«Добрые, сильные, честные иумеющие» в романе Н.Чернышевского «Что делать?».
Н.Г.Чернышевскийписатель второй половины XIX века. Он занимался общественнополитической деятельностью,так как был идейным вождем разночинцев, руководителем политической борьбы заосвобождение крестьянства. Все свои революционные взгляды писатель отразил вромане «Что делать?».
Впроизведении автор показал утопическую идею, создав общество будущего, где вселюди счастливы и беззаботны, свободны и веселы, где до небес возвышаютсяогромные здания, на полях работают машины, и где «люди живут радостно,отдыхая после радости труда».
Всвоем романе Чернышевский изобразил это общество неслучайно, он хотел сказать,что такое будущее создадут новые люди, такие как Вера Павловна, Лопухов,Кирсанов и «особенный человек», «орел» Рахметов. Именно он«сильный и умеющий» человек, близкий к народу, ведет Россию ксветлому будущему. Готовясь к общественному перевороту, к «дренажу»,который должен заставить дворян трудиться, он знал, что ему придется вынести немало испытаний на своем пути для того, чтобы достичь заветной цели освобождениянарода.
Рахметовпостоянно тренирует свое тело, нагружая себя физическими упражнениями: спит нагвоздях, колет дрова, наверное, пытаясь понять способен ли он на достижениеэтой не легкой цели. Сам герой по своему происхождению из дворянской семьи, ноон продает все свое наследство, так как не может и не хочет принимать такую пустотуинтересов аристократов.
Обладаяогромным мужеством, Рахметов отказывается от любви и счастья которое для всехостальных является смыслом их жизни. Такие люди сливаются с общим делом так,что оно становиться для них необходимостью. «Добрые и честные» люди,на мой взгляд, это Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна. На все происходящее онисмотрят по-другому, по-новому. Эти люди видят «выгоду» в значимостисвоего труда, в наслаждении творить добро для других. Они также приносят пользуокружающим, занимаясь каждый своим делом; Лопухов наукой, а Вера Павловна,устраивая швейные мастерские.
Оченьблагородно и хорошо эти люди решают проблемы драматической любви. Когда Лопуховузнает о чувствах своей жены к собственному другу, он уступает место товарищу,уходя со сцены, принося этим пользу и любящей паре, и себе. Производя«расчет выгод», герой испытывает радостное чувство удовлетворения отпорядочного, честного и доброго поступка.
Чернышевскийубежден, что неравенство между мужчиной и женщиной является основным источникомпроблемы любовных драм. Николай Гаврилович надеется, что эмансипациясущественно изменит характер, любви: исчезнет ревность и женщина не будет таксосредотачиваться на своих чувствах. Прекрасные качества этих героев вносят вжизнь душевное равновесие.
Доброта,честность, сила и умение что то, чего так не хватает нам. Они новые люди,принадлежат к той породе людей, для которых великое общественное делоисторической важности, стало высшим смыслом их жизни.
Конец50-х начало 60-х годов XIX века было временем подготовки крестьянской реформы.На смену либералам приходят разночинцы демократы. В то время в России былилюди, которые защищали старые порядки, но были и такие, которые стремились кломке господствующих отношений.
Сторонниковстарых порядков Тургенев показал в своем произведении в образе«отцов», а «новых» в образах «детей». Конфликтнастоящего и прошлого отражен в романе «отцы и дети», начатом авторомв 1860 году. Базаров главный герой романа, сын скромного уездного лекаря,«новый» человек «нигилист», «бунтарь».Образование получил в Петербурге, у него небрежные манеры, говорит он кратко иотрывисто, резок и грубоват. Базаров о самом себе говорит, что он «немягкое существо», что «изящная сторона жизни» ему недоступна. Онмало уделял внимания своей внешности. Так в имение Кирсановых он приехал вдлинном балахоне с кистями и подал Николаю Петровичу обнаженную, красную руку,никогда не знавшую перчаток.
Базаровврач по образованию. Его привлекает естественные науки, потому что ониотражаются на опыте. Он считает, что «порядочный химик в двадцать разполезнее всякого поэта». Окружающие явления он рассматривает с точкизрения «пользы». «Природа не храм, а мастерская» говоритон. Его речи и поступки иногда циничные, когда он отрицает эстетику, искусство,романтику женской любви.
Базаровчеловек острого ума, крепкая, волевая, честная натура. Этот человек не умеетлицемерить и притворяться. «Всякий человек сам себя воспитать должен»считал он. Базаров любит труд. Он встает рано утром и отправляется бродить полугам, где собирает различные травы, насекомых, вылавливает лягушек, а затемисследует их. Сила Базарова в его целеустремленности, смелости, широтевзглядов, способности к самоанализу.
Базаров«владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотяон никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». Однажды он сказалАркадию, что возненавидел «этого последнего мужика, Филиппа или Сидора,для которого… должен из кожи лезть и который… даже спасибо не скажет».Простой люд не чурается его. Но когда он презрительно подтрунивая, заговорил содним мужиком, тот сказал о Базарове: «Болтал кое что… известно, барин;разве он понимает». Павел Петрович Кирсанов возненавидел Базарова, со дня приезда его в Марьино. Он чувствовал в нем сильного противника, но в концеконцов он делает признание: «Я начинаю думать, что Базаров был прав, когдаупрекал меня в аристократизме. Нет, милый брат, полно нам ломаться и думать освете: мы люди уже старые и смирные, пора нам отложить в сторону всякую суету… ». Принцип Павла Петровича защитить старый порядок, Базаров старалсяего уничтожить. Базаров побеждает Кирсаного в споре, доказывая превосходствонового над старым.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/\