Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Все, кружась, исчезает во мгле - неподвижно лишь солнце любви" (В. Соловьев) (по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита")

«Все, кружась, исчезает во мгле — неподвижно лишь солнце любви» (В. Соловьев) (по роману М. Булгакова«Мастер и Маргарита»)
Основнаятема романа «Мастер и Маргарита» — борьба добра и зла. Большинствоперсонажей символизируют зло. Жадность, взяточничество, зависть, притворство,предательство и т.д. — все эти качества в большей или меньшей степени являютсязлом и именно они присущи героям романа. Любовь, напротив, символизирует добро.Именно о ней и пойдет речь в моем сочинении.
Вромане более 500 персонажей, но только двое любят по-настоящему, живутпо-настоящему. Мастер и Маргарита являются практически единственнымиположительны-ми, достойными персонажами. В образах Мастера и Маргариты Булгаковсоздал простых русских людей. Чтобы понять героев Булгакова, нужно поставить ихрядом с героями Достоевского и Толстого, жизнь которых переполнена сомнениями,поисками, свойства и качества которых передают лучшие черты и особенностирусского национального характера.
Чистотавсего нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие,мужество при исполнении долга — это извечные черты русских женщин, способных иконя на скоку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы илишения, которые выпадают на их долю.
Маргарита- одна из немногих персонажей романа (если не единственная), кто не потерялсострадания. Она, узнав о такой участи героя романа о Понтии Пилате,сочувствует ему: "… ее лицо подернулось дымкой сострадания". Онаполна решимости изменить судьбу Понтия Пилата. Как человек, он не заслуживаеттакого жестокого наказания. «В жизни» так и могло быть, но этажестокость не соответствует тому Пилату, который изображен пером Мастера.Маргарита просит отпустить его. Она проявляет сострадание к Фриде, прося занее, когда она могла бы просить за мастера, а тем самым и за себя.
ДляМаргариты не важны материальные ценности. Она выше этого. Она хочет бытьсвободной и счастливой. А счастливой она может быть только рядом с любимымчеловеком, а не благодаря роскошной жизни. Это и отличает ее от остальныхгероев романа.
Мастеромназывают человека искусного, незаурядного в своем деле. В романе Мастер — писатель. Причем он не является одним из членов МАССОЛИТа, которые пишут назаказ (Берлиоз почти диктует Бездомному то, что тот должен написать в романе).У него нет карточки писателя. Ему это не нужно, потому что он — истинныйписатель, которому важно не получить дачу, а донести что-то важное до людей.
Мастерпоявляется только в 13-ой главе, которая называется «явление героя»,это достаточно ироничное название, т.к. его героем никто не считает, и он самтоже. Само слово «явление» как бы говорит нам о появлении настоящегогероя романа. Вдруг «на балконе возникла таинственная фигура, прячущаясяот лунного света, и погрозила Ивану пальцем». Вот его портретные данные:«с балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острымносом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человекпримерно лет тридцати восьми». Таинственный посетитель был одет во всебольничное, «на нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшенбурый халат». Он выглядит беспокойным.
Сэтой встречи Мастер доверяется Ивану, рассказывает ему со всеми подробностямивсе обстоятельства своей жизни. И главное — он рассказывает о своейнеповторимой встрече с Маргаритой.
«Онапоглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно понял, что ялюбил именно эту женщину». Она была в черном пальто и несла«отвратительные, тревожные, желтые цветы». Черный и желтый — цветаМастера и Маргариты (у Мастера была черная шапка с желтой буквой «М»,которую вышила Маргарита), они символизи-руют свет среди тьмы, вечности игрусти. Для многих желтый — цвет сумасшествия. Мастера считают сумасшедшим,впрочем, он тоже считает себя безумным. Недаром автор называет его пришельцем,он действительно не от мира сего. Он не умеет и не хочет приспосабливаться,ловчить, он говорит то, что думает. Наверное, он просто не представ-ляет себедругого поведения. Для таких людей не существует авторитетов или обществен-ногомнения. Существует только правда, которой они доискиваются годамисамозабвен-ного труда. Ему бы никогда не пришло в голову написать роман оПонтии Пилате, если бы не счастливый случай: он выиграл сто тысяч рублей.Теперь-то он может не беспоко-иться, у него есть все необходимое для работы.Сняв в полуподвале небольшую квартирку, он стал работать над романом. Этаквартира была настоящим домом не только для него, но и для Маргариты. ДляМастера — это прежде всего обитель творца, место для творчества, поэтому важноеместо в этой квартире занимают книги. Для Маргариты — это очаг, место, где онапо-настоящему живет, потому что там живет ее возлюбленный. Печь символизируетдоброту, творческое горение. Только здесь Маргарита чувствует себя женщиной,она является музой, вдохновительницей для Мастера.
