«Онегинское» в романе Тургенева «Отцы идети»
(о пародической “онегинской” основе сюжета “Отцов идетей” И.С.Тургенева)
Современ Ю.Н.Тынянова признано аксиомой то, что, если какие-либо произведенияспособны вызывать художественные отклики, порождать аллюзии и реминисценции, определятьсудьбы будущих литературных стилей, это, скорее всего, те, популярность которыху читателей достигает наивысшего уровня. В таком случае очевидно, что наибольшееколичество литературных отражений вызывают важнейшие произведения наиболеезначимых для национальной культуры авторов.
Безусловно,для русской культуры таким автором прежде всего является Пушкин, а такимпроизведением — его стихотворный роман “Евгений Онегин”. В русской литературесуществуют произведения, относящиеся ко всем жанрам (а также ихразновидностям), в свою очередь имеющим отношение к феномену пародирования (вшироком значении этого термина), в которых используются либо сюжетно-образныйкаркас, либо цитатный материал пушкинского романа. Это и пародии, и вариации(“стилизации”), и — прежде всего — травестийные переделки, перепевы.
Ночто же объединяет все перечисленные нами “варианты”? А объединяют ихфельетонная форма или комизм. Есть ли закономерность в том, что именно комизмомотмечено большинство переделок “Евгения Онегина”? Безусловно. Ведь их авторыимели дело с важнейшим произведением наиболее почитаемого национального поэта,а потому подражать ему “всерьез” было многим из них не только не под силу, но иопасно: можно было не справиться с задачей создания произведения, которое былобы достойно своего источника, и тем самым разрушить складывающуюся литературнуюрепутацию. Такому писателю нужно было бы обладать недюжинным талантом.
Темне менее, в истории русской литературы были писатели, готовые на подобного родариск. На произведении одного из них мы и остановимся, с тем чтобы этот образецпроанализировать. Конечно, и в данном случае нам придется иметь дело спародичностью текста, но все-таки пародическое (следовательно, и комическое) в этомобъемном сочинении уравновешено серьезностью проблематики, реализации которойслужит значительная часть текста. Пример тем интереснее, что дает нам возможностьпознакомиться с фактом пародического использования в сочинении прозаическом.Речь идет о хрестоматийно известном романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
1. Предпосылки.
Способноли издавна исследуемое и достаточно хорошо изученное творчество И.С.Тургеневаудивить нас сегодня? Знаем давно и привыкли: Тургенев-эстет, Тургенев-лирик, тонкийстилист Тургенев… Но Тургенев-пародист?!
Оченьчасто Иван Сергеевич представляется читателю этаким нерешительным и добродушнымбарином-меланхоликом, покорным регулярным демократическим нападкам. Но известнотакже и то, что представители прямо противоположных политических лагерей виделив нем своего идеологического оппонента. Тургенев действительно был ихоппонентом в идеологии, но постольку, поскольку был оппонентом в литературных пристрастиях,выступая против тенденциозного искусства. Из письма Фету от 6 (18) апреля 1862г.: “Тенденция! а какая тенденция в “Отцах и детях” — позвольте спросить?” Онстарался оказаться над схваткой и поэтому оказывался в точке пересеченияприцельных критических выпадов.
Споявлением Чернышевского и Добролюбова в редакции “Современника” давление еедемократического крыла на Тургенева начало усиливаться и, наконец, сталодосаждать. Даже роман “Накануне”, появление которого в его последней, знакомойнам редакции можно расценить как некоторую уступку новым критикам“Современника”, не вызвал бурных восторгов с их стороны. Через месяц послевыхода в свет окончания романа в февральской книжке “Русского вестника” за 1860г. в “Современнике” была напечатана знаменитая добролюбовская статья “Когда же придетнастоящий день?”, в которой критик нападал на Тургенева-писателя иТургенева-гражданина. Он предварительно оправдывался: “Мы знаем, что чистыеэстетики сейчас же обвинят нас в стремлении навязывать автору свои мнения ипредписывать задачи его таланту”,- но, так как исключительно этим и был занят, ставилталант Тургенева под сомнение: “Мы дорожим всяким талантливым произведениемименно потому, что в нем можем изучать факты нашей родной жизни… И меркою дляталанта писателя будет здесь то, до какой степени широко захвачена им жизнь, в какоймере прочны и многообъятны те образы, которые им созданы”.
2. Мнимая уступка.
Ответомна эти непоследовательные заявления был новый роман. “Отцы и дети”, этот репортажо рождении нигилизма, его исследование и предсказание его гибели, появились вовтором номере “Современника” за 1862 год. Когда роман увидел свет, он породилбесконечные споры. Полемика очень быстро вышла на художественный уровень. РоманТургенева обозначил проблему “новых” людей. Но был ли Базаров типом “нового”человека? Кто послужил для автора прототипом его героя? На первый вопрос ответ,казалось бы, очевиден. Отвечая на второй, об истине можно только догадываться.Но все изменится, если мы только допустим, что к прототипам Базарова в первуюочередь относятся не конкретные лица из числа тургеневских знакомых, чьи чертысовременники писателя действительно узнавали (Чернышевский, например, считалобраз Базарова карикатурой на Добролюбова), а конкретные литературныеперсонажи.
