Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Ой ты Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу"

""
Мелколесье.Степь и дали.
Светлуны во все концы.
Вотопять вдруг зарыдали
Разливныебубенцы.
Тот,кто видел хоть однажды
Этоткрай и эту гладь,
Тотпочти березке каждой
Ножкурад поцеловать.
С.Есенин
Внастоящей поэзии всегда есть какая-то неожиданность, поэтическое открытие,самобытное, неповторимое мироощущение живой ищущей души. Такая поэзия всегдасближает, объединяет людей, и каждый из нас, таких разных, чувствует в нейчто-то свое. Стихи Сергея Есенина, мне кажется, не оставляют равнодушнымникого, их можно услышать из уст самых разных людей, иногда — тех, от когоэтого совершенно не ждешь. Наверное, потому, что они затрагивают все самоечистое, искреннее, детское и тайное, что есть в каждом из нас. Слова«любовь к родине», «родная природа» настолько затерты, чтоуже почти не воспринимаются, но когда читаешь Есенина, с них как бы спадаетшелуха, и заново чувствуешь боль и какую-то печальную нежность:
Крайты мой заброшенный,
Крайты мой, пустырь,
Сенокоснекошеный,
Лесда монастырь. ...
Ужне сказ ли в прутнике
Жистътвоя и быль,
Чтопод вечер путнику
Нашепталковыль?
Егостихи, особенно ранние, по своему языку, образному строю, настроению напоминаютнародные песни. Сергей Есенин был сыном рязанского крестьянина, и мир«золотой бревенчатой избы» с детства был ему родным. В этом мире всеслито воедино: труд, праздник, вера и быт — все превращено в бытие, и всеодухотворено, полно теплоты и радости жизни:
Матьс ухватами не сладится,
Нагибаетсянизко,
Старыйкот к махотке крадется
Напарное молоко.
Квохчуткуры беспокойные.
Надоглоблями сохи,
Надворе обедню стройную
Запеваютпетухи.
Ав окне на сени скатые,
Отпугливой шумоты,
Изуглов щенки кудлатые
Заползаютв хомуты.
Есенин,влюбленный в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы,чувствовал, как и крестьянин, живущий на земле, что связан с ней кровнымиузами. И поэтому в его стихах, как в древних песнях и бабушкиных сказках, уизб, деревьев, цветов, лошадей, ветров — чуткие человеческие души.
Окрасном вечере задумалась дорога,
Кустырябин туманней глубины.
Изба-старухачелюстью порога
Жуетпахучий мякиш тишины…
… Тихов чаще можжевеля по обрыву
Осень— рыжая кобыла — чешет гриву…
Удивительнопо неожиданности, свежести взгляда и нежности одно из первых есенинскихстихотворений:
Там,где капустные грядки
Краснойводой поливает восход,
Клененочекмаленький матке
Зеленоевымя сосет.
Деревьяу него превращаются в зверей, а его звери — это «меньшие нашибратья», у которых тоже свои думы и заботы, радости и страдания. Лошадизадумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит «грусть соломенную»,кошка у окна ловит лапой луну, «по-байроновски»… собачонка встречаетлаем у ворот". А как необычна его знаменитая «Песнь о собаке»:… покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег. Никто до Есенина не писало животных с такой нежностью и состраданием. М. Горький сказал о нем:«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природойисключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой „печали полей“,любви ко всему живому в мире и милосердия, которого — более всего — заслуживаетчеловек». И когда Есенин говорит о родине, Руси, то кажется, что это все отом же — обо «всем живом», о скоротечности и радости жизни. Образродины, России складывается из мелких штрихов-черточек: «березовое молокопо равнине», «хаты — в ризах образа», дед «с берестянойклюкой» и святой Микола, «в лапо-точках» обходящий русский край,босяк-бродяга, что идет «проселочной дорогой, молясь на копны истога».
Можетбыть, такая Русь выглядит слишком благостной и смиренной, но поэту дорог этотее облик:
Есликрикнет рать святая:
«Киньты Русь, живи в раю!»
Яскажу: «Не надо рая,
Дайтеродину мою».
Ив то же время Есенин, пристально вглядываясь в лицо родной земли, все остреесознает ее заброшенность и забитость, и в стихах все отчетливей проступаетгрусть и смутная бродяжья тоска:
Усталя жить в родном краю
Втоске по гречневым просторам,
Покинухижину мою,
Уйдубродягою и вором. ..-
Амесяц будет плыть и плыть,
Роняявесла по озерам,
ИРусь все так же будет жить,
Плясатьи плакать у забора.
Этапечаль, то светлая, умиротворенная, то мучительная, навсегда осталась в егостихах о России. Вся его поэзия стала признанием в любви к родине, щемящей инежной песней о ней. В 1917 году в есенинскую поэзию врывается «ветерреволюции», и поэт приветствует его, приветствует новую Русь —«буйственную», «отчалившую», «воспрянувшую». Онждал от революции осуществления мечты о «мужицком рае», вольной,сытой, счастливой жизни на земле.
Нопотом пришли страшные 1919—1920 годы. В одном из писем Есенин писал:«Трогает меня… только грусть за уходящее милое, родное звериное инезыблемая сила мертвого, механического… Мне грустно сейчас, что историяпереживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенноне тот социализм, о котором я думал». Наглядным дорогим образом вымирающейдеревни стал для Есенина маленький «красногривый жеребенок»,вздумавший догнать поезд:
Милый,милый, смешной дуралей,
Нукуда он, куда он гонится?
Неужельон не знает, что живых коней
Победиластальная конница?
Заразорением деревенской «голубой Руси» Есенин увидел и почувствовалразрушение гармонии с природой, той почвы, из которой выросла вся национальнаярусская культура.
Натропу голубого поля
Скоровыйдет железный гость.
Злаковсяный, зарею пролитый,
Соберетего черная горсть.
Неживые, чужие ладони,
Этимпесням при вас не жить!
Толькобудут колосья-кони
Охозяине старом тужить.
Будетветер сосать их ржанье,
Панихидныйсправляя плач.
Скоро,скоро часы деревянные
Прокричатмой двенадцатый час!
Онискренне пытался принять новую, советскую индустриальную Россию, винил себя втом, что «юность светлую мою в борьбе других я не увидел», был готов,«задрав штаны, бежать за комсомолом». Об этом маленькие поэмы:«Возвращение на Родину», «Русь уходящая», «Письмо кженщине», «Русь советская».
Ивсе же поэт чувствовал себя здесь уже чужим, бесполезным, выброшенным из жизни:
Мояпоэзия здесь больше не нужна,
Даи, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Онникого не упрекал в своей трагедии, был готов все принять и простить, но статьпоэтом «социалистических преобразований» просто не мог по своей сути:
Отдамвсю душу октябрю и маю,
Нотолько лиры милой не отдам…
… Увас иная жизнь, у вас другой напев,
Ая пойду один к неведомым пределам,
Душойбунтующей навеки присмирев…
И,уходя, он передал нам всю свою чистую, пронзительную, бесконечную любовь к«стране березового ситца», свою необыкновенную искренность ичеловечность.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.