«Евгений Онегин» — «энциклопедиярусской жизни и в высшей степени народное произведение»
«ЕвгенийОнегин»-реалистический роман в стихах, так как. в нем предстали передчитателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе даноширокое художественное обобщение основных тенденций русского общественногоразвития. Можно сказать о романе словами самого поэта — это произведение, в котором«отразился век и современный человек».
«Энциклопедией русскойжизни» назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как вэнциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о том, какодевались и что было в моде («широкий боливар», фрак, жилет Онегина,малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов («бифштексокровавленный», сыр, шипучее аи, шампанское, страсбургский пирог), что шлов театре (балеты Дидло), кто выступал (танцовщица Истомина). Можно даже составитьточный распорядок дня молодого человека. Недаром П.Плетнев, друг Пушкина, писало первой главе «Евгения Онегина»: "«Онегин» твой будеткарманным зеркалом русской молодежи". На протяжении действия романа и влирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества тоговремени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство,крестьянство — то есть весь народ. Это позволяет говорить нам об «ЕвгенииОнегине» как об истинно народном произведении. Петербург того времени былместом обитания лучших людей России — декабристов, литераторов. Там«блистал Фонвизин, друг свободы», люди искусства — Княжнин, Истомина.Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывает ни«о соли светской злости», «ни о необходимых глупцах»,«накрахмаленных нахалах» и тому подобное. Глазами столичного жителяпоказана нам Москва-«ярмарка невест», Москва провинциальная, в чем-топатриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: вгостиных он подмечает «бессвязный пошлый вздор». Но вместе с тем поэтлюбит Москву, сердце России: «Москва… Как много в этом звуке для сердцарусского слилось». Он гордится Москвой 12-го года: «Напрасно ждалНаполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключамистарого Кремля». Современная поэту Россия — деревенская, и он подчеркиваетэто игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажейпоместного дворянства в романе наиболее представительна. Попробуем рассмотретьосновные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнениес другим великим исследованием русской жизни XIX века — поэмой Гоголя«Мертвые души».
Красавец Ленский, «сдушою прямо геттингенской», -романтик немецкого склада, «поклонникКанта», не погибни на дуэли, мог бы, по мнению автора, иметь будущностьбольшого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова изакончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина. Десятая главаОнегина полностью посвящена декабристам. Пушкин объединяет себя с декабристамиЛуниным и Якушкиным, предвидя «в сей толпе дворян освободителейкрестьян». Появление романа Пушкина «Евгений Онегин» оказалоогромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенныйлиризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой «Дворянскогогнезда», «Войны и мирз», «Вишневого сада». Важно и то,что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишнихлюдей» в русской литературе. Анализируя роман «Евгений Онегин»,Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было темсословием. «в котором почти исключительно выразился прогресс русскогообщества», и что в «Онегине» Пушкин «решился представитьнам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, вкаком оно находилось в избранную им эпоху».
).