Тургеневразорвал отношения с некрасовским кругом, продолжая в дальнейшем ихподдерживать с самим Некрасовым. Чтобы ответить, почему произошел разрыв с“Современником”, следует вспомнить, по каким вопросам велась полемика. Их былодва. Во-первых, творчество самого Тургенева, которое не вписывалось влитературные и политические рамки демократов. Во-вторых, творчество Пушкина, которогогоспода демократы, либералы, консерваторы и прочие пытались предъявить другдругу в качестве своего предтечи. Революционно-демократическая печать,например, вослед Белинскому представляла поэта год от года все более свободо- инародолюбивым, ретушируя и перетолковывая ту часть наследия Пушкина, котораяимела отношение к актуальному спору о праве “чистого искусства” насуществование.
ИТургенев пытался восстать, что и показал разрывом с “Современником”, так какимел собственное понимание сущности искусства, в том числе и пушкинского гения.Разрыв последовал, но последовали и действия со стороны “современников”,направленные на компрометацию писателя перед читающей публикой, прежде всего наотлучение его от умов молодежи.
Тургенев,казалось, сдался, написав роман донельзя социальный, критический. Однако романпо душе настойчивым заказчикам не пришелся. Тургеневу до конца не поверили, ноконфликт был сглажен, потому что образ Базарова и роман в целом остались загадкой.Может быть, ее все-таки можно разгадать?
3. Вопрос чести.
Вдекабре 1882 года, в тот период, когда пожилой Тургенев уже подводил итогисвоей деятельности, он утверждал в письме пушкинисту А.И.Незеленову: “Вам, конечно,известно мое благоговение перед нашим великим поэтом. Я всегда считал себя егоучеником — и мое высшее литературное честолюбие состоит в том, чтобы быть современем признанным за хорошего ученика”. Вся история исследований пушкинскоговлияния на творчество Тургенева убеждает в том, что эти слова писателя быливполне искренним признанием.
Сначала 60-х годов литературоведы неоднократно обращались к поискам отпечатковпушкинских традиций в ранних поэтических и прозаических опытах писателя.(1)Например, Л.Н.Назаровой принадлежит интересное наблюдение, итоги которогообобщены в ее статье “К истории творчества Тургенева 50-60-х годов. Тургенев оПушкине-драматурге”: “Имя Пушкина, его герои, цитаты из его стихотворных ипрозаических текстов чрезвычайно часто встречаются на страницах повестей, романов,критических статей и писем Тургенева. Нередко они являются здесь не случайнымиупоминаниями, но важнейшими, опорными пунктами в развитии действия (“Затишье”),существенными подробностями в характеристике действующих лиц (“Ася”), развитииих переживаний и всего нравственного облика”.(2)
Особенноощутимо влияние на Тургенева пушкинского романа в стихах “Евгений Онегин”. ТургеневедА.И.Батюто отмечает: “Евгением Онегиным” оказано известное влияние насюжетостроение и типологию тургеневского романа в целом”.(3) Но если сюжет“Онегина” каким-то образом определяет композицию или событийный составтургеневских сюжетов, то следует ожидать и частичного сходства персонажей, потомучто в таком случае отдельная заимствованная Тургеневым ситуация, в которуюпопадают его герои, должна диктовать героям определенное пушкинским сюжетомповедение.
Действительно,есть в большинстве романов и повестей Тургенева некая сюжетная схема, дублирующая“Онегина” основными мотивами: в поместье, принадлежащее семье провинциальныхдворян, приезжает молодой просвещенный герой, жизненные взгляды которогорассматриваются в их столкновении со взглядами антагонистов и проверяютсяотношениями с чаще всего юной героиней, на “рандеву”, как обозначил этот мотивЧернышевский.(4) Эту схему встречаем и в “Рудине”, и в “Дворянском гнезде”, и вдругих повестях и романах. Есть она и в “Отцах и детях”.
Скореевсего, во всех произведениях, кроме последнего, Тургенев следует за Пушкинымневольно. В “Отцах и детях”, напротив, сознательно сконцентрированы автором нетолько основные, “онегинские” мотивы, но и художественные детали, которые дублируютдетали пушкинского романа в стихах. Как отмечает Батюто, “скрупулезнаяперекличка Тургенева с Пушкиным в области художественной детализации — характерное явление в его романах”.(5) Эта перекличка с Пушкиным в романе о “нигилисте”далеко не случайна: Тургенев использует пушкинский материал пародически, таккак перед ним — задача создания слегка шаржированных образов. И Базаров — это,конечно, пародический Онегин.
4. Базаров — это Онегин сегодня.
Идело даже не в том, что герои носят одно и то же имя и фамилии их соразмерны. Доминантойв характере Онегина является цинизм, черта, проявляющая себя в быту, в общениис окружающими; разочарованность героя развивается в его неуживчивость, примеромчему — отношения Онегина с соседями по имению дядюшки. А бытовой цинизмБазарова вызван причинами идеологического характера, именно его нигилизмом, исоставляет уже не исключение из правил общения, как в случае с Онегиным, а,наоборот, сами правила, предписанные основной мировоззренческой посылкой “непринимать ни одного принципа на веру”. Таким образом, основной конфликт романаможно определить не как социально-бытовой, поверхностный, а шире, как конфликтидеологический, философский. А особенность характера героя, несомненно, в том,что холодные идеологические догматы он материализует в живом человеческомобщении.
Итак,кредо Базарова прямо заявлено с первых же страниц романа: “нигилист”. Проверкежизнеспособности нигилизма роман и посвящен. Необходимость данной проверки непосредственновлияет на присутствие в “Отцах и детях” двух устойчивых, вполне “онегинских”,мотивов: “дуэли” и “рандеву”. Мотивом “дуэли” реализуется выражение взглядовгероя на жизнь вообще, причем “дуэль” словесная, излюбленная сюжетная ситуацияТургенева-романиста, проясняет, как правило, характер конфликта, но изаканчивается иногда дуэлью настоящей, впрочем, без тяжелых последствий, что такжепродиктовано спецификой жанра. Второй мотив, “рандеву”, является изобретениемчисто тургеневским: взгляды на жизнь проверяются прежде всего отношением клюбви, к женщине, проверяются чувствами.
Отом, что по сюжету роднит Базарова с Онегиным. Оба приезжают из Петербурга впоместье: Онегин направляется к своему родному дядюшке, человеку “самых честныхправил”, который герою вполне не по душе; Базаров — в поместье родственниковсвоего приятеля, людей с “принсипами”, с одним из которых, дядей, вступает вконфликт. Ситуационное сходство уравновешено различием с пародическим оттенком:если Онегин подготавливает себя к унизительной и лицемерной процедуре “печальноподносить лекарство”, то лекарь Базаров в дальнейшем упражняется на “дядюшке” вгрубости своего тона. Онегинский дядюшка “уважать себя заставил”, а “дядюшка”Павел Петрович Кирсанов “подозревал, что Базаров не уважает его”, “считал егогордецом, нахалом, циником”.
Подобноеравновесие сохраняется, например, и в описании привычек главных героев. Об Онегине:
Вседьмом часу вставал он летом
Иотправлялся налегке
Кбегущей под горой реке.
Тургеневсообщает о начале базаровского дня по-иному: “Базаров вставал очень рано иотправлялся версты за две, за три, не гулять — он прогулок без цели терпеть немог, — а собирать травы, насекомых”. И далее: “Иногда он брал с собой Аркадия. Навозвратном пути у них обыкновенно завязывался спор, и Аркадий обыкновеннооставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища”.
5. Аркадий — Ленский ?
Каки у Онегина, у Базарова есть младший товарищ, в общении с которым геройразыгрывает мнимое равноправие.
МеждуЕвгением и Аркадием так же точно, как между Евгением и Владимиром, “все рождалоспоры и к размышлению влекло”, но какова разница в поведении двух Евгениев! ОбОнегине:
Онслушал Ленского с улыбкой.
Поэтапылкий разговор
Иум, еще в сужденьях зыбкой,
Ивечно вдохновенный взор, —
Онегинувсе было ново;
Онохладительное слово
Вустах старался удержать
Идумал: глупо мне мешать
Егоминутному блаженству…
Пушкинсчитает не лишним отметить, что Онегин “вчуже чувство уважал”, поскольку это,несомненно, важная черта персонажа со столь сложным характером.
Базаровже любое проявление чувств готов заклеймить уничижительным словом “романтизм”(“Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.”) и оборвать собеседника наполуслове, будь то цитируемое Николаем Петровичем начало седьмой главы“Онегина” (!) или проникновенная речь Аркадия о кленовом листе (“Об одном прошутебя: не говори красиво.”).
Есличувства Евгения Онегина “остыли”, то Евгений Базаров, в отличие от своеголитературного предшественника, чувствами управляет сам: он их душит. “Есть уменя другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм, — этозначит рассыропиться”. Примечательно, что оба Евгения противопоставлены молодымромантикам ( предопределяя романтику Аркадию неромантическое будущее, Тургеневи в этом следует за Пушкиным, воплощая предположение последнего о том, чтоЛенского, возможно, “обыкновенный ждал удел”).
6. Тургенев бъет добролюбовых Пушкиным.
Интересенпародийный сдвиг, происходящий в значении слова “романтизм” у Базарова. СамПушкин иронизирует над романтизмом мировосприятия своего героя ВладимираЛенского, но относится к чувствам Владимира, как и Татьяны Лариной, с пониманиеми участием. Поэт пародирует штампы романтической поэзии, когда излагаетсодержание стихов Ленского, но совершенно серьезен, когда романтическиописывает его могилу или когда, к примеру, воспроизводит в тексте романа письмоТатьяны:
Всяжизнь моя была залогом
Свиданьяверного с тобой;
Язнаю, ты мне послан богом,
Догробы ты хранитель мой…
Тычуть вошел, я вмиг узнала,
Всяобомлела, запылала
Ив мыслях молвила: вот он!
Искушенныйчитатель, поклонник романтизма, должен уловить приметы типологического родства,например, интонациям Луизы, героини драмы Шиллера “Коварство и Любовь”: “Вы незнаете, что Фердинанд — мой, что он создан для меня, что он послан мне нарадость отцом всех любящих… Когда я увидела его впервые… я вся вспыхнула, кровьзаиграла веселее, и биение каждой жилки говорило мне, каждый мой вздох шепталмне: “Это он!”
“ЕвгенийОнегин” — становление Пушкина-реалиста, освобождение от романтизма путемпародии, тем путем, по которому входит в литературу каждое новое направление.Между тем имя Пушкина прочно ассоциируется у тургеневского героя с романтизмом,и это позволяет ему дать Аркадию совет разубедить Николая Петровича в его привязанностях.“Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает, — продолжал между тем Базаров. — Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: порабросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время!” И советуетзаменить Пушкина “чем-нибудь дельным”, например, научным трактатом “Материя исила”, поскольку всерьез убежден, что “порядочный химик в двадцать раз полезнеевсякого поэта”.
Вромане не раз будут упомянуты имя и произведения Пушкина: Тургенев выбираетлучшее оружие для сражения с каждым из тех современников, кого позднее будутсчитать прототипом “нигилиста”. Искусство — третья важная часть проверкибазаровских идей на истинность. В разговоре с Аркадием Базаров демонстрирует полноенезнание пушкинского творчества и в результате посрамлен перед читателями.Сначала приписывает Пушкину чужую цитату, затем, когда Аркадий его опровергает,предполагает, что Пушкин был военным, и, когда опровергнут вновь, выказываетвсю ложность своих представлений о творчестве поэта, так что Аркадий законновозмущается: “Что ты это за небылицы выдумываешь! Ведь это клевета наконец!” Адействительно, почему так странно ведет себя этот, казалось бы, прямодушныйчеловек?
Нонигилисты, выясняется, вовсе не равнодушны к литературе. Когда Аркадий вразговоре с Катей оценивает творчество позднего романтика Гейне, егособеседница понимает, каковы его вкусы: “Это в вас еще старые следы вашегосатирического направления...” — а Аркадий думает: “Старые следы! Если б Базаровэто слышал!”
Такимобразом, Тургенев напрямую связывает материализм и нигилизм с сатирическим“гоголевским” направлением, сторонники которого атакуют направление“пушкинское” со страниц “Современника”. Ведь если Базаров — ум выдающийся, то вместес ним посрамлено и все направление с его апологетами. Так Тургенев побеждаетдобролюбовых, этих ниспровергателей авторитетов, неопровержимым авторитетомПушкина.
7. Может быть, Павел Петрович — Ленский сегодня ?
Аркадиювыпала участь играть роль Ленского при Базарове-Онегине. Но главным оппонентомидеям Базарова является не он, а Павел Петрович Кирсанов. Может быть, это он — Ленский в настоящем? Именно с ним ведет Базаров-Онегин большую часть своихспоров, которые приводят к “схватке”, как выразился Павел Петрович. Описываяпредысторию Ленского, Пушкин выделяет один из главных фактов “духовной”биографии юного героя:
Ониз Германии туманной
Привезучености плоды…
“Поднебом Шиллера и Гете” и должна была пробудиться душа романтика.
УпомянутыхПушкиным романтических поэтов защищает в споре с Базаровым именно ПавелПетрович, не питающий к ним глубоких чувств, но заступающийся за брата. И еслион выступает в роли Ленского, то его речь в свете пародического использованиязвучит достаточно комично: “Я немцев, грешный человек, не жалую… Еще прежниетуда-сюда; тогда у них были — ну, там Шиллер, что ли, Гетте… Брат вот имособенно благоприятствует… А теперь пошли все какие-то химики даматериалисты...” Если Ленский влюблен в немцев, то Павел Петрович (“года четырепровел он в чужих краях...”) находит свой идеал в англичанах, джентльменах, иэто подчеркивается автором: чтобы скрыть от брата истинную причину дуэли, ПавелПетрович даже выдумывает, что его соперник “непочтительно отозвался о сэрРоберте Пиле”. Читатели должны осознавать всю комичность подобного утверждения,но Николай Петрович, зная брата, просто обязан отнестись к его словам серьезнои поверить в сказанное.
8. Павел Петрович — Онегин вчера.
Действительно,Павел Петрович приобретает черты Ленского, но только в силу сюжетнойпереклички: отсюда, в частности, его поражение в ходе дуэли. Но следуетотметить чрезвычайно важную особенность “Отцов и детей”: образы главныхперсонажей ситуационно амбивалентны по отношению к прототипам из пушкинскогоромана.
Поэтомууже не только сюжет, но и, например, портретные детали отчетливо передаютсходство Павла Петровича с Онегиным. Последний, как мы помним,
Всвоей одежде был педант
Ито, что мы назвали франт…
Мыпомним также, что Онегин, появляясь в свете, был “как dandy лондонский одет”. Можемзаключить, что постаревший педант Онегин — пусть он и человек не 20-х, а 40-хгодов — не изменил своим привычкам. Нужно ли удивляться, когда перед намивпервые появляется Павел Петрович, “одетый в темный английский сьют”?
Тургеневвыделил в тексте своего романа это последнее слово, но то же самое при описаниинаряда Онегина сделал и Пушкин:
Нопанталоны, фрак, жилет,
Всехэтих слов на русском нет.
Пушкинс долей юмора оправдывался перед возможными оппонентами. Таким оппонентом из будущегоявляется Базаров, не терпящий “иностранных и бесполезных слов”, а главное — того, что данные слова обозначают.
ПавелПетрович сохранил в себе черты прежнего Онегина, этого героя безвозвратноушедших дней. Мы видели “фарфор и бронзу на столе” в онегинском кабинете. Можетбыть, старый Онегин по причине собственного педантизма сохраняет как знакушедшего времени “бронзовые статуэтки на великолепном письменном столе”? Да и вобщении с окружающими Кирсанов-Онегин не переменился. Читатели привыкли комногому в Онегине:
Кего язвительному спору
Ик шутке с желчью пополам…
Инас теперь не удивит, если кто-либо вспомнит о нем, ныне постаревшем,следующее: “… он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен”. Именно“забавно”, так как “онегинская” маска Кирсанова уже архаична: мода изменилась.
Однакомы знаем, как следует отнестись ко внешнему виду Павла Петровича, потому чтоэто объяснил Пушкин на примере Онегина:
Бытьможно дельным человеком
Идумать о красе ногтей…
Ночто говорит Базаров, когда Павел Петрович при первой встрече не подает ему свою“красивую руку с длинными розовыми ногтями”? “Щегольство какое в деревне, подумаешь!Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!” (С этого момента начинается ихпротивостояние.) И далее о Павле Петровиче: “Я уверен, что он не шутявоображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяцизбавит мужика от экзекуции”.
ПавелПетрович действительно читал Галиньяни, причем регулярно, и пытался устроитьпоместную жизнь на английский манер, но Тургенев отметил это потому, что иОнегин “читал Адама Смита и был глубокий эконом”, да еще задумывал “порядокновый учредить”, поставить хозяйство на тот же английский манер. Но двумя этимиОнегиными давно овладел недуг, “подобный английскому сплину” и определившийповедение обоих в обществе.
Изовсех окружающих только со своим братом, чья судьба представляет комичнореализовавшееся вероятное будущее Ленского, с этим любителем немецких поэтов, выполняющимпри нем функции упомянутого пушкинского персонажа, Павел Петрович ведет себя вдостаточной степени на равных. Остальные, как отмечает автор, “считали егогордецом”. Но и сам “старый” Онегин, думая об Онегине “новом”, в свою очередь“считал его гордецом”. Отношение как бы переносится во времени, но этозакономерно: оно неизбежно сопутствует амплуа “нового” человека.
Ночто же, Базаров — это в чем-то и Ленский? Безусловно. Но лишь потому, что самимеет дело с Онегиным. В сцене, в которой Павел Петрович беседует с ним онауке, Базаров отмечает: “Да, немцы в этом наши учителя”. А Павел Петрович, Онегин“старый”, словно вспомнил прежнего Ленского и “учености плоды”, привезенные темиз “Германии туманной”, поэтому в разговоре с Базаровым “слово германцы (выделеноавтором — В.С.) употребил ради иронии”. Черты и Ленского, и Онегина отражаютсяв образах антагонистов из тургеневского романа настолько причудливо, насколькопозволяет пронизывающий сюжетные действия мотив “дуэли”. Это дуэль времен, изакономерность ее, по Тургеневу, такова: если участвуешь — уже проиграл.
9. Дуэль в форме рандеву.
Впушкинском романе отношения героев, если их представить с помощью геометрическогообраза, точно составляют квадрат (Евгений -Владимир — Ольга — Татьяна), поэтомумотив “рандеву” неразрывно связан с мотивом “дуэли”. Можно заметить, что ондаже не вычленим из последнего, так как само рандеву (двойное) можнорассмотреть как в широком смысле “дуэль”: Онегин “наносит удар” Татьяне, но иТатьяне автор предоставляет возможность ответа.
Смертельнаярана Ленского — та точка сюжета (но не единого романного хронотопа!), откоторой одинаково отстоят два письма и две встречи героев и в которой, если кней возвратиться, отчетливее видна их зеркальность. Подобная композиционная выверенностьнаталкивает на мысль, что в романе две дуэли: Евгения с Владимиром — и Евгенияс Татьяной. Но в лице Татьяны Онегина настигает судьба. Это две ситуационныхпроекции одного и того же мотива: и в том, и в другом случае Онегин ведет дуэльс роком, дуэль со своей жизнью. Потому-то Пушкин и бросает своего героя “вминуту, злую для него”, что Онегин проиграл. Он убит, но убит духовно, чтохуже. Последняя искра живого чувства, способного зажечь остывшую душу героя,излечить его от цинизма и хандры, погашена самой жизнью. Стоило Онегину вызватьсудьбу на дуэль — и он проиграл.
10. Ужель те самые?
Вромане Тургенева два мотива связаны один с другим лишь отчасти. ОтношенияБазарова и Одинцовой составляют отдельную сюжетную линию. Мотивированноераздвоение образа Ленского (Аркадий — Ленский по возрасту, Павел Петрович — поситуации, так как главный оппонент) позволяет последовательно рассмотреть иопровергнуть взгляды Базарова на жизнь и в ходе поединка идей, и в ходепоединка рассудка и чувства. Таким образом, жизненная позиция героя,противоречивый характер слов и поступков освещаются автором с разных сторон.
Мотив“рандеву” в целом, как и отдельные сюжетные детали, реализуется пародично.Характеры Анны Сергеевны и ее сестры Кати проецируют черты и функции в сюжете иОльги, и Татьяны Лариной. И в том, и в другом романе сестры противопоставлены.Подобно Ольге, Анна Сергеевна излишне рациональна, ее чувства рассудочны. Как иТатьяна, она старше сестры, а отличает ее самобытная натура. Как грубовыразился “новый” Онегин, “на остальных баб не похожа”. Катя напоминает ТанюЛарину романтическим восприятием действительности, но заурядна, как Ольга.Однако общие пародические проекции в образы героинь не мешают определить, чтоглавенство принадлежит Анне Сергеевне, Татьяне ситуационной.
Комичностьситуации придает то, что Анна Сергеевна как новая Татьяна и Павел Петрович какЛенский старше, а также опытней Базарова-Онегина, чем и отличаются от своихпрототипов. Но противопоставленность тургеневских персонажей своим прототипампроявляется не только в их возрасте, но и в характерах: например, одна изхарактерных черт Анны Сергеевны — в том, что она “не имела никакихпредрассудков”, “даже никаких сильных верований”, в то время как Татьяна“верила преданьям” и “ее тревожили приметы”.
Нетолько отдельные черты и сюжетные детали использует Тургенев для созданияобраза, ориентированного на соотнесение с уже известным и частичное емупротивопоставление. В финале “Отцов и детей” судьба героини идентифицирована с известнойчитателю судьбой Татьяны: “Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, нопо убеждению, за одного из будущих русских деятелей”.
11. Рандеву с нюансом.
ПосколькуАнна Сергеевна опытнее не только Татьяны, но и самого Базарова-Онегина, “дуэли”не происходит: Базаров проигрывает сразу, как только чувствует, что в душеначинает шевелиться чувство. Если Онегин “контролировал ситуацию” и просилВладимира привезти его к Лариным и представить, то развитием событий любовнойлинии “Отцов и детей” управляет Анна Сергеевна, которая сама проявляетинициативу, обращаясь к Аркадию: “Привезите же с собой и вашего приятеля”.Онегин оценивает сестер Лариных и указывает Ленскому на старшую, Татьяну,которую бы, по его словам, выбрал он (как известно, эти слова в финалеподтверждаются). В облике Ольги он находит массу недостатков: “Кругла, красналицом она...” Татьяна же, кажется, “ни красотой сестры своей, ни свежестью еерумяной” не может с ней сравниться. Но красота Ольги расхожа, тогда как Татьянавыглядит не от мира сего:
Дика,печальна, молчалива,
Каклань лесная боязлива...
Сравнениепозволяет Онегину заключить: “Я выбрал бы другую”.
Базаров,сравнивая сестер Одинцовых, делает подобный вывод, когда рекомендует Аркадию перенестивнимание с Анны Сергеевны на Катю: “Но чудо не она, а ее сестра”. И описываетАркадию те достоинства, которые, по его мнению, могли бы привлечь приятеля вэтой девушке “с несколько круглым, но приятным лицом”: “Да, вот этасмугленькая. Это вот свежо, и нетронуто...” — описывает так, как мог бы описатьТатьяну, и почти в пушкинскую рифму: “… и пугливо, и молчаливо, и все чтохочешь. Вот кем можно заняться”.
ЕслиОнегин не склонен лукавить, не имея намерения разыгрывать из себя соперника, тоБазаров уже вынашивает замысел относительно будущей связи с Анной Сергеевной.Этот факт разоблачает Базарова в дальнейшем, когда происходит пародическое событийноеперемещение и в результате того, что Евгений “отбивает” у друга его любимую,они с Аркадием-Ленским начинают проявлять знаки внимания уже к разным сестрам.
12. Дуэль: онегины стреляются — ленские убиты.
Какуже было указано выше, сюжетная схема пушкинского романа представлена у Тургеневадвумя мотивами. Данные мотивы пересекаются лишь в силу того, что существуетпародическое расщепление образов “Отцов и детей” относительно одногоопределенного прототипа. Так, например, притязания Базарова-Онегина на избранницуАркадия-Ленского не приводят к столкновению героев, потому что Базаров терпитфиаско. В случае с Феничкой (еще одна пародическая проекция образов сестерЛариных!) шансы Базарова значительно выше, что и приводит к дуэли спсевдодраматическими последствиями.
Ситуация,в которую попадают “старый” и “новый” Онегины, комична до предела. С однойстороны, поцелуй Базарова и Фенички — формальный повод для окончательноговыяснения отношений между идеологическими оппонентами. С другой стороны, обагероя имеют на Феничку какие-то определенные виды. Базаров, ревностно отрицавшийгнилой романтизм на протяжении всего сюжетного действия, неожиданно меняетмаску: Тургенев заставляет своего героя заигрывать с Феничкой, вместе с нейвдыхать аромат розы и при этом выражаться возвышенным квазиромантическимслогом. Но читатели не могут не понимать, что Базаров, грубиян и“исследователь” лягушек, выказывает сантименты простой крестьянке. Чем ещеможно объяснить эту невероятную перемену в Базарове, если не общим пародийнымконтекстом? Скорее всего, писатель попытался высмеять материализуемые поведениемБазарова эстетические воззрения Чернышевского, а конкретнее — непоследовательность демократов, расхождение их жизненной “практики” сизмышленными “теориями”.
Курьезнеевыглядит поведение Павла Петровича. Он, Онегин прежнего времени, вступается зачесть брата-Ленского, поэтому и занимает на дуэли его место. Вместе с тем и онимеет виды на Феничку, относится к ней довольно странно, словно ревнует. Есливспомнить историю его давней любви, то станет ясно, что и он попал в комическуюситуацию, а повод для дуэли окажется под сомнением. Дуэль назревала давно, спервой встречи. Но “схватку” предвидел не только Павел Петрович: Феничка,подобно Татьяне, предугадала ее исход.
