Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Молодая Россия" в романах И.С.Тургенева

«Молодая Россия» в романахИ.С.Тургенева
Вроманах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо»(1859),«Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862) душевныйсклад Тургенева проявился с особой полнотой. Эти произведения посвящены русскоймолодежи, а значит, становлению характера и убеждений, выбору жизненному пути,осмыслению своего места в жизни, своего отношения к родному народу ичеловечеству и, конечно, любви: ею автор всегда испытывает своих героев. Вовсех романах так или иначе возникает тема взаимоотношения поколений, котораяимела для Тургенева острейшее личное значение и представлялась важнейшей длялюбой семьи, для общества, для человеческой культуры в целом. А в целом егороманы представляют собою художественную историю «молодой России»второй половины XIX века.
Писателюбыл присущ не только постоянный интерес к молодежи, но и глубочайшая сердечнаяпривязанность к ней. Автор как будто чувствует себя среди своих молодых героевпримерно так, как это изображается в его романе «Рудин» (1856).
Тургеневвоссоздал здесь ту духовную атмосферу, в которой сложился он сам как писатель ичеловек и которая всегда чувствовалась и в его собственном облике, и в обликелюбимых его героев.
Тургеневу,непримиримому противнику рабства, молодежь была близка и как самая динамичная ирадикальная часть общества. Подобно всем мыслящим людям России, писатель виделнеобходимость реформирования ее социальной организации на началах гуманизма,внесословного равенства людей перед законом, свободы от насилия. Сторонникомреволюционного переустройства России Тургенев никогда не был. Свое мнение наэтот счет он выразил цитатой из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина:«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
НоТургенев понимал и нетерпеливое стремление молодежи к обновлению своей страны,ее возмущение крепостничеством, продажностью и произволом властей, ее боль занекогда могучую державу, оказавшуюся бессильной в защите своей независимости,как это произошло во время Крымской войны 1853-1856 гг.
Какраз в разгар Крымской войны был задуман писателем первый его роман — «Рудин» (1856).
«Уступаянекоторым другим произведения г.Тургенева в художественной выдержанностицелого, „Рудин“ должен быть поставлен, по глубине и живостисодержания, им охватываемого, по силе и по самому характеру впечатления, импроизводимого, очень высоко,» — писал Н.А.Некрасов в своих заметках 1856года.
Идеяэтого романа — показать тип некоторых людей, стоявших во главе умственного ижизненного движения, постепенно охватывавшего все более и более значительныйкруг в лучшей части общества. Эти люди имели огромное значение. Их нельзя неуважать, несмотря на все их недостатки. Их идеи не могли воплотиться в жизньтолько по той причине, что не была готова еще почва для их осуществления.Отрицательную сторону их воззрений и чувств прекрасно показал Тургенев. Нестоль ясно и полно представлена им положительная сторона в типе Рудиных.Вероятнее всего, по мнению Некрасова, «произошло это оттого, что г.Тургенев,сознавая в себе очень сильное сочувствие к своему герою, опасался увлечения,излишней идеализации и вследствие того иногда насильственно старался смотретьна него скептически. Оттого характер Рудина действительно не столь отчетливопредставлен, как многие другие характеры той же повести». Другие персонажиочерчены почти безукоризненно, а создание такого характера, как Лежнев,открывает ту сторону в таланте Тургенева, который «вообще не встречался врусских писателях последней эпохи».
Ум,образованность, красноречие Рудина вначале поражают читателя. Его внешнийоблик, манера держать себя со «спокойствием и изящной учтивостью вызываетсимпатию. Благородные идеи героя пленят душу семнадцатилетней НатальиЛасунской, дочери хозяйки имения, где гостит герой. Она обладает ясным умом,сильным характером, чуткой душой и жадно впитывает идеи добра и правды,проповедуемые Рудиным. Ее образ открывает галерею обаятельных женских образов — »тургеневских девушек".