Вбольнице Мастер признается Ивану, что украл ключи, но не для того, чтобысбежать, а чтобы иметь возможность «выходить на общий балкон… и такимобразом навещать соседа». Он говорит, что ему некуда бежать, он осознает,что его жизнь подходит к концу. Булгаков использует любую возможность, чтобыеще раз подчеркнуть обреченность Мастера. «У меня не больше фамилии, — смрачным презрением ответил странный гость. — я отказался от нее, как и вообщеот всего в жизни, забудем о ней». Почему? Почему талантливый, образованныйчеловек, материально вполне обеспеченный, влюбленный и любимый,«вдруг» отказывается от всего в жизни? Неужели только неудача сроманом так подействовала на него? Разумеется, нет. Как он сам говорит,наступила «стадия психиче-ского заболевания». Он стал бояться темнотыи ждать смерти. Во время одного из ночных кошмаров он сжигает часть романа,после этого он признается Маргарите, что болен, так и не признавшись внеотвратимости исхода.
Израссказа Мастера совершенно ясно, что он принимать Маргариту дот тех пор, покаих любовь была тайной. Как только она объявила ему о своем желании разорвать смужем и открыто прийти к нему, он воспротивился. И поняв, что ее непереубедить, сам ушел из квартиры как раз накануне ее перехода к нему. Он немог принять ее жертвы. Он не мог видеть ее несчастливой. Отчаяние и ярость,когда она узнала о сожжении рукописи, испуг, когда узнала о болезни, сменяютсярешительностью и надеждой, что она сумеет спасти, вылечить своеговозлюбленного, избавить его от страха перед роковой болезнью. Эта болезньсловно возмездие за ту неправедную жизнь, за то тайное счастье, которое онискрывали от людей. «Вот как приходится платить за ложь… и больше я нехочу лгать» — вот к чему приходит она в результате драматических событий,связанных с болезнью Мастера. Она решительно готова порвать с мужем и навсегдаприйти к нему. Казалось бы, мечта его сбывается, но он не может принять ее:«Я не допущу, чтобы ты это сделала. Со мною будет нехорошо, и я не хочу,чтобы ты погибала вместе со мною». Он знал, что она сдержит свое слово,видел «ее полные решимости глаза»: «Я погибаю вместе с тобою.Утром я буду у тебя».Это и побудило его покинуть свой дом. Где он был этидва месяца? Не имеет никакого значения.
Только«в половине января, ночью, в том же самом пальто, но с оборваннымипуговица-ми» он снова появился в своем дворике. Может, он бы даже не зашелв свои комнаты — но «в комнатах играл патефон. Это вес, что я расслышал,но подглядеть ничего не мог… Холод и страх, ставший моим постояннымспутником, доводили меня до исступления. Идти мне было некуда». Он готовбыл даже броситься под трамвай, но «страх владел каждой клеточкой»его тела.
Нодаже в таком состоянии он не мог подумать о ней, как не мог известить ее о том,где он находится. «Перед нею легло бы письмо из сумасшедшего дома. Развеможно посылать письмо, имея такой адрес… Душевнобольной?.. Вы шутите, мойдруг! Сделать ее несчастной? Нет, на это я не способен».
Вэтом вся суть его характера. В страшных мучениях он отказывается от своейлюбимой, чтобы не навлечь на нее неотвратимых несчастий. Что может быть болеетрагичного в жизни?
ЛюбовьМастера и Маргариты передана как святое и искреннее чувство. Именно оно помоглоим стать наконец счастливыми. В романе существуют не только свет и тьма, но имир покоя. Покой — это какое-то промежуточное состояние между светом и тьмой.Миром покоя и заканчивается путь Мастера и Маргариты.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История паразитологии. Методология научного познания в ветеринарной науке
Реферат Курская битва
Реферат Технология монтажа турбокомпрессоров
Реферат Параметрическая оптимизация в задачах проектирования РЭС
Реферат «Рыцарь на час» Некрасова
Реферат Городское хозяйство Москвы 1725-1800 гг.
Реферат Гражданские самолеты
Реферат Інтеракційні механізми соціалізації учнів середньої школи України
Реферат Религиозная философия
Реферат Участие ОВД в исполнительном производстве
Реферат К.Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве
Реферат 8 дней/7 ночей (5 ночей пребывания в монастыре на Афоне) Вылеты каждую среду и пятницу из москвы
Реферат Эретна
Реферат Проблемы бухгалтерского учета и их влияние на экономику предприятия на Украине
Реферат Становление и компетенция конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации