Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Философские взгляды Достоевского в повести "Записки из подполья"

Философские взгляды Ф.М.Достоевского в повести «Записки из подполья»
 
Творчество Ф.М. Достоевского- явление в русской литературе особенное. Он выразил нравственные и духовные исканиялюдей своего времени. Его герои – люди, которые страдают и мучительно ищутответы на вопросы, которые ставит перед ними жизнь.
Повесть «Записки изподполья» написана Достоевским в 1864г и занимает особое место в его творчестве.«Подполье» в понимании Достоевского — это одиночество, глубокое ибеспросветное, человек мучается от своего одиночества и пытается разобраться всебе. Записки «подпольного человека» – это способ раскрыть душу, возможностьоткровенно общаться с миром. В центре повести образ человека, мучительнопытающегося разобраться в себе, в своих ощущениях, в окружающем его мире. Это описаниеразмышлений мнительного, озлобленного, тщеславного и самолюбивого человека.
Герой видит себя личностьювысокоразвитой и высоконравственной, но постоянно бичует себя за противоречия,которые сам в себе и находит: это тщеславие, лживость натуры, озлобление на всёчеловечество и каждого человека в отдельности. «…я самый гадкий, самый смешной,самый мелочный, самый глупый, самый завистливый из всех на земле червяков, которыевовсе не лучше меня». У героя есть хорошие качества: он способен критиковатьсебя, ему стыдно за некоторые свои плохие поступки. Так, в эпизоде с Лизой вкульминации повести, когда Лиза приходит к нему в «подполье», герой, отлично сознаваясвою низость по отношению к девушке, понимая свое ложное положение, говорит:«Да я, может, сам тебя хуже… Власти, власти мне надо было тогда, игры былонадо, слез твоих надо было добиться, унижения, истерики твоей…»[1]
Большей частью герой совершаетужасные поступки, злится на всех людей, а также и на себя. Он осуждает себя зато, что покорно наблюдает за собственными низкими поступками, но исправлять ихне хочет и не мешает их свершению. Достоевский помещает героя в ситуации, изкоторой существует выход, и выход правильный, с моральной точки зрения. Но этотперсонаж каждый раз выбирает путь наименьшего сопротивления, потворствуетсобственной подлости, а ведь это даёт почву заниматься самобичеванием за свойпроступок. Герой протестует против веры в прогресс науки и цивилизации, потомучто цивилизация вырабатывает в нас «многосторонность ощущений», и наслаждение человекможет отыскать и в унижении, и в чужой крови, ведь в человеческой природе существуетне только потребность порядка, благоденствия и счастья, но жажда хаоса, разрушенияи страдания. «Хрустальный дворец», под которым герой подразумевает общественныймиропорядок, основанный на разуме, нет места хаосу, и потому он несостоятеленкак идеал – он лишает человека свободы выбора. И потому уж лучше — современный«курятник», «сознательная инерция» и «подполье». «Записки из подполья» — этоеще и исповедь героя, где он рассуждает о свободе воли и необходимостисознания. Это дано в первой части повести, когда он заводит разговор своображаемым собеседником, о том, что важнее: воля или сознание. Он считает,что нельзя жить только разумом, так как разум — это «…одна двадцатая доля всеймоей способности жить». Можно жить только всем существом, «хотенье естьпроявление всей жизни, и с рассудком, и со всеми почесываниями». Герой считает,что рассудок, сознаниие должны уступить первенство «хотенью» или воле. Человек,по рассуждению «подпольного человека», меньше все действует ради свой выгоды.Даже если хотенье человека и совпадает с рассудком, это бывает очень редко,чаще всего между ними разногласие. Самое дорогое для человека, рассуждает герой– «свое собственное, вольное и свободное хотение, свой собственный, хотя бы идикий, каприз». Человек не хочет действовать так, как велит ему разум, а «самоедорогое и важное для человека – «по своей глупой воле пожить». Он считает, чтоумный человек обречен быть «бесхарактерным», сознание – это болезнь, по мнениюгероя, а деятельность – удел глупых, ограниченных людей. Он бунтует противоткрытых современной наукой законов природы, считает, что эти законы несомненнытолько для»тупого» человека. Сам же герой «подполья» не собирается мириться сочевидностью и испытывает «чувство вины» за несовершенный миропорядок,причиняющий ему страдание. «Врет» наука, что личность может быть сведена крассудку, ничтожной доле «способности жить», и «расчислена» по «табличке». Подлиннаясуть человека — в его свободе и только в ней. «Все-то дело человеческое,кажется, действительно в том только и состоит, чтобы человек поминутнодоказывал себе, что он — человек, а не штифтик», — говорит герой. Этосамоутверждение есть утверждение своей независимости от природы, — вседостоинство человека в этом как раз и состоит.
«Подпольный человек» ищетсвободу в своей изоляции от общества, в неучастии в жизни этого общества, иделает он это сознательно. Он создает для себя уголок («подполье»), и пытается «свободно»утвердить в ней свое «я». Для этого он воюет со своим лакеем Аполлоном, пытаясьтерроризировать его «экономическим принуждением» — задержкой жалованья. Но такэтого ему мало, иногда он совершает вылазки на поверхность опять же дляутверждения своей «свободы». Но любая свобода предполагает ответственность, агерой ее боится. На самом деле в нем живет страх перед настоящей свободой, страхперед необходимостью выбора и перед действием. Когда возникает потребность конкретногодействия, а именно, надо дать пощечину Зверкову, его охватывает дикий ужас. «Ачто, если они меня в часть отдадут!» Из этого можно сделать вывод, что«подпольный человек» принадлежит к тем людям определенного социального уровня,от которых можно и не принять вызов. И все его попытки выйти из подполья хотябы на время, все его попытки самоутверждения вне той среды, которую он себесоздал, заранее обречены на провал.
Он мечтает все время ожесте, который бы выразил его самоутверждение. Этим жестом стало егостолкновение с офицером на Невском проспекте. Он долго готовил и репетировалэтот жест и, когда офицер прошел мимо, даже не заметив его, герой всех, и себя,в том числе уверил, что офицер лишь притворился, что не заметил его. «Дело былов том, что я достиг цели, поддержал достоинство, не уступил ни на шаг ипублично поставил себя с ним на равной социальной ноге». Жизнь героя — неестественная, он пытается жить по книгам, он сам сочиняет свою жизнь по тем образцамлитературы, которую читает. Все это можно наблюдать во второй части повести в эпизодес Лизой. В публичном доме, куда он попадает, герой, он увлекается игрой в «прекрасноеи высокое» и произнес перед девушкой проповедь, чуть ли не религиозную о красотедобра и о безобразности греховной жизни. Но, добившись желаемого эффекта, когдаон видит потрясение Лизы, то чувствует испуг и спешит скорее уйти от девушки. Ведьесли она признает его правоту и верит в него, значит, она вверяет себя герою,обращается к нему за помощью, а он этого совсем не желает. Доверие человека –это своего рода обуза, ему необходимо соответствовать, но «подпольномучеловеку» совсем это не нужно, ему не нужно ее доверие и ее преданность. Онстремился только к чисто литературному эффекту, который бы не повлек за собойреальных последствий.
То же самое происходит ив эпизоде с офицером, когда он восклицает: «Черт знает что бы дал я тогда за настоящую,более правильную ссору, более приличную, более, так сказать, литературную!» Всеэто говорит о том, что он боится встречи с реальной жизнью. «Подпольный человек»понимает свободу по своему: для него свобода заключена в отсутствии выбора ирешений, обязывающих к какому-то действию. На протяжении монолога с Лизой,когда она приходит к нему в « подполье» он, пораженный ее безграничнойдобротой, становится просто человеком, становится самим собой. В истерическом рыданиион произносит: «Мне не дают… Я не могу быть… добрым!» Это основная, ключеваяфраза в повести. Этот крик души отчаявшегося человека, искренний и жалобный. Здесьмы видим страдающего человека, которому не чужды искренние порывы и простыечеловеческие чувства.
В этой сцене, являющейся кульминациейвсей повести Достоевского, «подпольный человек» вызывает сочувствие у читателя.Он по- человечески страдает, рыдает в объятиях бедной Лизы. Выясняется, что онне подлец, не мерзавец, а просто слабый, несчастный, измученный страхом и одиночествомчеловек. Но за этим всплеском эмоций следует другая реакция: он стремитсяскорее убежать от возможности настоящей жизни. Он испытал унижение, позволилсебе слабость перед девушкой и как компенсацию за это «подпольный человек» хочетунизить личность другого человека и делает это. Он дает Лизе деньги. «Яоскорбил ее окончательно, но … нечего рассказывать».[2]
Из всего сказанного можносделать вывод, что «подпольем» для героя является его собственная душа, изглубины которой он ведёт повествование. Он мечется от одной мысли к другой,совершенно противоположной первой, на протяжении всего рассказа он спорит сам ссобой, сам себе ставит вопросы, и сам же отвечает на них, и тут же эти ответы отвергает.Все это он делает с помощью несуществующей аудитории, перед которой он выступаетв своём воображении. И в итоге приходит в к выводу, говоря: «К черту подполье!»
запискидостоевский повесть