Рудинне выдерживает испытание любовью. Первое же препятствие заставляет его принятьмалодушное решение: «покориться».
Рудинне смог отстоять право на счастье, на любовь, но он выдержал другие испытания:он смог остаться честным бедняком, не расстался со своими убеждениями и допоследней минуты стремился к деятельности, направленной на общее, а не наличное благо. Жизнь его не была бесполезной. Горячие речи Рудина будили мысль,волновали сердца его молодых слушателей. «Доброе слово — тоже дело»,- замечает один из героев.
Романзавершается сценой гибели Рудина. Он погибает с красным знаменем в руках напарижских баррикадах.
В«Рудине» и особенно в следующем тургеневском романе «Дворянскоегнездо» поражает поразительная тонкость в изображении человеческойпсихологии. Тургенев полагал, что писатель должен быть психологом, но тайным.Можно представить, какое впечатление произвел роман на современников писателя,читая письмо М.Е.Салтыкова-Щедрина к П.В.Аннекову: «Я давно не был такпотрясен, но чем именно — не могу дать себе отчета».
Несчастьедействует на людей различно, смотря по степени их ума и нравственных сил: однихоно убивает, повергает в апатию или ожесточает. Можно считать их людьми сослабой волей или слабым умом (они считают себя несчастными избранниками,жертвами, преследуемыми роком). К числу таких «жалких, больных людей»принадлежат все герои Байрона и его последователей. Других же людей несчастьевозвышает и очищает. Оно является толчком, заставляющим человека задуматься,«оглянуться на себя». После такого толчка эти люди становятся терпимеек другим, понимают чужие страдания. Несчастье становится для них школой,приобретенным опытом. Только таких людей можно назвать «людьми крепкими инравственно здоровыми». К числу таких людей принадлежал Лаврецкий. Покаможно бороться, он не отступает, а где нет другого исхода — покоряется с«мужественным достоинством». Как писал Д.И.Писарев: «На личностиЛаврецкого лежит явственно обозначенная печать народности». Он, какрусский человек, страдает про себя, способен скорее к тихому чувству, продолжительнойтоске, чем к бурным взрывам отчаяния, страсти.
Вседействующие лица «Дворянского гнезда» целиком взяты из того времени,когда был написан роман, ни одно из них не обогнало своего века. Это замечаниеоказалось применимым к личностям Паншина и Лаврецкого. Но самым ярким егоподтверждением является характер Лизаветы Михайловны Калитиной, «одной изсамых грациозных личностей, когда-либо созданных Тургеневым». Лиза — девушка, богато одаренная природой; в ней много свежей, неиспорченной жизни, вней «все искренне, неподдельно».
Воображение,настроенное с детства рассказами набожной, но неразвитой няньки, и свойственноекаждой женской впечатлительной природе чувство получили полное преобладание надкритической способностью ума. Не умея анализировать других, Лиза не может анализироватьи собственной личности, считая это грехом. В жизни она отступает от всякойборьбы, с покорностью принимает любое несчастье, как справедливое наказание.«Мы были наказаны», — говорит она Лаврецкому. Но «за что?»- она не может ответить, между тем убеждение ее настолько сильно, что Лизапризнает себя виновной.
Говоряо воспитании Лизы, Тургенев дал нам ключ к объяснению как нравственной чистотыее убеждений так и излишней строгости и односторонности ее взгляда на жизнь.
Каки в «Рудине», в «Дворянском гнезде» ощутима жаждадеятельности — и не ради собственного благополучия, даже не ради счастья. Вконце романа мы слышим размышления Лаврецкого о «молодых силах»,вырастающих в усадьбе, где уже нет Лизы, о том, что им предстоит «делоделать, работать».
Эти«молодые силы» появились в романе «Накануне». Елену Стаховуи Дмитрия Инсарова, главных героев произведения, Тургенев назвал«провозвестниками новой жизни».
Елена- девушка с серьезным складом ума, с «энер-гической волей», сгуманными стремлениями сердца. Она росла одна, без подруг, совершенно свободно.Елена рано приучила себя к самостоятельному размышлению, к сознательномувзгляду на все окружающее. С годами в ней росло чувство сострадания о чужихнесчастьях. Познакомившись с нищей девочкой по имени Катя, Елена проникласьлюбовью к ней, часто тайно встречалась в саду с ней, дарила подарки. Послесмерти Кати Елена стала презирать или, по крайней мере, равнодушно относиться кизлишествам богатой жизни. Вскоре «вся душа Елены загорелась жаждою деятельногодобра, и жажда эта стала не первый раз удовлетворяться обычными деламимилосердия, какие возможны были для Елены,»- так писал Н.А.Добролюбов.«Нищие, голодные, бедные ее занимали, тревожили, мучили; она видела их восне, расспрашивала о них всех своих знакомых». Даже «все притесненныеживотные, худые дворовы собаки, осужденные на смерть котята, выпавшие из гнездаворобьи, даже насекомые и гады находили в Елене покровительство и защиту: онасама кормила их, не гнушалась ими».
Пустыхласк и нежностей она не любила и не придавала значение словам без дела, уважалапрактически-полезную деятельность.
Внеопределенности, бездействии при беспрерывном ожидании чего-то дожила Елена додвадцатого года своей жизни. Она осознает, что ее силы пропадают даром, чтожизнь ее пуста.
Вскоревстречаются ей четыре человека, из которых один «привлекает к себе всю еедушу».
Этоболгарин Дмитрий Инсаров, питающий в душе страстное желание освободить своюродину, этой мысли он предается полностью. Он не может представить себя отдельноот родины. Как писал Н.А.Добролюбов: «Он также живет накануне великого днясвободы своей родины, в котором существо его озарится сознанием счастия, жизньнаполнится и будет уже настоящей жизнью».
Любовьк свободе у Инсарова не в сердце, не в рассудке, не в воображении: она у негово всем организме, слилась с ним в одно целое. Поэтому при всей обыкновенностисвоих способностей, при отсутствии блеска в своей натуре, он стоит намноговыше, чем блестящий Шубин и умный Берсенев, хотя оба они тоже люди благородныеи любящие. Елена пишет в своем дневнике: «Андрей Петрович, может быть,ученее его (Инсарова), может быть даже умнее… Но, я не знаю, — он перед нимтакой маленький».
Всеобаяние Инсарова заключается в величии и святости той идеи, которой проникнуто всеего существо. Елена, жаждущая деятельного добра, но не знающая, как его делать,мгновенно поражается, еще не видевши Инсарова, рассказом о его замыслах.«Освободить свою родину, — говорит она, — эти слова и выговорить страшно — так они велики». И она чувствует, что слово ее сердца наконец найдено, чтоона удовлетворена, что выше этой цели нельзя поставить себе и что на всю еебудущую жизнь хватит деятельного содержания, если она пойдет за этим человеком.
Навопрос Елены, отомстил ли он убийце своего отца, Инсаров отвечает: «Я неискал его. Я не искал его не потому, чтобы я не могу убить его, — я бы оченьспокойно убил его, — но потому, что тут не до частной мести, когда дело идет обосвобождении народа. Одно помешало бы другому. В свое время и то не уйдет».Именно в этой любви к общему делу, в этом предчувствии его и заключаетсявеликое превосходство болгара Инсарова перед многими русскими героями.
Послесмерти мужа (Инсарова) Елена не могла уже вернуться в Россию, она поняла другуюжизнь. «Вернуться в Россию? Зачем? Что делать в России?» — написалаона матери и отправилась в Зару.
Авторпредпочел лучше оставить ее судьбу в неизвестности, чем вернуть ее подродительский кров и заставить доживать последние дни в одиночестве.
В1862 году был написан роман «Отцы и дети». Он сразу же стал предметоможесточенных споров, приобрел мировую известность. Скорее всего это произошлоиз-за того, что «чуткая рука художника нащупала больное место общества,обнажила явление, бессознательно волновавшее всех, но еще никем неформулированное ясно». Этот роман ввел в круг «вечных образов»литературы еще один — Евгения Базарова.
Тургеневписал портрет поразившего его человека с возможной объективностью; Базаровзаинтересовал его, побудил к творчеству, но не вызвал в нем родственных,сочувственных отзвуков. «Вот образ молодого поколения с его плюсами иминусами», — говорил Тургенев читателю.
Базаров- человек сильный по уму и по характеру, составляет центр всего романа. Он — представитель молодого поколения того времени.
Вуниверситете Евгений содержал себя сам, жизнь была бедная, тяжелая. Из этойшколы труда и лишений Базаров вышел человеком сильным и суровым. Прослушанныйим курс естественных и медицинских наук развил его природный ум и отучил егопринимать на веру какие-либо понятия и убеждения. Опыт стал для негоединственным источником познания, личное ощущение — единственным и последнимубедительным доказательством. Он признает только то, что можно потрогатьруками, увидеть глазами. Все человеческие чувства он сводит на деятельностьнервной системы. Д.И.Писарев писал: «То, что восторженные юноши называютидеалом, для Базарова не существует; он все это называет»романтизмом", а иногда вместо слова «романтизм»употребляет слово «вздор»".
Базароввезде и во всем поступает только так, как ему хочется или кажется выгодным. Имне управляет никакой принцип, никакой нравственный закон. Базаров ни в ком ненуждается, никого не любит, никого не боится и поэтому никого не щадит.
" — Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — Втеперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем..."
Вконце романа Базаров умирает. Его смерть — случайность. Это событие ненаходится в связи с общей нитью романа; оно не вытекает из предыдущих событий,но оно необходимо для художника, чтобы дорисовать характер своего героя.
Описаниесмерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева. Писарев назвал этотэпизод «великолепным».
«ЕслиБазаров карикатура, — говорит Писарев, становясь в положение публики, — тообъясните и представьте нам в настоящем свете то явление жизни, которое вызвалоэту карикатуру, и покажите нам еще раз ту идею, которая породила этоявление».
П.Ф.Якубовичписал: «Не за красоту слога, не за поэтические и живые описания картинприроды, наконец не за правдивые и бесконечно талантливые изображенияхарактеров вообще так страстно любит Тургенева лучшая часть нашей молодежи, аза то, что Тургенев был честным провозвестником идеалов целого ряда молодыхпоколений, певцом их беспримерного, чисто русского идеализма, изобразителем ихвнутренних мук и душевной борьбы, — то страшных сомнений, то беззаветнойготовности на жертву. Образы Рудина, Инсарова, Елены, Базарова [...] — нетолько живые и выхваченные из жизни образы, но, как ни странным покажется этоспервого взгляда, — это типы, которым подражала молодежь и которые самисоздавали жизнь».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Состояние, развитие, пути повышения эффективности молочного скотоводства в СПК имени К
Реферат Ответственность за качество товаров и услуг
Реферат Информатизации в Кузбассе
Реферат Типы и виды конфликтов и Мероприятие по гражданскому воспитанию учащихся учреждения начального
Реферат Назначение и содержание долгосрочного плана сельскохозяйственного предприятия
Реферат Система кількісних оцінок ступеня ризику
Реферат Законодательство о защите природы
Реферат Психология профилактической деятельности
Реферат Роль Европейского Суда по правам человека в формировании и деятельности судебной системы России
Реферат Оцінка кредитоспроможності позичальника як засіб зниження кредитного ризику комерційного банку
Реферат Деньги, кредит, банки 2
Реферат Понятие системы наказаний
Реферат Расчёт районной распределительной подстанции
Реферат Статистика численности и состава естественного и механического движения населения
Реферат Излучения в производстве и защита от них