Трагическая фигураЕвгения Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»
Никто, кажется, неподозревает, что я попытался в Базарове представить трагическое лицо, а все толкуют:зачем он так дурен? или — зачем он так хорош?
И.С. Тургенев
«Роман «Отцы идети» шевелит ум, вызывая при этом высокое наслаждение безупречнойхудожественной формой», — писал Писарев. Критик прав: роман будит мысль, и этамысль — о тургеневском Базарове, но также обо всех базаровых в нашей жизни,бунтарях и ниспровергателях авторитетов. Роман Тургенева — о великомтрагическом переломе во взглядах на человека, происшедшем в 60-е годы XIX векав России. Схватились не на жизнь, а на смерть законы, по которым жили«отцы», и новая материалистическая теория переделки сознания человекаи мира.
Особенностью ИванаСергеевича Тургенева как писателя является его необычайная чувствительность кживым проблемам современного общества. Так, например, в своих произведениях«Новь» и «Дым» писатель говорит о нарождающемся движении народников; в романе«Отцы и дети» обращает внимание читателя на такое явление, как нигилизм.
Действие романапроисходит в 1859 году, эта дата точно обозначена автором. Россия в это времяпереживает второй подъем русского освободительного движения. После восстаниядекабристов около тридцати лет длилась эпоха реакции. Народ был напуган, лучшиелюди были сосланы в Сибирь, лишь немногие из них вернулись в столицу.
Теперь на сменудворянам-либералам приходят разночинцы. Это были представители различныхсословий: дети священников, чиновников, ремесленников, мелкопоместных дворян.Из этих людей, различных по взглядам и свободных от сословных предрассудков,формировались революционеры-демократы. В шестидесятых годах между ними илибералами произошел раскол по крестьянскому вопросу. Время было очень бурное:студенческие выступления, гневные статьи в журналах и газетах, направленные взащиту народа.
Итак, 1859 год. Двагода остается до отмены крепостного права. Образованные люди понимают, чтонужно что-то изменить в жизни крестьян, больше так продолжаться не может. Этихвзглядов придерживается и главный герой романа Базаров.
Отличие главногоперсонажа романа от окружающих его действующих лиц очевидна: прямота взглядов,независимый образ мыслей, отрицание всех принципов и законов жизни. Оннигилист, «который ко всему относится с критической точки зрения», «несклоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа наверу, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».
С одной стороны,Базарову простительно не признавать авторитетов. Даже в Библии сказано: «Несотвори себе кумира». Но с другой стороны, его нигилизм доходит до совершеннойглупости. Таково его отрицание поэзии, живописи. «Рафаэль гроша медного нестоит», «… порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — такиевысказывания поражают окружающих.
Главный герой во многомошибается, отвергая любовь, жалость, нежность и другие человеческие чувства. Онсмеется над ними, презрительно называя их «романтизмом». Порой он сам себепротиворечит. Так, например, в разговоре с Анной Сергеевной Одинцовой Базаровговорит: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… Достаточноодного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Это позжеЕвгений скажет: «Всякий человек — загадка».
Евгения Базарова ни вкоем случае нельзя назвать «лишним человеком». В отличие от Онегина и Печоринаон не скучает, а много работает. Перед нами очень деятельный человек, у него «вдуше силы необъятные». Одной работы ему мало. Чтобы действительно жить, а невлачить жалкое существование, как Онегин и Печорин, такому человеку нужнафилософия жизни, ее цель. И она у него есть.
Базарова сильно волнуютпроблемы России. Евгений отвергает существующий в стране порядок. Правда, унего нет определенной программы для изменения социального строя и жизни всехлюдей. «И если он называется нигилистом, то надо читать — революционером», —писал Тургенев.
Базаров признается, чтоне «имеет плана», не знает, что и как строить. «В теперешнеевремя полезнее всего отрицание — мы отрицаем», — гордо заявляет он,объявляя себя представителем потребностей и стремлений народа, одновременнопрезирая его суеверия, леность, пьянство, беспомощность. Можно было бы списатьпозицию Базарова на грехи молодости, на неопытность, на гражданскую боль…Можно по-разному «прочитать» эту сцену поединка: кому-то, наверное,покажется, что нигилист прав, рубя со всего размаху под корень старую жизнь.
