Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
Коми Государственный ПедагогическийИнститут
Факультет педагогики и методикиначального образования
РЕФЕРАТ
на тему: «Тема любви в творчествеКуприна»
Выполнила:
студентка 623 гр.Татьяна
Проверила: Болотова Г.В.
Сыктывкар
2010 г.
Содержание
Введение
1. Своеобразные особенности творческой индивидуальностиА.И.Куприна
2. В поисках духовной гармонии
Тема любви:
3. Повесть «Олеся» — всепобеждающее чувство любви
4. Библейские мотивы в творчестве А.И.Куприна
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Яркое, оптимистическое,привлекающее красками живой жизни творчество Александра Ивановича Купринапринадлежит к тем своеобразным явлениям русского критического реализма,которые, будучи органически связаны с русской классикой Х1Х века, ужесвидетельствовали о наступлении новой эпохи в истории русской и мировойлитературы. Первые признаки этой новой эпохи обозначились на рубеже Х1Х и ХХстолетий.
Литературная деятельностьнового поколения прогрессивных художников слова, принадлежащих к направлениюкритического реализма, — художников, очень непохожих друг на друга, проходившихв дальнейшем через весьма сложные и мучительные искания, заняла важное место вразвитии русского реализма и явилась существенным элементом литературной эпохи.Одним из наиболее самобытных, духовно здоровых и талантливых писателей,объединившихся на заре нашего века вокруг Горького, был А.И.Куприн.
Александр Иванович Купринродился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке НаровчатеПензенской губернии.
«Куприн – настоящийхудожник, громадный талант, — сказал о нем Лев Толстой. – Поднимает вопросыжизни более глубокие, чем у его собратьев – Андреева, Арцыбашева и прочих». Одиниз самых популярных писателей дореволюционной России, деливший славу с М.Горькими Леонидом Андреевым, Куприн в восприятии читателя был, прежде всего, талантливымреалистом-бытовиком, с его тягой к цельным, простым и сильным натурам, а, крометого — романтиком в изображении чистого, целомудренного чувства.
Своеобразные особенности творческой индивидуальностиА.И.Куприна
Прежде чем рассматриватьв исторической последовательности основные этапы сложного и нелегкого путиэтого оригинального мастера, попытаемся в самой общей, эскизной форме — таксказать, предварительно — обрисовать некоторые своеобразные особенности его творческойиндивидуальности, его эстетического отношения к действительности.
Формировавшийся в духовнойатмосфере «внутреннего обновления», о которой так ярко в связи с оценкойтворчества Горького сказано Воровским, Куприн не примкнул, однако, к революционно-пролетарскомухудожественному направлению. Критицизм Куприна по отношению к буржуазно — дворянскому обществу не обрел глубины и остроты законченного, последовательногореволюционного мировоззрения; его социальные мечты о разумном и справедливом обществебыли абстрактны. Но взволнованное ожидание «занимавшегося завтрашнегодня», незримые духовные волны, исходившие от народной массы, поднимавшейсяк сознательному историческому творчеству, — все это не могло не повлиять и наКуприна, художника социально чуткого и в высшей степени наблюдательного. Пожалуй,на него беспокойный дух новой исторической эпохи повлиял сильней, чем накого-либо из молодых представителей критического реализма конца 1890-х годов,начала 1900-х годов.
«Весенняясвежесть», которая придавала такое мажорно-оптимистическое звучаниепроизведениям Горького, была присуща и Куприну. Пусть мы не найдем в творчествеКуприна горьковского исторического оптимизма, основанного на ясном (конечно, несразу обретенном) представлении о перспективах развития общества, на пониманиизакономерностей исторического процесса, но Куприн многое — в значительнойстепени стихийно — вобрал в себя от «духоподъемного» времени, от егонакала, от его динамики. Он отбросил уныние и тоску, так сильно дававшие себязнать в литературе 80-х годов, и сумел противостоять пессимистическим внушениямзападного и российского декаданса.
В поисках духовнойгармонии
Произведения заветной дляАлександра Ивановича Куприна темы — это произведения на тему любви. Втворчестве писателя она нашла воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний.Между тем далеко не одним интересом к психологическим процессам рождён этотбогатый мир. Тема любви позволила писателю утвердить свои гуманистическиеидеалы: нравственно-эстетическую ценность земного бытия, способность иустремлённость человека к высоким и самоотверженным чувствам, а с другойстороны — обнаружить во внутреннем мире личности мрачную печать противоречийэпохи.
