Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Традиции Тютчева в лирике Зинаиды Гиппиус

Министерство образования РоссийскойФедерации
Костромской государственныйуниверситет им. Н. А. Некрасова
Реферат
Традиции Тютчева в лирике ЗинаидыГиппиус

Кострома 2002

Без имени З. Н. Гиппиусне обходится ни одна биография сколько-нибудь значительного лица в русскойлитературе рубежа XIX – XX веков, без её произведений картинарусской литературной и общественной жизни была бы не полной.
Уже в ранних стихахГиппиус чувствуются отголоски поэзии значительных писателей Запада:
Из всех чудес земли тебя,о снег прекрасный,
Тебя люблю. За что люблю– не ведаю… —
конечно, отголосок«стихотворения в прозе» Шарля Бодлера об облаках.
Но люблю я себя как Бога,-
Любовь мою душу спасёт… —
явно создавалась подвлиянием проповеди Ницше.
Эти стихи Гиппиус, ужетогда написанные с большим мастерством, были своеобразны по своему ритму,языку; сразу останавливали внимание читателей глубиной идейного содержания.
Но наряду с зарубежнымиистоками в поэзии Гиппиус, как и в русском символизме в целом, гораздо большееместо занимали национальные литературные традиции. Ещё Мережковский в своейстатье»О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»(1893) замечал, что зёрна символизма находятся в русской «предсимволистской»литературе. При этом он называл имена Гончарова, Толстого, Достоевского,Тургенева и других. Среди поэтов предшественниками русского символизма он виделпредставителей «народничества» — таких, например, как Кольцов, Некрасов. Нопрежде всего для становления символизма как литературного направления большоезначение имел Тютчев.
Мережковский, называяТютчева «певцом певцов», считает при этом, что именно в его поэзии отразилсявозвышенный идеализм XIXвека.Поэзия Тютчева для Мережковского «по — олимпийски – лучезарна, блаженная имогучая».
Гиппиус поддерживалаточку зрения Мережковского и называла Тютчева самым близким поэтом для себя исвоих современников: «Из старых поэтов, истинных, нашим современником мог бытьТютчев. Когда, кто любил, понимал и знал его странные лунные гимны, которых онсам стыдился перед другими, записывал на клочках, о которых избегал говорить?Если, наконец, немногие из теперешних, почуя его близость, и сливают сердце сего славословиями, — то как их мало! Да и для каждого Бог Тютчев всё-таки невсей полностью его Бог».2
В «Литературном дневнике»Гиппиус можно найти также запись о том, что для неё Тютчев был даже вышеПушкина.
От Тютчева Гиппиусунаследовала не только мотивы неясной устремлённости к Неведомому и мотивычеловеческого бессилия, обречённости, но и тему трудной судьбы человека истраны в переломные моменты истории, которая отражается очень ярко в еёгражданской лирике.
Как и Тютчев, Гиппиус состраданием и глубокой болью откликается на ужасы войны, на безудержно льющуюсякровь, обесценивание человеческой жизни. Тютчев не принимает революцию, чтонаходит отражение в его стихах:
Ужасный сон отяготел наднами,
Ужасный безобразный сон:
В крови до пят, мы бьёмсяс мертвецами,
Воскресшими для новыхпохорон.
(Ст. «Ужасный сон…»,1863)
Гиппиус уже в своё времятоже была противником революционных преобразований в России:
Нет, никогда непримирюсь.
 Верны мои проклятья.
Я не прощу, я не сорвусь
 В железные объятья.
(Ст. «Без оправданья»,1915)
Тютчев провидел в своихстихах и революцию 30-го, и революцию 48-го, и всеобщее разрушение мировыхвойн, предсказал роль революции в истории.
Стихотворение «Памяти М.К. Политковской» типичный пример вестничества, глубины интуиции, явный прогнозгрядущего и судеб века:
В наш век отчаянныхсомнений,
В наш век невериембольной,
Когда всё гуще сходяттени
На одичалый мир земной…
(Ст. «Памяти М. К.Политковской», 1876)
В августе 1863-го Тютчевпишет, как бы провидя им же отрицаемое – грядущую русскую революцию:
И целый мир, какопьянённый ложью,
Все виды зла, всеухищренья зла!..
Нет, никогда так дерзкоправду Божью
Людская правда к бою незвала!..
И этот клич сочувствияслепого,
 Всемирный клич кнеистовой борьбе,
Разврат умов и искаженьеслова –
Всё поднялось и всёгрозит тебе,
О край родной! – такогоополченья
Мир не видал спервоначальных дней…
Гиппиус тоже по-своемупророчила революцию 17-го. По мере того, как Россию всё более начали сотрясатьреволюционные бури, поэтическая мысль Гиппиус становилась всё более острой ипронзительной, стих приобретал резкость, даже жёсткость.
О совершенно новомкачестве слова З. Гиппиус, поднявшегося до пророческой мощи, даёт весьма точноепредставление стихотворение 1905 года со странным названием «Оно»:
Ярко цокают копыта…
Что там видно у моста?
Всё затёрто, всё забыто,
В тайне мыслей пустота…
Только слушаю копыта,
Шум и крики у моста.
Всё разбито, всё забыто,
Пейте новой вино!
Жадны звонкие копыта,
Будь что будет – всёравно!
Ст. «Оно», 1905)
Гиппиус здесьпредчувствует революцию. Её страшит ужас власти, толпы, насилия. Прослеживаютсяв этом стихотворении и апокалиптические мотивы, которые Гиппиус будет развиватьи в более поздней лирике.
Гиппиус прислушивалась кпророчеству Тютчева. Заглядывая в конец XX века, он пишет, что человек, лишённый верований, преданныйна растерзание реальностям жизни, не может испытывать иного состояния, кроменепрекращающейся судороги бешенства. Его строки —
О Господи!.. и этопережить…
И сердце на клочки неразорвалось…
в отрыве от конкретныхобстоятельств их написания является эпиграфом ко всему, что произошло в егостране после октября 1917-го. Тютчев предвидел характер русской революции.Революция для него «ужасный вихрь, в котором погибает мир», и всё рушиться, всёгибнет в этом общем воспламенении. Тютчев видел в революции «чистейший плод»западной мысли, реформации, утопии.
Нет веры к вымысламчудесным,
Рассудок всё опустошил.
И покорив законам тесным
И воздух, и моря, и сушу,
Как пленников их обнажил;
Ту жизнь до дна ониссушил;
Что в дерево вливала душу
Давало тело бестелесным.
И Гиппиус, уже послепервой мировой войны, категорически отказывается от битвы народов и государств:
В последний час, во тьме,в огне,
Пусть сердце не забудет:
Нет оправдания войне!
И никогда не будет.
И если это Божья длань –
Кровавая дорога, —
Мой дух пойдёт и с ним набрань,
Восстанет и не Бога.
(Ст. «Без оправданья»,1915)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Современная российская политика» Цели и задачи дисциплины
Реферат Операционная система
Реферат Методы борьбы с вирусами
Реферат Реконструкция тепловых сетей котельной ОАО "Нарьян–Марстрой"
Реферат Субъект преступления понятие признаки значение
Реферат Технологии используемые при создании рекламного ролика
Реферат Объекты Turbo Pascal 7.0
Реферат Операционная и социотехническая системы (Контрольная)
Реферат Обзор языка Java
Реферат общие понятия о интернете
Реферат Разработка специализированного программного модуля для решения указанной задачи
Реферат Общие свойства приложений Office Pro 2000
Реферат Модемы. Использование в сетях и особенности эксплуатации
Реферат Страхование имущества юридических лиц на примере Д2 Страхование
Реферат Сражающаяся Франция. Шарль де Голль