Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Эволюция оды в русской литературе 18 века

План
Введение
1. М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…1747 г.»
2. Г.Р. Державин «Фелица»
3. А.Н. Радищев «Вольность»
Заключение
Списоклитературы
 
Введение
Основным направлением влитературе XVIII в. стал классицизм. Этот стиль развился в результатетворческого освоения форм, композиций и образцов искусства античного мира иэпохи Возрождения. Художник, по мысли основоположников классицизма, постигаетдействительность, чтобы затем отобразить в своем творчестве не конкретногочеловека с его страстями, а тип человека, миф, словом, вечное во временном,идеальное в реальном. Если это герой — то без недостатков, если персонажсатирический — то до конца низменный. Классицизм не допускал смешения“высокого” и “низкого, а потому между жанрами (например, трагедией и комедией)устанавливались границы, которые не нарушались.
Русский классицизмпридавал особое значение “высоким” жанрам: эпической поэме, трагедии,торжественной оде. Создателем жанра оды в русской литературе стал М.В.Ломоносов.
Целью данного рефератаявляется рассмотрение и изучение эволюции оды в русской литературе 18 века (отоды Ломоносова к оде Державина и Радищева).
1.М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…1747 г.»
М.В. Ломоносов – филолог,литератор. Его труды в области литературы, филологии ознаменовали подъемнациональной культуры России. Трудно представить развитие в Россиилитературного языка, поэзии, грамматики без основополагающих работ Ломоносова.Под его влиянием выросло целое поколение русских людей, которое приняло егопередовые идеи и стремилось развивать их дальше. Ломоносов был убежден внеобходимости синтеза в поэзии русского и церковнославянского языков, создалрусскую оду, первым начал писать стихи на языке, доступном для широкого кругачитателей. Несомненной его заслугой в области русского языка можно считатьсоздание первой русской грамматики и составление первого учебника русого языка.
Вэтой работе мы ставим своей целью показать, что достижения Ломоносова в поэзии,философии и теории прозы являются не просто важнейшими научными открытиями, апо праву считаются фундаментальными трудами в области литературы,ознаменовавшими новый подъем национальной культуры России. В.Г. Белинскийотмечал, что он был ее «отцом и пестуном», «он был ее Петром Великим», ибо далнаправление «нашему языку и нашей литературе».
Написанав год, когда Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук,вдвое увеличив количество средств на ее нужды. Здесь же поэт прославляет мир,опасаясь новой войны, в которую Австрия, Англия и Голландия, воевавшие сФранцией и Пруссией, втягивали Россию, требуя отправки русских войск к берегамРейна. В этой оде особенно остро сказалось противоречие всего жанра похвальнойоды — противоречие между его комплиментарностью и реальным политическимсодержанием: поэт от имени Елизаветы прославляет «тишину», излагая своюсобственную программу мира. />1. Радостнапремена… — дворцовый переворот, приведший Елизавету на трон.  />2. Послал в Россию Человека… — Петра I.  />3. Тогда божественны науки… — речь идет обоснованной Петром I Академии наук, открытой уже после его смерти в 1725 году. />4. Завистливым отторжен роком… — Петр Iумер в 1725 году. />5. Екатерина I(1684—1727) — жена Петра I, российская императрица. />6. Секвана — латинское название Сены, намекна Парижскую Академию наук. />7. КолумбРоссийский — Витус Беринг (1681—1741) — русский мореплаватель./>
8.Верхи Рифейски… — Урал. />
9.Платон (427—347 до н. э.)— греческий философ. />10. Невтон — ИсаакНьютон (1643—1727) — английский физик и математик.  />11. Науки юношей питают… — строфаявляется стихотворным переводом фрагмента из речи римского оратора иполитического деятеля Марка (106—43 до н. э.) в защиту поэта Архия (р. в 120 дон. э.).
