Сочинение по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети” на тему: “Янужен России… Нет видно не нужен”.
Роман Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” был написан в1862 году. Ихотя это уже пореформенное время, в романе описывается 1859 год, то есть время,когда крепостное право еще не отменено. В эти же годы в России интенсивноначинают формироваться организации нигилистов, людей отрицающих все прежниепринципы. Затем из нигилистов стали формироваться будущиереволюционеры-народники. К числу таких нигилистов относится и главный геройромана Евгений Базаров. И такой человек-нигилист приезжает со своим другомАркадием в имение отца Аркадия. И в имении происходит столкновение философииразночинца Базарова и жизнью помещиков братьев Кирсановых.
В этом романе присутствуют сразу несколько конфликтов. Во-первых, судя изназвания, вечный конфликт поколений, конфликт “отцов” и “детей”.
Во-вторых, здесь присутствует социальный конфликт разночинца с дворянами.Дворян возмущает, что некто лекарь Базаров, попав в их общество не только нечувствует своей неполноценности, но и позволяет себе быть с ними развязным,неучтивым, опаздывать к столу и зевать за обедом. Базарова же раздражает самосуществование помещиков, не приносящих обществу пользу, но считающих себя вышенеродовитого человека.
В-третьих, в романе “Отцы и дети” есть мировоззренческийконфликт. Его присутствие подсказывает уже наличие двух первых конфликтовпотому, что люди различного возраста и принадлежащие к разным социальнымгруппам общества смотрят на жизнь, на мир, на бытие с различных позиций. Одни(консерваторы) стремятся сохранить все старые обычаи и порядки и не допуститьустановление новых. В романе “Отцы и дети” консерваторами являются старыеКирсановы. Другие же люди (прогрессисты) стремятся установить новые, болеесовременные, прогрессивные порядки (в России, как правило, европейские) Вромане И.С. Тургенева прогрессистом является нигилист Евгений Базаров.Буквально сразу же после приезда в имение он начинает спорить со старшим братомКирсановым, Павлом Петровичем, практически по любому вопросу. Также нигилистамисебя называют Аркадий Кирсанов и Ситников. На самом деле, они ими не являются,они просто поддались нигилизму, как модному молодежному политическому течению,и нашли в Базарове своего учителя.
Бесспорно, нигилисты – важное звено в цепочке развития российскогообщества. Без нигилистов не было бы народников, без народников, может быть, небыло бы и российских революций. И мы не знаем, на каком бы этапе развитиянаходилась бы сейчас Россия. Без сомнения мы можем сказать, что нигилисты неслив себе много полезного. Это и трудолюбие, и нетерпимость к тунеядству, иненависть к крепостничеству. Но вместе со всем этим нигилисты отрицали любовь,красоту, искусство, литературу, т.е. общечеловеческие ценности, которыечеловечество ни в коем случае не должно утратить. И в этом отрицании и состоитстрашная сила нигилизма.
И несмотря на то, что консерваторы стоят на пути мирового прогресса, недают внедрять в жизнь новые, современные, более совершенные принципы,поддерживая давно устаревшие взгляды и идеи. Несмотря на то, что они сильнотормозят любые реформы, они же поддерживают очень относительную, условную, новсе же стабильность в обществе. А для России такая стабильность чрезвычайноважна. Российский народ всю его историю постоянно бросало из одной крайности вдругую, а консерваторы, пусть и в небольшой степени, но сглаживали последствиятаких перепадов. Также консерваторы не дают прогрессистам, в нашем случаенигилистам, разрушить общечеловеческие ценности. Таким образом, обеспечениестабильности и уравновешивание деятельности реформаторов составляютположительное значение консерватизма.
Во всемирной и российской истории достаточно часто можно видеть конфликтыпрогрессистов и консерваторов. Например, конфликты Галилея, Джордано Бруно,Коперника и других средневековых ученых с католической церковью. В российскойистории, конечно же, самым известным реформатором является Петр I Великий. Каждому россиянину известныего столкновения с московскими боярами и православным духовенством.
Такой конфликт прогресса и консерватизма, но уже во второй половине XIX века, мы можем видеть и в романеИ.С. Тургенева “Отцы и дети”. Такие конфликты существуют до сих пор. Норазрешимы ли они?
Евгений Базаров на смертном одре сказал: “Я нужен России … Нет, видно ненужен”. Почему он считает себя ненужным России? По моему мнению, он считает,что он слишком мало принес практической пользы своей Родине. В последние минутыжизни Базаров говорил: “И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда!Задача есть, ведь я гигант!” Но важно ли, что он не “обломал дел много”?Прогрессист Базаров в любом случае нужен России, так же как и консерваторКирсанов. России, любой другой стране, всему миру в целом необходимо достичьравновесия между “Базаровыми” и “Кирсановыми”. И те, и другие жизненнонеобходимы миру. Без одних - нет других, а в конечном итоге, нет ичеловеческого общества.
Иван Сергеевич Тургенев своим романом “Отцы и дети” хотел воссоединитьроссийское общество. Но получил прямо противоположный результат. Началисьдискуссии: плох ли, хорош ли Базаров? Оскорбленный этими дискуссиями Тургеневуехал в Париж.
Как я уже писал выше любое общество должно найти равновесие междуреформами и консерватизмом. Россия всю свою историю ищет это равновесие, но неможет найти его до сих пор. А без этого равновесия невозможно полноценноедвижение вперед. Пока что Россия – гоголевская птица-тройка, движущаяся согромной скоростью, новом неизвестном направлении.