Муниципальное общеобразовательноеучреждение
средняя общеобразовательная школа№56
Реферат
Художественный миррассказов Андрея Платоновича Платонова
Выполнил:Митькина Елена,
ученица8 «В» класса
Проверил:Ревнивцева О. В.
Промышленная 2010
Содержание
Введение
Основная часть «Художественный миррассказов А. Платонова»
Заключение
Список литературы
Введение
Предлагаемая работапосвящена художественному миру рассказов Андрея Платонова. Стоит отметить, чтоона представляет из себя только попытку анализа некоторых, наиболеезаинтересовавших автора художественных особенностей нескольких рассказовписателя, а именно: «Возвращение», «В прекрасном и яростном мире», «Фро»,«Юшка», «Корова». Названная тема была вызвана неслучайно. Кроме того, что самирассказы Платонова, их форма и содержание очень необычные и интересны дляанализа, существует ещё несколько причин выбора тема для исследования.
Во-первых, данная темапредставляется достаточно сложной, дискуссионной. Исследователи творчестваписателя по-разному оценивают его произведения, они непросты для изучения.
Во-вторых, изучениехудожественного мира А. Платонова до сих пор является актуальной проблемойотечественного литературоведения, ведь его произведения большей частью сталидоступны читателю только в последние 20 лет. Несомненна также и актуальностьпроблем, поднимаемых писателем в его рассказах – это так называемые «вечные»проблемы.
Цель работы – анализхудожественного мира вышеперечисленных рассказов А. Платонова.
Задачи:
— определить основныепроблемы рассказов писателя;
— описать наиболееяркие художественные особенности указанных произведений.
При подготовке работыбыла использована различная литература: как школьные учебники, так и отдельныестатьи, посвящённые творчеству А. Платонова, опубликованные в различныхпериодических изданиях.
Основная часть«Художественный мир рассказов А. Платонова»
Книги следует писать –каждую, как единственную, не оставляя надежды в читателе, что новую, будущуюкнигу автор напишет лучше! (А. Платонов)
Андрей Платоновстремился материализовать в рассказах духовные понятия, спасительная ценностькоторых никогда не подвергалась сомнению; форму для художественных произведенийон использовал для проповеди немногих, основных, бесспорных истин, издревлесопутствующих человеку в его нелёгком историческом пути, — истин, постоянноосвежаемых историей и людскими судьбами.
Проза Платоновазатрагивала самые сокровенные чувства и мысли человека, те, до которых человекнеминуемо доходит самостоятельно в грозных обстоятельствах и которые служат емуодновременно и утешением в судьбе, и надеждой, и правом поступать именно так, ане иначе.
Удивительно, хотя инемногословно, описывает он природу. Из природных стихий Андрей Платоновичлюбил ливневую грозу, кинжально сверкающие во мраке молнии, сопровождаемыемощными раскатами грома. Классические образцы мятежной пейзажной живописипредставил он в рассказе «В прекрасном и яростном мире». После очистительнодействующей ливневой грозы, в ярости смывающей бесплодный прах пыли с деревьев,трав, дорог и церковных куполов, мир представал обновлённым, торжественным ивеличественным, словно заново возвращалось в него лучшее из утраченного отсотворения света. По образной пластике и эмоциональному накалу в прозеПлатонова трудно найти другие картины природы, которые превосходили бы его жеописания грозы. Жалящие мрак лезвия молний с наплывающими на темноту грозовымиразломами – состояние, отвечающее внутреннему укладу писателя, его пониманиюисторического процесса, очищающегося от скверны в яростных мгновенияхдействительности, в которых истребляется зло и увеличивается накопление добра вмире.
