Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Душа душна" (по рассказу И. Бунина "Господин из Сан-Франциско")

«Душа душна» (по рассказу И.Бунина «Господин из Сан-Франциско»)
Деньги.Деньги правят миром. Деньги могут все. Если бы люди относились к деньгам, как ксредству существования, то богатые были бы гораздо счастливее, гораздополноценнее, потому что они бы больше думали о других, их жизнь не принадлежалабы деньгам, она могла бы быть прекрасной. Но они посвящают свою жизньзарабатыванию денег, чтобы потом на эти деньги пожить. Так делает господин изСан-Франциско из рассказа Бунина. Деньги для него являются целью, а несредством осуществления своих планов и желаний. Деньги — это то, для чего онживет. Описание всей его жизни, пятьдесят восемь лет, составляет всего лишьполстраницы. Мы видим, что у него никогда не было настоящей, полноценной исчастливой жизни. Он тоже это видит и поэтому устраивает себе двухгодичноепутешествие, посвященное ???.. Он думает, что наконец-то отдохнет, развлечется ипоживет. Но за всю жизнь он не научился радоваться жизни, солнцу, утру, ненаучился получать удовольствие от приятных мелочей, от ощущений и чувств. Унего просто не было чувств и ощущений. Поэтому он не испытывает радости и вовремя отдыха. Господин из Сан-Франциско всегда был убежден, что удовольствие можнокупить, и теперь, когда у него много денег, будет много удовольствий. Но оношибся. Он покупал дорогие сигары, лучшие номера, компанию «высшегосвета», много дорогой еды. Но он не купил того, что ему действительнонужно — счастья. Он не привык к радостям, все время откладывал свою жизнь напотом, но когда она пришла, как он думал, он просто не смог ею воспользоваться.Он точно знает, что нужно делать: вести себя, как и остальные богатые люди, такназываемые «сливки общества». Он ходит в театры не потому, что емухочется насладиться представлением, а потому, что другие так делают. Он ходит вхрамы не для того, чтобы полюбоваться их красотой и помолиться, а потому чтотак надо. Церкви для него — пустота, однообразие, место, где нет слов а,следовательно, скучно. Он думает, что если будет делать вещи, которые другимдоставляют удовольствие, то они будут доставлять удовольствие и ему. Господиниз Сан-Франциско не понимает радостей других людей, он не понимает, почему оннедоволен, и это делает его раздражительным. Ему кажется, что надо толькосменить место, и ему будет лучше, что во всем виновата погода, город, но не онсам. Ему так и не пришлось почувствовать себя счастливым.
Господиниз Сан-Франциско презрительно относится к людям ниже его по положению, ведь онине могут за все заплатить, как он. Они существуют, чтобы служить ему («Оншел по коридору, и слуги жались по стенам, а он их не замечал»).
Внем нет духовного начала, нет чувства прекрасного. Он не замечает прекрасногопейзажа из открытого окна. ( «Из темноты повеяло на него нежным воздухом,померещилась верхушка старой пальмы, раскинувшая по звездам свои вайи,казавшиеся гигантскими, донесся отдаленный ровный шум моря...») Господиниз Сан-Франциско не видит красоты природы, а ведь только она останется с нимпосле его смерти. Открытое окно символизирует мир, который открыт перед ним, нокоторым он не в состоянии наслаждаться. Он мимоходом смотрит на немца вчитальне, «похожего на Исбена, в серебряных круглых очках и ссумасшедшими, изумленными глазами», потому что не хочет думать о том,каким бы он мог быть, если бы начал жить раньше, если бы научился удивлятьсяокружающему миру. Он просто закрылся от этого немца, от окна, от всего мирагазетой. Таким же символическим жестом является то, что он закрывает окно, изкоторого пахнет кухней и цветами.
Господиниз Сан-Франциско живет размеренной жизнью, без потрясений, без сюрпризов,ничего никогда не меняет в распорядке дня. Он много ест и пьет. Но доставляетли еда ему удовольствие? Скорее всего, нет. А если и да, то это ничего неменяет. Просто его желудок требует еды, много еды, и господин из Сан-Францискослужит ему, потворствует ему. Он уже не человек, его жизнь течет автоматически.Не зря ведь он спланировал свою жизнь вперед на два года. «Он надеялсянаслаждаться солнцем Южной Италии в декабре и январе, карнавал он думалпровести в Ницце, в Монте-Карло, начало марта он хотел посвятить Флоренции, кстрастям господним приехать в Рим. Входили в его планы и Венеция, и Париж, ибой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, иКонстантинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония». Очень символична«любовная» парочка на корабле. Эта пара за деньги притворяется, чтолюбят друг друга, и это им уже ужасно надоело, но, наверное, они больше ничегоне хотят или не умеют делать.(«Он танцевал только с ней, и все выходило уних так тонко, очаровательно, что только один командир знал, что эта парананята играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то надругом корабле»). То же самое по сути делает и господин из Сан-Франциско — он притворяется, что живет. И как этой паре, возможно, никогда не удастсяпознать любовь, так и господину из Сан-Франциско не суждено по-настоящемупожить.
Вообщегосподин из Сан-Франциско — это символичный образ, ведь у него даже нет имени.Он — это символ целого сословия. Отсутствие имени говорит также об отсутствиииндивидуальности. Он — просто типичный богач.
Онумер только начав, по его мнению, жить. А может он именно поэтому и умер? Егожизнь изменилась, теперь у него даже нет такой цели, как зарабатывание денег.Господин из Сан-Франциско не был достойным человеком, и те, кто оказывал емууважение при жизни, после смерти его презирают и смеются над ним. Луиджиизображает его, смеется над ним. Хозяин гостиницы, видя, что господин изСан-Франциско больше не является источником дохода, отказывается оставить еготело в приличном номере. Ему не находят приличного гроба и везут домой вкаком-то деревянном ящике. И когда мертвый лежал в плохом номере, лишь природа,которую он отвергал, осталась с нам и не отвернулась от него. («Синиезвезды глядели на него с неба, сверчок с грустной беззаботностью запел настене.» Одна природа испытывает грусть после его смерти.
Рассказзаканчивается там же, где и начался, — на «Атлантиде».«Атлантида» символизирует бренность всего существующего, напоминаетнам о том, что всему придет конец. Кольцевая композиция говорит о том, чтозакончилась история человека, но еще существует много таких людей, которым сужденожить или просто существовать. Люди будут зависеть от денег пока не поймут ихнастоящего значения. Господин из Сан-Франциско — всего лишь еще одна их жертва.Он умер задолго до физической смерти. Сначала была смерть духовная.
Господиниз Сан-Франциско — типичная личность, а чем отличаешься от него ты? Может быть,этот рассказ поможет понять кто ты на самом деле и изменить свою жизнь.
Список литературы
Для подготовкиданной работы были использованы материалы с сайта goldref.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.