Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уральский Государственный Педагогический Университет Институт педагогикии психологии детства
Контрольная работа
По курсу «Детская литература»
На тему «Юмористические сказки Эдуарда Успенского»
Выполнила:
Стыцюра С.П.
Группа 23; З/О; 2 курс
Новоуральск 2009г.
Содержание
Биография Эдуарда Николаевича Успенского
Радость добра
Детский фольклор
Жуткий детский фольклор
Заключение
Список литературы
Биография Эдуарда Николаевича Успенского
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года вгороде Егорьевске Московской области.
Окончив школу, Успенский поступил в Московский авиационныйинститут. Уже в студенческие годы начинает заниматься литературным творчеством,печатается с 1960. Институт окончил в 1961.
Творческий путь начинал как юморист, совместно с АркадиемАркановым написал и выпустил несколько юмористических книг. По собственномупризнанию, в детскую литературу попал случайно. Его детские стихи началипечатать, как юмористические, в «Литературной газете», они звучали врадиопередаче «С добрым утром!».
Широкую известность Успенский обрел как автор детских книжек:«Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по волшебной реке»(1972) и др. Огромную популярность приобретают его пьесы, написанные совместнос Р. Качановым, — «Чебурашка и его друзья» (1970); «НаследствоБахрама» (1973); «Отпуск крокодила Гены» (1974) и др. Образыпридуманных им Чебурашки, крокодила Гены и других героев любят дети несколькихпоколений. В 1976 вышел сборник стихов «Все в порядке». В 1980-1990-хпубликует серию замечательных детских книжек: «Каникулы в Простоквашино»,«Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветнаясемейка», «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшныеповести для бесстрашных детей)» и другие.
Эдуард Успенский выступал как автор сценариев мультфильмов,многие из которых любимы не одним поколением зрителей. Его герои, Крокодил Генаи Чебурашка, живут в мультфильмах вот уже несколько десятилетий.
Не меньший успех выпал и на долю приключений друзей изПростоквашино — Дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. И они тоже обрели своеэкранное воплощение. Кроме того, Эдуард Успенский писал для популярной детскойпередачи «Радионяня», для телепередачи «АБВГДейка», ныневедет передачу «В нашу гавань заходили корабли».
Произведения писателя переведены более чем на 25 языков, егокниги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США. В последние годы ворганизованном им издательстве «Самовар» публикуются его новые книги.Живет и работает в Москве.Радость добра
Дать жизнь современнойсказке может и весёлая инженерная мысль.
Не примиряет ли она так называемых физиков с так называемымилириками?
Гномы сегодняшнего дня — гарантийные человечки изодноимённой повести-сказки Эдуарда успенского. Кажется, что именно её следуетпоставить во главу угла удавшихся сказочных фантазий этого писателя. Инженерапо образованию.
Крохотные герои появляются как неотъемлемое достояниемеханизмов обычной современной квартиры. Часов и холодильника, швейной машины ипылесоса, радиоприемника и рояля… Все эти предметы приобретаются с гарантией.Гарантия перестает быть понятием отвлеченным. Она одушевляется, она действует,она создает сюжет, взаимоотношения лиц реальных и фантастических, она вмещаетмораль умную и необходимую!
Один гарантийный человечек живет с давних времен в старинныхчасах — старый мастер в черном сюртуке и золотых очках, Иван Иванович Буре. Часыего — с кукушкой Машкой, которая, правда, кукует неохотно, особенно когдахозяев нет дома. Вместе со взятым напрокат холодильником приехал другойгарантийный человечек — Холодилин. Был еще швейный человек в швейной машине, ноуже уехал — кончился срок гарантии. А живут в квартире еще двое: один впылесосе — мальчишка-ученик из мастерской, Пылесосин, другой в радиоприемнике,и зовут его Новости Дня.
Гарантийные человечки, в существовании которых уверенадевочка Таня, и являются героями волшебных происшествий повести ЭдуардаУспенского. Каждый действует в соответствии со своим характером, каждыйпроявляет сметку и знания специалиста-изобретателя, каждый укладывается востроумное действие современной доброй сказки, многими подробностями близкойдетям.
Гарантийные человечки сразу находят друг с другом общий языки помогают друг другу — интересы их едины. Но жить и работать им приходится,так сказать, между двух огней. С одной стороны — любопытная и настойчиваядевочка, обуреваемая намерением увидеть и поймать человечков; все свое умение исметку приходится им пустить в ход, чтобы не быть обнаруженными. С другойстороны — мыши. Подпольное мышиное королевство объявляет гарантийным войну. Почтикак в знаменитой сказке Амадея Гофмана о Щелкунчике и мышином короле. Толькоэлегические тона старой сказки здесь преображаются в комические.
И для этого есть основания. Во-первых, гарантийныечеловечки, в противоположность мышиному королю и его генералам, не питают ксоседям никаких враждебных чувств. Они угощают парламентеров сосиской, чемвносят смятение в ряды агрессоров-мышей. Ведь при таком отношении противникався мышиная армия может переметнуться на его сторону!
Во-вторых, гарантийные человечки разумно мыслят и владеюттехникой. Доброта и ум обеспечивают им конечную победу. Впрочем, самые разумныеиз мышат тоже не чужды техники. Дружественный гарантийным мышонок раньше жил воДворце пионеров, разбирается и в механике и в электричестве. Подробно, нагляднои убедительно, в действии изображены Успенским человечки, живущие и работающиев домашних механизмах. Вплоть до устройства их крохотных комнат, не видимыхчеловеческому глазу, вплоть до организации их собственного хозяйства, ихгостеприимства по отношению к каждому собрату-гостю или новичку… Гарантийныеостроумно-изобретательны и находчивы. В этом отношении они отчасти напоминаюткоротышек трилогии Николая Носова, где техническое изобретательство тоже играетсущественную роль, привлекая пристальное внимание ребят.
Такая близость мотива не снижает оригинальности сказочногосюжета Эдуарда Успенского — ведь он строится на совсем иной основе. Основа этаеще более эксцентрична, чем у Носова, но, кажется, в такой же мере вводится врусло игры.
Детская игра всегда остается первоосновой и даже сущностьюсказочных повестей Успенского. Игра современная, где все возможно: и «неизвестнокто» — Чебурашка; и кот, научившийся говорить в бытность свою питомцемпрофессора — специалиста но языку животных, да вдобавок кот бывалый, бывшиймореход, в тельняшке; и трактор, заряжающийся не бензином, а, скажем,картофелем, и поющая романсы корова с кошачьим именем Мурка; и старейшийчасовой мастер — крохотный гарантийный Иван Иванович Буре со своей строптивомкукушкой...
В аспекте игры надо принимать и сказочные характеры ЭдуардаУспенского.
В сказке «Дядя Федор, пес и кот» (1974) возникаетпочтальон Печкин, персонаж, в общем, антипатичный, своеобразное детскоевоплощение бюрократизма.
Однако в конце повествования Печкин, получив подарок,мгновенно переродился. Он стал хорошим и полюбил животных. Неуместная пообычным художественным критериям такая перековка бюрократа закономерна позаконам игры. Нельзя не увидеть здесь отголоска известной Чуковской истории озлодее-Бармалее, который, побывав в унылом животе Крокодила, превращается вдобродушнейшего и детолюбивого пирожника. Нельзя не вспомнить и лунного собственникаСкуперфильда из носовской трилогии о Незнайке — этого бездушного толстосума,лишившегося своих богатств и поступившего работать на собственную фабрику.
Еще охотнее, чем когда-то Чуковский, пользуетсяУспенский-сказочник откровенной пародией, вводимой в русло детской игры. КрокодилГена без особых раздумий заменяет заболевшую приятельницу Галю в роли КраснойШапочки. У него есть опыт художественной самодеятельности. По мнению девочки,если крокодил хорошо сыграет, никто не заметит подмены! И Гена играетхорошо… (ребята в восторге!), только забывает он и слова спектакля, иобстановку, в которой находится. «А почему ты такая лохматая, бабушка?»- наобум спрашивает Гена волка и получает неожиданный ответ растерянного зверя,что у того нет времени побриться...
Пародийный характер приобретает у Эдуарда Успенского широкоизвестная история льва Чандра и собачки Тобика. Лев пришел по объявлению — онищет подходящего друга, и ему рекомендуют собачку, выгнанную на улицубезжалостной хозяйкой. Не беда, что лев большой, а собачка маленькая. Было быжелание дружить!
Откровенная пародия — мышиный королевский гимн: «В лесуродилась елочка»...
Ведь именно под елкой обычно остается много гостинцев длямышей.
Анекдот… Этот жанр тоже пригодился сказкам Успенского.
Анекдотична введенная в повесть о друзьях крокодила историямальчишки, который ищет для себя достойного друга, такого же бездельника инеряху, как он. Когда подходящий кандидат найден, оказывается, что это — он сам!Довольно известным бытовым анекдотом воспользовался Успенский, изобразив диалогпочтальона с дрессированным галчонком Хватайкой. Диалог, где напоследоксмышленый галчонок и измученный почтальон поменялись репликами...
И еще: крокодил Гена, собственно, не крокодил, а толькоработает крокодилом в зоопарке. У Гены есть напарник. Как верно подмеченокритикой, и тут явный отголосок старого анекдота...
Словом, как ответил некогда Мольер на укор в сюжетныхзаимствованиях: «Я беру мое добро там, где его нахожу...»
Принцип, с которым надо обращаться осторожно, не принимаяего всерьез.
Много неожиданных компонентов вбирают в себя сказкиУспенского. Помимо широко разлитого в них инженерного домысла, тут находятместо и самые актуальные вопросы сегодняшнего дня. Иначе говоря, «оживленная»публицистика в том виде, в каком она может быть доведена до детского сознания.
Впечатляюще, смешно и по-детски нарисована фигураначальника, от которого зависит выдача кирпичей для стройки друзьям крокодила иЧебурашки. У начальника правило: все делать наполовину. Почему?«Если я, — объясняетон, — все буду делать до конца и всем все разрешать, то про меня скажут, что яслишком добрый и каждый у меня делает что хочет, А если я ничего не буду делатьи никому ничего не разрешать, то про меня скажут, что я бездельник и всемтолько мешаю. А так про меня никто ничего плохого не скажет».
И, в полном соответствии со своей системой, наш геройразрешает выдать друзьям половину требуемого и для перевозки — половину машины.А спохватившись, что половина машины не поедет, он дает машину на половину дороги...
Неплохо входит в русло детской сказки и довольно «взрослый»по смыслу эпизод с корреспондентом, готовящим репортаж о стройке друзей. Записанныекорреспондентом цифры показались ему неинтересными, и он «слегка подправил»их, увеличив все данные в десять раз...
" — Врунишка он! — негодующе характеризует его мальчишка-двоечник.- Мы с такими встречались!"
Правда и честность. Вот чего хотят персонажи сказки, вот чтонужно нам и детям.
Все начинается с детства.
И если современная сказка наглядно раскрывает детям — пустьв форме шуточной, условной — бессмысленность и дикость войны, то это никакнельзя считать профанацией самой большой проблемы наших дней.
В сказке «Крокодил Гена и его друзья» (1970) зловреднаястаруха Шапокляк объявляет войну всем, кто делает добрые дела. Сама она живетлишь злыми. Крокодил задерживает ее вопросом:
" — Вам все равно, кому объявлять войну?
Пожалуй, все равно.
Тогда объявите ее не нам, а кому-нибудь другому. Мы слишкомзаняты.
Могу и кому-нибудь другому", — отвечает Крокодилу егонежеланная гостья.
Ей враждебен любой, не приемлющий ее злой философии...
Мы упоминали: в повести «Гарантийные человечки» обитающиена даче мыши объявляют войну гарантийным.
На недоуменный вопрос одного из человечков, зачем,собственно, воевать, следует ответ парламентера-мышонка:
" — Понятия не имеем. Такие обычаи сложились здесь завека. А наш солдат не думает: у нас, мышей, солдат выполняет обычаи веков".
Они не думают… А добрые гарантийные — думают. Самыйстарший из них, часовой мастер Буре, возвращается с дачи в город всопровождении дружественного мышонка. Отличное дело может из этого выйти! Досих пор мыши с людьми не ладили. А ведь можно их помирить...
И разве не удачно и доступно формулирует один изсущественных вопросов социальной философии гарантийный человечек Холодилин?
"… Если одни привыкли считать себя главнее других,они так и будут считать себя главнее, даже если их станет меньше. И в концеконцов у вас выйдет, что не все важнее Одного, а один, самый важный, важнеевсех остальных".
А главное — он перестает считаться с остальными.
Сюда примыкает и проблема хулиганства. Проблема, пожалуй,вневозрастная.
Один из человечков, живущий в телефоне-автомате, Кабытов,придумал антихулиганный механизм. Против тех, кто ломает автоматы. Но вуправлении его проект отвергли — сочли негуманным. Они, наверное, хотели быдействовать ласковым увещанием: «Дорогой хулиганчик, не ломай, пожалуйста,наш автоматик!»
Не в бровь, а в глаз административным либералам, по-пустомутратящим речи там, где нужно власть употребить...
В большинстве случаев Успенский-сказочник не теряет ощущенияинтересов маленького читателя. Недаром он очень любит детей, постоянно общаетсяс ними в семьях и детских коллективах, подмечает их типические черты, которыепередает своим сказочным персонажам. Ведь настоящие его герои — сами дети. Дажев том случае, сел они принимают облик сказочный и сугубо оригинальный обликкрокодила Гены, загадочного Чебурашки, говорящего и мыслящего кота. Эксцентричностьповедения подобных действующих лиц восходит к реальным свойствам ребят.
Когда же двигателем сюжета становится настоящий ребенок,главенство его характера в сказочном повествовании Успенского приобретаетособенную ясность.
Деятельный инициативный мальчишка — дядя Федор,соревнующийся в находках и выдумках с разумным котом Матроскиным, Девочка Галя,играющая значительную роль в благороднейшем замысле крокодила и Чебурашки — передружитьвсех, страдающих от одиночества. Любознательная Таня, настойчиво старающаясяразгадать загадку гарантийных человечков, — девочка, чей характер как быраздваивается: одна половинка — добрая и деликатная, другая — озорная инеуемная.,.
Ни один из этих образов не мог бы возникнуть без пристальныхлюбовных наблюдений над реальными детьми, не мог бы вызвать интереса маленькихчитателей. Стремление ребенка к самостоятельности, склонное его не толькоусваивать потребные истины, но и вносить в них свое, детское, своеобразие; нетолько и не столько подчиняться общепринятому, но и находить подопечных для которыхсам он, ребенок, становился бы авторитетом, — все это приводит маленького читателяв пестрое общество крокодила Гены и Чебурашки, пса Шарика и кота Матроскина,гарантийных человечков и самоуверенных лейтенантов мышиной кавалерии Мышкина иПодмышкина...
Весьма интересно сказывается это положение в повестиУспенского «Меховой интернат, или Девочка-учительница» (1984).
На заброшенной даче третьеклассница Люся организовываетинтернат «меховых» зверей, в котором она становитсяпреподавательницей. Директор интерната, барсук, — по совместительству дворник,по совместительству же буфетчик. У каждого из воспитанников девочки Люси свояулыбка и своя озабоченность, свой характер движений и своя повадка. Они,собственно, не очеловечены, но по-забавному одухотворены — и бобренок, ибурундук, и муравьед, и горностай, и тушканчик, и белка, и волк и крот, чтопрячется в печку, и даже ленивец, пишущий свое имя на «сверхногамном языке»...
В трудный момент звери прибегают к помощи своей маленькой учительницы,и отец девочки принимает эту помощь как должное.
Главные враги мехового интерната — те, кого звери именуют«темнотюрами» — охотники-браконьеры. От темнотюров добродушные илюбознательные Люсины питомцы в конце концов уходят в свои неведомые края. Дляних еще не настало время. Оно настанет — время дружбы юных людей и зверей. Когдаподрастут дети у тех и других.
Так воплощается в сказке о девочке-учительнице любимая идеяЭдуарда Успенского. Идея дружбы. Гуманистическая направленность его сказок — самоеглавное в них. Она — в замысле «Крокодила Гены», чьи персонажи всесвои действия направляют на то, чтобы всех передружить между собой, вопрекизлодейским намерениям старухи Шапокляк; в замысле «Дяди Федора», гдепрекрасные качества кота Матроскина заставляют детей и взрослых подумать обережном отношении к четвероногим друзьям; в замысле «Гарантийныхчеловечков», где идея общего мира и единства трудолюбивых выступаетглавным образом в форме инженерной фантазии.
Если мы деятельно стремимся к улучшению нашей 1, и труда,нельзя не считать злободневным серьезный юмор новой сказочной повестиУспенского «Двадцать пять профессий Маши Филиппенко » (1 988). Идеятакая: смышленых, и притом «незамутненных», детей посылать напроизводство и в сферу обслуживания ироде. консультантов. Для улучшения работы.Результат не всегда смешон; зачастую он плодотворен. Там, где надо сломать косностьпривычки, и свежий детский взгляд полезен. Это уже не совсем сказка или почтине сказка, хотя ситуация в ней сказочная. Сказочность здесь не подкрепляетсяюмором, как обычно у писателя, а, скорее, вытесняется юмором. Но и здесь авторне теряет основной своей линии.
Говоря об этой своей книге, он заметил:
«В моей новой книге добры все. Если постоянно говоритьдетям о негативных сторонах жизни, им покажется, что мир вообще странный,плохой. А я хочу подарить им ощущение веселого и хорошего мира!
Ребятам необходима доброта...»
Нет, не побуждают ребят сказки Успенского смотреть на мирсквозь розовые очки. Они побуждают направлять все доступное им в русло доброты.
В сказочном телевизионном мультфильме по сценарию Успенского«Следствие ведут Колобки» герой работает на детской площадке, гденаходится НПДД — неотложный пункт добрых дел...
Спешите делать добро! Здесь призыв обращен и к детям.
И за веселую, занимательную, изобретательную художественнуюпропаганду деятельного добра мы можем условно извинить Успенскому кое-какиезаметные излишества в его сказочном повествовании. Преимущественно те, где оннеосознанно теряет присущее ему ощущение интересов ребенка. Излишества эти, какни странно, полярно противоположны. С одной стороны, это сатирические тирады,касающиеся скорее воспитания взрослых, чем детей; с другой стороны — известнаянесдержанность в шутках, плетущихся, что называется, в хвосте детства.
Преодолеть эти погрешности — а на них не раз указывалиУспенскому его редакторы — писателю необходимо. Во имя интересов ребят, длякоторых он работает.Детский фольклор
Младшие подростки.