Одна из важнейших дляписателя проблем – семья, домашний очаг, дети в семье. Когда в 1943 годуПлатонов вернулся в родные края, город встретил его развалинами, гарью и пепломдомашних очагов. Стоя на родном пепелище, Андрей Платонович думал о народе иРодине, которые начинаются с матери и ребёнка, самых дорогих существ, сдомашнего очага, «священного места человека», с любви и верности в семье – безних не бывает ни человека, ни солдата. «Народ же и государство ради своегоспасения, ради военной мощи должны постоянно заботиться о семье, как оначальном очаге национальной культуры, первоисточнике военной силы, — о семье иобо всём, что материально скрепляет её: о жилище семьи, о родном материальном месте.Здесь не пустяки, а очень нежное – материальные предметы могут быть священными,и тогда они питают и возбуждают дух человека,. Я помню армяк деда,сохранявшийся в нашей семье восемьдесят лет; мой дед был николаевским солдатом,погибшим на войне, и я трогал и даже нюхал его старый армяк, с наслаждениемпередаваясь своему живому воображению о геройском деде. Возможно, что этасемейная реликвия была одной из причин, по которой я стал солдатом. Малыми,незаметными причинами может возбуждаться большой дух.» («Размышление офицера»)Эти же мысли развиваются и во многих других рассказах А. Платонова: их можноуловить в таких разных на первый взгляд произведениях, как «Возвращение»,«Корова», «Юшка» и многих других. Так же мысль о ценности семейного очага, о егоприоритете над всеми личными амбициями, о «святости» детства и великойответственности отца за судьбу своих детей звучит и в финале рассказа«Возвращение», когда главный герой, Иванов, видит бегущих вслед за поездом, накотором он уезжает, своих сына и дочь: «Иванов закрыл глаза, не желая видеть ичувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко унего стало в груди, будто сердце, заключённое и томившееся в нём, билось долгои напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив всёего существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг всё, что знал прежде, гораздоточнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преградусамолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся её обнажившимся сердцем.»
Из семьи человеквыходит в рабочий коллектив – школа верности и любви обогащается здесь – черезистинную культуру труда – чувствами долга и чести. «У нас в стране звеновоспитания человека было сильным местом, и в том заключается одна из причин отвагии стойкости наших войнов. Наконец, общество – семейные, политические,производственные и другие связи, основанные на дружбе, симпатиях, интересах,взглядах; а за обществом простирается океан народа, «общее отцовство», понятиекоторого для нас священно, потому что отсюда начинается наше служение. Солдатслужит лишь всему народу, но не части его – ни себе, ни семейству, и солдатумирает за нетленность всего своего народа».
«В них, в этих звеньях,в их добром действии, — считал Платонов, — скрыта тайна бессмертия народа, тоесть сила его непобедимости, его устойчивости против смерти, против зла иразложения».
«Трудящийся человекищет и обязательно находит выход не только своей судьбы, но и судьбы народов,государства… Трудящийся человек всегда имеет «секретные» резервы и средствадуха для спасения жизни от истребления» (А. Платонов) Как ни у какого другогописателя, пожалуй, раскрывается у Платонова тема труда трудящегося человека –она присутствует, пожалуй, во всех исследуемых нами рассказах.
Его творческая манераоснована на многих особенностях, из которых важно отметить такие, каксимволичность образов, описаний, целых сюжетных сцен; преобладание диалогов имонологов-размышлений героев над действием (так как подлинное действиепроизведений Платонова – в поиске смысла человеческого существования);шероховатость, «неправильность» языка, особые, характерные для народной речиупрощения – кажется, что слово как бы рождается заново мучительным трудомпростого человека. В пример можно привести цитаты из любого рассказа, например,«В прекрасном и яростном мире»: «работа грозы», «заскучал от меня, как отглупца», «сел на стул в усталости», «ощущение машины было блаженством» имногие, многие другие. Или из рассказа «Корова»: «чтобы всем… была от меняпольза и хорошо», «отдавала силу в молоко и работу» и т.п. Проза Платоновапереполнена неологизмами, канцеляризмами, различными «казёнными» оборотами. Ещёв 20 – 30-е годы многие говорили о странном пафосе письма писателя – о героях,неожиданных, оборванных финалах, о невозможности пересказать произведение наоснове логики событий, отражённых в нём, не опираясь на логику героев. Этиособенности и в настоящее время поражают читателей.
Безусловно, вызываетвосхищение мощный художественный дар писателя – плотность повествования,универсальность обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальная свобода в языковойстихии русского языка, способного выразить даже мучительную немоту мира ичеловека.
Пожалуй, ни у одного изписателей XX века трагическая исмеховая традиции национальной культуры не стянуты в такое нерасторжимоеединство, как у Платонова. В диалогах его героев искрится юмор народного языка.Этот юмор переваривает глобальные мировоззренческие системы XXвека,превращая их в отработанный шлак. Герой Платонова может «валять дурака», приэтом задавая прежде всего новый взгляд под знакомые предметы и явления.
Юмор – в самом языке, всведении совершенно различных лексических и синтаксических его пластов:высокого и низкого, бытового и публицистического или канцелярского стиля. ГероиПлатонова боятся говорить, ибо, как только они прерывают более естественное дляних молчание, они сразу попадают в стихию шутовского сказа, гротеска,перевёрнутости и абсурда, спутанности причин и следствий. Наложение комизмасюжета на комизм языка производит двойной эффект. Нам не только смешно и жалко,но чаще – страшно, больно от этой логики, выражающей творящийся абсурд,фантастичность самой жизни.
