Кинешемскийпедагогический колледж
Контрольнаяработа
Тема:«Юмористические рассказы Н. Носова для детей»
Ф.И.О. Амбарова Анна Владимировна
Курс 4 Группа «А»
Предмет Детская литература
Работа 1 Вариант 8
Адрес Ивановская область, Шуйский район,
п.г.т. Колобово, ул. 1 Фабричная 39 – 8
План
1 Сочетания веселого и серьезного в произведениях писателя.Особенности творческой манеры Носова в постановке и решении нравственно –эстетических вопросов
2 Юмористические рассказы («Фантазеры», «Огурцы», «Мишкина каша»,«Живая шляпа» и др.). Своеобразие психологических характеристик героев, юмор
3 Значение произведений Носова для развития юмористической детскойкниги
Список используемой литературы
1.Николай Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал,что дети начинают понимать шутки очень рано, до двух лет, и что смешитнарушение порядка вещей, только что ими усвоенного. Вообще у книг Носова, какправило, два адреса — ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понятьмотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способывоздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучшийвоспитатель, чем любое назидание.
Вюмористических рассказах Носова для младших школьников и детей дошкольноговозраста смешное – не в обстоятельствах, а в характерах, комизм которыхпроистекает из особенности мальчишеской натуры. Веселые книги Носоварассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев,узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело.Рассказы для детей дошкольного и младшегошкольного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданнымикомическими ситуациями. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование какправило, ведется от первого лица.
Юмористическиеситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя.«Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, акоренится в самих людях, в человеческих характерах», — писал Носов.
Художественнодостоверно у писателя проникновение в психологию ребенка. Его произведенияотражают особенности детского восприятия. Лаконичный выразительный диалог,комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят
Носов всвоих рассказах умеет разговаривать с детьми, умеет понимать самые сокровенныемысли. Читая рассказы Носова, видишь перед собой реальных ребят – точно таких,каких мы встречаем в повседневной жизни, с их достоинствами и слабостями,глубокомыслием и наивностью. Писатель смело прибегает в своем творчестве кфантазии, озорной выдумке. В основе каждого его рассказа или повести лежитслучай, который произошел или мог произойти в жизни, описываются характерыребят, каких мы часто встречаем в окружающей действительности.
Сила егорассказов и повестей – в правдивом, бесхитростном показе своеобразного ивеселого детского характера.
Всетворчество Николая Носова пронизано неподдельной, умной любовью к детворе.Какой бы из рассказов Носова мы ни начали читать, сразу же, с первой страницыиспытываем радость. И чем дальше читаем, тем веселее делается.
В веселыхрассказах всегда таится что – то такое, что заставляет всерьез задуматься.Задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельнойжизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде, сажать рассаду вогороде и ремонтировать телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правилауличного движения. Это надо знать и уметь каждому. Рассказы эти помогаютизбавляться от дурных свойств характера – от рассеянности, трусости,чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.
Писательучит маленьких ребят думать не только о себе, но и о товарищах. Вместе сгероями мы испытываем душевное облегчение, огромное удовлетворение. Писательвообще противник того, чтобы выставлять напоказ нравоучительную мысль своегопроизведения, и стремится писать так, чтобы маленький читатель сам сделалвывод. Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда не подает факт вчистом виде, без домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов — удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не толькодети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, нои взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои«нелегкие» детские проблемы.
Художественноеслово всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которымисталкиваются педагоги, родители и дети. Оно намного эффективнее скучногонравоучения, указания, объяснения. И живое обсуждение рассказов Носова — это нетолько увлекательное путешествие вместе с героями его книг по стране детства,это еще накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое«хорошо», что такое «плохо», как поступить правильно, какнаучиться быть сильным, смелым.
Читаярассказы Носова детям, можно и весело провести время, от души посмеяться, исделать для себя важные выводы не забывать, что рядом с тобой такие же девчонкии мальчишки, у которых не все всегда гладко и хорошо получается, что всемуможно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить.В этом и есть нравственно – эстетическаясторона. Социальная позиция детского писателя, его миросозерцание находитотражение в его творчестве. Внутренняя организация произведения, адресованногодетям, отражает мировосприятие самого автора, его социальную, нравственную иэстетическую ориентацию в мире.2.Рассказ «Живая шляпа» останется актуальнымвсегда. Этот веселый рассказ был любимым у многих в детстве. Почему же он так хорошозапоминается детьми? Да потому, что «детские страхи» преследуют ребенка напротяжении всего его детства: «А вдруг это пальто — живое и сейчас менясхватит?», «А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный выйдет из него?».
Такие илидругие, подобные «ужасы» частенько посещают маленьких детей. А рассказ Носова«Живая шляпа» является как бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх.Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют«придуманные» страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.
Силажизнеутверждения является общей чертой детской литературы. Оптимистично саможизнеутверждение детства. Маленький ребенок уверен, что мир, в который онпришел, создан для счастья, что это правильный и прочный мир. Такое чувство — основа нравственного здоровья малыша и будущей способности к творческому труду.Рассказ о честности – «Огурцы» Н. Носова. Сколькопереживаний досталось Котьке за колхозные огурцы! Не понимая того, что сделалплохо, он радуется, неся огурцы с колхозного поля домой маме, никак не ожидаяее сердитой реакции: «Сейчас же неси их обратно!». И сторожа он боится — толькоуспели убежать и порадоваться, что он не догнал — а тут надо идти и добровольно«сдаваться». Да и поздно уже — на дворе темно, страшно. Но зато, когда Котькавернул огурцы сторожу, на его душе и радостно было, да и дорога домой теперьбыла для него приятной, не страшной. Или он стал смелее, увереннее в себе?