Детский фольклор формируется под воздействием множествафакторов. Среди них — влияние различных социальных и возрастных групп, ихфольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого. Устнуютрадицию дети лучше всего узнают к 10-12 годам, она еще занимает и увлекает их.Подростки лет с 13 уже порывают с миром детства, ориентируются на нормыповедения своих более старших товарищей, воспринимая и их фольклор. Младшиеподростки /10-12/ не потеряли интерес к своей мифологии, а их юмор почти всегдаеще отражает именно детские понятия и представления. В дальнейшем жанрыдетского фольклора перерождаются в нечто иное, то, что живет и в фольклоревзрослых. С началом полового созревания у мальчиков и девочек складываются своиидеалы и интересы, понятия о мужском и женском типах поведения. Становитсяразличным и их фольклор. У девочек — сентиментально-романтическаянаправленность. Они сочиняют романы, пишут дневники, ведут песенники. Чувствующаядевушка и чуткий, верный и добрый юноша — вот их фольклорный идеал. «Низ»,сексуальное занимает в фольклоре девочек меньшее место, чем у мальчиков. Они иболее пассивные рассказчики анекдотов, особенно «неприличных». Мальчикииногда проявляют повышенный интерес к песенникам своих одноклассниц, но целикомотдаются стихии смеховой культуры, которой в песеннике отводится периферийноеместо. Представления мальчиков и девочек, как бы различны они не были, современем изменяются и сближаются — когда сближаются сами девушки и юноши. Происходитвзаимная корректировка их представлений и поведения. И знакомство с жизненнымиситуациями, стереотипами поведения да и с мировыми сюжетами происходит у детейедва ли не главным образом через фольклор. Здесь будет сделана попытка описанияосновных жанров фольклора младших подростков. Материал собирался с 1987 по1989г. в Ленинграде, в нескольких школах. Я выражаю благодарность всем детям,которые рассказали или записали для меня анекдоты, стихи, и прочее. Насколькофольклорно само детское сознание, можно увидеть из их сна отражение яви, всегонакопленного детской психикой за день и за все годы с рождения, если не ранее. Механизмсна изучен пока еще мало, и в чем первооснова этих снов — сказок, мифов,страхов, можно только догадываться. Как представляется, сны одновременно иисточник, и составная часть детского фольклора, детской мифологии. Еесоставляют представления детей о сверхъестественных существах, рассказы овстречах с ними; различные гадания, вызывания духов и т.п. Архаическийфольклор, дошедший в передаче взрослых и детей многих поколений, и новыебытующие представления о сверхъестественном, слухи, активно взаимодействуют,образуя новые сюжеты или наполняя сюжеты старые обновленным содержанием. Несколькозамечаний по жанру «страшилок». Дети стали часто рассказывать особытиях, свидетелями или участниками которых они были. Образы народноймифологии занимают в рассказах гораздо большее место, чем бандиты, шпионы и под.(обратное наблюдали О. Гречина и М. Осорина, см. их работы/. Носителями злачасто выступают родители, как и в «садистских куплетах» /см. дальше/.Среди детских мифологических рассказов можно обнаружить тексты, сюжеты и мотивыкоторых традиционны в фольклоре взрослых: «Леший и русалка выдаю себяхохотом», черт является в образе человека с рожками /копытами, хвостом,железными зубами, или огнем во рту", «ребенок предупреждает сестру онечистых». Происходит это так: "… сидят они за столом, а умаленькой девочки ложка-то под стол упала. Ну, полезла она за ней, смотрит: а увсех ребят-то /приехавших неизвестно откуда на святки, — В.Л. / вместо ногкопыта. Выглянула она из-под стола-то, а у них на голове рога"/I/. Этотрассказ соотносим с детской «страшилкой» «Красные копыта и клыки».Вносят новые сюжеты /из научной фантастики, фильмов — ужасов и др. /пионервожатые в лагерях — дети часто просят рассказать им на ночь страшнуюисторию. Смех занимает в жизни ребенка очень важное место. Как и трагическое,он — способ познания мира. Из устных жанров первое место по распространенностизанимают анекдоты. Их знают и пересказывают практически все дети. Чем детистарше, тем большее влияние на их фольклор оказывает фольклор взрослых, которыйони, часто не понимая, стараются осмыслить и воспроизвести в своей среде. Болееактивными рассказчиками оказались мальчики. Обычно под анекдотом понимают«краткий устный рассказ с остроумной концовкой» /2/. Он изображаетодну или несколько сценок, связанных единым смыслом и представляющих небольшоесюжетное повествование/ в сказке же — развитый сюжет и традиционные формулы иприемы/. Возможно говорить и об «анекдотической сказке», в которойвыделяется условно следующий ряд тематических групп: анекдоты о глупцах,хитрецах, плутах, злых и неверных или строптивых женах, о попах /там же/. Детскиеанекдоты почти исключительно посвящены глупцам, простакам, «которые всвоих действиях прежде всего нарушают элементарные законы логики» /там же/.Абсурдными и комичными могут быть и поступки героев, и обстоятельства, в которыхони действуют.д.ля них характерно сжатое изложение, в них нет описаний иминимальное число второстепенных членов. Как только текст рассказывается болеекрасочно, чем обычно, и в нем используются некоторые сюжетные формулы, онприобретает черты сказки. О популярности того или иного анекдота можно судитьпо количеству собранных вариантов текста, и по количеству анекдотов какой-либосерии. Очень популярен анекдот /и известно много его вариантов/ о попугае,который летал учиться «хорошим словам»; бесконечно много анекдотов оВасилии Ивановиче и Петьке. Часть текстов заимствуется у взрослых и старшихприятелей. Некоторые из них дети адаптируют к своему восприятию и понятию окомическом, часть заимствуется без изменений и не всегда понятны детям. Нознать и рассказывать такие анекдоты почти обязательно. Анекдот — некий символ,достаточно важный, чтобы в некоторых случаях изображать его понимание. Часторассказчики заканчивают анекдот словами «поняли?» или «дошло?»Поначалу детям понятны и интересны лишь элементарные комические ситуации. И,слушая анекдоты, дети учатся смеяться и познают комическое. Как показалиопросы, дети с разным уровнем развития реагируют на анекдоты по-разному. Открываетсявозможность использовать анекдоты в качестве теста на развитость интеллекта ичувства юмора. Чем старше дети, тем большее влияние фольклора взрослых онииспытывают. Отражается в фольклоре и интерес к взаимоотношениям полов, к сексу.