"!"
Дажепри поверхностном чтении комедия «Ревизор» поражает современностьюсвоего звучания. Кажется, что это современные представители государственногобюрократического аппарата переоделись в старинные костюмы, выучились говоритьна неплохом русском языке и отправились на сцену, чтобы разыграть до болизнакомые эпизоды.
Нужнозаметить, что персонажи «Ревизора» выглядят вполне современно в1836-м, и в 2003 году. Наверное, такова судьба земли русской — плодитьдармоедов, неспособных к труду и с пышностью паразитирующих на теле общества.Основные признаки деятельности российского государственного аппарата —произвол, унижение человеческого достоинства, беззаконие, казнокрадство, взяточничество.Это с большой обличительной силой показал Николай Васильевич Гоголь в комедии«Ревизор».
Пользуясьсовременным сленгом, можно сказать, что в уездном городе творится полныйбеспредел. Мэр города одновременно является «крестным отцом» местноймафии. Бюджетные деньги, в том числе выделенные на нужды социально незащищенныхкатегорий граждан, тут же разворовываются. Учреждения здравоохранения являютсялишь филиалом морга. Все без исключения чиновники берут взятки. Экономическиепреступления совершаются открыто. Органы правопорядка становятся орудиемпринуждения. В учреждениях связи вскрываются и прочитываются частные письма…Грустная и знакомая картина, не правда ли?
Кто-тоиз критиков однажды заметил, что Россия развивается не по пушкинскому, а погоголевскому сценарию. Действительно, писательское предвидение у Гоголя былонеобычайно сильным. Однако вернемся к чиновникам, получившим«пренеприятное известие». Как говорит пословица, «скольверевочке не виться, а конец будет». Уездное чиновничество готовится кнеминуемой расплате, надеясь, тем не менее, выкрутиться и из этой ситуации. Ксчастью чиновников, ревизор из Петербурга оказался душа-человек: и от взятки неотказался, и за дружеский стол садится с удовольствием, и барышней не прочьполакомиться вкупе с ее маменькой. Нет пределов радости чиновников: теперь-тоон наш, теперь мы сможем жить и трудиться на ниве общественного блага, как ибыло прежде!
Ноиронии судьбы нет предела: только что почтмейстер принес ужасную весть оподлоге, как настоящий ревизор из столицы появляется в городе. «Над чемсмеетесь? Над собою смеетесь!» — недавно восклицал городничий, однакопосле всех событий только немая сцена, мастерски выписанная Гоголем, может вполной мере показать замешательство уездного чиновничества.
Стоитобратить внимание на то, что сам настоящий ревизор на сцене не появляется, — доперсонажей комедии, ее зрителей и читателей доносится только весть о егоприезде. Можно ли полностью исключить повторный обман зрения, разума и чувствмногочисленных чиновников? А может быть, это тот же Хлестаков, по обыкновениюпозабывший о своем пребывании в уездном городе, решил вновь остановится в домегородничего?
Какбы то ни было, наиболее справедливым остается прямой исход этогосоциально-психологического анекдота — под занавес приехал все-таки настоящийревизор, и очень скоро над шайкой преступников совершится правый суд. На правыйсуд очень хочется надеяться, не забывая, однако, что этой надеждой Россия живетпоследние несколько сот лет.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/