Глубокоеидейное содержание, горячий патриотизм, величественный и торжественный стильломоносовской оды нового, непохожего на остальные, типа, ее устойчиваястрофическая организация, правильный размер – четырехстопный ямб, богатая иразнообразная рифма – все это было ново не только для русской литературы, но идля истории этого жанра в целом. Раздвигая рамки жанра, внося патриотическийпафос, Ломоносов превратил оду в многотомное произведение, служившее самымвысоким идеалам поэта, его горячей заинтересованности в судьбе Родины.[1]2.Г.Р. Державин «Фелица»
Впервые— «Собеседник», 1783, ч. 1, стр.5, без подписи, под заглавием: «Ода к премудройкиргизкайсацкой царевне Фелице, писанная татарским мурзою, издавна поселившимсяв Москве, а живущим по делам своим в Санкт — Петербурге. Переведена с арабскогоязыка 1782». К последним словам редакция дала примечание: «Хотя имя сочинителянам и неизвестно, но известно нам то, что сия ода точно сочинена на российскомязыке». Написав оду в 1782 г., Державин не решился напечатать ее, опасаясьмести знатных вельмож, изображенных в сатирическом плане. Такого же мнения былии друзья поэта — Н.А. Львов и В. В. Капнист. Случайно ода попала в руки одномухорошему знакомому Державина, советнику при директоре Академии наук,литератору, деятелю в области народного образования, впоследствии министруОсипу Петровичу Козодавлеву (нач. 1750-х гг.— 1819), который стал показывать ееразным лицам и в том числе познакомил с ней княгиню Е. Р. Дашкову, назначеннуюс 1783 г. директором Академии наук. Дашковой ода понравилась, и, когда в мае1783 г. было предпринято издание «Собеседника» (Козодавлев стал редакторомжурнала), решено было открыть первый номер «Фелицей». Издание «Собеседника»было обусловлено политическими событиями начала 1780-х гг., усилением борьбыЕкатерины с дворянской оппозицией, стремлением императрицы «использоватьжурналистику в качестве средства воздействия на умы, в качестве аппарата дляраспространения благоприятных для нее истолкований явлений внутриполитическойжизни страны».[2] Одной из идей, настойчивопроводившихся Екатериной в огромных «Записках касательно российской истории»,была отмеченная еще Добролюбовым мысль о том, что государь «никогда не являетсявиною междоусобий, но всегда решителем распрей, миротворцем князей, защитникомправого, если только он следует внушениям собственного сердца. Как скоро онделает несправедливость, которую нельзя скрыть или оправдать, то вся винаслагается на злых советчиков, всего чаще на бояр и на духовенство».[3]Поэтому «Фелица», панегирически изображавшая Екатерину и сатирически — еевельмож, пришлась на руку правительству, понравилась Екатерине. Державинполучил в подарок от императрицы золотую табакерку с 500 червонцев и был личнопредставлен ей. Высокие достоинства оды принесли ей успех в кругах наиболеепередовых современников, широкую по тому времени популярность. А.Н. Радищев,например, писал: «Преложи многие строфы из оды к Фелице, а особливо, где мурзаописывает сам себя, без стихов останется почти та же поэзия» (Полн. собр. соч.,т. 2, 1941, стр.217). «У каждого, умеющего читать по-русски, очутилась она вруках», — свидетельствовал Козодавлев.[4] Само имя «Фелица»Державин взял из «Сказки о царевиче Хлоре», написанной Екатериной II для своеговнука Александра (1781). «Мурзой именовал себя автор потому,… что произошелон от татарского племени; а императрицу — Фелицею и киргизскою царевною длятого, что покойная императрица сочинила сказку под именем Царевича Хлора,которого Фелица, то есть богиня блаженства, сопровождала на гору, где роза безшипов цветет, и что, автор имел свои деревни в Оренбургской губернии всоседстве от киргизской орды, которая в подданстве не числилась». В рукописи1795 г. толкование имени «Фелица» несколько иное: «премудрость, благодать,добродетель».[5] Имя это образованоЕкатериной от латинских слов «felix» — «счастливый», «felicitas» — «счастье».
Меняменя твой сын препровождает. В сказке Екатерины Фелица дала в проводникицаревичу Хлору своего сына Рассудок.
Мурзамтвоим не подражая— т. е. придворным, вельможам. Слово «мурза» употребляетДержавин в двух планах. Когда мурза говорит о Фелице, то под мурзойподразумевается автор оды. Когда он говорит как бы о самом себе, тогда мурза —собирательный образ вельможи-придворного. Читаешь, пишешь пред налоем. Державинимеет в виду законодательную деятельность императрицы. Налой (устар.,простореч.), точнее «аналой» (церк.) — высокий столик с покатым верхом, накоторый в церкви кладут иконы или книги. Здесь употреблено в смысле «столик»,«конторка». Коня парнаска не седлаешь. Екатерина не умела писать стихов. Арии истихи для ее литературных сочинений писали ее статс-секретари Елагин,Храповицкий и др. Парнасский конь — Пегас. К духам в собранье не въезжаешь, Неходишь с трона на Восток — т. е. не посещаешь масонских лож, собраний.Екатерина называла масонов «сектой духов».[6] «Востоками» называлисьиногда масонские ложи Масоны в 80-х гг. XVIII в. — члены организаций («лож»),исповедовавших мистико-моралистическое учение и находившихся в оппозицииекатерининскому правительству. Масонство разделялось на различные течения. Кодному из них, иллюминатству, принадлежал ряд руководителей Французскойреволюции 1789 г. В России так называемые «московские мартинисты» (крупнейшимииз них в 1780-е гг. были Н. И. Новиков, замечательный русский просветитель,писатель и книгоиздатель, его помощники по издательскому, делу И. В. Лопухин,С. И. Гамалея и др.) были особенно враждебно настроены по отношению кимператрице. Они считали ее захватчицей престола и желали видеть на троне«законного государя» — наследника престола Павла Петровича, сына свергнутого спрестола Екатериной императора Петра III. Павел, пока ему было это выгодно,весьма сочувственно относился к «мартинистам» (по некоторым свидетельствам, ондаже придерживался их учения). Особенно активизировались масоны с середины1780-х гг., и Екатерина сочиняет три комедии: «Шаман сибирский», «Обманщик» и«Обольщенный», пишет «Тайну противо-нелепого общества» — пародию на масонскийустав. Но разгромить московское масонство ей удалось только в 1789—1793 гг. припомощи полицейских мер.
Ая, проспавши до полудни и т. д. «Относится к прихотливому нраву князяПотемкина, как и все три нижеследующие куплеты, который то собирался на войну,то упражнялся в нарядах, в пирах и всякого рода роскошах». Цуг — упряжка вчетыре или шесть лошадей попарно. Право езды цугом было привилегией высшегодворянства.
Лечуна резвом бегуне. Это относится также к Потемкину, но «более к гр. Ал. Гр.Орлову, который был охотник до скачки лошадиной». На конных заводах Орлова быловыведено несколько новых пород лошадей, из которых наиболее известна породазнаменитых «орловских рысаков».
Иликулачными бойцами — также относится к А.Г. Орлову. И забавляюсь лаем псов —относится к П. И. Панину, который любил псовую охоту.
Я тешусь по ночам рогами и т. д. «Относитсяк Семену Кирилловичу Нарышкину, бывшему тогда егермейстером, который первыйзавел роговую музыку». Роговая музыка — оркестр, состоящий из крепостныхмузыкантов, в котором из каждого рога можно извлечь только одну ноту, а всевместе являются как бы одним инструментом. Прогулки знатных вельмож по Неве всопровождении рогового оркестра были распространенным явлением в XVIII в. Иль,сидя дома, я прокажу. «Сей куплет относится вообще до старинных обычаев и забаврусских» Полкана и Бову читаю. «Относится до кн. Вяземского, любившего читатьроманы (которые часто автор, служа у него в команде, перед ним читывал, ислучалось, что тот и другой дремали и не понимали ничего) — Полкана и Бову иизвестные старинные русские повести» Державин имеет в виду переводной роман оБове, который позднее превратился в русскую сказку. Но всякий человек есть ложь— цитата из Псалтыри, из 115 псалма.