Несомненно, Куприн шёл внаправлении, проложенном русским и мировым искусством — к постижению глубинчеловеческой души с её богатыми природными возможностями и болезненнымипроцессами, вызванными социальным несовершенством мира. Претворена в еготворчестве и другая закономерность большой литературы: в любом его произведениивсё, начиная с отбора материала и кончая деталями образного воплощения,выражает общую концепцию жизни.
Авторское истолкованиевеликого дара любви тоже нельзя воспринимать изолированно от другихпринципиально важных представлений Куприна. Только с позиций целостной системыего взглядов будет понятна преданность писателя теме, смысл её развития втворчестве. Любовь в произведениях Куприна предстает как великая иестественная, всепобеждающая власть над человеком. Именно высшая, самойприродой обусловленная степень ее влияния на личность позволяет художнику поставитьэто чувство рядом с самым дорогим для него даром творчества. Причем, почтиравно поэтичным, очищающим и формирующим душу началом наделяется, каксвидетельствовал сам Куприн. И «нежное, целомудренное благоухание „любви,и “трепет, опьянение» чистой страсти. Молодого Куприна не менеепривлекал и внутренний склад личности, способной задуматься над своей судьбой,смыслом бытия, красотой окружающего. Прощанием с «погибшей силой»,быстро промелькнувшей весной и печалью воспоминаний овеяна исповедь купринскихгероев. Автор не отказывает им в способности к «волшебной сказке»любви. Но она разрушается в «тусклой и равнодушной жизни»,вытесняется сугубо чувственными наслаждениями, против которых «бессильны ичесть, и воля, и рассудок». Свой идеал сильного гармоничного характера иторжествующей любви писатель обрести здесь не мог. Любовь… Трудно назватьписателя или поэта, который в своих творениях не отдал бы дань этомуизумительному чувству. Но из-под пера А. Куприна выходили особые рассказы иповести о любви. Любовь как всепоглощающее чувство, любовь безысходная, любовьтрагическая… Со сколькими перипетиями любви встречаемся мы в егопроизведениях! Они заставляют задумываться, размышлять о сущности этоговолшебного состояния души, а может, и проверить свои чувства. Как не хватаетпорой нам, современным молодым людям, доброго советчика, мудрого помощника,который помог бы разобраться в истинности того чувства, которое мы иногдапринимаем за любовь, а потом испытываем глубокое разочарование. Возможно, и поэтомумногие юные современники принимают за любовь совсем не то, о чем вдохновеннописал А.И.Куприн.
С особым чувством Купринвсегда писал и размышлял о любви, полагая, что в ней скрыта самая волнующаятайна человека. Он был убежден, что «никаким афоризмом этого предмета неисчерпать», что «любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведениемоего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в голосе, не вкрасках, не в походке, не в творчестве выражается индивидуальность. А в любви.Ибо вся вышеперечисленная бутафория только и служит что оперением любви».
Понимание любви каквысшего мерила человеческой личности, облагораживающей человека и возвышающейего над обстоятельствами, с большим мастерством раскрыто Куприным в повести«Олеся».
Повесть «Олеся»- всепобеждающее чувство любви
Повесть «Олеся» былакак-то особенно дорога Куприну – она связана с его полесскими впечатлениями1897 года. Тогда, недовольной своей репортерской судьбой, он оставил Киев иотправился в Полесье. Здесь он занимался совсем другими делами: управлялимением в Ровенском уезде, разводил махорку и даже, в неуемной жажде новыхвпечатлений, «полюбопытствовал на время стать псаломщиком», увлекшисьцерковно-славянским языком. Но главным увлечением Куприна явилась охота. Целыедни он проводил с крестьянами-охотниками, скитаясь среди безбрежных полесскихлесов и болот.
Охотничьи впечатления,встречи и разговоры, местные «байки» и легенды, услышанные у охотничьегопривала, не только дали богатую пищу сердцу и уму наблюдательного писателя, нои подсказали форму его ранних рассказов – путевой очерк, описание той или иной«местной» истории.
С особым чувством Купринвсегда писал и размышлял о любви, полагая, что в ней скрыта самая волнующаятайна человека. Он был убежден, что «никаким афоризмом этого предмета неисчерпать», что «любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведениемоего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в голосе, не вкрасках, не в походке, не в творчестве выражается индивидуальность. А в любви.Ибо вся вышеперечисленная бутафория только и служит что оперением любви».