Большое место занимают в анекдотах тема туалета и испражнений/ так же и вдругих жанрах, например, в дразнилках/. Об этих вещах, как и о сексе, непринято говорить со взрослыми, и это тоже делает их привлекательными. Любимыегерои детских анекдотов — из мультфильмов и кинофильмов, массовой деткойкультуры. Много анекдотов, герои которых — люди разных национальностей — представляютразличные типы поведения. Интересно, как дети представляют себе национальныехарактеры, какие черты приписывают той или иной нации. Детям доступен самыйпростой способ деления на «своих» и «чужих» — понациональностям. В этом примитивном мышлении выражается детский национализм, сэтого он начинает формироваться. Интересует детей только тип поведенияфольклорного героя, и это накладывается на общую фольклорную традицию вфольклоре многих народов существуют анекдоты о людях другой национальности,живущих по соседству. Им часто приписываются негативные черты /скупость,глупость и т.д./. Но в данном случае подобные тексты поддерживаются не столькофольклором, сколько официальной пропагандой. Неоднократно фиксировалось употреблениеслов «китаец» и «чукча» в значении «глупый человек»,«еврей»в качестве отрицательной оценки. Возможно разделение анекдотовна одномоментные /элементарная сценка, короткая цепочка предложений — возможнопересказать одним/ и сюжетные /средняя цепочка предложений, одним пересказатьневозможно/ /5/. Дети безусловное предпочтение отдают анекдотам сюжетным. Происходитэто, скорее всего, потому, что слушатель такого анекдота имеет время «включиться»в его тему, понять и оценить комизм, заключенный в нем. Анекдоты одномоментныетребуют от слушателя мгновенной реакции на комическое, и не все дети на нееспособны. Большинство анекдотов начинается с описания вводной ситуации спредполагаемой реакцией героев и слушателей. Герои существуют в различнооцененных ситуациях, далее следуют их действия, адекватные их пониманиюситуации. Слушатель смеется над ситуацией и над героями, которые этой ситуациейне владеют /и тем самым, кроме всего прочего, сомоутверждается/. Иногдаприходится смеяться и от неожиданности, когда не овладел сначала ситуацией ислушатель. В детском фольклоре, как и в фольклоре архаическом, существуетнеразличение животного и человеческого миров. Возможно, это обуславливаетсяцелым комплексом — традицией детских сказок, мультфильмами, сохранением классическойтрадиции. "… детали /классических народных анекдотов животного цикла — В.Л./ становятся излишними и опускаются. Анекдотические ситуации откровенно,гротескно неправдоподобны, обычно доведены до абсурда" /6/. То же можносказать и о детских анекдотах. Кроме того, и в тех, и других «абсурдность…граничит не с ужасом, а с веселой игрой, с ощущением полной нереальностипроисходящего» /там же/. Изучение детских анекдотов животных позволитуточнить многое относительно бытования, сюжетного богатства анекдотов народных,и не только о животных. Сериал анекдотов о крокодиле Гене и Чебурашкеосновывается на содержании повести Э. Успенского, других популярных героев — ВасилияИвановича и Петьку в фольклоре ждало не продолжение их жизни на экране или повести,а совершенно другая жизнь, смешная и печальная одновременно. Дети судовольствием рассказывают друг другу анекдоты, хорошие рассказчики /и ребята,знающие много текстов/ пользуются популярностью среди дpузей. Анекдотыраспространяются быстро, этому способствует внешкольное общение детей. Русскаяфольклорная небылица изучалась мало, небылица детская — еще меньше. Вдиссертации Е.М. Левиной «Русская фольклорная небылица» традиционнымдетским небылицам посвящена отдельная глава. Современных небылиц, по сравнениюс другими жанрами, записано мало. Но это среди стихотворных текстов/традиционная небылица всегда рифмованная /8/. Но небыличные мотивы можнопроследить во многих детских анекдотах. Например, текст N 2 рассказываетсядетьми как анекдот, но он обладает всеми признаками небылицы. В нем естьиллюзия логики повествования, открытая композиция, наличие одного разрастающегомотива, оксюморонность в качестве юморообразующего элемента, кумуляция,антропоморфизм, присущий детской небылице /признаки небылицы взяты издиссертации Е.М. Левиной/. Возможно, жанр устного юмористического рассказа,процветающий в детской среде, возник на стыке /при взаимовлиянии/ анекдота,небылицы, сказки. Автором первого, ставшего классическим текста «садистскогокуплета» был ленинградский детский поэт Олег Григорьев. Войдя в издавносуществующую традицию черного юмора, этот текст вызвал к жизни десятки, если несотни, аналогичных. Черный юмор всегда привлекал детей, и в их репертуаре такиепроизведения были. Например, гимназический анекдот 1910-х г. г.: «Сережапришел с экзамена? — Да. — А где он? — В гостиной висит». /В. Каверин«Перед зеркалом»/. Содержание «садистских куплетов» частопостроено на нарушении родительского запрета, можно их сравнить и с небылицей,комический эффект в которой «основан на противоречии поведения и чувст егогероев моральным нормам и принципам» /9/. Связано их распространение и собщей дегуманизацией общества. Сегодня «садистские куплеты» теряютбылую популярность, пик которой пришелся на начало 1980-х. Их существованиеподдерживается отчасти за счет смены героев, увеличением традиционных дву- ичетверостиший до четырех, шести и восьми строк. К «классическим» строкамдобавляются новые. В общем, жанр пережил время своей всеобщей популярности иживет обыкновенной фольклорной жизнью, меняясь и забываясь. Дети из многихстран юмористически относятся к хрестоматийным стихотворениям. Экспансияэстетики взрослых наталкивается на сопротивление здоровой психики, детской«низовой» культуры. Серьезное стихотворение превращается в своюпротивоположность, и это характерно, ведь, «понимая „низменное“ каксимволическое наизнанку», Ф. Шеллинг видел в переиначивании сущностькомического вообще"/10/. И далее; о древнерусском и польском «изнаночноммире»: «в известном смысле о произведениях такого рода можноговорить, как об „антитекстах“, где само по себе нарушение нормыстановится основополагающим принципом их созданий» /11/. Известно, что вдетский фольклор «спускаются» отдельные про — изведения и даже жанрыфольклора прошлых лет. В детской среде они хорошо сохраняются, подвергаясьиногда изменениям. Несобранные в свое время, они могут быть восстановлены — полностьюили частично — по текстам, записанным от детей. Среди публикуемых ниже текстов- «Сказка-байбаска...» — вариант известной детской песни ХIХ века; вероятно,подлинная песня времен Великой отечественной войны «На базаре бомбочкарванула...» И прав был Е.