«Богоматерь Донская».Интерпретация темы «Богоматери Елеусы».
К добрым гениям России, ее великим возродителям и возбудителям должен бытьотнесен и знаменитый художник Феофан Грек, прибывший в Россию в третьейчетверти ХIV века и составивший в истории русской живописи целую эпоху
1 Иконографический тип и некоторые аспекты его эволюции:
Основные черты иконографического типа Умиление: в центре иконы располагаетсяпоясное изображение Богоматери с младенцем на руках, нежно рижавшимся к еещеке. Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания — распространенный в византийском искусстве тип изображения — по-греческиназывалось «Елеуса», а по- русски обозначалось как«Умиление». Как и всегда, с раннехристианских времен, Марияизображена закутанной в темно-вишневый плащ — мафорий — одежду замужнихпалестинских женщин, а на мафории — звезды, знаки ее девства, чудесносохраненного «до рождества, в рождестве и по рождестве».
Древнейшим, неизменным представлениям о внешности Марии соответствуют здесьчерты Богоматери, их можно описать словами древнего апокрифа, которые гласили,что у Марии " лик был смуглый и овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, роталый, глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостью источены". Но этиблагородные, всегда узнаваемые черты под кистью мастера обретают какую-тоневиданную, одухотворенную, захватывающую красоту. И красота эта неотделима
от того выражения бездонной, высокой и чистой печали, которым исполнен лик икоторую изливает обращенный к нам взгляд. Печали, почти не передаваемой словом,поистине печали Матери, у которой пронзенное великим сыновним страданием сердценавек отозвалось всем бедам и горестям людским. Прижимая к себе правой рукоймладенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к немуМария в жесте моления.
Немаловажными представляются факты исторической эволюции образа БогоматериЕлеусы и всей богородичной иконографии. "… Одна из тем византийскогоискусства 11-12 веков — тема божественной любви, выражаемой в формахчеловеческой…
В культуре конца XI-XII вв. «страстная» тема, тема любви приобрелиособое значение в связи с новой литургией, богословской и философскойполемикой, ересями, а также разногласиями с латинским западом. Этот тип, какникакой другой, отразил переосмысление роли Богоматери в контексте новой«драматической» литургии и человечески эмоциональную интерпретацию ееобраза. Мы касаемся также и других композиций с близкими иконографическимиэлементами? прежде всего с изображением лобзания — «Сретение» и«Оплакивание».
… На примере икон из монастыря св. Екатерины на Синае «Богоматерь ипророки», «Богоматерь влахернская», а также на примере«Владимирской богоматери» мы прослеживаем различные иконографическиепрототипы из античного арсенала. Это естественно. Эрот или юный Дионис извакхической иконографии для образа Христа-младенца, трагическая театральнаямаска для лика Марии и схема изображения Афродиты, целующей Эрота.
В данном разделе мы также привлекаем литературные параллели из сферы светскойсловесности. Нам представляется весьма плодотворным проследить параллелизммежду литературной экзегезой и изобразительным искусством не только в планесоотносимости содержания, но и потому, что механизм переосмысления древнихмотивов, в том числе и мифологических, обнаруживает общие качества в этих двухсферах. В 12 веке возрождается жанр эллинистического греческого любовногоромана, который воспевает земную любовь и красоту. Однако средневековый романпредусматривал и символическое восприятие. Византийский роман — это аллегориялюбви. Тема «любви»… смыкается и с содержанием этой сферылитературы. Единый символический способ мышления, универсальный длясредневековья соединяет нити, тянущиеся к столь разным областям культуры. Темабожественной любви, получившая воплощение в образах ласкающей Богоматери и«Оплакивания» как ни парадоксально имеет точки соприкосновения стемой любви, не только в теологической экзегезе, но и в византийском романе.
В произведениях изобразительного искусства XI — XII вв. древние прототипыстановятся основой не только для антикварного усвоения и заимствования, как вискусстве X века, но и для глубокого переосмысления…
… Древние прототипы вовлекаются даже в христологическую иконографию