СамТургенев словами своего главного персонажа обращает наше внимание на комизмситуации: “Поединок наш необычен до смешного”. И действительно, дуэль втургеневском романе необычна сама по себе, но необычна и в сравнении с той, чтоописал Пушкин. Кстати, вопрос о сходстве в описании двух дуэлей впервые былсформулирован более шестидесяти лет тому назад эрудитом и талантливым прозаикомСигизмундом Кржижановским, который, по словам популярного в 1920-х годах пародистаАрго, утверждал следующее: “Дуэль — это варварский пережиток, нелепый способразрешения принципиальных вопросов лотерейным путем. Такова дуэль Онегина иЛенского, такова же дуэль Базарова и Кирсанова, представляющая тонкую и злуюпародию на онегинский поединок!” (6)
Насвязь “дуэльных” эпизодов в своих исследованиях обращали внимание А.И.Батюто(7) и Ю.М.Лотман (8): был отмечен тот факт, что Онегин предлагает в качествесвоего секунданта мосье Гильо, слугу, а Базаров предлагает на эту ролькамердинера Петра. Можно уточнить, что и это деталь пародического плана. Онегиннарушает правила приличия, приглашая своего слугу в секунданты. Базаровнарушает правила приличия, то есть “принсипы”, вдвойне, приглашая в секундантыслугу чужого, слугу того человека, честь которого собирается защищать на дуэлиего родной брат. Что касается слуг-секундантов, то в ходе дуэли они проявляютравноценную трусость.
Позволюсебе предположить, что сцена дуэли, как никакая другая в “Отцах и детях”, обнаруживаетпараллелизм всех художественных деталей с соответствующей сценой в “ЕвгенииОнегине”. А все отличия в деталях обусловлены задачей пародическогоиспользования.
Ленскийвызывает Онегина на дуэль через Зарецкого, сплетника, которому Онегинбезусловно не доверяет. Может ли Онегин пожилой, наученный опытом, вызвать надуэль нового, молодого Онегина через третье лицо? Конечно, нет. Поэтому ПавелПетрович является к Базарову сам. И предлагает дуэль на старых пистолетах, чтомы включаем в круг ассоциаций с сюжетом пушкинского романа.
Переддуэлью Базаров, как Ленский, очень возбужден, долго не может уснуть. Его враг,напротив, спит мертвым сном, он даже опаздывает на дуэль, как это уже бывало сОнегиным. Как и в “прошлый” раз, “идет Онегин с извиненьем”: “Извините, я кажетсязаставил вас ждать”. И опять реплики героев предельно лаконичны. “Что ж,начинать?” — спрашивал Онегин, и Ленский отвечал: “Начнем, пожалуй”. “Мы можемприступить?” — предлагает Павел Петрович, и Базаров соглашается: “Приступим”.Враги начинают медленно сходиться. Онегин и Павел Петрович стреляют первыми. Вэтот момент и исчерпывается ситуационное сходство пушкинского и тургеневского персонажей.Онегин попал в цель, Павел Петрович промахнулся. Можно сказать, жизнь не дала“прежнему” Онегину повторного шанса.
Стрелялись,мы помним, два Онегина. Промах поставил Павла Петровича в положение Ленского.Случай проявить себя Онегиным представился Базарову. Согласно правилам дуэлиБазаров должен был, по формулировке Пушкина, “метить в ляжку иль в висок”. Итак,у Базарова есть выбор: унизить противника или убить его. Но он, как участниккомической сцены, стреляет наугад. После выстрела Онегина Ленский “на грудькладет тихонько руку”. Если “Отцы и дети” — произведение пародическое, травестийное,то куда должен “тихонько положить” свою красивую руку Павел Петрович,“нынешний” Ленский? “Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку”.
Пародическаясмерть ограничивается обмороком в результате легкого ранения. Но Павел Петровичубит морально и сразу по двум причинам: во-первых, он проиграл дуэль, аво-вторых, его лекарь — Базаров, не умеющий и не желающий “печально подноситьлекарство”. Таким образом, Павел Петрович подвергается двойному унижению. Ондавно затеял “схватку” — и проиграл. Но Базаров также не выиграл: он долженисполнять обязанности врача, ранив дядю своего товарища, одного из хозяевимения, в котором его, Базарова, принимали на правах гостя. Онегин новый началидеологическую дуэль с Онегиным старым, и так как в конце концов она свелась кбанальной перестрелке, то он может считать проигравшим и себя самого: позорему, разночинцу, если он согласился играть по дворянским правилам. Что касаетсяПавла Петровича, то Тургенев в последний раз на страницах своего романапоказывает его похожим на мертвеца. “Да он и был мертвец”, — в заключениеконстатирует автор.
Проигравшийдолжен умереть, потому Павел Петрович так и выглядит. Но поэтому же долженумереть и Базаров.
13. Онегин в могиле Ленского.
Драматизмдуэли оказался мнимым. Но само движение сюжета вынуждает Тургенева похоронитьсвоего героя. Это, как и отграничение одной от другой сюжетных линий “дуэли” и“рандеву”, сделано сознательно. Должен был быть какой-то незначительный поводдля того, чтобы и Базаров умер, и были выявлены его непрофессионализм иповерхностность знаний в даже столь занимающей его медицине. К тому же Тургеневне мог бы позволить Павлу Петровичу убить противника. Писатель стремитсясоздать у читателей представление, что Базарова-Онегина побеждает сама судьба:он может отрицать все, что встречает в жизни, но сама жизнь отрицает Базаровасмертью. Смерть физическая и смерть духовная уравнивают героев, положив пределих спорам, поскольку жизнь реальная и всеобъемлющая шире любой из идеологий иважнее любого из “принсипов”.
