«Отцы и дети» в романе Тургенева
Главнойпроблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и детей», котораясуществовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям,потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас — индивидуальность и каждыйимеет свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе иродителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними — это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служатв армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т.д., а некоторыелечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров.
Мнекажется, что проблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта,а причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахонБазарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку иполусапожкам Павла Петровича.
Принятосчитать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победаостается за последним, а между тем на долю Базарова выпадает весьмаотносительное торжество. И Базарова и Павла Петровича можнообвинить в том, что они любят спорить. Кирсанов говорит о необходимостиследовать авторитетам и верить в них. А Базаров отрицает разумность того идругого. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишьбезнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое инерусское слово.
Кирсановупрекает Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народзаслуживает призрения». И если проследить на протяжении всегопроизведения, то существует множества областей, в которых они не сходятся вомнениях. Так, например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнеевсякого поэта».
Ясчитаю, что Базаров прав, что любые истины авторитета должны подвергатьсясомнению. Но в то же время он не должен забывать об отношении к прошлойкультуре, о культуре предков, а Базаров полностью отвергает все, чтосвязно связано с прошлым. Для него истина это современная наука, современноеестествознание. Базаров отрицает все исторические ценности. Он призираетпреклонение Павла Петровича перед искусством, критикует их отношение к любви.Бросая вызов старому поколению, герой заходит слишком далеко. Онсам создает себе проблему, причем, отрицая искусство, которое близко ПавлуПетровичу, отрицает всякое искусство. То же самое происходит с отношениемк любви, к принципам и т.д.
Автор,сравнивая характеры и жизненные позиции Базарова и Кирсановапоказывает проблему «отцов и детей» в спорах. В споре рождаетсяистина и эту истину Тургенев желает донести до читателя. Тургеневстарается показать, что позиции Базарова и Павла Петровича – крайние: в одноймы видим пережитки прошлого, а в другой нетерпимость. Таким образом, истинаускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает понимания, а Базаровууважения к родителям.
Итак,перед нами два абсолютно разных героя. И их различия автор будет подчеркиватьна протяжении всего романа. С первых страниц видно, что автор изображаетБазарова более симпатичным человеком, чем Павел Петрович. Базарова невозможноповторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек недюжего ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.
На основе вышесказанного мы убеждаемся в том, что позиция герояособенно проявляется в спорах. В них речь идет о непримиримом конфликте нестолько между «отцами и детьми», сколько между аристократами идемократами.
Авторописывает в своем романе еще одного героя – Аркадия, представляя его, какединомышленника Базарова. Но с моей точки зрения Аркадий является человеком,имеющим другую точку зрения, чем Базаров. Аркадий очень похож на отца, онхочет казаться взрослым, быть похожим на Базарова. Но на самом деле Аркадиюнадо не больше, чем его отцу: тихий родной дом, любящую жену, любимых детей. Иэто желание пересиливает мысль идею Базарова о всемирном счастье. Таковымявляется и Николай Петрович.
Скореевсего, Аркадий повторит путь отца после ухода из его жизни Базарова со своимиидеями. Аркадий в глазах Базарова «размазня», «мяконький либеральныйбарин». Базаров не хочет принимать и признавать мягкосердечие Аркадия, мечтательностьНиколая Петровича, их любовь к музыке и поэзии. Он это все отрицает, поэтомумежду Аркадием и Базаровым нет понимания, возникает разлад, который касается нетолько их убеждений, но и ценностей которыми они дорожат. Здесь ипроисходит разрыв между прошлым и настоящим.
Разницамежду героями видна в их поведении. Так Базаров занимается работой, изучениемприроды, а Аркадий бездельничает. Базаров идет в ногу со временем. Аркадийничем не занимается, из серьезных дел его по настоящему не одно не увлекает.Для него главное покой и уют. Таким образом, Аркадий больше похож на своегоотца, ему ближе его взгляды, а не новые взгляды Базарова. Они были дляАркадия лишь только модой, он хотел подражать новому поколению. Но такая жизнь не для него.
Намой взгляд, не малый смысл заключен в конфликте Базарова с родителями. Именно вмомент встречи Базарова с ними конфликт отцов и детей в романе достигаетнаибольшего напряжения. Базаров не знает, как он относится кродителям. С одной стороны он их любит, говоря об этом Аркадию в минутыоткровения, а с другой стороны он надсмехается над глупой жизнью отцов. Скореевсего, этот упрек связан с убеждениями Базарова, с его жизненной позицией.
Критикуястаршее покаленее сын забывает о накопленной культуре, которая помогла емустать образованным человеком. Он не понимает точку зрения отца, так как хочетжить в новом мире не оглядываясь на прошлое. Таким образом, Базаров необращает внимание на красоту, прелесть жизни, не наслаждается поэзией, музыкой. В этом автор не согласен со своим героем так же, как ПавелПетрович Кирсанов.
Вопросо том, как относится Тургенев к своим героям и их идеям, очень занималПисарева в своей статье. По-моему, он очень точно подметил, что автора ниудовлетворяют не отцы, ни дети. В романе писатель показал борьбу«отцов и детей», а также семейные отношения и отношения семьи общества.
Чемже все-таки является семья для Тургенева? Я согласна с мнением Лебедева,что семья это зерно, первооснова всех сложных форм общественности. И поэтомуТургеневу удалось показать не только отношение отца и сына, но и отношенияБазарова к прошлому, настоящему и будущему, то есть мы видим сына в узком ишироком смысле слова. Тургенев хотел показать «отцовство» в широкомсмысле слова, которое предполагает любовь старшего поколения к младшему,терпимость, мудрость.
Нопонимание отцов и детей существует лишь в идеале. В реальной жизни всегдасуществуют конфликты между отцами и детьми, не понимание. Это и показал всвоем произведении Тургенев, причем выбрав Базарова, как главного героя, ссильным характером, с новыми идеями. Тем самым конфликт стал еще сильнеевиден. Между отцом и детьми, по мнению Лебедева, существует непроходимаяпропасть, а значит такая же пропасть есть между «отцами и детьми».
Хотелосьбы отметить, что в наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано ссерьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманиюпоколениями друг друга. И как мне кажется, непонимания – это главная причинаэтой проблемы. В каждой семье есть отцы и дети, и в каждой семье возникает этапроблема. И надо стараться быть повнимательнее к своим близким, к самомусебе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть,мы сможем решить эту проблему.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www. bolshe.ru/