Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Лицей № 10»г. Великие Луки
Итоговаяаттестация по литературе
Реферат
Темамилосердия в современной прозе.
(«Людочка»В. Астафьева).
11 «И» класс,МОУ «Лицей № 10».
2008 г.
ВВЕДЕНИЕ
«Молодойчеловек! – как будто с завещанием
обращается к намПушкин, — если
записки моипопадут в твои руки, вспомни,
что лучшие ипрочнейшие изменения сути те,
которые происходятот улучшения нравов, без
всякихнасильственных потрясений».
Тема: милосердие всовременной прозе.
Цель: изучение рассказа«Людочка» с точки зрения проблемы милосердия в современной литературе.
Задачи:
· познакомиться с произведением современного писателя;
· изучить биографию В.П. Астафьева;
· изучить критическую литературу;
· сделать выводы.
Я считаю, что рассказ «Людочка» актуален и в наши дни. В наше тяжёлое время деморализованное общество продолжает деградировать. И даже сейчас существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья (вследствие чего они не могут прожить в полном одиночестве и им остаётся только наложить на себя руки). Всё чаще встречаются такие отбросы общества, как Артёмка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество.
В нашей работе я использовала следующие методы:
работа с критической литературой;
анализ произведения;
работа со словарями.
Милосердиеи сострадание в современной прозе
Милосердие –доброжелательная, великодушная, заботливая любовь в отношении к человеку; одноиз принципиально-содержательных оснований морали. Противоположностью милосердияявляются злонамеренность, насилие, враждебность. (6., стр. 52).
Сострадание (сочувствие)– одна из форм проявления человеколюбия; отношение к другому человеку,основанное на признании законности его потребностей и интересов; выражается впонимании чувств и мыслей другого человека, оказании моральной поддержки егоустремлениям и готовности содействовать их осуществлению. (6., стр.79).
На исходе ядерного века,века машин и скоростей, наша отечественная проза активно обратилась к темегуманизма. Будем ли мы задавлены сверхпрактичностью, или же человеческое в наспобедит эту скрытую жестокость? Великий русский писатель и гуманист ФедорМихайлович Достоевский полагал, что «красота спасет мир». Я считаю,что именно красота человеческой души может спасти человечество.
Милосердие и сострадание.По определению В. И. Даля, это “сердце-болие, сочувствие, любовь на деле,готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность". Ввоспитании этих чувств нет надежней союзника, чем художественная литература.Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задеватьструны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен ичестен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву.
Антон Павлович Чехов,презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: «Надо, чтобы за дверьюкаждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком ипостоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни былсчастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда… и егоникто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышитдругих...»
Тема милосердия исострадания человеку волнует таких современных писателей, как ВалентинРаспутин, Владимир Железников. Так, на долю героя рассказа В. Распутина«Уроки французского» выпали суровые испытания. В трудное послевоенноевремя приехал он из деревни в город, чтобы учиться в средней школе.«Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не былготов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько ипостыло! — хуже всякой болезни!» К душевным невзгодам прибавился голод.Скудные припасы, которые прислала старшему сыну мать, отрывая от других своихдетей последний кусок, кто-то воровал. И мальчик погибал. Погибал не толькофизически, но и духовно. Вместе с его телом погибала вера в добро.
И вот в самые трудныеминуты появился рядом с мальчишкой человек, протянувший руку помощи.Учительница французского языка стала приглашать подростка к себе домой надополнительные уроки. А после уроков они играли с ним в «пристеночек»на деньги. Убедившись, что гордый мальчишка не примет открытой помощи,учительница пошла на эту маленькую хитрость. «Конечно, принимая деньги отЛидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем,что это честный выигрыш».
«Это преступление.Растление. Совращение», — задыхаясь от гнева, говорит директор школы. Вприливе педагогической ярости он не может за азартной игрой увидеть, чтопроисходящее в доме Лидии Михайловны — не просто уроки, а уроки милосердия,уроки веры в добро.
Этот рассказ ВалентинаРаспутина заставляет задуматься о подлинной и мнимой человечности, о нерушимойсвязи между творящим добро и тем, кто его принимает. Учительница уехала, но онанезримо продолжала оставаться рядом с мальчишкой, заняв в его жизни такое жеместо, как и мать, став судьей всех его дальнейших поступков.
Прошли годы… ЛидияМихайловна, как пишет автор, уже не помнит, как она посылала мальчику по почтемакароны. Писатель задается вопросом: «Почему?» И сам же отвечает:«Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут, в сущности, нет ничего:истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем состороны, кто его принимает. Так и должно быть… И если, уйдя от человека,добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, значит, онообошло людей, и тем шире круг его действия».
В наше бурное время такиечувства, как милосердие и сострадание многим кажутся пережитком старины.Попрание нравственных законов привело к тому, что чувства эти забыты. О том,как отразился этот процесс на молодом поколении 80-х годов, рассказал в повести«Чучело» Владимир Железников. Как и у В. Распутина, здесь перед намислабое существо: нескладная, со странностями девочка Лена. Именно она становитсяжертвой бездушия своих одноклассников. Одни из них не ведают, что творят,другие знают, что Лена ни в чем не виновата, но предпочитают молчать об этом.Жестоко звучат язвительные попреки жертве у Железникова. «Нам такие ненужны! Чу-че-ло-о-о!» — кричат в лицо Лене ее одноклассники. Остаетсятолько задуматься: откуда в юных сердцах такая звериная злоба, откуда такаястрасть к мучительству ближнего?
В поисках истоков такойжестокости В. Железников проводит исследование негативных сторон жизни нашегообщества. И вдруг начинаешь понимать, что нельзя обвинять в жестокости толькоодноклассников Лены. Это вина и взрослых. Уродливые явления нашей жизнипроявляются в поступках героев книги. «Он шел по земле, издавая вопливосторга, оставляя после себя крики возмущенных жертв», — так сказано оВальке по кличке Живодер. Он ловит и сдает на живодерню собак, расстреливаетконсервными банками кошек, поджигает старый дуб.
Разве не так же, спобедными рапортами, шагают иные взрослые «покорители природы»,оскверняя все вокруг, не слыша, как стонет земля под их ногами? «Каждыйдолжен получить по заслугам! — с таким лозунгом живет Железная Кнопка. Это онаметодично выискивает среди ребят предателя, а потом так же методично добиваетсяисполнения наказания, не разбираясь в степени вины одноклассницы Лены.
Заканчивается повестьотъездом Лены из города. Ее отъезд более напоминает бегство. Но писатель даетмучителям Лены возможность в последний момент прозреть и понять, кого ониизгнали. Вместе с Леной исчезли в классе доброта, доверчивость, сострадание,любовь. Поздно, но все-таки приходит к ребятам сознание того, что нельзя житьпо звериным законам: „Тоска, такая отчаянная тоска по человеческойчистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее захватила ихсердца и требовала выхода“.
Думаю, наше поколениесможет возродить забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему, сделатьих главными в жизни. Надежным помощником нам будет книга, освещающая путь ксветлому будущему. Ведь хорошая книга учит делать добро так, чтобы оно сталоестественным в жизни человека, стало обыкновенным.
Милосердие и сострадание– это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненнуюфилософию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но ивоссоздать на земле Царствие Божие: мир добра, красоты и справедливости. Именноо нем мечтали многие поколения русских писателей. И в этом процессе духовногосозидания особая роль принадлежит А.С. Пушкину. Ему, поэту-пророку, Богом былдарован талант «глаголом жечь сердца людей», пробуждая «чувства добрые» в ихдушах. На каких основах должна строиться жизнь – в особенности в смутныепереходные ее периоды, когда ставятся под сомнение сложившиеся традиции и нормыморали? Этот вопрос был принципиальным для Пушкина – человека и художника.Вспомним известный эпизод из жизни поэта… Возвращенный в 1826 г. Николаем I из ссылки, он предстал перед императором, который задал прямой вопрос: «Пушкин,принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?» Тот, будучичеловеком чести, мужественно ответил: «Непременно, государь, все друзья моибыли в заговоре, и я не мог не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасломеня, за что я благодарю Бога!» Смысловая двойственность пушкинской фразынесомненна. Видимо, «отсутствие спасло» не только от царской немилости. Тогдаот чего же? В повести «Капитанская дочка», законченной за несколько месяцев досмерти, был дан ответ – плод размышлений целой жизни.
ВИКТОРПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
(1.05.1924– 29.11.2001)
1 мая 1924 года в селеОвсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловичаи Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.
В семь лет мальчикпотерял мать — она утонула в реке, зацепившись, косой за основание боны. В. П.Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему „не верится, что мамынет и никогда не будет“. Памяти матери он посвятил повесть “Перевал”. Апозднее, став уже известным писателем, скажет с горькой сыновней любовью: “Илишь одно я просил бы у своей судьбы — оставить со мной маму. Ее мне не хваталовсю жизнь...” Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка — Екатерина Петровна.
С отцом и мачехой Викторпереезжает в Игарку — сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. „Дикихзаработков“, на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения смачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчиклишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает вдетдом- интернат. „Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки“,- напишет впоследствии Астафьев.
Учитель школы-интернатасибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонностьк литературе и развивает ее. Окончив школу-интернат, подросток зарабатываетсебе на хлеб в станке Курейка. Собрав денег на билет, Виктор уезжает вКрасноярск, и поступает в железнодорожную школу ФЗО. Окончив учебу, он работаетсоставителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.
Осенью 1942 года ВикторАстафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт.Воюет на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в ПервыйУкраинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом КраснойЗвезды, медалями „За отвагу“, „За победу над Германией“ и „Заосвобождение Польши“. Несколько раз он был тяжело ранен.
Осенью 1945 года В. П.Астафьев демобилизуется из армии и вместе со своей женой — рядовой МариейСеменовной Корякиной приезжает на ее родину — город Чусовой на западном Урале.По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и,чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником,мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината. В марте 1947 года в молодой семьеродилась дочка. В начале сентября девочка умерла от тяжелой диспепсии, времябыло голодное, у матери не хватало молока, а продовольственных карточек взятьбыло неоткуда. В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950года — сын Андрей.
известность.
В 1962 году семьяпереехала в Пермь, а в 1969 году — в Вологду.
В 1980 году Астафьевпереехал жить на родину — в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно плодотворныйпериод его творчества. В Красноярске и в Овсянке — деревне его детства — имнаписаны роман „Печальный детектив“ (1985) и такие рассказы, как „Медвежьякровь“ (1984), „Жизнь прожить“ (1985), „Вимба“ (1985),»Светопреставление" (1986), «Слепой рыбак» (1986),«Ловля пескарей в Грузии» (1986), «Тельняшка с Тихогоокеана» (1986), «Голубое поле под голубыми небесами» (1987),«Улыбка волчицы» (1989), «Мною рожденный» (1989),«Людочка» (1989), «Разговор со старым ружьем» (1997).
В 1989 году В. П.Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.
17 августа 1987 годаскоропостижно умирает дочь Астафьевых Ирина. Ее привозят из Вологды и хоронятна кладбище в Овсянке. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себемаленьких внуков Витю и Полю.
В 1994 году «завыдающийся вклад в отечественную литературу» писателю была присужденаРоссийская независимая премия «Триумф». В 1995 году за роман«Прокляты и убиты» В. П. Астафьев был удостоен Государственной премииРоссии.
В 1997-1998 годах вКрасноярске осуществлено издание Собрания сочинений В. П. Астафьева в 15 томах,с подробными комментариями автора.
В 1997 году писателюприсуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии«За честь и достоинство таланта» Международного литфонда.
В конце 1998 года В. П.Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русскойсовременной словесности.
«Ни дня безстрочки» — это девиз неутомимого труженика, истинно народного писателя.Умер В.П. Астафьев в 2001 году на своей родине.
МИЛОСЕРДИЕИ СОСТРАДАНИЕ В РАССКАЗЕ АСТАФЬЕВА «ЛЮДОЧКА»
Не понаслышке, а своимипытливыми и умудрёнными опытом глазами видит писатель суровую, порой жестокую правдуи привносит на страницы своих произведений. Эта правда жизни нашла своёвоплощение в рассказе «Людочка». Лет пятнадцать назад автор услышал эту историюи сам не знает почему, она живёт в нём и «жжет сердце». Я думаю, и ваше сердцене останется равнодушным к истории, рассказанной Астафьевым, и она будет жечьсердце и вам.
Родилась Людочка внебольшой вымирающей деревеньке Вычуган. Родители — колхозники. Отец отугнетающей работы спился, был суетлив и туповат. Росла вялой, как придорожнаятрава, редко смеялась и пела, в школе не выходила из троечниц, хотя быламолчаливо-старательной. Отец из жизни семьи исчез давно и незаметно. Людочкажила с матерью и отчимом. Он никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо.Он, казалось, не замечал ее. А она его боялась.
Когда Людочка окончилашколу, мать отправила ее в город — налаживать свою жизнь, сама же собраласьпереезжать в леспромхоз. Людочка приехала в город на электричке и первую ночьпровела на вокзале. Утром пришла в парикмахерскую и попросилась у парикмахершик ней в ученицы. Гавриловна приняла её на работу и взяла к себе жить. ЛюдочкуГавриловна пустила оттого, что угадала в ней деревенскую родню, не испорченнуюеще городом, да и стала тяготиться одиночеством на старости лет. Людочка былапослушной девушкой, но учение шло у нее туговато, цирюльное дело, казавшеесятаким простым, давалось с трудом, и, когда минул назначенный срок обучения, онане смогла сдать на мастера. В парикмахерской Людочка прирабатывала еще иуборщицей и осталась в штате, продолжая практику, — стригла под машинкупризывников, корнала школьников, фасонные же стрижки училась делать “на дому”,подстригая под раскольников страшенных модников из поселка Вэпэвэрзэ, где стоялдом Гавриловны. Гавриловна сбыла на Людочку все домашние дела, весьхозяйственный обиход. За помощь по дому и уход в старости Гавриловна обещалаЛюдочке сделать постоянную прописку, записать на нее дом, коли девушка и дальшебудет так же скромно себя вести, обихаживать избу, двор, гнуть спину в огородеи доглядит ее, старуху, когда она совсем обезножеет.
С работы Людочка ездилана трамвае, а потом шла через погибающий парк Вэпэвэрзэ. В парке бегалиребятишки, водилась шпана, которая развлекалась игрой в карты, пьянкой,драками, “иногда насмерть”. “Имали они тут и девок...” Верховодил шпанойАртемка-мыло, с вспененной белой головой. Людочка сколько ни пыталась усмиритьлохмотья на буйной голове Артемки, ничего у нее не получалось. Да и не радипрически приходил парень к Людочке. Как только ее руки становились занятыми ножницамии расческой, Артемка начинал хватать ее за разные места. Людочка сначалаувертывалась от хватких рук Артемки, а когда не помогло, стукнула его машинкойпо голове и пробила до крови, пришлось лить йод на голову “ухажористогочеловека”. С тех пор “домогания свои хулиганские прекратил”, более того, шпанеповелел Людочку не трогать.
Теперь Людочка никого иничего не боялась, ходила от трамвая до дома через парк в любой час и любоевремя года, отвечая на приветствие шпаны “свойской улыбкой”. Однажды атаман-мыло“зачалил” Людочку в центральный городской парк на танцы в загон, похожий назвериный.
“В загоне-зверинце и людивели себя по-звериному… Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцевтелесный срам и бред… Гавриловна уверяла — от танцев одно безобразие. Людочкаво всем с ней соглашалась, считала, ей очень повезло с наставницей, имеющейбогатый жизненный опыт.
Девушка варила, мыла,скребла, белила, красила, стирала, гладила и не в тягость ей было содержать вполной чистоте дом. Зато если замуж выйдет — все она умеет, во всемсамостоятельной хозяйкой может быть, и муж ее за это любить и ценить станет.
Той порой вернулся измест совсем не отдаленных всем в округе известный человек по прозванию Стрекач.Порочный с детства, он еще в школе занимался разбоем — отнимал у малышей“серебрушки, пряники”, жвачку. В седьмом классе Стрекач уже таскался с ножом,но отбирать ему ни у кого ничего не надо было — “малое население поселкаприносило ему, как хану, дань, все, что он велел и хотел”. Вскоре Стрекач кого-топорезал ножом, его поставили на учет в милицию, а после попытки изнасилованияпочтальонки получил первый срок — три года с отсрочкой приговора. Но Стрекач неугомонился. Громил соседние дачи, грозил хозяевам пожаром. В тот летний вечерСтрекач сидел на скамейке, попивая дорогой коньяк и маясь без дела. Шпанаобещала: «Не психуй. Вот массы с танцев повалят, мы тебе цыпушек наймам.Сколько захочешь...»
Вдруг он увидел Людочку.Артемка-мыло попытался замолвить за нее слово, но Стрекач и не слушал, на негонашел кураж. Он поймал девушку за поясок плаща, старался усадить на колени. Онапопыталась отделаться от него, но он кинул ее через скамейку и изнасиловал.Шпана находилась рядом. Стрекач заставил и шпану “испачкаться”, чтобы не одинон был виновником. Увидя растерзанную Людочку, Артемка-мыло оробел и попыталсянатянуть на нее плащ, а она, обезумев, побежала, крича: “Мыло! Мыло!” Добежавдо дома Гавриловны, Людочка упала на ступеньках и потеряла сознание. Очнуласьна стареньком диване, куда дотащила ее сердобольная Гавриловна, сидящая рядом иутешавшая жиличку. Придя в себя, Людочка решила ехать к матери.
Мать стирала на кухне,увидев дочь, стала вытирать о передник руки, приложила их к большому животу.Оглядывая Людочку, мать сразу поняла — с дочерью случилась беда. “Ума большогоне надо, чтобы смекнуть, какая беда с нею случилась. Но через эту…неизбежность все бабы должны пройти… Сколько их еще, бед-то, впереди...” Онаузнала, дочь приехала на выходные. Мать сообщила, что вскоре переезжает с мужемв леспромхоз, только “как рожу...”.
Мать заплакала, глядя вокно: “Кому от этого разора польза?” Потом она пошла достирывать, а дочьпослала доить корову и дров принести. Неожиданно для себя Людочка решила уехатьс утренней электричкой. Мать не удивилась: “Ну что ж… коли надо, дак...”Гавриловна не ждала быстрого возвращения жилички. Людочка объяснила, чтородители переезжают, не до нее. Старуха пригорюнилась, потом предупредила:Артемку-мыло забрали, лицо ему Людочка все расцарапала… примета. Ему веленопомалкивать, шаче смерть. От Стрекача и старуху предупредили, что если жиличкачто лишнее пикнет, ее гвоздями к столбу прибьют, а старухе избу спалят.Гавриловна жаловалась, что у нее всех благ — угол на старости лет, она не можетего лишиться. Людочка пообещала перебраться в общежитие. Гавриловна успокоила:бандюга этот долго не нагуляет, скоро сядет опять, “а я тебя и созову обратно”.Людочка вспомнила, как, живя в совхозе, простудилась, открылось воспалениелегких, ее положили в районную больницу. Бесконечной, длинной ночью она увиделаумирающего парня, узнала от санитарки его нехитрую историю. С тех пор неумолкало в ней чувство глубокой вины перед покойным парнем-лесорубом.
В общежитии мест пока небыло, и девушка продолжала жить у Гавриловны. Хозяйка учила жиличку“возвращаться в потемках” не через парк, чтобы “саранопалы” не знали, что онаживет в поселке. Но Людочка продолжала ходить через парк. По пути в паркпрочитала объявление о наборе юношей и девушек в лесную промышленность.Промелькнула спасительная мысль: “Может, уехать?” “Да тут же другая мысльперебила первую: там, в лесу-то, стрекач на стрекаче и все с усами”. В паркеона отыскала давно запримеченный тополь с корявым суком над тропинкой,захлестнула на него веревочку, сноровисто увязала петельку, пусть и тихоня, нопо-деревенски она умела многое. Людочка забралась на обломыш тополя, наделапетлю на шею. Она мысленно простилась с родными и близкими, попросила прощенияу Бога. Как все замкнутые люди, была довольно решительной. “И тут, с петлей нашее, она тоже, как в детстве, зажала лицо ладонями и, оттолкнувшись ступнями,будто с высокого берега бросилась в омут. Безбрежный и бездонный”. ХоронилиЛюдочку не в родной брошенной деревне, а на городском кладбище. Мать временамизабывалась и голосила. Дома Гавриловна разрыдалась: за дочку считала Людочку, ата, что над собой сделала? Отчим выпил стакан водки и вышел на крыльцопокурить. Он пошел в парк и застал на месте всю компанию во главе со Стрекачом.Бандит спросил подошедшего мужика, что ему надо. “Поглядеть вот на тебяпришел”, — ответил отчим. Он рванул с шеи Стрекача крест и бросил его в кусты.Стрекач пробовал пригрозить мужику ножом. Отчим усмехнулся инеуловимо-молниеносным движением перехватил руку Стрекача, вырвал ее из карманавместе с куском материи. Не дав бандиту опомниться, сгреб ворот рубашки вместес фраком, поволок Стрекача за шиворот через кусты, швырнул в канаву, в ответраздался душераздирающий вопль. Шпана разбежалась.
У местного УВД так инедостало сил и возможностей расколоть Артем-ку-мыло. Со строгимпредупреждением он был отпущен домой. С перепугу Артемка поступил в училищесвязи; с испугу же, не иначе, он скоро женился. На четвертой полосе местнойгазеты в конце квартала появилась заметка о состоянии морали в городе, но“Людочка и Стрекач в этот отчет не угодили. Начальнику УВД оставалось два годадо пенсии, и он не хотел портить положительный процент сомнительными данными.Людочка и Стрекач, не оставившие после себя никаких записок, имущества,ценностей и свидетелей, прошли в регистрационном журнале УВД по линиисамоубийц… сдуру наложивших на себя руки”.
В сентябрьском номере журнала «Новый мир» за тысяча девятьсот восемьдесят девятый год опубликован рассказ Астафьева «Людочка». Он о молодёжи, но нет молодости в его героях. А есть одинокие, где-то глубоко в себе страдающие и шатающиеся по свету изношенные тени, бросающие свои мрачные ощущения на впечатлительные души читателей. Особенно поражает в героях Астафьева одиночество. Жуткое и неизменное. Людочка пытается вырваться из этого чувства. Но уже первые строчки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что Людочка, как и эта трава, не способна к жизни. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Мать давно привыкла к устройству своей жизни. Отчим Людочки никак не относился к ней «ни хорошо, ни плохо». «Жил он, жила она в одном доме и только». Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей. Сегодня всем ясно, что наше общество больно. Но чтобы его правильно лечить, нужен верный диагноз. Над этим бьются лучшие умы страны. Очень точный диагноз одной из страшных болезней, поразивших страну, поставил Астафьев. Главную трагедию героини своего рассказа «Людочка», в образе которой отразились как две капли воды боли подавляющего большинства наших соотечественников, он увидел в душевном одиночестве. Рассказ легко вписывается в литературный процесс современности. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича — умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: бесхозяйственность, падение нравственности, распад деревни, рост преступности. Астафьев показывает нам будничную, серую, самую обыкновенную жизнь: дом — работа — дом. В этом круге живёт Гавриловна, потерявшая здоровье в парикмахерской, её товарки, как должное принимающие всё горести и удары судьбы. В этом круге должна быть и главная героиня рассказа Людочка. И она, не сопротивляясь, ползёт по этому кругу, и мечта-то у неё самая обыкновенная, как у всех молоденьких девушек: выйти замуж, научиться работать. Речь героев Астафьева убедительным образом иллюстрирует это положение социальной психологии. «Покуль ты ученицей будешь, живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай, бог даст, и жизнь устроишь»,- наставляла Гавриловна девушку. Биография главной героини даётся писателем в самом начале повествования. «Людочка родилась в небольшой угасающей деревне», «слабенькой, болезненной и плаксивой». Рисуя образ Людочки, автор изобразил портрет обычной русской девушки.
Людочка с детства не отличалась ни особой красотой, ни умом, но сохранила в своей душе доброту и порядочность, милосердие, сострадание и уважение к людям. Девушка была слабохарактерной, и потому Гавриловна (женщина, которая ее приютила в городе) свалила на нее всю работу по хозяйству. Но Людочка на нее не обижалась, а делала все с удовольствием.
Жалость и сострадание почувствовала она и к несчастному парню – лесорубу, который умирал в больнице исключительно по причине халатности врачей. Людочка чувствовала глубокую вину перед парнем, потому что она живет, а он, такой молодой, должен умереть. Астафьев возмущается тем, что люди не способны чувствовать чужую боль, что они ужасно эгоистичны и лицемерны. Но это не всегда их вина. Возможно, Людочка острее других почувствовала сострадание к этому парню только потому, что сама на себе это перенесла и натолкнулась на непонимание близких людей. Эпизоды один за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенно готовя нас к трагической развязке. Цинизм, бездуховность первый сюжетный пласт рассказа. С ним плотно состыкован второй пласт — экологическая катастрофа. Картины природы в произведении не просто фон, на котором развёртывается действие, они имеют важное значение в структуре рассказа. В них заключается глубокий смысл, ибо в отношении к природе, к земле раскрывается духовный облик человека, проявляется его нравственная сущность. Мы видим деревню «задыхающуюся в дикоросте», прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её «ароматы». Оба эти символа помогают яснее, без прикрас видеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг. В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, приспособленчеством, как червь, изнутри подтачивающими нравственные устои общества, которому всегда было легко «оперировать» судьбами тысяч людей. Но не хватало внимания к конкретным судьбам. Когда над Людочкой надругался бандит, она оказалась в полнейшем одиночестве. На улице за неё струсил заступиться предводитель городской шпаны, спасовавший перед более изощренным мошенником. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной беды оказалось и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Именно этого она не смогла выдержать предательства близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. Им, живым, не его боль, не его жизнь, им своё сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться. Живые не хотели приносить себя в жертву умирающему. Сама Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению". Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь уже она не встретила понимания у других. Вот что подвело девушку к трагическому исходу. По пути в парк, где она собиралась покончить жизнь самоубийством, Людочка прочитала объявление о наборе юношей и девушек в лесную промышленность. Промелькнула спасительная мысль: может, уехать, «да тут же и другая мысль перебила первую: там, в лесу-то, стрекач на стрекаче и все с усами». Эти мысли Людочки помогают нам понять, как сильно её разочарование в людях, если в другом месте она не видит для себя спасения от людской злобы и бессердечия. Я думаю, что уходом из жизни она надеялась разбудить холодные сердца окружающих, что-то изменить в их жизни.
Обращает на себя внимание композиция рассказа. После повествования о случившемся с Людочкой несчастья, автор возвращает нас памятью героини в прошлое, чтобы найти объяснение происшедшему. Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность не только увидеть, но буквально ощутить живой ток жизни в картине, что встаёт перед ним. Сюжет не только и не просто видимая событийная, но чаще скрытая подтекстовая связь, сцепляющая текст направляющим движением авторской мысли. В нашем случае мысли о всеобщей взаимосвязанности судеб, живущих в разъединённом, расколотом, но в одном мире, на одной земле. Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка. Трагедия девушки недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, без ласки и любви. Смерть героини это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили. Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов («золотко моё», «голубонька сизокрылая», «ласточка», «касаточка»). Это используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её индивидуальных качеств. Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных». Русские пословицы, поговорки и другие устойчивые словосочетания и выражения занимают значительное место среди используемых писателем изобразительных средств, прежде всего потому, что в них заложены большие выразительные возможности: высокая степень обобщенности, эмоциональность, экспрессивность. Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи («втемяшилось в голову», «гнуть спину», «работала как конь»). Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева. Помимо простых олицетворений (таких, как «деревня задохнулась в дикоросте», «испустившего резиновый дух крокодила Гену») используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину («пьяно шатаясь”, “ходило вприсядку”, “поплясывало изношенное сердце», «серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака»). Поэтому произведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым. Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников, кои не переводятся на Руси. Вспоминается сцена сенокоса, когда «Людочка и мать метали стог», а потом девушка «в родной реке смывала с себя сенную пыль и труху» с той радостью, которая ведома лишь людям, всласть поработавшим". Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой.
