«ГОЛОС ИЗАДА» («КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ» В. ШАЛАМ0ВА)
ВарламШаламов справедливо считается первооткрывателем лагерной темы в русскойлитературе XX века Но получилось так, что его произведения стали известнычитателю уже после опубликования повести А Солженицына «Один день ИванаДенисовича» Полому «Колымские рассказы» чаще всего воспринимаются на фоне прозыСолженицына, в сопоставлении и сравнении с нею И сразу бросается в глаза:Шаламов жестче, беспощаднее, однозначнее в описании ужасов ГУЛАГа, чемСолженицын
В «Одном дне Ивана Денисовича» и в «Архипелаге ГУЛАГе»приведено немало примеров человеческой низости, подлости, лицемерия Но тем неменее Солженицын замечает, что нравственному растлению в лагере поддавались восновном те поди, которые уже на воле были к этому подготовлены Обучитьсялести, лжи, «мелким и большим подлостям» можно везде, но человек долженостаться человеком даже в самых трудных и жестоких условиях Более того,Солженицын показывает, что унижения и испытания пробуждают в личностивнутренние резервы и духовно освобождают ее
В«Колымских рассказах» (1954—1973) Шаламова, напротив, повествуется о том, какосужденные быстро теряли свое прежнее «лицо» и часто зверь был милосерднее,справедливее и добрее их.
Идействительно, персонажи В Шаламова, как правило. утрачивают веру в добро исправедливость, представляют нравственно и духовно опустошенными Души их,заключает писатель «подвернись полному растлению» «В лагере каждый за себя»,зэки «сразу выучились не заступаться друг за друга» В бараках, замечает автор,часто возникали споры, и все они заканчивались почти всег да одинаково —
драками.«А ведь участники этих споров — бывшие профессора, партийцы, колхозники,полководцы». По мнению Шаламова, в лагере существует давление, нравственное ифизическое, под влиянием которого «каждый может стать вором от голода».
Казалосьбы, беда сплачивает. В беде, особенно в общей беде, берут истоки мужество ижизнестойкость, рождаются ощущение братства и чувство локтя.
Лагерныйже опыт настолько исказил личность, что ее представления о жизненных ценностяхстановятся далекими от обычных, даются в «перевернутом» виде. Так, например,один из героев «Колымских рассказов» всерьез нс хочет «возвращаться в свою семью»,где его уже «нс поймут, не смогут понять». Родному дому он предпочитает тюрьму— «единственное место», где люди «говорили все, что они думали», где ониотдыхали «душой» и «телом», где есть еще «свобода». Осужденные, «живыемертвецы», понимают, что их «привезли на смерть», поэтому жизнь в их понимании— «не такая уж большая ставка в лагерной игре».
Разумеется,лагерное бытие порождало и характеры иного плана. и их не обошел вниманиемписатель С нескрываемой симпатией рисует он образы тех узников, кому человеческоеобаяние и достоинство помогла ранняя смерть Таков герои рассказа «Надгробноеслово» бывший скрипач Сережа Кливанский. Остроумный, ироничный, веселый иобщительный, с непосредственностью ребенка, он не потерял интереса «к жизни, ксобытиям ее». Он «делился последним куском, вернее, еще делился… Это значит,что он так и не успел дожить до времени, когда ни у кого не было последнегокуска, когда никто ничем ни с кем не делился».
Неутратившим индивидуального лица предстает и «неплохой парень» бригадир Дюков.Романтик и энтузиаст по складу натуры, он сразу же по прибытии в лагерьвыступил на собрании с целью перевоспитания, моральной перековки уголовников —«друзей народа». Однако поиски правды привели героя к конфликту с высокимначальством, а в конечном итоге — к расстрелу.
Трагическискладывается также судьба майора Пугачева и одиннадцати его товарищей,пытавшихся совершить побег из лагеря, нашедших «в себе силы поверить в него,Пугачева, и протянуть руки к свободе. И в бою умереть» («Последний бой майораПугачева»).
Врассказе «Афинские ночи» Шаламов пишет о том, что у заключенных, помимо самыхэлементарных потребностей, сформировалась еще одна, не предусмотренная никем,потребность читать и слушать стихи.
Очевидно,что В Шаламов прекрасное в людях, но, по его убеждению, «лагерь был великойпробой нравственных сил человека… и девяносто девять процентов людей этойпробы нс выдержали».
«…Ни одному человеку в мире не надо знать лагерей» Человек здесь «становитсятолько хуже. И нс может быть иначе. В лагере есть
многотакого, чего не должен видеть человек»,— в этом своем главном выводе Шаламов.конечно, расходится с Солженицыным. И, может бьггь, противоречит самому себе
Ведьсам он, пройдя через ад многолетнего испытания ГУЛАГом, на каких-то этапахлагерного бытия утрачивая веру в добро и справедливость, сумел все же, вопрекитлетворному разрушительному воздействию тоталитаризма, остаться в числе тех,кто обнаружил «немалую» духовную подготовку, в ком огромная машина насилия «неразмолола» совести. И свидетельством тому является писательский и человеческийподвиг Шаламова, нашедшей) в себе силы мысленно вернуться в страшные годырепрессии, вторично их пережить и создать в память о погибших «Колымскиерассказы» — выдающееся художественное творение XX века. Опираясь набеспрецедентный по жестокости и цинизму «лагерный» опыт нашего столетия,писатель сумел открыть новые грани в осмыслении и художественном воплощениипроблемы «личность и история»