Но ведь он предлагаетразрушение не столько политического уклада, сколько всех основ бытия: морали,этики, культуры, традиций, видя только дурное, несовершенное в окружающем мире.Что это за человек, для которого все вокруг плохо? Плохо, когда человек любитмузыку, молитвенно относится к природе. И подумаем, к чему привел такойнигилизм в нашей истории? Земля изгажена, загрязнена химическими удобрениями,леса варварски вырублены, в реках промышленные отходы — вот финал подобноговзгляда на природу.
По Базарову, плохо,когда мужчина видит в женщине не «богатое тело», а загадочный взгляд,воспринимает другого человека не с точки зрения «печенки»,«селезенки», «радужной оболочки глаза», а как духовнуюценность, уникальность, неповторимость. Ему невдомек, что каждый человек — этокосмос, тайна. Для Евгения плох Аркадий, соблазнившийся «свеженькойКатей», чтобы построить семью, плохи родители-старики с их чудачеством,слезами, обращением «Енюшечка»...
Конечно, Базаров не всилах подавить в себе простые человеческие чувства. И чем дальше он пытаетсясделать это, тем яростнее они прорываются наружу. Примером этому может служитьнеистовая любовь Евгения к Одинцовой. Это чувство «мучило и бесило» его, нолюбовь оказалась безответной. Его «страстное, грешное, бунтующее сердце»натолкнулось на холодный отказ. Создается впечатление, что какие-то всемогущиевнешние силы наказывают Базарова за его попытку перевернуть мир, за егоотрицание естественной природы вещей.
Нельзя не отметитьбольное самолюбие Базарова. «И самолюбие какое-то противное», — говорит о немПавел Петрович Кирсанов. Писарев в своей статье «Базаров» пишет об этомследующее: «Базаров чрезвычайно самолюбив, но самолюбие его незаметно именновследствие своей громадности. Он так полон собою и так непоколебимо высокостоит в собственных глазах, что делается почти совершенно равнодушным к мнениюдругих людей». Именно вследствие своего равнодушия он не любит высказывать своимысли, спорить с кем-либо. Евгений в этом не нуждается, так как ему нетнеобходимости доказывать свою правоту: он стоит выше всего этого. У этогочеловека есть собственное мнение, которым он чрезвычайно дорожит, и ему всеравно, думают ли так же окружающие.
Базаров — откровенныйциник. По словам того же Писарева, «… в цинизме Базарова можно различить двестороны — внутреннюю и внешнюю: цинизм мыслей и чувств и цинизм манер ивыражений». Всем заметна его развязность и независимость поведения. ПавлаПетровича это внутренне коробило: «Его аристократическую натуру возмущаласовершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, ондаже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое,почти дерзкое». Сам Евгений стоит выше предрассудков, касающихся сословий. Емубезразлично, какое у человека происхождение, к какому классу он принадлежит, потомучто на всех людей Базаров смотрит «… сверху вниз и даже редко дает себе трудскрывать свои полупокровительственные отношения». В то же время Евгенийгордится тем, что дед его «землю пахал».
Базаров ни в ком ненуждается, он одинок в этом мире, но совершенно не чувствует своегоодиночества. Писарев писал об этом: «Базаров один, сам по себе, стоит нахолодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело от этого одиночества, он весьпоглощен собою и работою».
Перед лицом смерти дажесамые сильные люди начинают обманывать себя, тешить несбыточными надеждами. НоБазаров смело смотрит в глаза неизбежности и не боится ее. Он лишь сожалеет,что жизнь его была бесполезна, потому что он не принес никакой пользы Родине. Иэта мысль доставляет ему много страданий перед смертью: «Я нужен России… Нет,видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...»
Что же за явлениерусской жизни скрывается за образом Евгения Базарова? В чем его сила ислабость, победитель он или побежденный, перспективен ли он как тип реформатораи гражданина? В чем суть его трагедии? Только ли в преждевременной физическойсмерти?
Вспомним словаБазарова: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, —тогда я изменю свое мнение о самом себе». Налицо культ силы.«Волосатый», — так высказался Павел Петрович о приятеле Аркадия. Егоявно коробит внешность нигилиста: длинные волосы, балахон с кистями, красныенеухоженные руки. Конечно, Базаров — человек труда, не имеющий времени занятьсясвоей внешностью. Это вроде бы так. Ну, а если это «намеренноеэпатирование хорошего вкуса»? А если в этом вызов: как хочу, так иодеваюсь и причесываюсь. Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности,иронии над собеседником, неуважение...