Междулентяем и брюзгой. Лентяг и Брюзга — персонажи сказки о царевиче Хлоре.«Сколько известно, разумела она под первым кн. Потемкина, а под другим кн.Вяземского, потому что первый, как выше сказано, вел ленивую и роскошную жизнь,а второй часто брюзжал, когда у него, как управляющего казной, денег требовали».
ДеляХаос на сферы стройно и т. д. — намек на учреждение губерний. В 1775 г.Екатерина издала «Учреждение о губерниях»,— согласно которому вся Россия быларазделена на губернии.
Чтоотреклась и мудрой слыть. Екатерина II с наигранной скромностью отклонила отсебя титулы «Великой», «Премудрой», «Матери отечества», которые были поднесеныей в 1767 г. Сенатом и Комиссией по выработке проекта нового уложения; так жеона поступила и в 1779 г., когда петербургское дворянствопредложило принять ейтитул «Великой».
Изнать и мыслить позволяешь. В «Наказе» Екатерины II, составленном ею дляКомиссии по выработке проекта нового уложения и являвшемся компиляцией изсочинений Монтескье и других философов-просветителей XVIII в., действительноесть ряд статей, кратким изложением которых является эта строфа. Однако недаромПушкин назвал «Наказ» «лицемерным»: до нас дошло огромное количество «дел»людей, арестованных Тайной экспедицией именно по обвинению «в говорении»«неприличных», «поносных» и пр. слов по адресу императрицы, наследникапрестола, кн. Потемкина и пр. Почти все эти люди были жестоко пытаемы«кнутобойцей» Шешковским и сурово наказаны секретными судами.
Там можно пошептать вбеседах и т. д. и следующая строфа — изображение жестоких законов и нравов придворе императрицы Анны Иоанновны. Как отмечает Державин существовали законы,согласно которым два человека, перешептывавшиеся между собой, считалисьзлоумышленниками против императрицы или государства; не выпивший большогобокала вина, «за здравие царицы подносимого», уронивший нечаянно монету с ееизображением подозревались в злом умысле и попадали в Тайную канцелярию.Описка, поправка, подскабливание, ошибка в императорском титуле влекли за собойнаказание плетьми, равно как и перенос титула с одной строки на другую. Придворе широко распространены были грубые шутовские «забавы» вроде известнойсвадьбы князя Голицына, бывшего при дворе шутом, для которой был выстроен«ледяной дом»; титулованные шуты усаживались в лукошки и клохтали курицами и т.д. Ты пишешь в сказках поученьи. Екатерина II написала для своего внука, кроме«Сказки о царевиче Хлоре», «Сказку о царевиче Февее». Не делай ничего худого.«Наставление» Хлору, переложенное Державиным в стихи, находится в приложении к«Российской азбуке для обучения юношества чтению, напечатанной для общественныхшкол по высочайшему повелению», которая также была сочинена Екатериной длявнуков ее. Ланцетов средства — т. е. кровопролитие.
Тамерлан (Тимур, Тимурленг) —среднеазиатский полководец и завоеватель (1336—1405), отличавшийся крайнейжестокостью.
Которыйбрани усмирил и т. д. «Сей куплет относится на мирное тогдашнее время, поокончании первой турецкой войны (1768—1774 гг. — В. З.) в России процветавшее,когда многие человеколюбивые сделаны были императрицею учреждения, как то:воспитательный дом, больницы и прочие». Который даровал свободу и т. д.Державин перечисляет некоторые законы, изданные Екатериной II, которые быливыгодны дворянам-помещикам и купцам: она подтвердила данное Петром III дворянамразрешение совершать заграничные путешествия; разрешила помещикам разрабатыватьрудные месторождения в их владениях в собственную пользу; сняла запрещениерубить лес на своих землях без контроля власти; «позволила свободное плаваниепо морям и рекам для торговли» и т. д.[7]3. А.Н. Радищев«Вольность»
Тыхочешь знать: кто я? что я? куда я еду?
Ятот же, что и был и буду весь мой век:
Нескот, не дерево, не раб, но человек!
