«Герой нашего времени» — нравственно-психологический роман
«Геройнашего времени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман.Лирический потому, что у автора и героя «одна душа, одни и те жемуки». Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются несобытия, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическоебогатство романа заключено прежде всего в образе «героя времени».Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том,что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное,которое глубже слов, идей.
Отсюдаодной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтовведет читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4и 5 повестях), то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайнойявляются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология. Авториспользует принцип хронологической инверсии (отказ от последовательногоизображения). Такая разочарованная позиция в точности соответствует«разочарованной», противоречивой личности человека.
Впервых трех повестях («Бэла», «Максим Максимыч»,«Тамань») представлены лишь поступки героя. Лермонтов демонстрируетпримеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показаннымлибо как жертвы его страстей (Бэла), либо как жертвы его холодного расчета(бедные контрабандисты). Невольно напрашивается вывод, что психологическимнервом Печорина является власть и эгоизм: «какое дело мне: странствующемуофицеру, до радостей и бедствий человеческих »? Но не все так просто.Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый иглубоко страдающий человек. В «Княжне Мери» звучит трезвый отчетПечорина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: «Во мне двачеловека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судитего». А позже Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо:«Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, какпищу, поддерживающую мои духовные силы...» На основании этого правилаПечорин развивает целую теорию счастья: «Быть для кого-нибудь причинойстраданий и радости, не имея на то никакого положительного права, — не самая лиэто сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщеннаягордость». Казалось бы, умный Печорин, знающий в чем состоит счастье, идолжен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость.Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука…
Почемуже судьба героя так трагична? Ответом на этот вопрос является последняя повесть«Фаталист». Здесь решаются уже проблемы не столько психологические,сколько философские и нравственные. Повесть начинается с философского спораПечорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич — сторонникфатализма. Печорин же задается вопросом: «Если точно есть предопределения,то зачем же нам дана воля, рассудок »? Этот спор проверяется тремяпримерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во первых, попытка Вуличаубить себя выстрелом в висок, окончившийся неудачей; во-вторых, случайноеубийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина наказака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли отом, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философскойтемы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которогонеожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести нетолько спасается от верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящийпользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления спобедой над смертью: «офицеры меня поздравляли — и точно было с чем».
Геройотносится к фатализму предков двойственно: с одной стороны он игнорирует над ихнаивной верой в светила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует ихвере, так как понимает, что любая вера — благо. Но, отвергая наивную прежнююверу, он сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеалы.Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добравообще; для него не только не существует святынь, он смеётся «над всем насвете»… А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность,которые являются пыткой для умного и энергичного человека.
Показываямужество своего героя, Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы засвободу личности. Григорий Александрович очень дорожит своей свободой: " Яготов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, носвободы своей не продам". Но такая свобода без гуманистических идеаловсвязанна с тем, что Печорин постоянно пытается подавить голос своего сердца:«я давно уже живу не сердцем, а головой». Однако Печорин несамодовольный циник. Выполняя «роль палача или топора в рукахсудьбы», он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман — это гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно реквиемодаренному, а может быть гениальному человеку который не смог «угадатьсвоего высокого назначения».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/