Философские проблемылирики А.С. Пушкина.
Пушкин… «Солнце русскойпоэзии», её великое начало и совершенное выражение. Вселенная его лирики таквелика, что вмещает в себя, кажется, весь мыслимый тематический диапазон.Пушкин – это певец любви, дружбы, природы. Это поэт, понимающий своё высокоепредназначение. Это гуманист, мыслитель и философ.
Философское осмыслениеведущих и общезначимых для всего человечества проблем было характерно как длялирики двадцатых годов, так и для стихов Пушкина более позднего периода.
Раздумья о жизни, еёсмысле, её цели, о смерти и бессмертии становятся ведущими философскимимотивами лирики Пушкина на этапе завершения «праздника жизни». Среди стихотворенийэтого периода особенно заметным является «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» В нёмнастойчиво звучит мотив смерти, её неотвратимости. Проблема смерти решаетсяпоэтом не только как неизбежность, но и как закономерное завершение земногобытия:
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь не виднонас,
Мы все сойдём под вечнысводы –
И чей-нибудь уж близокчас.
Стихи поражаютудивительной щедрость пушкинского сердца, способного приветствовать жизнь дажетогда, когда в ней для него самого уже не остаётся места.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизньиграть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять,-
Пишет поэт, завершаястихотворение.
В «Дорожных жалобах» А.С.Пушкинпишет о неустроенности личной жизни, о том, чего не хватало ему с детства.Причём собственная судьба воспринимается поэтом в общерусском контексте:русское бездорожье имеет в стихотворении как прямой, так и переносный смысл, взначение этого слова вкладывается историческое блуждание страны в поискахправильного пути развития.
Проблема бездорожья. Ноуже иного. Духовного, свойства возникает в стихотворении А.С.Пушкина «Бесы». Внём рассказывается о потерянности человека в вихрях исторических событий. Мотивдуховного бездорожья выстрадан поэтом, который много размышляет о событиях 1825года, о собственном чудесном избавлении от участи, постигшей участниковнародного восстания 1825 года, о собственно чудесном избавлении от участи,постигшей участников восстания на Сенатской площади. В стихах Пушкина возникаетпроблема избранничества, понимания высокой миссии, возложенной Богом на негокак на поэта. Именно эта проблема становится ведущей в стихотворении «Арион».
Продолжает философскуюлирику тридцатых годов, так называемый Каменноостровский цикл, ядро которогосоставляют стихотворения «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Подражаниеитальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти». Этот цикл объединяет раздумьянад проблемой поэтического познания мира и человека. Из-под пера А.С.Пушкинавыходит стихотворение переложение великопостной молитвы Ефима Сирина. Раздумьяо религии, о её великой укрепляющей нравственной силе становятся ведущиммотивом этого стихотворения.
Настоящий расцветпереживает Пушкин-философ в Болдинскую осень 1833 года. Среди крупныйпроизведений о роли судьбы в жизни человека, о роли личности в историипривлекает поэтический шедевр «Осень». Мотив связи человека с круговоротприродной жизни и мотив творчества являются ведущими в этом стихотворении.Русская природа, жизнь, слитая с ней, подчиняющаяся её законам, представляетсяавтору стихотворения величайшей ценностью., без неё нет вдохновения, а значит,нет и творчества. «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» — пишет о себе поэт.
Вглядываясь вхудожественную ткань стихотворения «…Вновь я посетил…», читатель легкообнаруживает целый комплекс тем и мотивов пушкинской лирики, выражающихпредставления о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе. Именно на ихфоне звучит главная философская проблема этого стихотворения – проблема сменыпоколений. Природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя сама не имеетпамяти. Она обновляется, повторяясь в каждом своём обновлении. Поэтому шумновых сосен «племени младого», который когда-нибудь услышат потомки, будеттаким же, как сейчас, и он затронет в их душах те струны, которые заставят ихвспоминать об умершем предке, тоже жившим в этом повторяющемся мире. Это-то ипозволяет автору стихотворения «…Вновь я посетил…» воскликнуть: «Здравствуй,племя Младое, незнакомое!»
Долгим и тернистым былпуть великого поэта сквозь «жестокий век». Он вёл в бессмертие. Мотивпоэтического бессмертия — ведущий в стихотворении «Я памятник себе воздвигнерукотворный…», ставшем своеобразным завещанием А.С.Пушкина.
Таким образом,философские мотивы были присущи лирике Пушкина на протяжении всего еготворчества. Они возникли в связи с обращением поэта к проблемам смерти ибессмертия, веры и безверия, смены поколений, творчества, смысла бытия. Всюфилософскую лирику А.С.Пушкина можно подвергнуть периодизации, которая будетсоответствовать жизненным этапам великого поэта, на каждом из которых оназадумывался над какими-то вполне определёнными проблемами. Однако, на любомэтапе творчества А.С.Пушкин говорил в своих стихах только об общезначимом длячеловечества. Наверное, поэтому «не зарастёт народная тропа» к этому русскомупоэту.