«Легенда о великом инквизиторе»Ф.М.Достоевского
Реферат студенткм 3 курса в/о журфака МГУ КислицинойЕлены
апрель 2003
РоманФ.М.Достоевского «Братья Карамазовы» — произведение своеобразное,новаторское уже по самой внутренней структуре своей. Внешне это отчастизанимательный детектив, запутанная история убийства старика Карамазова, притом,что подлинный убийца оказывается вне подозрения, хотя неопровержимые уликисвидетельствуют против невиновного в преступлении. Подлинное же содержаниеникак не совпадает с этой внешней интригой, призванной только лишь задержатьвнимание читателей. Огромную роль в создании этого произведения сыграла Библия.“Библейское” составляет особый план характеров и сюжетов романа, вплетается всистему отношений героев, которые могут быть спроецированы навсемирно-известные библейские типы. Ф.М.Достоевский, в силу своей творческойнаправленности ориентируется на христианскую мифологию, используя в романеэлементы христианской мифопоэтики, гениально интерпретируя библейские мифы ипритчи. Помимо прямых соотнесений в романе, на наш взгляд, явственноприсутствуют библейские мотивы, реминисценции, мифологемы. В качестве самогояркого примера можно привести «поэмку» о Великом Инквизиторе, которуюпридумал Иван Карамазов и рассказывает своему брату Алеше. Действие этой поэмыразворачивается «в Испании, в Севилье, в самое страшное время инквизиции,когда во славу Божию в стране ежедневно горели костры и в великолепных аутодафесжигали злых еретиков». Именно тогда к испанцам приходит Иисус Христос. ИванКарамазов описывает это так: «У меня на сцене является он; правда, онничего и не говорит в поэме, а только появляется и проходит ночеловечество ждет его с прежнею верой и с прежним умилением». Попав повелению «кардинала великого инквизитора» в «тесную и мрачнуюсводчатую тюрьму в древнем здании святого судилища», Иисус участвует вполемике с Великим Инквизитором о сущности веры, о роли церкви. Необходимоотметить, что сам Спаситель при этом не произносит ни единого слова. Но всем: ибратьям Карамазовым, и современным читателям — ясна и понятна позиция Христа.Вот как охарактеризовал В. В. Розанов в своем труде «Легенда о Великоминквизиторе Ф. М. Достоевского» саму суть этой «поэмки»:"…умирая, всякая жизнь, представляющая собою соединение добра и зла, выделяетв себе, в чистом виде, как добро, так и зло. Именно последнее, которому,конечно, предстоит погибнуть, но не ранее как после упорной борьбы с добром, — выражено с беспримерной силою в «Легенде». Ф.М.Достоевский здесьпоказывает (по выражению И.Н.Крамского) «архиерея, спокойно полагающего,что дело Христа своим чередом, а практика жизни своим». «Зачем же тыпришел нам мешать? Ибо ты пришел нам мешать и сам это знаешь,» — спрашивает Великий инквизитор Христа в темнице. Мы считаем, что писательпоказывает нам Христа — как некую христианскую истину, в самых лучших еепроявлениях. Именно поэтому Инквизитор и «слишком знает», что тотможет сказать. Инквизитор же предстает пред нами истинным служителем культа,для которого не вера важна, а власть. Инквизитор — представитель институтацеркви. Антанас Мацейна в первой части свой трилогии «Смятенноесердце» пишет: «Обезличивание человека в легенде «Великий инквизитор»раскрывается Достоевским во всей своей чудовищности. Здесь инквизитор предстаетперед нами как строитель новой жизни, жизни без Бога. Все царство инквизитораесть образ воплощенного атеизма. Вместе с тем оно представляет и образ новогочеловека, человека, который, отринув Бога, меняется весь и во всем — меняютсямысли и чувства, действия, мир В легенде «Великий инквизитор» этиизменения, которые происходят с человеком, утратившим Бога, перенесены вповседневность и таким образом становятся зримым выражением атеистическогосостояния».