Платоновскоеповествование практически лишено метафоричности, присущих «традиционному» стилюсравнений. Платонов, скорее, использует приём «деметафоризации» и метонимическиеконструкции. Каждая из единиц текста построена по законам целого, как бысверхсмысла. Достигается эта цельность разными способами. Например, соединениемсемантически несовместимых единиц, передачей синкретизма восприятия героя,когда в его сознании сливаются конкретно-вещественное и отвлечённое. Любимаясинтаксическая конструкция Платонова – сложноподчинённое предложение сизбыточным употреблением союзов «потому что», «чтобы», «так как», «дабы»,фиксирующих причины, цели, условия того образа мира, который создаётся всознании героя. («Когда она сидела, сторож плакал по ней и ходил к начальствупросить, чтоб её выпустили, а она жила до ареста с одним полюбовником, которыйрассказал ей… про своё мошенничество, а потом испугался и хотел погубить её,чтоб не было ему свидетеля.» («Фро»)
Не раз предпринималисьпопытки дать определение стиля и языка платоновских произведений. Его называлиреалистом, социалистическим реалистом, сюрреалистом, постмодернистом, утопистоми антиутопистом… И действительно, в мире, воссозданном в творчестве Платонова,можно найти черты самых разных стилей, поэтик, идеологических систем. Структуракаждой единицы повествования и текста в целом подчинена двойной задаче:во-первых, дать конкретные проявления существующего мира (реальный планповествования), во-вторых, выразить то, чему должно быть (идеальный план). Ихудожник творит перед нами новый космос «прекрасного и яростного мира», ненуждающегося в чужом вмешательстве, многоликий, самоцветный. Поэтому и язык,слово Платонова – такая же самоцветная, живая стихия, как будто бы не знающаяфильтров «окультуривания», «нормативности». Неудивительно, что его проза тактрудно, медленно читается. Мы останавливаемся перед фразой Платонова: онакажется неправильной, мы чувствуем в ней вязкость, первородность каждого слова,живущего своей жизнью, всматривающегося в мир вокруг и заставляющего нас,читателей, на «проскакивать фразу», а просматривать и разгадывать её, в ней непривычноуправляются и соединяются слова, части предложений. Нам хочется порой выправитьфразу или забыть её: компрессия смысла такова, что метафоры возникают в нашемсознании как физиологические или психологические реакции – боли, жалости,сострадание ко всему миру, ко всей жизни в её мелочах и подробностях.
Остановимся на наиболееярких, на наш взгляд, проблемах, поднимаемых в изученных нами рассказах.
Одно из наиболее яркихпроявлений любви к ближнему в литературе Платонова выражено в изображенииусыновления (удочерения) чужих детей. Герои его рассказов одиноки, исобственная жизнь их многострадальна.
Ефим Дмитриевич,прозванный Юшкой (из одноимённого рассказа), тоже одинок, и мы не знаем, былали у него когда-нибудь семья. Его приёмная дочь – сирота. «Я сиротой была, аЕфим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал вшколу с пансионом… Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги навесь год, чтобы я жила и училась».
Деньги эти Юшка копил,отказывая себе буквально во всём. «он работал в кузнице… подручным помощником углавного кузнеца… жил на квартире у хозяина кузницы… Хозяин кормил его заработу хлебом, кашей и щами, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он долженбыл их покупать на своё жалованье – семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. НоЮшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годыодну и ту же без смены…».
Такой ценой доставалисьЮшке деньги, которые он полностью отдавал, чтобы «жила и училась» его приёмнаядочь, с которой он виделся всего один раз в год, преодолевая пешком большоерасстояние. Юшка удочерил девочку, потому что он не представлял себе жизньиначе, как любовь и взаимопомощь. Поэтому, когда дети издевались над ним, онрадовался. «Он знал, от чего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, чтодети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и незнают, что делать для любви, и поэтому теряют его».
Когда взрослые, вымещаяна нём своё горе и обиду, били его, он долго лежал в пыли на дороге, а очнувшись,говорил: «Меня… народ любит!» Когда дочь кузнеца, насмотревшись на егозлоключения, говорила: «Лучше бы ты умер, Юшка… Зачем ты живёшь?», — «Юшкаглядел на неё с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родилсяжить.»