В рассказахНосова нет «плохих». Он строит так свои произведения, что дети не замечают, чтоих учат вежливому, уважительному отношению ко взрослым, учат жить в согласии имире.
Настраницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий ко всемупроисходящему героя — мальчишки, по-своему, нередко отношение очень непосредственноосвещающего те или иные художественно достоверные события. Это проникновение впсихологию героя, оценивающего всё со своей, мальчишеской точки зрения, исоздаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористическиокрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослыхили логике здравого смысла.
Есливспомнить героев рассказа «Мишкина каша», «- Небеспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрешь с голоду. Я такуюкашу сварю, что пальцы оближешь!». Просто дивудаешься их самостоятельности и умелости! Растопилиплиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:
— Сыпьпобольше. Есть очень хочется!
Он насыпалполную кастрюлю и воды налил доверху.
— Не многоли воды? — спрашиваю. — Размазня получится.
— Ничего,мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.
Ну, я запечкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидитда на кастрюлю смотрит, она сама варится.
Ну, несмогли они кашу сварить, но ведь плиту растопили, дрова подкладывают. Воду изколодца достают — утопили ведро, правда, но кружкой, кастрюлей все-такидостали. «- Чепуха! Сейчас принесу. Он взял спички, привязал к ведруверевку и пошел к колодцу. Через минуту возвращается.
— А водагде? — спрашиваю.
— Вода…там, в колодце.
— Сам знаю,что в колодце. Где ведро с водой?
— И ведро,- говорит, — в колодце.
— Как — вколодце?
— Так, вколодце.
— Упустил?
— Упустил.»
Пескарейпочистили и, глядишь, поджарили бы, если б масло не сгорело. «- Чудаки мы! — говорит Мишка. — У нас же пескари есть!
Я говорю:
— Некогдатеперь уже с пескарями возиться! Скоро светать начнет.
— Так мы ихварить не будем, а зажарим. Это ведь быстро — раз, и готово.
— Ну давай,- говорю, — если быстро. А если будет, как каша, то лучше ненадо.
— В одинмомент, вот увидишь».
А главное,нашли верное решение — кашу сварить попросили соседку, а сами за это ей огородпропололи. «Мишка говорил:
— Сорняки — это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!». Так ибурная энергия и фантазия в сочетании с переоценкой своих возможностей иотсутствием жизненного опыта часто ставят малышей в смешное положение, котороееще больше обостряется от того, что неудача не обескураживает их, а, напротив,является обычно источником новых фантазий и неожиданных действий.
НиколайНиколаевич так умело прятался за маленьких героев, что казалось, будто онисами, безо всякого участия автора рассказывают о своей жизни, о горестях,радостях, проблемах и мечтах. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры,непоседы, неуёмные выдумщики, которым часто достаётся за их затеи. Самыеобычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешныепоучительные истории.
РассказыНосова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах,украденных на колхозном огороде, и о том, как ФедяРыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса»), и о дурной привычки учитьуроки, включив радио («Федина задача»). Но даже самые «моралистическиерассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понятьвзаимоотношения между людьми.
Героипроизведения Носова активно стремятся к познанию окружающего: то они обыскаливесь двор, облазили все сараи и чердаки («Шурик у дедушки»), то целый деньтрудились – «строили снежную горку» («На горке»).
МальчикиНосова несут в себе все черты человека: его принципиальность, взволнованность,одухотворенность, вечное стремление, привычку изобретать, что вдействительности соответствует образам настоящих ребят.
3.Творчество Н. Носова многообразно и разносторонне. Смех – главныйдвигатель его творчества. В отличие от подавляющего большинства юмористов,Носов зарекомендовал себя и теоретиком смешного.
Для Н.Носова открытие и объяснение мира детям – одна из важнейших художественныхзадач.
О Носове –юмористе, Носове – сатирике можно долго говорить: чуть ли не каждая строка,написанная им, имеет отношение к смеху.
КнигиНосова охотно переводятся чуть ли не во всем мире. Еще в 1955 году журнал«Курьер ЮНЕСКО» опубликовал данные согласно которым Носов стоял третьим средисамых переводимых в мире русских писателей – сразу после Горького и Пушкина!Детских же писателей он в этом смысле опережает всех.
Продолжениетрадиций юмористических рассказов Носова можно увидеть в произведениях такихписателей как В. Драгунский, В. Медведев и других современных писателей.
Списокиспользуемой литературы
1.Н. Носов. Рассказы.
2.Зубарева Е. Детская литература. Учебное пособие. М.,Просвещение, 1975
3.Разумиевич В. Книги на всю жизнь. М., Просвещение, 1975
4.Сивоконь С. Веселые ваши друзья. В об. Детская литература, 1980,с.101
5.Тимофеева И. «100 книг вашему ребенку». М., Книга, 1987