Людочка мне напоминаетгероиню пьесы Островского «Гроза», Катерину. Окружённая материнской заботой,Катерина была очень счастлива, живя в своём мире и не зная житейских забот.Выйдя замуж за Тихона Кабанова, она попадает в обстановку жестоких нравовгорода Калинова, в «чужедальную сторонушку», далёкую от родительского дома.Катерина томится в доме Кабановой, где нет воли чувствам, нет свободы и нетпонимания. Душа Катерины увядает во враждебном ей мире, и только любовь,вспыхнувшая к Борису, может утолить утраченную гармонию с миром. Но и любовь неоказалась спасением: слишком безвольным был Борис. Окружённая злобой, всеобщимосуждением и непониманием, терзаемая собственными душевными муками, Катеринанаходит единственный выход в смерти.
Людочка, выросшая в«угасающей деревеньке Вычуган», не получила сполна материнской заботы и любви.Одинокая дома и в школе, она оказалась одинока и в небольшом провинциальномгородке, в котором царили «жестокие нравы», как и в городе Калинове.
Когда с Людочкойслучилась беда, никто не пришёл ей на помощь, никто не поддержал. Не защитил иАртёмка-мыло, оказывавший ей знаки внимания. Людочка нравственно слабееКатерины, но и перед ней встаёт вопрос: как ей жить дальше, что делать со своейболью? И самой выбирать свою судьбу. Как и Катерина, Людочка выбрала смерть,потому что не смогла вынести душевных мук.
Смерть Людочки и Катерины– это приговор обществу, в котором люди лишены человеческого тепла, обществу, вкотором царит деспотизм и насилие над личностью.
ВЫВОД
Есть ли Бог в мире, вкотором живёт Людочка? Деревенские бабы забыли «с какого плеча начинатькреститься. Вычуганиха срамила их, заново учила класть крестный знак». «И водиночестве состарившиеся, охотно и покорно бабы возвращались к вере в Бога.Больше-то им не к чему и не к кому было пристать, не в кого верить».
«Мать Людочки, бывшаякомсомолка, — туда же за бабьём, в суеверность впавшим. Хихикнула как-тоЛюдочка над украдкой крестящейся матерью и затрещину схлопотала».
У Стрекача на шее виситкрестик, прицепленный к мелкозернистой цепочке, излаженной под золото, икрасуется надпись на груди: «Верю в Иисуса Христа, Ленина и опера Наливайко».
Людочка далека от веры,она не «потрудилась выучить ни одной молитвы, так, с пятого на десятое что-топохватала от деревенских старух, тоже до конца ни одной молитвы не знающих».
Хотела она в храмсходить, но там такое столпотворение было, что она не пошла – «хватит и того,что видит и слышит вокруг». Не пошла и с Гавриловной, «… та ей напрямикбухнула: мол, достойным веры в Бога надо быть…».
И только перед смертьюЛюдочка обращается к Богу, хотя и не знает, не верит, есть ли Он: «Божемилостливый, Боже милосердный… Господи, прости меня, хотя я и недостойна… Никтони про что не спрашивал – никому до меня нет дела…».
В данной работе мыпоказали глубину людского равнодушия; увидели, что может произойти с человеком,когда он остаётся один; показали, в какую пропасть идёт современное общество, ичто если вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение.
Мы призываем всех подумать о своей душе и об окружающем мире, научиться любить и сострадать ближнему, увидеть красоту мира и попытаться сохранить ее, ведь красота спасет мир.
Всё ощутимое зреетпротест личности против общества, равнодушного к человеку. Не надо геройскихпоступков, надо лишь чуть больше внимания и сочувствия. Тогда мы сможемпобедить эту страшную болезнь – духовное одиночество. Трагедия Людочкипредостерегает: подобное может повторятся.
Списоклитературы:
1. Астафьев В.П. Литературнаягазета. № 39. М. 1990
2. Астафьев В.П. Рассказ«Людочка». М. 1989.
3. Глушихина Г.В. Журнал«Вечерняя средняя школа». № 5. М. 1991.
4. Елина Г.В. Журнал«Новый мир». № 9. М. 1989.
5. Лаури Н.Т. Журнал«Литература в школе». № 4. М. 2005.
6. Профе О.А. Словарьпо этике. М. 1998.
7. Чалмаев Б.А. Литературнаягазета. № 46. М. 1989.