежит быть – ведь он потомок славного рода воинов иправителей. Не менее знамениты своими достоинствами и отец его, и дед, неговоря уже об основателе династии – Скильде Скевинге, память о котором прожилавека и будет жить вечно. И согласны они с заключением певца: да, это был добрыйконунг! Сочувствуют они и его беде: ведь со всяким может случиться несчастье, икто может одолеть такое чудовище, как Грендель! Есть ли, нет ли великанов насамом деле – не это важно. Существенно то, что не всякий может спасти Хродгара:здесь нужен герой, обладающий многими выдающимися качествами. Слушатель ужезнает: должен появиться не просто воин, равный своими заслугами лучшим средисидящих здесь, в зале. Ему будет по плечу подвиг, который не сумели совершитьхрабрейшие из датских воинов, – а они известны как бесстрашные воители, недаромих нападений страшатся жители побережья. Мир, о котором повествует певец, — этоих мир, знакомый во всех мелочах. Достаточно было сказать, что меч Беовульфа –изделие Веланда, и каждому становилось ясно, что меч был превосходен, — каждыйзнал о мастерстве этого легендарного кузнеца. Так Е.А. Мельникова в своей книге«Меч и Лира» отображает мировосприятие и дух жителей той далекойэпохи. В поэме тысячи мелких деталей (например, упоминание шлема Беовульфа,1450 – 1451) неразрывными нитями связывали повествование с сегодняшним днем егослушателей.
Но сколь бы нибыл близок своими деталями мир поэмы к жизни рассказчика, он не был тождественей. Воспроизводя реальные предметы быта и нравов, он в то же время отличался отнее в своей сущности: это был близкий и одновременно далекий идеальный мир,существующий лишь в сознании певца и его слушателей. Созданный воображением исуществующий лишь в воображении, эпический мир обладает многими чертами мирадействительного: он занимает определенное, хотя и воображаемое, пространство,соотнесенное в тоже время с реальными территориями, знакомыми рассказчику.
Действиепротекает в присущем этому миру времени, но не всегда совпадающем с реальным. Внем присутствуют реальные предметы быта: жилища, утварь, оружие, одежда и т.д., но все это вещи определенных категорий: миру поэмы свойственны некоторыепредметно-вещевые атрибуты. Он населен людьми, но далеко не каждый может занятьв нем место: это мир героев, избранных, людей, наделенных особыми качествами.Главная, универсальная особенность этого мира – это его героичность.
Принципиальноважным было соответствие рассказываемого не реальности, а тому представлению огероике, которое существовало в сознании рассказчика и слушателей.
Основугероического действия поэмы составляет конфликт крупного масштаба, вовлекающийсудьбы целых племен. Наследуя «архаическую эпическую сюжетику,трансформируя ее в соответствии с новыми идеалами… героический эпос периодаформирования народностей и складывания ранних государств» выдвигает«новые исторические идеалы и новые коллизии – защита родной земли отвнешнего врага, героика патриотического подвига… отношения народа ивласти» [7, с. 82– 83].
Аналогичныеконфликтные ситуации отступлений в поэме, которые, как обычно считается,являются краткими пересказами самостоятельных эпических произведений. Таковыборьба фризов и данов (песнь о битве при Финнсбурге), данов и хадобардов (песньоб Ингельде и Фреавару) и др. Мелкие племенные распри и столкновенияприобретают в устах рассказчика «мировые» масштабы, разрастаются всобытия, определяющие судьбы народов.
Основнаяособенность героического конфликта в поэме – его масштабность – определяетвысокий накал страстей, эмоциональную насыщенность действия. Созданиеконфликтной ситуации сопровождается взрывом эмоций: ужаса, ярости, беспощаднойжестокости, описание которых неизменно включено в преамбулу, предваряющуюрассказ о самой битве.
Так двенадцатьзим скорбисмертные
вождьдостойный, и бесчестье терпел
другСкильдингов, ипечали неисчеслимые.
(Беовульф,147 – 149)
Многострадального чтоумер лучший
старца-правителя изблагороднейших
скорбьсокрушила, егосоратников.
когдаон услышал,
(Беовульф,1306 – 1309)
Оплакал старец своезлосчастье…
сердопечальный
(Беовульф,2326 – 2327)
Набор чувствстереотипен. Правитель племени, на которое нападает чудовище, охвачен горем, оноплакивает свое несчастье (Хродгар – в двух первых эпизодах, Беовульф – втретьем). Герой, который должен будет сокрушить чудовище, проявляет героическоебесстрашие, отвагу (Беовульф, 603 – 608, 1383 – 1396, 2509 – 2527). Чудовище –противник героя – обуреваемо кровожадностью, алчностью, злобой (Грендель:Беовульф, 729 – 746; его мать: 1276 – 1281; дракон: 2286 – 2310).
Характерконфликта – его масштабность, значимость, неразрешимость обычными средствами –обуславливает тип и способы героизации эпического героя. В первую очередьподчеркиваются уникальность, неповторимость, которые выражаются в егопредназначенности совершить этот подвиг.
Новот он, витязь, чего не умели,
по волеСоздателя вместесобравшись,
тосовершивший, мы, хитромыслые!
(Беовульф,939 – 942)
Беовульф –единственный из всех живущих на земле, кто может одолеть Гренделя и его мать,сразить огнедышащего дракона. Сама ситуация выступает в роли главнойхарактеристики богатыря, именно она определяет его героическую сущность,которая выявляется в деянии, направленном на спасение целого племени инепосильном другим людям. Все остальные черты, присущие образу, производны и лишьоттеняют с различных сторон как частные проявления его героичность.
В образеБеовульфа концентрируются качества всего племени. Сила Беовульфа – это силавсех геатов, о чем говорится в поэме в связи с победой Беовульфа над Гренделем:"…врага они (геаты) одной силой все превзошли, его (Беовульфа) мощью"(Беовульф, 698 – 700). Сам образ могучего богатыря, олицетворяющего силу и мощьсвоего племени, лишенного индивидуальных черт, но зато наделенногогиперболизированными достоинствами, нацелен на выполнение главной задачи,стоящей перед ним, — защиты племени (своего и дружественного) от чудовищ. Однойиз главных функций идеала средневекового рыцаря (идеал, берущий начало еще современи раннего средневековья), является миссия (функция) защитника исправедливого судьи. Это видно из самой поэмы.
Выполнениеэтой задачи обеспечивается совокупностью качеств, которыми наделяется Беовульф:силой, отвагой, верностью своему долгу и т. д. Причем все эти качествавозведены в высшую, недосягаемую для других степень. Сила Беовульфа такова, что«тридцать ратников переборол он одной рукою» (Беовульф, 381 – 382).Беовульф выделяется среди других дружинников своим внешним видом, сразу жеобнаруживающим его героическую сущность. Не случайно датчанин – страж побережья– сразу обращает внимание на Беовульфа:
Ия ни в жизни непростолюдин
не виделвитязя внарядной сбруе, -
сильнейи выше, кровь благородная
чем вашсоратник — виднапо выправке!
(Беовульф,248 – 252)
Точно так жеВульфгар, воин Хродгара, принимающий гостей в Хеороте, с первого же взглядауверен в том, что Беовульф является прославленным вождем, известным своей силойи воинской доблестью (Беовульф, 336 – 339).
И внешностьБеовульфа, и его сила, и его нравственные качества – верность долгу, верностькоролю и родичу гиперболизированы, идеальны, что и создает четко ощущаемуюслушателями и рассказчиком дистанцию между ними и героем.