Понимание любви каквысшего мерила человеческой личности, облагораживающей человека и возвышающейего над обстоятельствами, с большим мастерством раскрыто Куприным в повести«Олеся».
В повести Купринпоэтизирует здоровые человеческие чувства – любовь, благородство души, близостьк природе, умение наслаждаться ее гармонией и красотой. Именно природа, щедро илюбовно описанная в повести, придает светлый, мажорный тон повести о судьбеОлеси и Ивана Тимофеевича. В основу повести «Олеся» положена историялюбви молодой девушки к начинающему писателю. Первой фразой про «голодныхзябликов» главная героиня Олеся располагает к себе читателей. По словамИвана Тимофеевича, Олеся поразила его необычной, оригинальной красотой. Онабыла высокой брюнеткой лет двадцати — двадцати пяти. Чистое любопытство свелоглавного героя с Мануйлихой и ее внучкой Олесей, с которыми так неласковообошлась деревня, прогнавшая их в дремучий лес, обвинив Мануйлиху в колдовстве.Привыкнув относиться к людям с опаской, главная героиня не сразу открыласьИвану Тимофеевичу, тая в себе что-то неразгаданное: «Плохо нам от них(людей) приходится...». Купринская деревня «укутана тьмой»,разобщена, бесчувственна. Одиночество, исключительность положения Олесиопределяют ее судьбу. Неторопливо развертывается повесть от лица городскогоинтеллигента Ивана Тимофеевича. Вслед за ним читатель знакомится с «упорнонеобщительными» и невежественными крестьянами, с ограниченным и мрачнымполесовщиком Ярмолой; с самим рассказчиком, скучающим наблюдателем чуждых емунравов, не свободным от эгоистических поползновений; с жадной и ожесточившейсяот преследований бабкой-«колдуньей» Мануйлихой. Все они связаны сопределенной социальной средой, скованы ее укладом и законами, вплоть донедавней власти над Полесьем польских панов, и поэтому бесконечно далеки откакой бы то ни было гармонии. И только Олеся, воспитанная матерью-природой,могучей ее силой, сохраняет в себе в чистом виде врожденные человеческиедарования. И хотя автор явно идеализирует натуру девушки, однако в ееповедении, чувствах, мыслях воплощаются вполне реальные способности людей, ипоэтому повесть убеждает глубокой психологической правдой. Впервые у Куприна вхарактере Олеси пластично слились гордость и самоотверженность, действенностьпоступков с удивительной утонченностью переживаний, воистину и высоко одареннаядуша, могучей энергией, преодолевающая противоречия своего положения, поражаетсмелым полетом чувств, безоглядной преданностью возлюбленному, более того — совокупностью серьезных проявлений по отношению к людям, природе.
Автор создаетчеловеческую личность небывалых возможностей, но избирает любовь конкретным ипоэтическим ее выражением. В слиянии с красотой окружающего зеленого царствавзращена редкая способность Олеси приносить счастье, возрождать эмоции, лечитьдушевные раны. Поэтому встречи Олеси с Иваном окрашены участием вечнопрекрасных земли и неба.
Уже в самом имени героиниесть что-то поэтическое. И вся повесть развертывается как романтическая поэма,отнюдь не уводящая, однако, от реалистически-суровой темы «страшногомира».
Олеся полюбила«доброго, но только слабого» главного героя. Судьба для нее былапредрешена. Главная героиня, человек мнительный и суеверный, верит картам. Оназнала, чем кончится ее близость с писателем. «Никогда вы сердцем неполюбите… а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете»,-говорит Олеся. Взаимной любви не получилось. У Ивана Тимофеевича было тольковлечение к главной героине, ошибочно принятое им за любовь. Интерес к нейвозник из-за непосредственности и оригинальности Олеси. «Самобытная,свободная натура, ум, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетствакрасивой женщины», — говорит о ней начинающий поэт. Для слабовольного ИванаТимофеевича мнение общества значило очень много. Он не мыслил себе жизни вне этогообщества. В повести «Олеся» мир естественных человеческих отношений,мир лесной сказки, нарисованный с достоверностью и точностью деталей, присущихреалистическому искусству. Олеся — истинный человек. «Выросшая в лесах,сроднившаяся с природой, Олеся не знает расчета и хитрости, ей чуждо себялюбие- все то, что отравляет взаимоотношение людей в „цивилизованноммире“. Не случайно с „прекрасным обликом Олеси“ остаются в душеИвана Тимофеевича „пылающие вечерние зори, росистые ландышем и медом утра,полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама“, ведь образматери-природы, действительно, воплотился в Олесе.
