"…"
“Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию бытьвеликим знатоком венского сердца”, — заметил один из наиболее проницательных русских критиков — Н. А. Добролюбов. Действительно, образ Ольги Ильинскойможно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились нетолько лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель врусском человеке вообще.
“Ольгав строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, нияркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Ноесли б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии” — именнотак, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини. И уже в нем мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей влюбой женщи-не: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. “Вредкой девице, — подчеркивает автор, — встретишь такую простоту иестественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.
Ольгачужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, ирешительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, наповедение, не ориентированное на общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольгаспела “Casta diva”, он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу*,но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием. “Где она брала уроки жизни?” — с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгуименно такую, преображенную любовью.
Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характерИльи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогаетчитателю посмотреть на него так, как того хотел автор.
Чтоже видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех техсветских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нетцинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге иОбломову не суждено быть счастливыми.
Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом;они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет“соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и главой семьи итак далее. Штольц и Ольга упрекают Обломова в бездеятельности, а он в ответлишь дает несбыточные обещания или улыбается “как-то жалко,болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой”.
Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, освоей “миссии”: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая,которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовьстановится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли быя с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!” — решительно отвечает онаОбломову.
Обломови Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли,энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но толькосохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее — безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова,которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотеласоздать в жизни. “Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня,— а ты уж давно умер”, — с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Чтосгубило тебя?
Нетимени этому злу...” “Есть, — отвечает Илья. — Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.
Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольгиздравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизньможно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. НоОльга начинает чувствовать необъяснимую тоску.
Механическая,деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которыебыли в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, егоразлюбить невозможно”. С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, онанавсегда остается жертвой.
“Ольга,по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперьрусский художник вызвать из теперешней русской жизни,
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/