«Отцы» и «дети» врусской классике
Проблемаотцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема этастара как мир. Является она лишь частью той бесконечной естественной борьбыстарого с новым" из которой новое не всегда выходит победителем, и трудносказать, хорошо это или плохо. Кроме того, в семье, от своих родителей человекполучает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому отвзаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как в будущемчеловек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы изберетдля себя, что для него будет самым главным и святым.
Кпроблеме отцов и детей разные авторы подходят по-разному. Кроме романа И. С.Тургенева «Отцы и дети», само название которого показывает, что этатема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всехпроизведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишьнамеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первыйподнял проблему отцов и детей. Она настолько жизненна, что, кажется,существовала всегда на страницах литературных произведений.
Проблемаотцов и детей включает в себя целый ряд важных нравственных проблем. Это ипроблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблемаблагодарности, проблема непонимания. Они подняты в различных произведениях, икаждый автор пытается по-своему взглянуть на них.
А.С. Грибоедов, описав в комедии «Горе от ума» борьбу «веканынешнего» и «века минувшего», не обошел вниманием сложнуюпроблему отцов и детей. Сам замысел произведения — борьба старого с новым — этота же проблема, взятая более широко. Кроме того, здесь прослежены ивзаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочьи желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него — деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящеепреступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего ототца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постаралисьнаучить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самихявлялось наиболее важным и значительным. В результате, для Чичикова«копейка» стала смыслом жизни, и для того, чтобы ее «беречь икопить», он готов на любую подлость, предательство, лесть и унижение. АПетр Гринев, следуя наставлению отца, оставался честным и благородным человекомво всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать* честь и совесть на всюжизнь остались для него превыше всего. Как тут не вспомнить пословицу:«Каков батька, таковы и детки».
Но,хотя эта пословица часто бывает права, иногда все оказывается наоборот. Тогдапоявляется проблема непонимания. Родители не понимают детей, а дети — родителей. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни (не всегдадостойные подражания), а дети не хотят принять их, но не всегда могут и хотятсопротивляться. Такова Кабаниха из «Грозы» Островского. Онанавязывает детям (да и не только им) свое мнение, приказывает поступать лишьтак, как хочет она. Кабаниха считает себя хранительницей старинных обычаев, безкоторых весь мир рухнет. Вот уже настоящее воплощение «векаминувшего»! А ее дети, хотя им вовсе не по душе такое отношение к нимматери, не хотят исправить положение. И здесь, как это ни печально, «векминувший», со всеми его предрассудками, торжествует победу над новым.Одной из самых важных граней проблемы «отцов и детей» являетсяблагодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их ивоспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина«Станционный смотритель». Трагедия отца, нежно любившего единственнуюдочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца,она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала,оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, чтоон не смог его выдержать. Старый смотритель простил свою дочь, он не видит еевины в происшедшем, он любит свою дочь настолько, что желает ей лучше умереть,чем пережить позор, который, возможно, ожидает и ее. И Дуня чувствует иблагодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застает вживых. Лишь на могиле отца все ее чувства вырываются наружу. «Она леглаздесь и лежала долго».
Ещеодна проблема поднята во многих произведениях, проблема воспитания иобразования.
… французубогий,
Чтобне измучилось дитя,
Училего всему шутя,
Недокучал моралью строгой,
Слегказа шалости бранил
Ив Летний сад гулять водил, -
писалА. С. Пушкин о воспитании главного героя своего романа «ЕвгенийОнегин», а дальше замечал:
Мывсе учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, Унас немудрено блеснуть.
«Чему-нибудь»и «как-нибудь» учились все дети в разных произведениях. Но чему икак? В основном это зависело от отношения к образованию их родителей. Некоторыеиз них, признавая необходимость образования только с точки зрения моды ипрестижа, относились к нему в общем-то отрицательно, как, например, Фамусов из«Горя от ума» и госпожа Простакова из «Недоросля». НоСофья, в отличие от Митрофанушки, все-таки получила какое-то образование, а вотМитрофанушка не получил никаких знаний, да он и не хотел их получить. Отношениеже самих Фамусова и Простаковой к образованию выражено их же собственнымисловами. Фамусов говорит: «Уж коли зло пресечь — забрать все книги бы дасжечь», — и еще: «Ученье — вот чума». А Простакова: «Лишьтебе мученье, а все. я вижу, пустота».
Ноне все герои произведений русских классиков считают образование«пустотой». Яркий пример тому — князь Волконский из «Войны иМира» Л. Н. Толстого. Болконский верил в необходимость образования. Будучиобразованным и начитанным человеком, он сам учил свою дочь, княжну Марию.Взгляды Болконского полностью противоположны мнениям Фамусова и Простаковой.Образование не может быть данью моде, и в этом Болконский абсолютно прав.
Проблема«отцов и детей» актуальна во все времена, потому что это глубоконравственная проблема. Все то, что для человека является святым, передается емуродителями. Прогресс общества, его развитие порождает разногласия между старшими молодым поколением, разногласия, так хорошо известные нам по «Горю отума» или по «Отцам и детям».
Проблемаотцов и детей — одна из важнейших проблем в русской классике. Очень часто влитературных произведениях новое, молодое поколение оказывается болеенравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя ее новой. Но намвсе-таки не надо становиться Иванами, не помнящими родства, ужасно, когдамолодое поколение менее нравственно, чем предыдущее. Поэтому проблема«отцов и детей» живёт и сейчас, приобретая несколько другоенаправление.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/