Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Истину царям с улыбкой говорить"

""
ГаврилаРоманович Державин — крупнейший поэт XVIII в., один из последних представителейрусского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрываявозможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путьромантической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширнои в основном представлено одами, среди которых можно выделить гражданские,победно-патриотические, философские и анакреонтические.
Особоеместо занимают гражданские оды, адресованные лицам, наделенным большойполитической властью: монархам, вельможам. К лучшим из этого цикла принадлежитода «Фелица», посвященная Екатерине II. Сам образ Фелицы, мудрой идобродетельной киргизской царевны, взят Державиным из «Сказки о царевичеХлоре», написанной Екатериной II. «Фелица» продолжает традициюпохвальных од Ломоносова и вместе с тем отличается от них новой трактовкойобраза просвещенного монарха.
Просветителивидят теперь в монархе человека, которому общество поручило заботу о благеграждан; на него возложены многочисленные обязанности по отношению к народу. Идержавинская Фелица выступает как милостивая монархиня-законодательница: Недорожа твоим покоем, Читаешь, пишешь пред налоем И всем из твоего пераБлаженство смертным проливаешь.,.
Известно,что источником создания образа Фелицы был доокумент «Наказ комиссии осоставлении проекта нового Уложения» (1768), написанный самой ЕкатеринойII. Одна основных идей «Наказа» — необходимость смягчениясуществовавших законов, допускавших на допросах пытки, смерную казнь занезначительные провинности и т. п., поэтому Державин наделил свою Фелицумилосердием и снисходительностью: Стыдишься слыть ты тем великой, Чтобстрашной, нелюбимой быть; Медведице прилично дикой Животных рвать и кровь ихпить. И славно ль быть тому тираном, Великим в зверстве Тамерланом, Ктоблагостью велик, как Бог? Далее Державин прославляет Фелицу за то, что онаотказалась от нелепых гонений за «оскорбление величества», которыеособенно процветали в России при Анне Иоанновне: Там можно пошептать в беседахИ, казни не боясь, в обедах За здравие царей не пить. Там с именем Фелицы можноВ строке описку поскоблить Или портрет неосторожно Ее на землю уронить.Державин хвалит Екатерину и за то, что с первых дн своего пребывания в Россииона стремилась во всем cлeдовать «обычаям» и «обрядам»приютившей ее страны. Императрица преуспела в этом и вызвала к себе и придворе, и в гвардии симпатии.
НоваторствоДержавина проявилось в «Фелице» не тольв трактовке образапросвещенного монарха, но и в смелом соединении хвалебного и обличительногоначал, оды и сатиры. Идеальному образу Фелицы противопоставлены нерадивыевельможи (в оде они названы «мурзами»). В «Фелице»изображены самые влиятельные при дворе лица: князь Г. А. Потемкин, графыОрловы, граф П. И. Панин, князь Вяземский. Их портреты были настольковыразительно выполнены, что оригиналы угадывались без труда.
Критикуяизбалованных властью вельмож, Державин подчеркивает их слабости, прихоти,мелочные интересы, недостойные высокого сановника. Так, например, Потемкинпредставлен как гурман и чревоугодник, любитель пиров и увеселений; Орловы«кулачными бойцами и пляской» веселят «свой дух»; Панин,«о всех делах заботу оставя», ездит на охоту, а Вяземский свой«ум и сердце» просвещает — «Полкана и Бову» читает,«над Библией, зевая, спит». Просветители понимали жизнь общества какпостоянную борьбу истины с заблуждением.
Воде Державина идеалом, нормой является Фелица, отклонением от нормы — еенерадивые «мурзы». Державин первый начал изображать мир таким, какпредставляется он художнику. Несомненной поэтической смелостью было появление воде «Фелица» образа самого поэта, показанного в бытовой обстановке,не искаженного условной позой, не стесненного классическими канонами. Державинбыл первым русским поэтом, сумевшим и, главное, захотевшим нарисовать впроизведении свой портрет живым и правдивым: Сидя дома, я прокажу, Играя вдураки с женой… Обращает на себя внимание «восточный» колорит оды:она написана от лица татарского мурзы, в ней упомянуты восточные города —Багдад, Смирна, Кашмир. Конец оды выдержан в хвалебном, высоком стиле: Прошувеликого пророка, До праха ног твоих коснусь. Образ Фелицы повторяется впоследующих стихотворени ях Державина, вызванных различными событиями в жизнипоэта: «Благодарность Фелице», «Изображение Фелицы»,«Ви дение мурзы».
Обличительнымпафосом проникнута сатирическая, по удачному выражению В. Г. Белинского, ода«Вельможа». В ней снова представлены оба начала, выведенные в оде«Фелица». Но если в «Фелице» торжествовало положительноеначало, а насмешки над вельможами отличались шутливым характером, то в оде«Вельможа» хвалебная часть занимает очень скромное место. Писатель возмущенположением народа, страдающего от равнодушия царедворцев: военачальник, часамиожидающий в передней выхода вельможи, вдова с грудным младенцем на руках,израненный солдат. Державинская сатира исполнена гневного чувства.
Кгражданским одам Державина примыкает и знамени тое стихотворение«Властителям и судиям», за которое поэт попал в немилость.Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части поэт гневнонапоминает царям и судьям об их обязанностях: они должны честно выполнятьзаконы, «на лица сильных не взирать», защищать сирот и вдов,освободить из темниц должников — «исторгнуть бедных из оков». Вовторой части подводится горестный итог — властители и судьи остались глухи ислепы к страданиям подданных. Заканчивается стихотворение призывом кбеспощадной каре земных властителей: Воскресни, боже! Боже правых! И их молениювнемли: Приди, суди, карай лукавых И будь един царем земли!
Кгражданской лирике непосредственно примыкает однс из поздних, итоговыхпроизведений Державина — «Памятник» — вольное подражание оде Горация«К Мельпомене», Главной является мысль о праве автора на бессмертие.Дер-жавин напоминает, что он первый «дерзнул» отказаться oтторжественного, высокопарного стиля похвальных од и написал «Фелицу»в «забавном», шутливом «русском слоге». Кроме поэтическойсмелости,
Державингордится и своим гражданским мужеством: поэт не побоялся «истину царям сулыбкой говорить». Здесь он явно недооценил себя, так как умел говоритьцарям истину не только с осторожной улыбкой честного слуги, но и с гневомпоэта. А. А. Бестужев-Марлинский в известном «Взгляде на старую и новуюсловесность в России» писал о Державине: «Лирик-философ, он нашелискусство с улыбкой говорить царям истину, открыл тайну возвышать души, пленятьсердца и увлекать их то порывами чувств, то смелостью выражений, товеликолепием описаний».
Сближаяпоэзию с жизнью, смело нарушая каноны классицизма, Державин прокладывал новыепути в русской литературе. В. Г. Белинский, сравнивая творчество Пушкина сморем, вобравшим в себя ручейки и реки предшествующей литературы, одной измогучих рек считал поэзию Г. Р. Державина.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта goldref.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.