Дорогупроложить, где не бывало следу
Дляборзых смельчаков и в прозе и в стихах,
Чувствительнымсердцам и истине я в страх
Вострог Илимский еду. Январь — июль 1791
Ода«Вольность» великого русского революционного просветителя — одно изпроизведений, наиболее часто встречающихся в списках вольной поэзии с концаXVIII и до 1830-х годов.
Одас особенной яростью преследовалась цензурой: обнаружение ее властями, даже прислучайных обстоятельствах, сулило серьезные репрессии.
«В основе сюжета „Вольности" лежатобщепросветительские теории естественного права и общественного договора,переосмысленные Радищевым в революционном духе». (3ападов В. А. Поэзия А.H.Радищева // Радищев А.Н. Стихотворения. Л., 1975. С. 26).
Ода подытожила эволюцию русской передовойполитической мысли накануне французской буржуазной революции. В дальнейшем онаоказала огромное влияние на формирование идеологии дворянских революционеров.Оценивая влияние Радищева, Герцен в 1858 году заметил, что о чем бы Радищев «ниписал, так и слышишь знакомую струну, которую мы привыкли слышать и в первыхстихотворениях Пушкина, и в „Думах" Рылеева, и в собственном нашем сердце».Ода «Вольность» не утратила своего значения и для революционных демократов1860-х годов, но упоминаться могла только обиняками.[8]Тираноборческий пафос и призыв к революции, которая должна смести власть царей,определили постоянное, глубокое влияние оды.
Слово «вольность» в лексиконе XVIII векаозначала означало независимость, политическую свободу и имело некотороесмысловое отличие от слова «свобода»: именно «Вольность» — заглавие пушкинскойоды 1817 года. Позднее этот оттенок стерся, и Некрасов в 1877 году имея в видуэту оду Пушкина, назвал ее «Свобода».
Семистишие «Ты хочешь знать: кто я? что я?куда я еду...» тоже часто встречается в ходивших по рукам списках начиная с1820-х годов.[9]
Заключение
Таким образом, влитературе 18 века существовало два течения: классицизм и сентиментализм. Идеалписателей-классицистов — гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благоотечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться собщественными пороками, со всеми проявлениями " злонравия и тирании" Такомучеловеку необходимо отказаться от стремления к личному счастью, подчинить своичувства долгу. Сентименталисты все подчиняли чувствам, всевозможным оттенкамнастроений. Язык их произведений становится подчеркнуто эмоциональным. Героипроизведений — представители средних и низших классов. С восемнадцатого веканачинается процесс демократизации литературы.
И снова российскаядействительность вторглась в мир литературы и показала, что только в единствеобщего и личного, причем при подчинении личного общему, может состоятьсягражданин и человек. Но в поэзии конца XVIII века понятие «русскийчеловек» отождествлялась лишь с понятием «русский дворянин».Державин и другие поэты и писатели 18 века сделали только первый шаг впонимании национального характера, показав дворянина и на службе Отечеству, и вдомашней обстановке. Цельность и полнота внутренней жизни человека еще не былираскрыты.
Список литературы
1. БерковП.Н. История русской журналистики XVIII в. М. — Л., 1952. — 656 с.
2. ГерценА.И. Предисловие к книге «О повреждении нравов в России» князя М. Щербатова и«Путешествие» А. Радищева // Собр. соч. М., 1958. Т. 13. 296 с.
3. ДержавинГ.Р. Полное собрание стихотворений. Ленинград «Советский писатель» 1957. – 480с.
4. Н.А.Добролюбов. Сочинения, т. 1. Ленинград. – 1934. – 600 с.
5. 3ападовВ.А. Поэзия А.H. Радищева // Радищев А. Н. Стихотворения. Л., 1975. – 122 с.
6. Историярусской литературы / под ред. Д.С. Лихачева, П. Макогоненко. — Л., 1999. – 318с.
7. Ломоносов М.В.Полное собрание сочинений. – М., 1955. – т 4, с 165.
8. НекрасовН.А. Автобиографические записи, Из дневника // Полн. собр. соч. и писем. М.,1953. Т. 12. – 534 с.
9. Русскиепоэты. Антология русской поэзии в 6-ти т. Москва: Детская литература, 1996. –346 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.