Рассуждая чистопо-человечески, Базаров не прав. В доме друга его встретили радушно, правда,Павел Петрович руки не подал. Но Базаров не церемонится, сразу вступает вжаркий спор. Его суждения бескомпромиссны. «Зачем я стану признаватьавторитеты?»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта»;он низводит высокое искусство до «искусства наживать деньги». Позжедостанется и Пушкину, и Шуберту, и Рафаэлю. Даже Аркадий заметил другу о дяде:«Ты его оскорбил». Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился,что вел себя излишне дерзко, а осудил: «Воображает себя дельнымчеловеком!», опустился до того, чтобы поставить «свою жизнь на картуженской любви», «мы, физиологи, знаем, какие это отношения»между мужчиной и женщиной...
В X главе романа вовремя диалога с Павлом Петровичем Базарову удалось высказаться по всемосновополагающим вопросам жизни. Этот диалог заслуживает особого внимания. ВотБазаров утверждает, что общественный строй ужасен, и с этим нельзя несогласиться. Далее: Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, чтохочешь, все дозволено! А вот с этим согласится далеко не всякий.
Есть ощущение, чтоТургенев сам растерялся, исследуя характер нигилиста. Под напором базаровскойсилы и твердости, уверенности писатель несколько смутился и начал думать:«А может, так надо? А может, я старик, переставший понимать законыпрогресса?» Тургенев явно сочувствует своему герою, а к дворянам относитсяуже снисходительно, а подчас и сатирически.
Но одно делосубъективный взгляд на героев, другое дело объективная мысль всегопроизведения. О чем же она? О трагедии. Трагедии Базарова, который в жажде«долго делать», в увлеченности своим богом-наукой попралобщечеловеческие ценности. А ценности эти — любовь к другому человеку, заповедь«не убий» (стрелялся на дуэли), любовь к родителям, снисходительностьв дружбе. Он циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым иКукшиной, людьми недалекими, падкими на моду, убогими, но все же людьми.Евгений исключил из жизни своей высокие мысли и чувства о «корнях»,нас питающих, о Боге. Он говорит: «Я гляжу в небо, когда хочучихнуть!»
Трагедия героя также вполном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует иФенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается! Мужики,назвавшие его «шутом гороховым», чувствуют его внутреннее презрение кним. Трагедия его и в том, что он непоследователен и в отношении к народу,именем которого прикрывается: "… Я возненавидел этого последнего мужика,Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне дажеспасибо не скажет… Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белойизбе, а из меня лопух расти будет — ну, а дальше?"
Трагедия ЕвгенияБазарова — это трагедия целого поколения, мечтавшего «обломать дел много,а породившего нигилизм, безверие, вульгарный материализм и даже разрешившегосебе кровь по совести». Вспоминается Раскольников и Верховенский. Конечно,не стоит ставить знак равенства между Базаровым и «бесами»Достоевского. За тургеневским героем угадывается блестящая плеядаученых-естествоиспытателей 60-80-х годов. Эти ученые действительно служилинауке, России, они вовсе не покушались на нравственные ценности. Базаров жеобъявляет войну не только Кирсановым, но и Богу. Вслушаемся в его слова:«Ты, брат, глуп еще, я вижу. Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это,мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..»На что Аркадий ответил, поняв бездонную пропасть базаровского самолюбия исатанинской гордости: «Мы, стало быть, с тобой, боги? То есть, ты — бог, аолух не я ли?»
Писарев назвал этикрайности во взглядах героя «базаровщиной» и предрек, что эта болезньрано или поздно уйдет из общества, но его предсказания не сбылись: базаровскоеразрушительное, безнравственное начало стало уделом России после Октябрьскойреволюции. Это и стало настоящей трагедией.
Интересно, что Базаровперед смертью вспоминает лес, то есть тот мир природы, который он раньше посуществу отрицал. Даже религию теперь он призывает на помощь. И получается, чтогерой Тургенева в своей короткой жизни прошел мимо всего, что так прекрасно. Атеперь эти проявления подлинной жизни словно торжествуют над Базаровым, вокругнего и поднимаются в нем самом.
Смерть Базарова как быслучайная, нелепая. Евгений молод, сам является врачом, анатомом. Поэтомусмерть его символична: для жизни недостаточными оказались медицина иестественные науки, на которые так уповал Базаров. Непоняты оказались егонародолюбие, — погибает он как раз из-за мужика; и его нигилизм, — ведь егосамого теперь отрицают и жизнь, и смерть.