Список литературы
1.  Бельтраме Ф. О парадоксальном мышлении «подпольного человека» //Достоевский. Материалы и исследования. Т. 18. — СПб.: Наука, 2007, с. 135—142
2.  Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15-ти томах. Т. 4. Л., «Наука», 1989. Составители примечаний к тому Архипова А.В., Буданова Н.Ф., Кийко Е.И.
3.  Кулешов В.И. «Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского»: Очерк/ М.; Дет. лит., 1979г. – 206с.
4.  Переверзев В.Ф. «ТворчествоДостоевского». Гл. 6: «Появление «двойника-аналитика». «Подпольный человек» –противоречие между волей и разумом».
5.  Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 90, 116.
Размещено на www.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мужские половые органы
Реферат Анализ работы методического объединения учителей математики и информатики за 2010-2011 учебный год
Реферат Геополитический фактор в России
Реферат Незаконное получение и разглашения сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну
Реферат Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения
Реферат Теоцентризм в средневековой философии
Реферат 1. Понятие, черты материальной ответственности
Реферат Банковская система РФ Коммерческие банки
Реферат Географические основы гидрологических исследований
Реферат Культура западной Европы 3
Реферат Гамма излучение
Реферат Розробка програми передачі даних через послідовний порт мікроконтролера
Реферат Changes In Life Essay Research Paper Today
Реферат Гептамерон (L'Heptameron)
Реферат XVIII международная конференция «применение новых технологий в образовании»