Всё живое должно жить.Человек рождается для того, чтобы жить им помогать жить другим. Таковажизненная философия Юшки, которую он выражал своим существованием. Поэтому Юшкаи удочерил сироту, и отдавал на её воспитание и обучение все свои деньги, чтобыона жила. Поэтому так любил Юшка природу.
«Уйдя далеко, где былововсе безлюдно, Юшка не скрывал своей любви к живым существам. Он склонялся кземле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились отего дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков,которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без нихосиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечикииздавали в траве весёлые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудьего входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом».
Родная земля, роднойлес, родное озеро, родной человек… Для Юшки всё живое было родным и нужным.Нужным для жизни маленькой девочки – сиротки, маленького кузнечика, маленькогоцветка, потому что они все вместе и есть жизнь, и им всем нельзя друг бездруга. Поэтому и она сам, будучи частью той жизни, был нужен для других.
«Я жить родителямипоставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без менятоже, значит, нельзя… мы все равны».
Удочерение Юшкой чужогоребёнка – это причастность ко всему живому, взаимное с маленькими существамисамоутверждение: «Я тоже всему свету нужен».
Если обратить вниманиена приёмную дочь Юшки в рассказе, то можно увидеть, как отражается влияниеудочерения на её судьбе.
Направление всейдальнейшей жизни девушки-врача определено благодаря её приёмному отцу. «Оназнала, чем болеет Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда,чтобы лечить того, кто её любил больше всего на свете и кого она сама любилавсем теплом и светом своего сердца…
С тех пор прошло многовремени.
Девушка-врач осталасьнавсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, онаходила по домам, где были туберкулёзные больные, и ни с кого не брала платы засвой труд».
Интересно остановитьсяна некоторых особенностях и проблемах рассказа «В прекрасном и яростном мире».
Его главный героймашинист Мальцев – талантливейший умелец. Автор рассказывает нам историю о том,как молодому машинисту не удалось даже приблизиться к тому совершенномуискусству управления машиной, которой обладал Мальцев. В данном случае контрастподчёркивает не только виртуозное мастерство управления машиной. Мальцевпо-настоящему влюблён в машину и потому не верит что кто-то может также любитьи чувствовать её, как он сам. «Он вёл состав с отважной уверенностью великогомастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешниймир в своё внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним». Мальцев какбы сливается с тем живым организмом, каким ему представляется паровоз. Онсловно музыкант-профессионал, которому не обязательно видеть ноты, чтобыиграть. Мальцев чувствует машину всем телом, ощущает её дыхание. Но не толькомашину. Герой чувствует и видит не только паровоз, но ещё и лес, воздух, птиц имногое другое. Мальцев ощущает тот самый мир, который включает и его самого, иприроду, и машину. Именно по этому поводу звучит фраза писателя о «прекрасном ияростном мире», в котором царит мастер-виртуоз. Но Мальцев, потеряв зрение, неоставляет паровоз.
Но почему Мальцева непонимает следователь? Ослеп ли этот человек в действительности?
Фигура следователя иего роковая ошибка введены писателем в сюжет для того, чтобы показать,насколько сознание обычного человека, призванного вершить судьбы людей,неспособно воспринять особые чувства и ощущения, которые испытывает герой.Итак, ослеп ли Мальцев? В разговоре машиниста с героем-рассказчиком нашевнимание сразу же приковывает фраза: «Я не знал, что я ослеп… Когда я ведумашину, я всегда вижу свет…» Это кажется странным, поскольку мы знаем онаблюдательности Мальцева, о его особом и остром зрении. Но оказывается, чтогерой погружен в собственный мир, где существует только он, машина и природа,где нет светофоров, помощника, кочегара. Разве можно объяснить это следователю?Мы видим, что старый машинист живёт в своём, почти недоступном для окружающихмире, в который не пускает даже помощника.
Здесь возникает ещёодно лицо мира, которое редко изображается писателями вообще, а ужпоэтами-романтиками XIX века вособенности. Всегда природа казалась прекрасной, недостижимо идеальной,особенно когда писатели сравнивали её с миром людей. А в каком соотношениинаходятся эти миры у Платонова? Только ли прекрасен и идеален природный мир врассказе? Конечно, нет. Природы предстаёт прекрасной стихией, которая по духу исодержанию враждебна человеку. Особенно тому, кто обладает даром противостоятьей. Платоновский герой борется с природной стихией и стихией собственногоубожества. Он пытается подчинить себе природу, регулировать её, подобно тому,как управляет паровозом. Но именно красота этой борьбы, ощущение себя равнымприродной стихии наполняет содержанием жизнь и сознание персонажа рассказаАндрея Платонова. «Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защитыпротив действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростногомира».