Дополнительнымсредством героизации служит и родословная героя. Человек в поэме не мыслитсявне коллектива, с которым он связан узами родства. Введение любого персонажа,собственно, открывается указанием на род, к которому он принадлежит, иперечислением его прославленных предков: подробно рассказывается родословнаяХродгара и Хигелака, Унферт – «сын Экглава», Оффа – «родичХеммингов». Вот, что в поэме говорится относительно Виглафа:
То Виглаф был, сынВеохстана,
сородичЭльвхера, щитоноситель…
(Беовульф,2601 – 2602)
Указание рода, к которомупринадлежит персонаж, имеет глубокий смысл. Связь с прославленным, известнымсвоими подвигами родом дополняет характеристику и определяет в известной мередостоинства героя. Он способен и готов к совершению подвигов не только в силусвоих личных качеств, но и как представитель славного своими подвигами рода.«Героические» качества в значительной степени оказываются неиндивидуальными, а родовыми. Деяния Беовульфа не осознаются как самоценный актличного героизма, вне судеб и благополучия племени.
В образеБеовульфа представление о героическом воплощается в наиболее полном, прекрасноми величественном его варианте. Но есть и другие формы героического поведения:мудрость и щедрость Хродгара – короля племени, его покровителя и защитника;отвага, бесстрашие и преданность Виглафа; красота и щедрость Вальхтеов,королевы данов. Эти качества в совокупности составляют своего рода«каталог достоинств», обязательных для положительного персонажагероического эпоса. В наибольшей степени этими достоинствами, естественно,награжден сам Беовульф: отвагой, мудростью, опытом, боевым искусством,искусством кораблевождения и плавания, красотой, ростом, силой и т. д.Остальные персонажи наделены лишь частью этих стереотипных качеств:определенные «наборы» их, сочетания тех или иных из них,соответствуют различным образам поэмы: идеальному правителю (Хродгару,Беовульфу), воину – богатырю (Беовульфу, Виглафу), что и создает в значительнойстепени обобщенность, стереотипность образов. Вот, например, характеристикатрех королей – идеальных правителей своих племен: Хротгара, Оффы, Беовульфа.
Хродгарвозвысился, вырословойско
вбитвах удачливый, измалой дружины
без споров ему всилу великую.
покорилисьсородичи,
(Беовульф,64 – 67)
…от моря доморя копьеносцам –дружинникам,
Оффаславился и вдержаве своей
и победамиратными, мудровластием…
иподарками щедрыми
(Беовульф,1957 – 1960)
…онипростились имощь державца
сумершим конунгом, и мудромыслие…
восславивподвиги
(Беовульф,3172 – 3174)
Количествотаких образов – стереотипов невелико, их функции в сюжете строго разграничены,каждый из них воплощает один из аспектов героического поведения, и, всовокупности образуя систему образов поэмы, они дополняют друг друга.
Выражаясь впротивоборстве двух враждующих сил, конфликт делит образы поэмы на два лагеря,в одном из которых – герой, король и королева племени, их дружины, в другом –чудовища, противники героя. Мир поэмы разделен на две части: в центре первой –герой, в центре второй – его противники. Все элементы этого мира тяготеют кодному из полюсов, нет «нейтральных», не связанных с тем или инымлагерем деталей. Образы персонажей и их характеристики, временные ипространственные особенности, предметы – все несет отпечаток принадлежности кмиру героев или их противников.
Противопоставленностьотдельных элементов настолько последовательна и всеобъемлюща, что мир чудовищпредстает как перевернутый мир героев. Он имеет те же самые характеристики, носо знаком минус. Это своего рода абсолютная противоположность мира героев, егообратная сторона.