А. Костюхин, однажды в разговоре заметив: «детскийфольклор — мусорная яма, глубины которой мы себе не представляем». Имеласьввиду большая переимчивость детского фольклора, к тому же, выбрасывается чащене плохое, а ненужное, переставшее быть необходимым. В детском фольклорепользуются популярностью рисованные загадки. Среди них можно выделить дваподтипа — для одних рисунок необходим, для других достаточно словесногоописания, но для наглядности они сопровождаются рисунком. Например: «Дом,две трубы, мальчик закинул мяч. Кто его достанет?» Ответ: «поп» /контурытруб и мяча образуют это слово/. Или: «идет старуха, бутылки несет. Столкнуласьс милиционером. Что она должна сказать? Ответ: „виновата“ /на рисунке- два магазина с вывесками: „вино“ и „вата“/. Загадки безрисунков: „Как мальчику пройти к бабушке, там два льва бегают?“ Ответ:»Львы не кусаются, это Лев Толстой и Лев Кассиль". «Дорога, идетмальчик. Он несет сдавать бутылки. На его пути стоит пьяница, не пускает его. Рядомс пьяницей яма. Как поступить мальчику?» Ответ: «Бросить бутылку вяму, крикнуть: „водка!“ Пьяница за ней полезет, тут-то мальчик ипройдет». Рисованные загадки известны и зарубежным детям, они называются«picture riddles» /12/. Детские игрушки накопляются целымипоколениями детей /13/. В начале века это были: «разные свистки, дудки,пищики, жужжалки, погремушки, вертушки, кубари, катки /диски, катаемые вдаль/,кегли, луки, стрелы, самострелы /для метания камней, стрел и т.п. /, хлопушки,брызгалки /нечто вроде насоса из пустотелого тростника/, выдувалки /длястрельбы горохом, картофелем и т.д. /, также игрушки, сделанные детьми вподражание орудий разного рода сельскохозяйственного труда, домашней утвари и т.п.»/там же/. Изменились названия, материалы, а типы и конструкции большей частьюсохраняются. Не вдаваясь в подробности изготовления детских игрушек, перечислюнекоторые из них, бытующие среди детей 10-12 лет, а иногда и более старшеговозраста.1. Различные приспособления для стрельбы /жеваными бумажками, мелом,резинками, крупой, водой, проволкой, камешками/; трубочки, рогатки, шприцы,самострелы разных конструкций, емкости из бумаги.2. Хлопушки /для пугания ииздавания громких звуков/, сложенные из бумаги; трубка с гвоздем и резинкой/наполняется серой со спичек/.3. «Настольные» игры: в фантики /пофантикам от жевательных резинок бьют рукой, у кого он перевернется, тот егозабирает себе/; в машинки /из бумаги, чья дальше прыгнет, это модифицированная«лягушка»/.4. Фигурки из проволки и резинок /круглых и стирательных/:скелеты, роботы, люди. Детям нравится, как они прыгают и дергаются в суставах. Впоследнее время среди ленинградских школьников распространилась игра в «сифу».«Сифа» — /от «сифилис»/ любой предмет, который детиназначили быть «сифой». Это может быть палка, бумажка, старый тапок,и т.д. Ее кидают друг другу /«пятнают»/ и от него нужно как можнобыстрее избавиться, а еще лучше — вообще не дать дотронуться им до себя. Иначетот, кого «запятнали», становится предметом насмешек /как быпеpеносно — сифилитиком/. Часто таким образом надсмехаются над школьниками — изгоями,и теми, кто участия в игре не принимает. Но правила распространяются и на них…Герои видеофильмов переходят не только в словесный /анекдоты/, но и в игровойфольклор детей. Нападая друг на друга с ужасным видом, дети играют в «вампиров»/«тай-тай, налетай, кто в вампиров играй!»/. Дети играют и в «ниндзю»,героя многих фильмов, кидая друг в друга сделанную из двух листов бумагичетырехконечную звезду. Попасть могут больно. Игровой фольклор впрочем, как исловесный, вообще часто служит выходом детской агрессии.Жуткий детский фольклор
"Страшные анекдоты"
1. Я знаю историю про Пиковую Даму. Жили-были девочка смамой. И вот однажды они уехали в лагерь, и вот пошла девочка погулять, а рядомс лагерем было кладбище. И вот девочка Наташа пошла ночью на кладбище, и пришла.Шла-шла, и вдруг увидела кровь. Она хотела потрогать, а оно прыг-прыг, онадотронулась, и вдруг появились глаза. Она побежала, а кровь вместе с глазамибежали за ней. И вот она прибежала в лагерь, и забежала в группу и закричала всвою палату: «Спасите!» И вот девочки проснулись и стали ловить этукровь с глазами. И вдруг появилась Пиковая Дама и закричала: «Что выловите моего гнома!».
2. Проснулась девочка ночью, смотрит — на потолке желтоепятно. Пошла на следующий день — пятно еще больше. Испугалась она, вызваламилицию. Милиционер на чердак, а там котенок сидит и писает.
3. Есть в одном городе страшный дом, в этом доме живут самыестрашные инопланетяне. Один раз вошел туда один мужчина, и хотел осмотреть дом.Пошел он по лестнице, очень тихо, смотрит во все квартиры, все двери в них быливыломаны. Когда он спускался тоже очень тихо, то он заметил, как открыласьдверь в кладовке одной квартиры. Он увидел женщину, которая была без кожи, мясоу нее торчало, зубы у нее были гнилые, торчали кости. Она руками мужчину взялаза горло и проговорила: «Ты меня разбудил, так твоя смерть наступила»и она отдавила ему горло. Потом долго в этот дом никто не ходил, тогда одинвзял и направил отряд парней и вошел в этот дом, вошел в самую страшнуюкомнату, там со своей группой остановился и зарос.
4. Красные копыта и клыки. Жила-была девочка, папа, мама ибабушка. Мама ходила в длинной юбке, а папа никогда не смеялся. Дочкаспрашивает у бабушки: «Бабушка, почему мама ходит в длинной юбке?»" А ты, когда сядешь за стол, подними ей юбку, и увидишь. «Бабушка, апочему папа никогда не смеется?» «А ты, когда он будет читать газету,пощекочи ему пятки, и увидишь.» Дочка так и сделала. Залезла под стол иподняла маме юбку, и увидела красные копыта. Пощекотала папе пятку, онзасмеялся и она увидела красные клыки. Ночью она выглянула на улицу и увидела,что мать топчет копытами бабушку, а отец ест ее. Утром мать спрашивает: «Тывидела, что мы делали ночью?» «Дочка сказала: „Да“. Тогданочью они сделали тоже самое с дочерью, что и с бабушкой.
5. Послала мать дочь купить колбасу. Пошла дочь, навстречуей старушка, и говорит: „У тебя есть колбаса“. А у девочки былкрасный ноготок. Старуха сделала из девочки колбасу. Пошла мать, навстречу ейстаруха, и говорит: „У тебя есть колбаса“. Пошли они, дала ей колбасу.Мать сказала спасибо. Стала есть — и видит — в колбасе красный ноготок, ипоняла, что старуха сделала из дочки колбасу.