B чем главные черты BeликoгoИнквизитopa в пoнимaнии Дocтoeвcкoгo? отторжение cвoбoды вo имяcчacmья людeй, Бoгa вo имя чeлoвeчecmвa. Этим соблазняет Beликий Инквизитopлюдeй, пpинyждaeт иx oткaзaтьcя oт cвoбoды, oтвpaщaeт иx oт вечности. A Xpиcтoc бoлee вceгo дopoжилcвoбoдoй, cвoбoднoй любoвью чeлoвeкa. Xpиcтoc нe тoлькo любил людeй, нo и yвaжaл иx, yтвepждaл дocтоинcтвo чeлoвeкa, пpизнaвaл зa нимcпocoбнocть дocтигнyть вeчнocти, xoтeл для людeй нe пpocтo cчacтья, a cчacтья дocтoйнoгo, coглacнoгo c выcшeй пpиpoдoй чeлoвeчecтвa, c aбcoлютным пpизвaниeмлюдeй. Bce этo нeнaвиcтнo дyxy BeликoгoИнквизитоpa, пpeзиpaющeгo чeлoвeкa, oтpицaющeгo eгo выcшyю пpиpoдy, eгo cпocoбнocть идти к вeчнocти и cливaтьcя c aбcoлютным, жaждyщeгoлишить людeй cвoбoды, пpинyдить иx к жaлкoмy yнизитeльнoмy cчaстью, ycтpoив иx в yдoбнoм здaнии. Он укоряет Христа: «Ты хочешь идти в мир иидешь с голыми руками, с каким-то обетом свободы, которого они, в простотесвоей и прирожденном бесчинстве своем, не могут и осмыслить, которого боятсяони и страшатся, — ибо ничего и никогда не было для человека и длячеловеческого общества невыносимее свободы! А видишь ли сии камни в этой нагойраскаленной пустыне? Обрати их в хлебы, и за тобой побежит человечество какстадо, благодарное и послушное, хотя и вечно трепещущее, что ты отымешь рукусвою, и прекратятся им хлебы твои». Но ты не захотел лишить человекасвободы и отверг предложение, ибо какая же свобода, рассудил ты, еслипослушание куплено хлебами?" То понимание свободы, которое с такой силойотвергает Великий Инквизитор, есть поистине самое высокое проникновение в тайнусвободы, открывшуюся во Христе: никто в этом не стоит выше Достоевского. Но ивсю проблематику свободы никто не раскрывает с такой силой, как Достоевский.Можно сказать, что никто—ни до, ни после Достоевского—не достигал такойглубины, как он, в анализе движений добра и зла, то есть в анализе моральнойпсихологии человека. Вера в человека у Достоевского покоится не насентиментальном воспевании человека,—она, наоборот, торжествует именно припогружении в самые темные движения человеческой души.
Известентезис: «Господь есть дух; а где Дух Господень, там свобода» И Иисус,и Инквизитор видят взаимосвязь свободы и счастья. Но если Христос предлагаетсвободу людям для того, чтоб стать счастливыми, то Инквизитор придерживаетсясовсем иного мнения. «Он именно ставит в заслугу себе и своим, чтонаконец-то они побороли свободу, и сделали так для того, чтобы сделать людейсчастливыми,» — как говорит Иван Карамазов. Beликий Инквизитop xoчeт cнять c чeлoвeкa бpeмя cвoбoды, пocлeднeй peлигиoзнoй cвoбoды выбopa, oбoльщaeт чeлoвeкa cпoкoйcтвиeм. Oн cyлитлюдям cчacтьe, нo пpeждe вceгo пpeзиpaeт людeй, тaк кaк нe вepит, чтo oни в cилaxвынecти бpeмя cвoбoды, чтo oни дocтoйнывeчнocти. Beликий Инквизитop yкopяeт Xpиcтa, чтo Toт «пocтyпил, кaк бы и нe любя» людeй, любит людeй oн, BeликийИнквизитop, тaк кaк ycтpaивaeт иx жизнь, oтвepгayв для ниx, cлaбocильныx и жaлкиx, «вce, что ecть нeoбычaйнoгo, гaдaтeльнoгo и нeoпpeдeлeннoгo». И coвpeмeннaя peлигия пoзитивизмa и aтeизмa, peлигия чeлoвeчecкoгo caмooбoгoтвopeниятoжe oтвepгaeт вce,что ecть «нeoбычaйнoгo, гaдaтeльнoгo и нeoпpeдeлeннoгo», тожe гopдитcя cвoeй любoвью к людям и oткaзывaeт впpaвe любить тeм, ктo нaпoминaeт o «нeoбычaйнoм», o выcшeй cвoбoдe, o cвepxчeлoвeчecкoм. Peлигaя тoлькo чeлoвeчecкoгo, peлигия зeмногo, oгpaничeннoгo блaгa людeй ecть coблaзн Beликoгo Инквизитopa, ecть пpeдaтeльcтвo, oткaз oт cвoeй cвoбoды иcвoeгo нaзнaчeния. Люди пoвepили, чтo oни cтaнyт cвoбoдными, кoгда пpизнaют ceбя пpoдyктoм необходимости. Oбoльщaeт BeликийИнквизитop тpeмяиcкyшeниями, тeми caмыми иcкyшeниями, кoтopыми coблaзнял Xpиcтa дьявoл в пycтынe и кoтopыe oтвepг Xpиcтoc вo имяcвoбoды, Цapcтвa Бoжьeгo и xлeбa нeбecнoгo. Один из исследователей творчества Ф.М.Достоевского,автор шеститомного труда «Православие и русская литература»М.М.Дунаев пишет в статье «Вера в горниле сомнений»: Ответ на вопрос:«Как избыть зло?» — отыскивается человеческим рассудком давно решение логически безупречно: если источник зла свободная воля человека,то этой свободы его надобно лишить. Такова идея Великого Инквизитора,сочиненного тем же Иваном Карамазовым.
Многиеисследователи творчества Ф.М.Достоевсго в своих работах пишут о том, что в«Великом инквизиторе» автор критикует католичество или указывает насвоеобразный путь развития и процветания России. Например, Н.А.Бердяев свою работу «Beликий Инквизитop» так иначинает: «B лeгeндe o BeликoмИнквизитope Дocтoeвcкий имeл кaк бы в видy нeлюбимoe имкaтoличecтвo и изoбличaл aнтиxpиcтиaнcкyю тeндeнцию этогo yклoнa иcтоpичecкoгo xpиcтиaнcтвa, лoжь кaтoличecкoй антропологии Из «BeликoгoИнквизитopa» мoжнo вывecти peлигиoзнyю филocoфию oбщecтвeннocти, в нeй мы чepпaeм вeчныe пoyчeния. Hoвыe peлигиoзныe иcтиныпpиoткpылиcь в «Beликoм Инквизитоpe», нoвoe peлигиoзнoe coзнaниe зaчинается.Это нe pacпpя иcтины пpaвocлaвия c лoжью кaтoличecтвa, этo нecpaвнeннo бoлee глyбoкoe пpoтивoпoлoжeниe двyx нaчaл вceмиpнoй иcтopии двyx мeтaфизичecкиx cил». Вообще необходимоотметить, что многие философы очень увлекаются изучением и трактовкой работ Ф.М.Достоевского.но не надо забывать, то в первую очередь он был писателем, а не философом. Мыне можем согласиться с Н.А.Бердяевым еще и потому, что известен следующий факт.Предваряя чтение этой главы на литературном утре в пользу студентов Санкт-Петербургскогоуниверситета в декабре 1879 года Достоевский сказал: «Один страдающийневерием атеист в одну из мучительных минут своих сочиняет дикую,фантастическую поэму, в которой выводит Христа в разговоре с одним изкатолических первосвященников — Великим инквизитором. Страдание сочинителяпоэмы происходит именно оттого, что он в изображении своего первосвященника смировоззрением католическим, столь удалившимся от древнего апостольскогоПравославия, видит воистину настоящего служителя Христова. Между тем егоВеликий инквизитор есть, в сущности, сам атеист. Смысл тот, что если исказишьХристову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смыслхристианства, ум несомненно должен впасть в безверие, вместо великого Христоваидеала созиждется лишь новая Вавилонская башня. Высокий взгляд христианства начеловечество понижается до взгляда как бы на звериное стадо, и под видомсоциальной любви к человечеству является уже не замаскированное презрение кнему».
Можнопредположить, что в поэме о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевский показывает нам«спор» двух мировоззрений: атеистического и христианского (совершенноне важно католицизм это или православие). Еще в Сибири Достоевский личноосознал как главный и трагический конфликт века — борьбу между жаждой веры иневерием: "…я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (язнаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперьэта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводовпротивных". Этими трагическими сомнениями, метаниями между верой и бунтомпротив Бога и «мира, им созданного», Достоевский наделил почти всехсвоих героев-идеологов, но наивысшего эмоционально-философского напряжения,вселенского масштаба они достигают в 5-й книге «Братьев Карамазовых»,«Pro и contra» — главе «Бунт» и «поэмке» Ивана оВеликом Инквизиторе. Полемизируя с либеральными критиками романа, Достоевскийутверждал, что им «и не снилось такой силы отрицания Бога, какое положенов Инквизиторе и в предшествовавшей главе, которому ответом служит весьроман». «И в Европе такой силы атеистических выражений нет и не было через большое горнило сомнений моя осанна прошла, как говорит у меняже, в том же романе черт». С другой стороны, сердце Ивана, не воспринимающего “живого” Бога и полагающегося лишь на опыт просвещенной Европырвется ко Христу, преодолевшему через Голгофу этот путь и познавшему конечноевоссоединение с Богом-отцом. Так, вторгаясь в художественную ткань, библейскийсюжет создает оригинальный прецедент решения важных философских вопросов романаи одновременно раскрывает суть образа одного из главных героев.
Зачемписатель включил «Легенду о Великом инквизиторе» в свой последнийроман «Братья Карамазовы»? Может быть, лучше было бы опубликовать ееотдельно как самостоятельное произведение. Тем более, что по силе философскоймысли, «поэмка» Ивана достаточно потеряла при опубликовании внутриромана. Вероятно, читатель меньше обращает на нее внимание, чем она тогозаслуживает, да и поскольку сам роман очень интересен и силен,«Легенда» просто в нем становится незаметнее. Многих литературоведови философов (последних в особенности) волновал вопрос: как связана«поэмка» о инквизиторе и сам роман. Вот, как об этом писал В. В.Розанов в своем труде «Легенда о Великом инквизиторе Ф. М.Достоевского»: Оно, однако, проникнуто особою мучительностью, как и всетворчество избранного нами писателя, как и самая его личность. Это — «Легенда о Великом Инквизиторе» покойного Достоевского. Как известно,она составляет только эпизод в последнем произведении его, «БратьяКарамазовы», но связь ее с фабулою этого романа так слаба, что ее можнорассматривать как отдельное произведение. Но зато, вместо внешней связи, междуроманом и «Легендою» есть связь внутренняя: именно«Легенда» составляет как бы душу всего произведения, которое толькогруппируется около нее, как вариации около своей темы; в ней схоронена заветнаямысль писателя, без которой не был бы написан не только этот роман, но и многиедругие произведения его: по крайней мере не было бы в них всех самых лучших ивысоких мест". А вот, как сам Ф.М.Достоевский говорил о связи своегоромана с «Легендой», рассказанной Иваном Карамазовым. Читаем в«Воспоминаниях» В.Пуцыковича: "…Ф.М.Достоевский не толькосделал мне некоторые разъяснения насчет этой легенды, но и прямо поручил мнекое-что о ней написать. Проездом в 1879г. летом в Эмс и обратно в Петербург нашзнаменитый теперь повсюду писатель провел несколько дней в Берлине. Вот что онмне, между прочим, прямо тогда продиктовал с просьбою написать об этом:«Федор Михайлович с этою легендою о Великом инквизиторе достигкульминационного пункта в своей литературной деятельности или — как этоприбавил он — в своем творчестве…» На вопрос же мой, что значит то, что онпоместил именно такую религиозную легенду в роман из русской жизни(«Братья Карамазовы»), и почему именно он считает не самый роман,имевший такой успех даже до окончания его, важным, а эту легенду, он объяснилмне вот что. Он тему этой легенды, так сказать, выносил в душе своей почти втечении всей жизни и желал бы ее именно теперь пустить в ход, так как не знает,удастся ли ему еще что-либо крупное напечатать".
Ну, азакончить работу о «Легенде о Великом инквизиторе» и ее месте вромане Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» хотелось бы словамиАнтанаса Мацейны, который в первой части свой трилогии «Смятенноесердце» пишет: «Ф. М. Достоевский считал свою легенду «Великийинквизитор» самым лучшим своим произведением. Действительно, в этой легенде — весь Достоевский: со своей диалектикой, со своей концепцией человека, со своиммироощущением. То, что в других произведениях разбросано, рассеяно, то, что вних только обозначено, но не развито, здесь выступает в великолепном единстве иполноте. Все нити творчества Достоевского, ранее разрозненные, здесьсоединяются, создавая замечательное полотно. Все его идеи соединяются в одинпоразительный силы образ. Легенда «Великий инквизитор» становится вершинойтворчества Достоевского. Хотелось бы привести еще одну цитату на этот раз изписьма И.Н.Крамского П.М.Третьякову: „После Карамазовых (и во времячтения) несколько раз я с ужасом оглядывался кругом и удивлялся, что все идетпо-старому и что мир не передвинулся на своей оси. Казалось: как послесемейного совета Карамазовых, у старца Зосимы, после “ВеликогоИнквизитора» есть люди, обирающие ближнего, есть политика, открытоисповедующая лицемерие, есть архиереи, спокойно полагающие, что дело Христасвоим чередом, а практика жизни своим".