Не труднозаметить, что система образов поэмы: король, дружинники, королева, герой, егодружина – образует не что иное, как идеальное общество эпического мира.Эпический социум ограничен: в нем нет места реальным общественным отношениям.Лишь одна единственная ячейка социальной структуры – вождь и его дружина, внаибольшей степени отвечающая героическому идеалу. Этот микросоциум впоэтическом сознании рассказчика и слушателей заменяет весь остальной мир. В поэменет пахарей и купцов, охотников и рабов. Дружина постоянно отождествляется совсем племенем. Говоря о фризах, например, скоп упоминает лишь о дворце Финна иего дружинниках, постоянно называя их «все фризы». «Даны»для него – это те, кто пирует в Хеороте, ходит в походы под предводительствомХродгара, получает от него дары. Поэтому описание датского двора в Хеороте –наиболее полное изображение идеального эпического общества в англосаксонскойпоэзии [7, с. 90], а сам Хеорот являетсявещественным, материальным воплощением и олицетворением дружинного мира.
Благополучиеобщества полностью зависит от соблюдения освященных многовековой практикой нормповедения, подобающих королю, с одной стороны, и его воинам – с другой. Корольдолжен быть могуществен, щедр, мудр (последнее понимается именно как соблюдениетрадиционных норм поведения). Воин – предан королю, отважен в битве.
В«Беовульфе» идеальный правитель своего народа встречается уже вначале поэмы: это образ Хродгара, «старого и седовласого» короляданов, основная сюжетная функция которого – не совершение подвигов, апривлечение героев и предоставление им возможности совершить подвиг. В образеидеального правителя воплощаются представления о социальном порядке иблагополучии. Одна из основных его функций – распределение богатств, раздачасокровищ. Именно по этому столько внимания уделяется щедрости Хродгара и другихправителей.
Онже задумал… все, чем богат был
хоромыстроить… помилости Божьей, -
там разделялбы он только земля неделима
состарыми, с юными ивойско одно.
(Беовульф,67 – 73)
Там золотые всемпирующим.
дарилон кольца
(Беовульф,80 – 81)
Вторая функцияправителя – защита своего племени, своей дружины от возможного урона. Оважности этой функции свидетельствует большое количество эпитетов, выражающихидею защиты, покровительства. И еще одно качество правителя регулярноотмечается в поэме – его мудрость, которая понимается, однако, не как чистоинтеллектуальное качество, а как практическое следование существующим этическимнормам, неукоснительное выполнение того, что должно. Мудр тот король, которыйсоответствует героическому идеалу, этикетному образу.
Понятиевзаимного долга играет в поэме важнейшую роль. В нем сочетаются этическиепредставления разных эпох, Узы родства едва ли не самые важные социальныесвязи. С другой стороны, в эпоху позднеродового и раннефеодального строячеловек включен в формирующуюся систему отношений вассалитета, чтообуславливает взаимные обязательства короля и его дружины. Обязанности короляпо отношению к дружинникам достаточно однозначны и с наибольшей полнотойвоплощены в образе идеального правителя. Сложнее с отношением дружинников ккоролю. Декларируемым идеалом является Виглаф. Очевидно, что определяющимипродолжают оставаться родственные связи: Беовульф верен своему сюзеренуХигелаку, который одновременно является его дядей. Он помогает сыну Хигелака изаботится о нем, как подобает родичу. Хродульф осуждается в наибольшей степениза то, что в борьбе за датский трон убивает своего родича, сына Хродгара. Да иВиглаф, как оказывается, связан с Беовульфом узами хоть и отдаленного, нородства.
Долгвассальной верности – плата за милости, которыми одаривает король своегодружинника. Именно так понимает Виглаф свой долг, произнося речь, обличающую«малую дружину» в пренебрежении своим долгом:
…Правдоречивый зряотличил он
сказалбы: воистину мечамиострыми
вождь,наделивший вас,дрожащих
вас,нестоящих, привиде недруга.
кольцамизолота, Не мог онпохвастаться
ратнымисбруями… вашейпомощью…
(Беовульф,2863 – 2872)
В не меньшейстепени, чем характер конфликта, тип героев, облик общественной структуры,концепция героического определяет детали быта и вещи, наполняющие эпический мир[7, с. 95]. Теперь хотелось бысказать о тех предметах быта и вещах, которые упоминаются в поэме. Но далеко невсе бытовое окружение англосаксонского воина находит отражение в песне. Всепредметы, упоминающиеся в поэме, условно можно разделить на три категории: этопредметы вооружения, пиршественная палата и праздничная утварь. Все остальноемногообразие вещей отсутствует в поэме: они не упоминаются, их не существует втом мире, где живут и действуют герои.
Конечно, чащевсего изображается оружие: латы, шлемы, щиты, мечи. Именно с их помощью геройпобеждает своих противников, они его единственные помощники в единоборстве,только на их помощь он может рассчитывать.
Также герою зельемвытравлены
сталоподспорьем узорные змеи);
то, что вручилему в руке героя,
витияХродгаров: ступитьрешившегося
меч срукоятью, напуть опасный,
старинныйХрунтинг, на вражьюземлю,
лучший изславных тот меч недрогнет –
клинковнаследных не разбывал он,
(были налезвии, клинокостреный,
вкрови закаленном, вработе ратной.
(Беовульф,1455 – 1464)
Великолепие,неповторимость оружия является распространенным приемом героическойхарактеристики, оно служит внешним, видимым атрибутом героической сущностиперсонажа. Избранность героя находит отражение и в избранности оружия, в ихпредназначенности друг другу. Особенно важную роль играет меч, который Беовульфнаходит в подводном жилище Гренделя и которым он убивает мать чудовища:
Тогда онувидел клинок– наследие
средисокровищ древнихгигантов;
орудиеславное, несоразмерный,
мечпобедный, онбыл для смертного
во многихбитвах излишне тяжек
онбыл испытан, вигре сражений…
(Беовульф,1557 – 1562)
Особаяценность и превосходные качества оружия и доспехов – мечей, шлемов, лат –отмечаются различными способами. В первую очередь это эпитеты, указывающие наостроту, крепость, прочность оружия, подробное описание украшений на нем. Неменьшее значение имеет и «генеалогия» оружия: его происхождение,принадлежность его прославленным воинам, победы, одержанные с его помощью(Беовульф, 2609 – 2613, 2619 – 2622). Родословная оружия, как и родословнаяперсонажа, удостоверяет его достоинства, свидетельствует о присущих емуизначально, не зависящих от него самого выдающихся качествах.
Большоевнимание уделяется рассказчиком и тем дарам, которые Беовульф получает отХродгара и Хигелака за победу. Певец подробно повествует о каждом из предметов,характеризует их внешний вид, превосходные качества, «родословную»каждого из них (Беовульф, 1192 – 1201). В этих описаниях подчеркиваетсяпринадлежность предмета лишь избранным героям.
Описанияпредметов в поэме не только функционально значимы. Рассказчик сам любуется ими,с тонким знанием дела и очевидным удовольствием изображает тот или инойпредмет. Наиболее обстоятельно изображение клада, хранителем которого былдракон: здесь перечислены десятки предметов, оружие, утварь, украшения,самоцветы, причем каждый из них охарактеризован отдельно (Беовульф, 2756 –2771). Предметы, которыми наполнен эпический мир, сообщают ему живость, яркостьи блеск. Предметный мир «Беовульфа» ярок, наряден, праздничен, иименно в этом обличье он героичен. Будничные, повседневные, тусклые предметы несогласуются с представлением о героике.
Как видно наосновании данных поэмы можно увидеть «идеального воина», поэмасодержит представления тех качествах, которые, по мнению средневековогообщества должны быть обязательно присущи «идеальному воину», на ееоснове можно получить информацию об оружии или, например, узнать обрядпогребения.
2.«Идеальный воин»,на основании данных поэмы
Обобщая перечисленные прианализе поэмы «обязательные» качества, присущие только лишьидеальному рыцарю мне хотелось бы воспользоваться идеалом воина,короля-дружинника, изображаемого в Песне и который приводит Мария Оссовская всвоей работе «Рыцарь и буржуа».
«Идеальный»воин-правитель должен был происходить из хорошего рода. Но в идеале геройнепременно блистал великолепным генеалогическим древом. Он должен былотличаться красотой и привлекательностью. Его красоту обычно подчеркивалаодежда, свидетельствующая о любви к золоту и драгоценным камням. Доспехи иупряжь были подстать одежде.
От героятребовалась сила. Иначе он не смог бы носить доспехи, которые весили околошестидесяти, восьмидесяти килограмм. Эту силу он проявлял обычно, подобноГераклу, в младенчестве. Таким примером может служить Беовульф, прибывший издалека, чтобы освободить датчан от чудовища, которое подкрадывалось по ночам иубивало знаменитейших рыцарей, вступает с ним в ужасную схватку и при этомбросает все свое оружие, дабы выказать силу, позволяющую ему оторвать чудовищулапу голыми руками.
Отвоина-правителя ожидалось, что он будет постоянно заботится о своей славе. Славатребовала неустанного подтверждения, все новых и новых испытаний. Рыцарь неможет спокойно слушать о чужих успехах.
При постояннойзаботе о своем боевом престиже понятно, что от воина требуется мужество.Недостаток мужества – самое тяжелое обвинение. Мужество бывает также необходимодля исполнения долга верности.
Если мужествобыло необходимо воину-правителю как человеку военному, то щедрость, которая отнего ожидалась и которая считалась непременным свойством благородно рожденного,служила зависимым от него людям, и прежде всего тем, кто прославлял при дворахподвиги рыцарей в надежде на хорошее угощение и приличные случаю подарки передотправлением в дальнейший путь.
Воин, был ли онконунгом или дружинником, как известно, должен был хранить безусловную верностьсвоим обязательствам по отношению к равным себе.
Самым тяжелымобвинением, какое можно было предъявить раннесредневековому воину и воину болеепозднего времени.
Заключение
В конце своейработы я хотел бы подвести итог всему вышесказанному. Изучив и проанализировависточник («Беовульф») я пришел к выводу, что на основании даннойпоэмы можно получить информацию об английских воинах данной эпохи. Однако песньосвещает лишь некоторые стороны английских воинов. Те качества (физические идуховные) которыми, по мнению общества эпохи раннего средневековья должен былобладать идеальный воин-правитель. В песне упоминается, хотя и в меньшейстепени, оружие воинов, битвы, пиры, наконец, подробно описываются сокровища.Эта песнь может представлять интерес и для людей, занимающихся выяснением иуточнением древних обычаев, например, в «Беовульфе» есть упоминаниеоб обряде погребения и т.д. На основе песни можно увидеть «глазамисовременника» Песни то, как ему представлялся мир и его восприятие Поэмы.
Список литературы:
1.Алексеев М.П. Литературасредневековой Англии и Шотландии. — М.: Высш. школа, 1984 – 351 с.
2.Аникин Г.В. Михальская Н.П.История английской литературы. М.: Высш. школа, 1975 – 528 с.
3.Аникст А. Историяанглийской литературы. – М.: Учпедгиз, 1956 – 483 с.
4.Беовульф//Библиотекавсемирной литературы: Серия первая. — М.: Худ. литература, 1975 – 755 с.
5.Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 2CD (CD-ROM)
6.История Всемирнойлитературы: В 9-ти т. Т.2.- М.: Наука, 1997 — 816 с.
7.Мельникова Е.А. Меч илира: англосаксонское общество в истории и эпосе. – М.: Мысль, 1987 – 203 с.
8.Оссовская М. Рыцарь ибуржуа. — М.: Прогресс, 1987 – 527 с.
9.Савело К.Ф. РаннефеодальнаяАнглия. — Л.: ЛГУ, 1977 – 144 с.