6. В одной деревне лежал черный камень. Один раз стали егообследовать ученые. Его подняли, а под ним лежал черный гроб. Они открыли этотгроб, и из него вылез черный вурдалака. Он всех убил и начал ходить по деревнеи всех убивать. Когда он всех убил, он опять лег в гроб. Тут вылетает Баба-яга,трах его по голове ногой!
7. Послала мать дочь за туфлями и наказала не покупатьчерные. Девочка пошла на рынок и купила черные, потому, что черные быликрасивее, чем другие. Она пошла домой в новых туфлях. Вдруг у нее заболеланога, она села отдохнуть и пошла дальше. У нее сильно болела нога. Она дошла додома еле живая, мама сняла с нее колготы и туфли, а у девочки была нога всягнилая, одна кость.
8. Пришла девочка в библиотеку, сдать книгу. Ей захотелосьвзять книгу „Пиковая дама“. Но ей сказали не читать страницу 12. Пришладомой, дочитала до 12-й страницы. Она открыла ее. И вдруг из книги вылетаетПиковая Дама и кричит: „Отдай сердце!“.
9. У одной матери было две девочки /двойняшки/, и она немогла их различать — кто тут Шура, а кто Женя, и поэтому она написала им натабличках имя и повесила их им на шею. Вот раз она послала их в магазин купитькресло, но не красное. Они пошли, но там продавались только красные кресла, оникупили одно кресло. Мама стала их ругать, что почему они купили красное именно,а не другое, но они сказали, что больше не было других кресел. Когда наступиланочь, из кресла высунулись руки красные, и сожрали отца, на другую ночь мать, ана другую ночь девочку, потом бабушку, а потом последнюю девочку. Когда узналиэто милиционеры, они пришли днем и разрубили кресло, там оказались кости икровь, и тогда они запретили продавать красные кресла.
10. У одного мальчика мать приносила красное печенье, и онхотел узнать, как она его делает, и пошел за ней. Вот он идет и видит, мамаидет в магазин и покупает простого печенья. Потом она заходит в пустой дом,этот дом охраняли ей люди, потому, что если узнали что-нибудь, то ходили бы попустым домам. И вот она зашла, мама мальчика, но мальчика туда не пускали, ноон вырвался и побежал за мамой. И видит — она убивает людей и макает тудапеченье, и он спросил: „Мама, ты зачем это делаешь?“ „А зачем тыза мной следил?“ „Я хотел посмотреть, как ты делаешь печенье“, оправдывалсямальчик. „Но тогда получай!“ И она убила собственного сына. Но потомнашли ее и сдали в милицию.
11. Однажды мама девочку попросила купить занавески красные.А девочка купила темно-синие. Вот ночью занавески говорят девочкиной маме:»Встань". Она встала. «Оденься». Она оделась. «Идисюда». Она пошла, а занавески говорят: «Иди на кухню». Онапришла. «Встань на стул». Мама встала. «Встань на стол». Онаи на стол встала. «Открой форточку». Она форточку открыла, тутзанавески ее схватили и выбросили в окно. Тут папа девочки проснулся и видит,что жены его нет, он пошел на кухню, а занавески ему: " Встань на стул,встань на стол, открой форточку". Папа со страху сделал и то и другое итретье. Занавески его схватили, выбросили в форточку. Потом занавески говорятдевочке: «Девочка, девочка, встань», а девочка только просыпается.«Девочка, девочка, оденься», а девочка только встает. «Девочка,девочка, иди на кухню», а девочка только одевается. «Девочка,девочка, встань на стул», а девочка пришла на кухню, стоит и видит, что еезанавески ожили. «Девочка, девочка, встань на стол», а девочка думает:«Сейчас я их перехитрю». Девочка встала на стул, а занавески самисебя и задушили, а мама с папой вернулись.
12. Купили девочке черное пианино. Родители ушли. Девочкасела играть на пианино. Вдруг по радио говорят: «Девочка, девочка, неиграй на пианино, гроб на колесиках ищет твой город». Потом опять: «Девочка,девочка, не играй, гроб нашел твой город». А она играет. Потом опять:«Девочка, не играй, гроб нашел твой город». Она играет. Потом: «Девочка,не играй, гроб на колесиках нашел твой дом». Она играет. Потом: «Девочка,не играй, гроб уже нашел твой этаж». Она играет. Вдруг гроб въезжает вквартиру. Девочка трахнула /по нему/ кочергой. И из гроба вылезает чертенок иговорит: «Ну вот, мою последнюю бибишку сломала!».
Заключение
Вы хотите ненадолго вернуться в детство, пообщаться сгероями Э. Успенского, поиграть с ними? Ведь детская игра всегда остаетсяпервоосновой и даже сущностью сказочных повестей Успенского. Игра современная,где все возможно: и «неизвестно кто» — Чебурашка; и кот, научившийсяговорить, да к тому же кот бывалый, бывший мореход, в тельняшке; и трактор,заряжающийся не бензином, а, скажем, картофелем; и поющая романсы корова скошачьим именем Мурка; и старейший часовой мастер — крохотный гарантийный ИванИванович Буре со своей строптивой кукушкой.
В аспекте игры надо понимать и сказочные характеры героевЭдуарда Успенского. В сказке «Дядя Федор, пес и кот» возникаетпочтальон Печкин — персонаж, в общем, неприглядный, антипатичный, эдакоесвоеобразное детское воплощение бюрократизма. Однако в конце повествованияПечкин, получив подарок, мгновенно переродился. Он стал хорошим и полюбилживотных. Такая трансформация бюрократа закономерна по законам игры.
Как когда-то К.И. Чуковский, Эдуард Успенский, его собрат поперу, охотно пользуется откровенной пародией, вводимой в русло детской игры. КрокодилГена без особых раздумий заменяет заболевшую приятельницу Галю в роли КраснойШапочки. У него есть опыт художественной самодеятельности. По мнению девочки,если хорошо сыграет крокодил, так и подмены никто не заметит. И Гена играетхорошо… только забывает он и слова спектакля, и обстановку, в которойнаходится. «А почему ты такая лохматая, бабушка?» — наобум спрашиваетГаля волка и получает неожиданный ответ растерявшегося зверя, что у него нетвремени побриться. Пародийный характер приобретает у Эдуарда Успенского широкоизвестная история льва Чандра и собачки Тобика. Лев пришел по объявлению — онищет подходящего друга, и ему рекомендуют собачку, выгнанную на улицу злойхозяйкой. Не беда, что Лев большой, а собачка крошечная. Было бы желаниедружить!