Платонов называет мир«прекрасным» и «яростным». Что стоит в рассказе за этими определениями?Прекрасный – несущий красоту природы, радость творчества. Яростный –стремящийся не допустить власти человека над собой, ополчающийся на самыхталантливых.
Многие из любимыхмыслей Платонова отражены в рассказе «Фро».
Его очарование нетолько в «увлечении чувством жизни» героев рассказа, в чрезвычайно полноразвёрнутом «самовыражении» его трёх основных героев. Все прежние, знакомыеплатоновские характеры собраны в рассказе воедино, совмещены в естественной,органичной обстановке. Каждый из них – фанатик своей «идеи», доводящийпоклонение ей до полного растворения характера, до односторонности. И вместе стем эти односторонне развившиеся, далёкие от всесторонней одарённости людикрайне близки друг другу, образуют чудесное содружество.
Старик машинист НефедСтепанович с его трогательной надеждой на вызов в депо. Он ходит вечерами набугор, чтобы смотреть на машины, «жить сочувствием и воображением», а затемимитировать усталость, обсуждать вымышленные аварии и даже… просить у дочериФроси вазелина для смазки якобы натруженных рук. Эта игра в работу, продолжениеактивной жизни позволяют Платонову заглянуть во всю предшествующую жизнь героя,как и в его железный сундучок, где всегда лежал и хлеб, и лук, и кусок сахара.Эта жизнь всерьёз, по-настоящему, — и работа, и усталые руки.
Фёдор – муж Фроси –словно повторяет путь одержимых технической идеей героев рассказа «В прекрасноми яростном мире». Он умчался на Дальний Восток настраивать и пускать в работунекие таинственные электрические машины, ограничив тем самым и себя, ивозможность Фроси раскрыть все силы своей натуры в любви, заботе о нём.
Действительный центрвсей группы, все картины – «Ассоль из Моршанска» — жена Фёдора Фрося, с еёнетерпеливым ожиданием счастья в настоящем, любви к ближнему человеку.
Платонов не побоялсявнести в характер и поведение Фроси какие-то мотивы чеховского рассказа«Душечка». Фрося стремится жить подражанием мужу, фанатику технических идей,начинает забивать себе голову «микрофарадами», «релейными упряжками»,«контакторами», она искренне и наивно верит, что если между ней и мужем будет«третий», скажем диаграмма резонанса токов, то воцарится полнейшая гармонияинтересов и чувств в семье.
Любовь – смысл жизнидля Фро. При кажущейся «узости» её стремлений, мещанской ограниченности инаивности – этого боится и героиня! – обнаруживается вдруг её редкое душевноебогатство. Смешная, печальная, живущая почти инстинктом любви, продолжения родачеловеческого, Фро рождает неожиданный вопрос: не есть ли любовь сама жизнь,бьющаяся о все преграды, но находящая всё-таки возможность для бесконечногоразвития?
сюжетная творческая писательплатонов
Заключение
В заключении работыхотелось бы сформулировать выводы, к которым мы пришли. Они заключаются в том,что, во-первых, рассказы Платонова посвящены многим «вечным» темам в литературе– таким как семья, дети, любовь, труд, совесть, добро и зло, природа, отношениямежду людьми; во-вторых, язык и стиль произведений писателя вообще и рассказов,в частности, оригинален и обладает особенностей, о которых шла речь в основнойчасти работы.
Подводя итоги, можносказать, что задачи, поставленные в начале работы (определить основные проблемырассказов писателя; описать наиболее яркие художественные особенности указанныхпроизведений) выполнены. Таким образом, достигнута цель исследования – сделанапопытка анализа некоторых особенностей художественного мира рассказов А.Платонова.
Список литературы
1) Васильев В. «Я наступал..» Военнаяпроза Андрея Платонова || Литература,1997, №10.
2) Золотарёва И. В., Крысова Т. А.Поурочные разработки по литературе. 8 класс – Москва, 2004.
3) Кутузов А. Г. В мире литературы. 8класс – Москва, 2006.
4) Русская литература XXвека.11 класс. Под общей редакцией В. В. Агеносова – Москва, 1997.
5) Русская литература XXвека.11 класс. Под редакцией В. П. Журавлёва – Москва, 2006.
6) Турьянская Б. И., Холодкова Л. А.Литература в 8 классе – Москва, 1999.
7) Турьянская Б.И. Материалы к урокамлитературы в 8 классе – Москва, 1995.
8) Шуравлёв А. М. Причастность к жизни. ||Литература в школе, 2007, №12