Сначала герой романаделает слабую попытку бороться с болезнью и просит у отца адский камень. Нозатем, поняв, что умирает, он перестает цепляться за жизнь и довольно пассивноотдает себя в руки смерти. Для него ясно, что утешать себя и других надеждамина исцеление — дело напрасное. Главное теперь — умереть достойно. А это значит— не хныкать, не расслабляться, не поддаваться панике, не предаваться отчаянию,сделать все, чтобы облегчить страдание стариков-родителей. Нисколько необманывая надеждами отца, напоминая ему, что все теперь зависит только отвремени и темпов течения болезни, он, тем не менее, бодрит старика своеюсобственной стойкостью, ведением разговора на профессиональном медицинскомязыке, советом обратиться к философии или даже к религии. А для матери, АриныВласьевны, поддерживается ее предположение о простуде сына. Эта забота передсмертью о близких очень возвышает Базарова.
У героя романа нетстраха перед смертью, нет боязни расстаться с жизнью, он очень мужествен в этичасы и минуты: «Все равно: вилять хвостом не стану», — произносит он.Но его не покидает обида за то, что гибнут напрасно его богатырские силы. Вэтой сцене мотив силы Базарова особенно подчеркнут. Сначала он передан ввосклицании Василия Ивановича, когда Базаров выдернул зуб у заезжего разносчика:«Эдакая сила у Евгения!» Затем сам герой книги демонстрирует своюмощь. Ослабленный и гаснущий, он вдруг поднимает стул за ножку: «Сила-то,сила вот вся еще тут, а надо умирать!» Властно преодолевает он своеполузабытье и говорит о своем титанизме. Но этим силам не суждено проявитьсебя. «Обломаю дел много» — эта задача гиганта осталась в прошлом какнереализованное намерение.
Очень выразительнойоказывается и прощальная встреча с Одинцовой. Евгений больше не сдерживает себяи произносит слова восторга: «славная», «такая красивая»,«великодушная», «молодая, свежая, чистая». Он говорит дажео своей любви к ней, о поцелуях. Он предается такому «романтизму»,который раньше привел бы его в негодование. И высшим выражением этогостановится последняя фраза героя: «Дуньте на умирающую лампаду, и пустьона погаснет».
Природа, поэзия,религия, родительские чувства и сыновняя привязанность, красота женщины илюбовь, дружба и романтизм — все это берет верх, одерживает победу.
И тут встает вопрос:почему же Тургенев «убивает» своего героя? Герцен по этому поводу писал, чтоавтор романа хотел своего героя «покончить „свинцом“ — покончилтифусом» и, многое не принимая в нем, «отделывается от него на манерБрута».
Но причина гораздоглубже. Ответ кроется в самой жизни, в социальной и политической обстановке техлет. Общественные условия в России не давали возможности для осуществлениястремлений разночинцев к демократическим преобразованиям. К тому же сохраняласьих оторванность от народа, к которому они тянулись и для которого боролись. Онине могли осуществить той титанической задачи, которую перед собой ставили. Онимогли бороться, но не побеждать. Печать обреченности лежала на них. Становитсяясно, что Базаров был обречен на неосуществимость своих дел, на поражение игибель.
Тургенев глубокоубежден в том, что Базаровы пришли, но время их еще не пришло. Что остаетсяорлу, когда он летать не может? Думать о гибели. Евгений среди своих буднейнередко задумывается о смерти. Бесконечность пространства и вечность времени оннеожиданно сопоставляет со своей короткой жизнью и приходит к выводу о«собственном ничтожестве». Поразительно, что автор романа плакал,когда заканчивал свою книгу смертью Базарова.
По словам Писарева,«умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великийподвиг». И этот последний свой подвиг совершает тургеневский герой.Наконец, отметим, что в сцене смерти возникает мысль о России. Трагично то, чтородина теряет своего большого сына, настоящего титана.
И тут вспоминаютсяслова Тургенева, сказанные по поводу смерти Добролюбова: «Жаль погибшей,напрасно потраченной силы». Такое же авторское сожаление чувствуется и всцене смерти Базарова. И то, что мощные возможности оказались напраснопотраченными, делают смерть героя по-особому трагической.