«Есть женщины в русскихселеньях...»
(По произведениям Н. А. Некрасова)
Ялиру посвятил народу своему.
Н.А. Некрасов
Вомногих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являютсярусские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах,поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труди борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.
Постоянноевнимание поэта к русским женщинам отразилось даже в названиях некрасовскихстихотворений: «Русские женщины», «Орина, мать солдатская»,«Кому на Руси жить хорошо». Нет ни одной стороны крестьянской жизни,которая была бы обойдена поэтом. Всем сердцем и сознанием он переживалкрестьянское горе. Особенно сильно волновала его судьба угнетенной крестьянки:Ты вся — воплощенный испуг, Ты вся — вековая истома! — говорил Некрасов,обращаясь к крестьянке.
Встихотворении «В деревне» изображена старуха-крестьянка, потерявшаяединственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру. Та жетема — горе матери-крестьянки — раскрыта в стихотворении «Орина, матьсолдатская». В основе стихотворения — не выдумка, а быль. Оринарассказывает про «печаль свою великую»: единственный ее сын,замученный солдатчиной, вернулся домой и умер: Девять дней хворал Иванушка, Надесятый день преставился… Богатырского сложения, Здоровенный был детинушка. Впроизведениях поэта возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки,чистой сердцем, светлой умом, сильной духом.
Именнотакова Дарья, героиня поэмы «Мороз, Красный нос», по духу — сестранекрасовских декабристок. Когда-то в молодости она: Красотою дивила, была иловка, и сильна, но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такаяжизнь, «трудней которой вряд ли сыскать». Поэт не мог равнодушновидеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправнаярусская женщина, он говорит, обращаясь к крестьянке: Тот сердца в груди неносил, Кто слез над тобою не лил. Много стихотворений Некрасов посвятил жизнирусской деревенской женщины.
Судьбакрестьянки описана во многих отдельных эпизодах поэмы «Кому на Руси житьхорошо», и целиком посвящена ей вся вторая часть. На примере судьбыМатрены Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичнаябиография русской крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве ито потому, что ей «счастье в девках выпало»: у нее была«хорошая, непьющая семья», — говорит Матрена. Но даже в этой заботливой,ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годку».Тяжелый труд, однако, не сломил ее: И добрая работница И петь-плясать охотницаЯ смолоду была… — говорит о себе Матрена. В соответствии с народнымпредставлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портретженщины-труженицы: Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Леттридцати осъми, Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницыбогатейшие, Сурова и смугла. Счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она«попала с девичьей холи в ад». Издевательства мужниной родни, смертьлюбимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, постоянная нужда — вот каксложилась ее жизнь. «Во мне, — говорит Матрена Тимофеевна, — нет косточкинеломаной. Нет жилочки нетянутой». Многострадальной женщине-крестьянке нетсчастья на Руси — к такому выводу приводит Некрасов читателя. Сама Матренаговорит: «Не дело — между бабами счастливую искать».
Номучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила характера крестьянки,не превратила ее в бессловесную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живет«с гневом на сердце». Этот святой гнев — залог грядущего счастьярусской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума иблагородства. В своих поэмах и стихотворениях
Некрасовпоказывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу сбудущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзиинашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явилсяпоэтическим вождем поколения 60—70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию снародом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаютсяактуальными и в наше время.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/