Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Художественный образ в пространстве и времени поэзии И. Бродского

Оглавление
Введение. 2
1.Категории пространства и времени в лирике И. Бродского. 4
2.Пространство и вещь как философско-художественные образы… 6
3.Время как философско-художественный образ. 10
Заключение. 14
Списоклитературы… 15

/>Введение
Объект работы:
Творчество Иосифа Бродского.
Предмет исследования:
Художественный образ в пространстве и времени поэзии И.Бродского.
Цель:
Проанализировать произведения И.Бродского сквозь призму«пространственности», выявить «пространство и время как философско-художественныеобразы» в поэзии И.Бродского.
Задачи:
1. Выявить категории пространства и времени в лирикеИ.Бродского.
2. Изучить пространство и вещь какфилософско-художественные образы.
3. Исследовать время как философско-художественный образ.
Актуальность работы:
Понятия «художественного пространства» и«философско-художественного образа» недостаточно глубоко исследуются в курсешкольной программы.
Методы исследования:
1. Аналитический:
2. Структурно – семиотический
3. Мотивный анализ
Область применения исследования:
Результаты исследования могут быть использованы на урокахлитературы в курсе школьной программы при изучении творчества И.Бродского.
Иосиф Бродский (1940-1996), поэт,переводчик, прозаик, драматург, относится к тем русским поэтам, которыевынуждены были в начале семидесятых годов эмигрировать за рубеж. Советскойцензуре не нравилось, что Бродский не пишет стихов, прославляющихсоциалистический строй в России. Жизнь Бродского богата драматическими событиями,неожиданными поворотами, мучительными поисками своего места.
В основном все свои стихи Бродский написал в эмиграции. Итолько в 1990 году они были опубликованы в России, когда автор уже сталлауреатом Нобелевской премии.
Бродский являлся не только признанным лидеромрусскоязычных поэтов, но и одной из самых значительные фигур в современноймировой поэзии, его произведения переводятся на все основные языки мира.
Стихи этого поэта отличаются многообразием поэтическихинтонаций. Долгая жизнь за границей оставила глубокий след в его творчестве. Вчастности, большое влияние на его творчество оказали традиции английскойметафизической (философской) поэзии. Почти все стихи Бродского — это краткиефилософские откровения.
 

1. Категории пространства и времени в лирике И.Бродского
Категории пространства и времени принадлежат к числунаиболее общих универсальных категорий культуры, а, следовательно, и литературы.
Пространство и время включает в себя весь комплекспроблем, связанных с жизнью художественного текста. Будучи ориентированным насоздание целостной модели мира, пространство и время содержит концептуальныемоменты мировосприятия автора и общие принципы преобразования их вхудожественную ткань текста.
Для обозначения связи пространства и времени в научной литературешироко используется термин «хронотоп». Его появление связывают с именемМ.Бахтина, который придавал понятию культурно-мировоззренческое значение.
Ученый определяет хронотоп как «слияние пространственныхи временных примет в осмысленном и конкретном целом». Смысловое содержаниепространства и времени взаимно выявляют друг друга так что «приметы временираскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряетсявременем. По мнению М.Бахтина, в хронотопе раскрывается не только временнаяреальность мира и культуры, но и сам человек, ибо его образ и тип в культуре вцелом «существенно хронотипичен». Литературно-поэтические образы, формально развертываясьво времени (как последовательность текста) своим содержанием воспроизводитпространственно-временную картину мира.
Эти категории являются определяющими и для философской лирикиИ.Бродского. На это указывает А.Ранчин, подчеркивая концептуальную связь междуинвариантными темами поэтического мира Бродского – отчуждение «Я» от мира, отвещного бытия и от самого себя, от своего дара, от слова – и «неизменнымиатрибутами этой темы – время и пространство как модусы бытия и постоянныйпредмет рефлексии лирического «Я».
В пространственно-временном строе лирики Бродскогопроявляется характерная для постмодернизма проекция нескольких временныхпластов на пространственную ось координат. События, происходившие в разныеисторические периоды воспринимаются одновременно и в настоящем, что создает эффектвневременности. Так, в «Конце прекрасной эпохи» доминируют темы завершенности,тупика, конца пространства и времени: «Грядущее настало, и оно переносимо…» ноздесь же появляется и тема запредельного существования, преодоления границы вовремени.
Последнее стихотворение цикла посвящено попытке (ипопытке удавшейся) преодоления пространственной границы – переходу границыимперии. Начинается оно словами: «Задумав перейти границу…», а заканчивается первымвпечатлением от нового мира, открывшегося за границей, — мира без горизонта:
… вставая навстречу
еловый гребень вместо горизонта.
Мир без горизонта – это мир без точки отсчета и точкиопоры.
Стихотворения первых эмигрантских лет пронизаны ощущениемзапредельности, в прямом смысле слова заграничности. Это существование в вакууме,в пустоте:
…Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря.
Вместо привычных характеристик пространства – времениздесь что-то чуждое и непонятное:
Перемена империи связана с гулом слов
с лобачевской суммой чужих углов,
в возрастанием исподволь шансов встречи
параллельных линий, обычной на полосе…
Для поэзии Бродского вообще характерно ораторское начало,обращение к определенному адресанту (ср. обилие «последний», «писем» и т.д.). Однакоесли первоначально Бродский стремился фиксировать позицию автора, в то времякак местонахождение адресанта могло оставаться самым неопределенным (например:«Здесь, на земле…» («Разговор с небожителем»), «Когда ты вспомнишь обо мне / Вкраю чужом… («Пение без музыки»), то в зрелой лирике (сб. «Часть речи»)потратив, фиксируется, как правило, точка зрения адресанта, а местонахождениеавтора остается неопределенным, а подчас и неизвестным ему самому («Ниоткуда с любовью»).Особенно характерно в этом отношении стихотворение «Одиссей Телемаху» (1972),написанное от лица потерявшего память Одиссея:
…ведущая домой
дорога оказалось слишком длинной,
как будто Посейдон, пока мы там
теряли время, растянул пространство.
Мне неизвестно, где я нахожусь,
что передо мной.
/> 
2. Пространство и вещь как философско-художественныеобразы
Изучая пространство, Бродский оперирует не Эвклидовыми «Началами»,а геометрией Лобачевского, в которой, как известно, параллельным прямым некудадеться: они пересекаются.
И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
но раздвинутый мир должен где-то сужаться,
и тут, тут конец перспективы.
Пространство для поэта бесконечно, но это дурная,застывшая бесконечность, мумия. В этом самом «конкурсе перспективы» Бродскийнаходит лишь пустой триумф бессмысленной бесконечности, место без ориентиров, вкотором безразлично направление, в котором нет вектора.
Ты не услышишь ответ, если спросишь «куда»,
так как все стороны света сводятся к царству льда.
Пространство для Бродского – место пребывания вещей. Новещь ведет псевдожизнь: притворяется существующей, а поэт ее разоблачает,обнаруживая в предмете его отсутствие:
Стул состоит из чувства пустоты.
…………………………………….
стоит он в центре комнаты столь наг,
что многое притягивает глаз.
Далее стул становится похожим на персонаж с картиныБосха. Он одушевляется, но лишь для того, чтобы обнаружить иллюзорность своегобытия.
Но это только воздух. Между ног
коричневых, что важно – четырех,
лишь воздух, то есть, дай ему пинок,
скинь все с себя – как об стену горох.
Лишь воздух. Вас охватывает жуть.
Вам остается; в сущности, одно:
вскочив, его рывком перевернуть.
Но максимум, что обнаружится, — дно.
Фанера. Гвозди. Пыльные штыри.
Товар из вашей собственной ноздри.
Так выясняется, что вещь еще хуже пустоты – она лицемернеечистого пространства, вакуума, нуля.
Бродский наделяет вещь одним важным свойством –взаимодействием с пространством.
Вещь, помещенной будучи, как в Аш-
два-О, в пространство…
пространство жаждет вытеснить…
Таким образом, в конфликте Пространства и вещи ведьстановится активной стороной: Пространство стремится вещь поглотить, а вещь – еговытеснить. Однако, поглощаемая Пространством, вещь растворяется в нем. Цикл«Новый Жюль Верн» начинается экспозицией свойств Пространства: «Безупречная линиягоризонта, без какого-либо изъяна», которое сначала стирает индивидуальныеособенности попавшей в него вещи:
И только корабль не отличается от корабля.
Переваливаясь на волнах, корабль
выглядит одновременно как дерево и журавль,
из-под ног у которого ушла земля…
И, наконец, разрушает и полностью поглощает ее.Примечательно, что при этом само пространство продолжает «улучшаться» за счетпоглощаемы им вещей:
Горизонт улучшается. В воздухе соль и йод.
Вдалеке на волне покачивается какой-то безымянный
предмет.
Следует отметить, что главное в вещи – ее границы(например, окраска). Это граница обладает двойственной природой – будучиматериальной, она скрывает в себе чистую форму:
… Окраска
вещи на самом деле маска
бесконечности, жадной к деталям.
Если основное в вещи – ее границы, то и значение ее определяется,в первую очередь, отчетливостью ее контура, той «дырой в пейзаже», которую онапосле себя оставляет. Следовательно, мир – это арена непрерывного опустошения,пространство, сплошь составленное из дыр, оставленными исчезнувшими вещами. УБродского данная концепция перехода от материальной вещи к пустоте в пространстве,к чистым структурам соотносится с платоновским восхождением к абстрактнойформе, к идее.
Однако, несмотря на то, что философия Бродскогообнаруживает платоническую основу, по крайней мере в двух моментах она прямопротивопоставлена Платону. Первый из них связан с трактовкой категорий«порядок/беспорядок» «космос/хаос»; второй категорий «общее/частное».
В противоположность Платону, сущность бытия, поБродскому, проступает не в упорядоченности, а в беспорядке, не взакономерности, а в случайности.
Именно беспорядок достоин того, чтобы быть запечатленнымв памяти, («Помнишь свалку вещей…»); именно в бессмысленности проступают чертыбесконечности, вечности, абсолюта:
… смущать календари и числа
присутствием, лишенным смысла,
доказывая посторонним,
что жизнь – синоним
небытия и нарушенья правил.
Я, как мог, обессмертил
то, что не удержал.
Бессмертно то, что потеряно: небытие /«ничто»/ абсолютно.С другой стороны, трансформация вещи в абстрактную структуру связана не свосхождением к общему, а с усилением частного, индивидуального:
В этом и есть, видать,
роль материи во
времени – передать
все во власть ничего,
чтоб заселить верто-
град голубой мечты,
разменявши ничто
на собственные черты.

Так говорят «лишь ты»,
заглядывая в лицо.
«Сидя в тени»;
Только полностью перейдя «во власть ничего», вещьприобретает свою подлинную индивидуальность, становится личностью. Бродскогоинтересует мир вещей, каждая из которых ценна, в первую очередь, именно своейнеповторимой индивидуальностью, своей неповторимой индивидуальностью, своейслучайностью и, следовательно, необязательностью.
Здесь четко прослеживается одна из философем Бродского:наиболее реально не происходящее, даже не происшедшее, а то, что так и непроизошло. Именно на этом уровне возникает у Бродского образ переходаПространства во Время: «Ибо отсутствие пространства есть присутствие времени».«То, что так и не произошло» — подлинная жизнь, существует не в Пространстве, аво времени. К нему Бродский относится по-другому:
Время больше пространства.
Пространство – вещь.
Время же, в сущности, мысль о вещи.
Жизнь – форма времени…
/> 
3. Время как философско-художественный образ
Поэт свидетельствует, что пространство для негодействительно и меньше, и менее дорого, чем Время. Не потому, однако, что оно –вещь, тогда как Время есть мысль о вещи. Между вещью и мыслью всегдапредпочтительнее последнее.
Так устанавливается иерархия понятий, согласно которойвремя значительнее, но и дальше человека, безразличнее к нему. Припомнить себя человекудано только в Пространстве: предмет, краска, запах, жест… У безразличногоВремени человеческая память не может отвоевать и обжить хотя бы маленькийуголок пространства.
С точки зрения времени нет «тогда»
есть только «там»; и «там», напрягая взор,
память бродит по комнатам в сумерках, точно вор,
шаря в шкафах, роняя на пол роман,
запуская руку к себе в карман.
Время представляет собой переход границы бытия: «времясоздано смертью».
Что не знает Эвклид, что, сойдя на конус,
вещь обретает не ноль, но Хронос
Взгляд во Время – это взгляд вверх, вглубь Вселенной, всмерть.
Время есть мясо немой вселенной.
Там ничего не тикает. Даже выпав
из космического аппарата,
ничего не поймаете: ни фокстрота,
ни Ярославны, хоть на Путивль настроясь.
Вас убивает на внеземной орбите
отнюдь не отсутствие кислорода,
но избыток Времени в чистом, то есть –
без примеси вашей жизни виде.
В интервью Джону Глэду Иосиф Бродский сказал: «Болеевсего меня интересует – это время и тот эффект, какой оно оказывает начеловека, как оно его меняет, как обтачивает, т.е. это какое вот практическоевремя в его длительности. Это то, что происходит с человеком во время жизни,то, что время делает с человеком, как оно его трансформирует. С другой стороны,это всего лишь метафора того, что вообще время делает с пространством и миром».
Под действием времени происходит преображение человека ивсего мира:
Все, что мы звали личным,
что копили, греша,
время, считая лишним,
как прибой с голыша,
стачивает – то лаской,
то посредством резца –
чтобы кончить цикладской
вещью без черт лица.
Со временем вещь «теряет профиль» и, получив имя,
тотчас
становится немедля частью речи.
Слова «пожирают» не только вещи, но и человека, редуцируяего
до грамматической категории:
от всего человека вам остается часть
речи. Часть речи вообще. Часть речи.
Следуя этой логике, следующий шаг – «переход от слов кцифрам» к знаку вообще, к иероглифу:
… туда, годе стоит Стена.
На фоне ее человек уродлив и страшен, как иероглиф;
Как любые другие неразборчивые письмена.
Все эти топы свидетельствуют о глубокомысленной и опаснойигре поэта со Временем, увлекающей его в необозримое Ничто: «Трансформациячеловека в вещь, в иероглиф, в число – это есть вектор в Ничто», — объясняетБродский (85; 189). Этот выход в чистоту и абстракцию ведет к следующемуописанию человека:
слезою скулу серебря,
человек есть конец самого себя
И вдается во Время.
Когда наблюдение ведется «с точки зрения времени»,принятая человеком концепция мироздания оказывается несовершенной и требуетзамены принципа относительности, который поэт распространяет на все безисключения: «От всякой великой веры остаются, как правило, только мощи»; «отлица остается всего лишь профиль»; «от великой любви остается лишь равенствазнак».
Следовательно, время изнашивает, искажает, уродует и,наконец, вполне уничтожает не только вещи, предметы, человека, но и ценности, такиепонятия, как любовь, одиночество, вера, смерть. Да и на этом Время не останавливается,идет дальше: оно стирает даже собственные следы:
Время, текущее в отличие от воды
горизонтально от вторника до среды
в темноте там разглаживало бы морщины
и стирало бы собственные следы.
С точки зрения времени в мире существует только однасила, способная противостоять разрушительному началу, способная придатьпустоте, где «Время – вектор в Ничто», глубокий экзистенциальный смысл. Этасила – слово, которое может защитить поэта, верно служащего языку.
/> 

Заключение
Таким образом, философские мотивы Бродского: человека иБога, любви и ненависти, жизни и смерти, начала и конца, поданы в однойтональности, в одном ракурсе – «с точки зрения Времени». Для Бродского Времяобладает позитивными характеристиками. В противоположность статическомуПространству, оно освобождает из-под власти неподвижности; однако одновременноВремя и отчуждает «Я» от самого себя.
Традиционно Время стремится к расширению до вечности.Категория вечности входит по-разному: через прямые и опосредованныеисторические, библейские, мифологические реминисценции, аналогии с природнымвременем, путем снятия всякой маркировки времени.
Что касается художественного Пространства, то оносодержит тенденцию безграничного расширения до охвата всей земли, вселенной,мироздания. По сравнению с художественным временем его роль в раскрытии идеипроизведения вторична, но она аналогична роли Времени и с ней тесновзаимодействует.
В поэзии Бродского возрождаются философские традиции.Оригинальность его философской лирики проявляется не в рассмотрении той илииной проблемы, не в высказывании той или иной мысли, а в разработке особогостиля, основанного на парадоксальном сочетании крайней рассудочности, настремлении к чуть ли не математической точности выражения с максимальнонапряженной образностью.
Свою деятельность поэт сравнивает со строительствомВавилонской башни — башни слов, которая никогда не будет достроена. Втворчестве Бродского мы находим парадоксальное соединение экспериментаторства итрадиционности. Этот путь, как показала практика, не ведет к тупику, а находитсвоих новых приверженцев.
Ранняя смерть поэта прервала его жизненный путь, но непуть его поэзии к сердцам все новых и новых поклонников./>

Список литературы
1. Бродский И. Сочинение в пяти томах.- СПб: Пушкинский фонд, 1992-1999.
2. Иванов В. Бродский и метафизическая поэзия.// Звезда.-1997.-№1- С.194-199
3. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века.- М., 1999.-381с.
4. Уланов А. Параллельные миры Иосифа Бродского.// Иосиф Бродский:творчество, личность, судьба.- СПб, 1998.- С.113-115


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.