Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"И по-звериному воет людьё…" (человек в повести А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")

«И по-звериному воет людьё…» (человек в повести А. И. Солженицына«Один день Ивана Денисовича»)
Человек ли?..Этим вопросом задается чита­тель, открывающий первые страницы повести и будтоокунающийся в кошмарный, беспросветный и бесконечный сон. Все интересызаключенного Щ-восемьсот пятьдесят четыре, кажется, враща­ются вокругпростейших животных потребностей организма: как «закосить» лишнююпорцию ба­ланды, как при минус двадцати семи не запустить под рубаху стужу наэтапном шмоне, как сберечь последние крохи энергии в ослабленном хроничес­кимголодом и изнуряющей работой теле — сло­вом, как выжить в лагерном аду.
И это неплохоудается сноровистому и смека­листому русскому крестьянину Ивану ДенисовичуШухову. Подводя итог пережитому дню, главный герой радуется достигнутым удачам:за лишние секунды утреннего дрема его не посадили в кар­цер, бригадир хорошозакрыл процентовку — бри­гада получит лишние граммы пайка, сам Шухов купилтабачку на два припрятанных рубля, да и начавшуюся было утром болезнь удалосьперемочь на кладке стены ТЭЦ.
Все событияповести как будто убеждают чита­теля, что все человеческое осталось за колючейпроволокой. Этап, отправляющийся на работу, представляет собой сплошную массусерых тело­греек. Имена утеряны. Единственное, что подтверждаетиндивидуальность, — лагерный номер. Человеческая жизнь обесценена. Рядовойзаклю­ченный подчинен всем — от состоящих на службе надзирателя и конвоира доповара и старшины ба­рака, таких же узников, как и он. Его могут ли­шить обеда,посадить в карцер, обеспечив на всю жизнь туберкулезом, а то и расстрелять.
И все же за всеминечеловеческими реалиями лагерного быта выступают человеческие черты. Онипроявляются в характере Ивана Денисовича, в монументальной фигуре бригадираАндрея Прокофьевича, в отчаянной непокорности кавторанга Буйновского, внеразлучности «братьев»-эстон­цев, в эпизодическом образестарика-интеллиген­та, отбывающего третий срок и тем не менее не желающегоотказываться от приличных челове­ческих манер.
Среди некоторойчасти нынешней читающей публики бытует мнение, что пора прекратить вспоминатьдавно отошедшие в прошлое ужасы сталинских репрессий, что мемуары очевидцевпереполнили книжный рынок политической «чер-нухой». ПовестьСолженицына нельзя отнести к разряду конъюнктурных «однодневок».Лауреат Нобелевской премии верен лучшим традициям русской литературы,заложенным Некрасовым, Толстым, Достоевским. В Иване Денисовиче и не­которыхдругих персонажах автору удалось во­плотить неунывающий, несломленный, жизнелю­бивыйрусский дух. Таковы крестьяне в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Всежалуются на свою судьбу: и поп, и помещик — а русский мужик (даже последнийнищий) сохраняет спо­собность радоваться уже тому, что он жив.
Так и ИванДенисович. И смекалка ему прису­ща: везде он успевает первым, все добывает длябригады, не забывая, правда, при этом и себя. И уныние ему чуждо. Радостьдоставляют Шухову маленькие бытовые удачи, когда его сноровка исообразительность помогают обвести вокруг паль­ца жестоких притеснителей ипобедить суровые обстоятельства.
Нигде не пропадет«русский характер». Может быть, он умен лишь практическим умом. Нодуша его, которая, казалось бы, должна была ожесто­читься, зачерстветь, неподдается «коррозии». За­ключенный Щ-восемьсот пятьдесят четыре необезличивается, не обездушивается. Он способен сострадать и жалеть. Переживаетон за бригадира, заслоняющего собой бригаду от лагерного началь­ства.Сочувствует безотказному баптисту Алешке, не умеющему на своей безотказностизаработать немного и для себя. Помогает слабым, но не уни­зившимся, ненаучившимся «шакалить». Даже ничтожного лагерного«придурка» Фетюкова иногда жалеет он, преодолевая здоровое презрениечеловека, умудрившегося сохранить достоинство в скотских условиях.
Иногда жалостьШухова достигает нереальных пределов: он часто замечает, что и конвоирам, исторожам на вышках не позавидуешь, ведь они вынуждены стоять на морозе бездвижения, в то время как заключенный может согреться на клад­ке стены.
Любовь к трудутакже роднит Шухова с персо­нажами поэмы Некрасова. Он так же талантлив исчастлив в работе, как каменотес-олончанин, спо­собный «горусокрушить». Иван Денисович не уникален. Это реальный, более того, типичныйперсонаж. Способность замечать страдания отбы­вающих срок рядом с тобой роднитзаключенных, превращает в семью. Неразрывная круговая пору­ка связывает их.Предательство одного может сто­ить жизни многим.
Возникаетпарадоксальная ситуация. Лишен­ные свободы, загнанные за колючую проволоку,пересчитываемые подобно стаду овец заключен­ные образуют государство вгосударстве. Их мир
имеет своинеколебимые законы. Они суровы, но справедливы. Заключенный в лагере не одинок.Честность и мужество всегда вознаграждаются. Угощает назначенного в карцерБуйновского «по-сылочник» Цезарь, кладут кирпич за себя и не­опытногоСеньку Шухов и Кильгас, грудью встает на защиту бригадира Павло. Да,несомненно, за­ключенные смогли сохранить человеческие зако­ны существования.Их отношения, бесспорно, ли­шены сантиментов. Но они честны и по-своемугуманны.
Их честномусообществу противостоит бездуш­ный мир лагерного начальства. Оно обеспечилосебе безбедное существование, обратив узников в своих личных рабов. Надзирателис презрением относятся к заключенным, пребывая в полной уверенности, что самиживут по-человечески. Но именно этот мир имеет звериное обличье. Таковнадзиратель Волковский, способный забить плет­кой человека за малейшуюпровинность. Таковы конвоиры, готовые расстрелять опоздавшего на перекличку«шпиона»-молдаванина, который за­снул от усталости на рабочем месте.Таков отъев­шийся повар и его приспешники, костылем отго­няющие заключенных отстоловой. Именно они, палачи, нарушили человеческие законы и тем самымисключили себя из человеческого сообще­ства.
Несмотря настрашные детали лагерной жизни, которые составляют бытийный фон, по­вестьСолженицына оптимистична по духу. Она доказывает, что и в последней степениунижения возможно сохранить в себе человека.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.