“Новый”Онегин умирает. Он сходит в ту же могилу истории, что и Ленский с егоромантизмом. Особенно поражает то, что за возвышенной патетикой тургеневскогоописания могилы Базарова скрывается саркастическая насмешка автора наджизненным итогом своего героя. Эту скрытую насмешку воплощает пародическоеиспользование Тургеневым тех деталей, из которых Пушкин создал образ могилыЛенского и которые мы выделим в приводимых ниже фрагментах романа в стихах:
Тамсоловей, весны любовник,
Всюночь поет; цветет шиповник,
Ислышен говор ключевой, —
Тамвиден камень гробовой
Втени двух сосен устарелых.
Пришельцунадпись говорит:
“ВладимирЛенский здесь лежит...” /.../
Бывало,в поздние досуги
Сюдаходили две подруги,
Ина могиле при луне,
Обнявшись,плакали оне.
Ноныне… памятник унылый
Забыт.К нему привычный след
Заглох.Венка на ветви нет…
Описываямогилу героя-романтика, Пушкин прибегает к использованию романтических клише: пениесоловья, величественный вид старых деревьев, две девы при луне… А Тургеневповторяет все пушкинские детали, но при этом подает их в снижении, приближаяописываемое к жизни реальной. И получается несколько жестокая, но справедливаяпо отношению к героя травестия: Тургенев, описывая могилу Базарова, не глумитсянад умершим, а это сама нигилистка судьба, чуждая проблемам этики, деромантизируетгероя, всю жизнь боровшегося с романтическим мировосприятием. Это она замыкаетжизненный круг “нового” Евгения могилой Ленского: “Но между ними есть одна, докоторой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся нанее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены пообоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из далекой деревушки,часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идутони отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут не колени, идолго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень...”
14. Перепев как оружие.
Итак,можно подвести итог сопоставлению сюжетных схем: пародический план “Отцов идетей” — основное средство выражения идеи романа и отношения автора к реальнымпрототипам Базарова. Тургенев, вложивший в образы старших Кирсановых инекоторые черты собственного характера, сожалеет о том безвозвратно ушедшемвремени, когда и Пушкин со своим героем, и его младшие современники, к которым мыпричисляем автора “Отцов и детей”, вносили новое в жизнь и культуру. В серединеХIХ века представители этого поколения идейно мертвы, как мертв Павел ПетровичКирсанов. Вместе с тем и молодое поколение, отвоевывающее себе место подсолнцем, не несет с собой ничего нового, что было бы достойно внимания Тургенева.
Да,романтизм к 60-м годам безнадежно устарел и как мироощущение, и как стильповедения, исчерпав себя вырождением в набор штампов. Но на смену ему пришлиматериализм, утилитаризм и нигилизм базаровых-добролюбовых, всегда влекущие засобой бездуховность. А в основе нигилизма своего героя писатель и видит все тотже романтизм, проявляющийся в утопичности оторванных от реальности идеологии ифилософии. Все оторванное от жизни гибнет, поэтому гибнет и “самоломанный”Базаров.
Тургеневпоступает мудро и честно. Он поднимается над идейной схваткой своих персонажей,как и над идейной схваткой своих современников. Это и позволяет Тургеневу спомощью старинного оружия, пародической формы романа, победить в ходе еголичной дуэли с “детьми”, демократами. В романе нигилист умирает, а остаютсяжить поседевшие романтики, такие, как его отец. Подобно этому, и тургеневскийроман с зашифрованным в нем пушкинским сюжетом остается жить после смертикритиков-оппонентов: как восставшего против жизни Базарова побеждает жизнь, таки тех восставших против искусства, кто разглядел в образе тургеневского герояпародию на самих себя, побеждает стремящееся к свободе творчество хорошегопушкинского ученика.
Список литературы
1.И.М.Дегтеревский. Тургенев и Пушкин.- Ученые записки МГПИ им. Потемкина, М.,1960, т.СVII, вып.10, с.57-83.
2.Л.Н.Назарова. К истории творчества Тургенева 50-60-х годов. Тургенев оПушкине-драматурге. — в кн.: И.С.Тургенев (1818-1858). Статьи и материалы.Орел, 1960, с. 146-147.
3.А.И.Батюто. К вопросу о традициях Грибоедова и Пушкина в творчествеТургенева-романиста. — в кн.: А.Батюто. Тургенев-романист. Л., Наука, 1972, с.385.
4.Ю.М.Лотман. Пушкин. Спб., Искусство-СПБ, 1995, с.458-459: “В определеннойтрадиции “онегинская ситуация” — это конфликт между “онегинским” героем игероиней, связанной с образом Татьяны. Так будут строиться основные романыТургенева..., причем тургеневская версия романа онегинского типа настолькопрочно войдет в русскую традицию, что станет определять восприятие и самогопушкинского текста.
Однакоодновременно можно будет указать и на истолкование “онегинской ситуации” какстолкновения двух мужских персонажей (конфликт: Онегин — Ленский)… Показательнос этой стороны то, что… Тургенев в “Отцах и детях” оставил излюбленный тип организациироманного материала ради “мужского конфликта”.
5.А.И.Батюто. Там же. С. 373.
6.А.Арго. Альбатрос. — в кн.: С.Кржижановский. Возвращение Мюнхгаузена. Л.,Художественная литература, 1990, с. 535.
7.А.И.Батюто. Там же. С. 372-373.
8.Ю.М.Лотман. Там же. С.458, сноска. Здесь Лотман останавливает внимание на“почти пародийном (а именно: пародическом — В.С.) параллелизме ряда эпизодов”.