Жанр анекдота тоже не остается без внимания в творчестве Э. Успенского.Он чудесно вписывается в сказки автора. Анекдотична введенная в повесть одрузьях крокодила история мальчишки, который ищет для себя достойного друга,такого же бездельника и неряху, как он. Когда подходящий кандидат найден,оказывается, что это — он сам! Известным бытовым анекдотом пользуется Э. Успенский,изображая диалог почтальона с дрессированным галчонком Хватайкой, гденапоследок смышленая птичка и глуповатый почтальон поменяются репликами.
Много неожиданных компонентов вбирают в себя сказкиУспенского. Помимо широко разлитого в них инженерного домысла, тут находятместо и самые актуальные вопросы сегодняшнего дня. Иначе говоря, присутствует«оживленная» публицистика в том виде, в каком она может быть доведенадо детского сознания.
Впечатляюще, смешно и по-детски нарисована фигураначальника, от которого зависит выдача кирпичей для стройки друзьям Крокодила иЧебурашки. У начальника правило: все делать наполовину. Почему?«Если я, — объясняетон, — все буду делать до конца и всем все разрешать, то про меня скажут, что яслишком добрый и каждый у меня делает что хочет. А если я ничего не буду делатьи никому ничего не разрешать, то про меня скажут, что я бездельник и всемтолько мешаю. А так про меня никто ничего плохого не скажет». И в полномсоответствии со своей системой наш герой разрешает выдать друзьям половинутребуемого им для перевозки — половину машины. А спохватившись, что половинамашины не поедет, он дает машину на половину дороги...
Все начинается с детства. И если современная сказка нагляднораскрывает детям — пусть в условной, шуточной форме — бессмысленность и дикостьвойны, то это никак нельзя считать профанацией самой большой проблемы нашихдней. В повести «Гарантийные человечки» обитающие на даче мышиобъявляют войну гарантийным. На недоуменный вопрос одного из человечков, зачем,собственно, воевать, следует ответ парламентера-мышонка: «Понятия не имеем.Такие обычаи сложились здесь за века. А наш солдат не думает: у нас, мышей,солдат выполняет обычаи веков». Они не думают… А добрые гарантийные — думают.До сих пор мыши с людьми не ладили, а ведь можно их помирить.
Успенский-сказочник живет интересами маленького читателя. Недаромон очень любит детей, постоянно общается с ними в семьях и детских коллективах(вспомните его частое появление на телевидении, на творческих встречах сребятами), где подмечает их типические черты, которые потом передает своимсказочным персонажам. Ведь настоящие его герои — сами дети. Даже в том случае,если они принимают облик сказочный и сугубо оригинальный: облик крокодила Гены,загадочного Чебурашки, говорящего и думающего кота. Необычность поведенияподобных действующих лиц восходит к реальным свойствам ребят, к различнымчертам их характеров. Когда же во главе сюжета становится настоящий ребенок,значимость и первенство его характера в сказочном повествовании Успенскогоприобретает особенную ясность. Например, деятельный и инициативный мальчишка — дядяФедор — соревнуется в находках и выдумках с разумным котом Матроскиным; девочкаГаля играет весомую роль в благородном замысле Гены и Чебурашки — передружитьвсех, страдающих от одиночества. Чего только стоит любознательная Таня,настойчиво старающаяся разгадать загадку гарантийных человечков, — девочка, чейхарактер как бы раздваивается: одна половина добрая и деликатная, другая — озорнаяи неуемная!
Ни один из этих образов не мог бы возникнуть без пристальныхлюбовных наблюдений над реальными детьми, не мог бы вызвать широчайшегоинтереса маленьких читателей.
Третьеклассница Люся из сказки «Меховой интернат, илиДевочка-учительница» воплощает в себе любимую идею Эдуарда Успенского — идеюдружбы.
Гуманистическая направленность его сказок — самое главное вних. Она — в замысле «Крокодила Гены», где персонажи только истараются, что передружить всех со всеми вопреки злодейским намерениям старухиШапокляк; в замысле «Дяди Федора», где прекрасные качества котаМатроскина заставляют детей и взрослых подумать о бережном отношении кчетвероногим друзьям; в замысле «Гарантийных человечков», где идеяобщего мира и единства трудолюбивых выступает главным образом в формеинженерной фантазии.
И если мы действительно стремимся деятельно совершенствоватьнашу жизнь, то стоит, может быть, проникнуться идеей такой сказочной повестиУспенского, как «Двадцать пять профессий Маши Филиппенко»: посылатьсмышленых, чистых душой детей на производство и в сферу обслуживания вродеконсультантов. Для улучшения работы.
Нет, не побуждают ребят сказки Успенского смотреть на мирсквозь розовые очки. Они побуждают направлять все доступное им в русло доброты.Говоря об одной из своих книг, писатель заметил: «В моей новой книге добрывсе. Если постоянно говорить детям о негативных сторонах жизни, им покажется,что мир вообще странный, плохой. А я хочу подарить им ощущение веселого ихорошего мира!»
Все творчество Эдуарда Успенского, чудесного детскогописателя с инженерным образованием и с душой веселого сказочника, — подарокдетям, теплый и добрый.
Список литературы
1. Мифологические рассказы русскогонаселения Восточной Сибири. Сост. В.П. Зиновьев. Новосибирск, «Наука».1987. С.311-312.
2. Словарь литературоведческихтерминов. М. 1974. С.17.
3. Пермяков Г.Л. От поговорки досказки. М. 1970. С61.
4. Мелетинский Е.М. Сказка-анекдот всистеме фольклорных жанров. в сб.: Учебный материал по теории литератуpы. Анекдот.Таллин, пед. ин-т им.Э. Вильде. 1988. С.62.
5. Пермяков Г.Л… С.104.
6. Костюхин Е.А. Типы и формыживотного эпоса. М. 1987. С.130.
7. Костюхин Е.А… С.137.
8. Левина Е.М. Русская фольклорнаянебылица. Автореф. канд. дисс. Минск. 1983.
9. Белоусов А.Ф. Детский фольклор. Лекциядля студентов — заочников. Таллин. Пед. ин-т им.Э. Вильде, 1989. С.31.
10. Бегак Б.А. Правда сказки — М.,1989
11. Голдовский Б. Театр Э. Успенского- М., 1990