С какой любовью и заботойона относится к населению леса: зайцам, зябликам, скворцам: „Зачем битьптах или вот зайцев тоже? Никому они худого не делают, а жить им хочется также,как и нам с вами. Я их люблю: они маленькие, глупые такие“. Олеся и бабкусвою жалеет, и вора Трофима, и даже озверевшую толпу, избившую ее, прощает:»Все я одна, глупая. Ну, чего я полезла… в самом деле?". «Вовсех ее движениях, в ее словах есть что-то благородное, какая-то врожденнаяизящная умеренность, порядочность, уверенность в свои силы», — замечаетИван Тимофеевич, — Олеся — хозяйка этого леса, мать всему живому, в еевнешности, в «чистом, нежном профиле» есть что-то от богородицыМарии, придающие светлому лицу одновременно и властность, и наивность. Можно провестии другую параллель: «отдохнувшая за зиму земля пробуждается с приходомвесны, полная жажды материнства». А последние слова, которые произноситОлеся перед уходом Ивана Тимофеевича следующие: «Знаешь, о чем я жалею? Отом, что у меня нет от тебя ребеночка. Ах, как я была бы рада этому!» Несомненно,в эти слова автор вложил глубокий смысл.
Образ лесной девушки Олеси — воплощение большого чистого и благородного чувства. Полесская девушка лишенародственной ей вольной стихии Олеся — натура цельная, серьезная, глубокая, вОлесе так много искренности и непосредственности, не говоря уже об ее девичьемобаянии, что даже герой повести — довольно обычный. Купринский герой снесколько аморфным характером — под влиянием этой загадочной лесной девушкиподнимается, пусть на время, до какого-то просветленного душевного состояния и,так кажется, почти готов переродиться, то есть стать благородно- простым и цельнымчеловеком ...
Эти люди очень разные:Олеся — “цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный иокутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и нелишенный лукавого кокетства красивой женщины”, а Иван Тимофеевич — “человек,хотя добрый, но только слабый”. Они принадлежат к разным социальным слоям:герой — образованный человек, писатель, приехавший в Полесье “наблюдать нравы”.Героиня — “ведьмака”, неграмотная девушка, выросшая в лесу. Но, несмотря на этиразличия, они полюбили друг друга. Ивана Тимофеевича привлекли красота,нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все егонедостатки и понимала, что их любовь обречена, однако любила его всей своейпылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь вызывает у менявосхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, налюбую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь. Это было тяжелымиспытанием для главной героини. Она пересилила страх не только перед людьми, нои перед Богом. Чистая, безграничная любовь сподвигла Олесю на этот решительныйшаг. Читатель видит, насколько велика роль любви в жизни этой девушки. «Нехочет судьба нашего счастья»,- с прискорбием говорит главная героиня. Авот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, чтоможет случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего,чтобы остановить ее: “Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мненеудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять,даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свойнеожиданный порыв...”. Иван Тимофеевич, любя Олесю, в то же время боялся своейлюбви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: “Одно лишьобстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже вообразить себе,какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной сженами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки староголеса”. В спорах Олеси и Ивана Тимофеевича читателю открывается непочатый крайзнаний девушки, которой доступны «те бессознательные, инстинктивные,туманные, добытые случайным опытом, странные знания, опередившие науку на целыестолетия». Со временем главный герой находит, что неумеющая даже читатьОлеся в разговорах проявляет «чуткую деликатность и особенный, врожденныйтакт». После прихода урядника к Мануйлихе девушка долго не хочет говоритьо большой беде Ивану Тимофеевичу, а потом сердится и стыдится «бабушкинойплаксивости». Здесь проявляются гордость, чувство собственногодостоинства, самолюбие главной героини. Затем отношения между ними испортились,так как Олеся не хочет простить покровительства писателя в деле с урядником.
Повесть «Олеся» — воплощение мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной и здоровой жизни вслиянии с природой, — говорится в статье Ю.Борисова. — Не случайно вдали отгорода, где люди живут в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек подесяти в каждой, или под самой землей, в сырости и холоде, не видя солнца — нездесь, а среди вечных, пронизанных светом, благоухающих ландышами и медом лесовнаходит Куприн героиню своей самой поэтичной повести".
Библейские мотивы втворчестве А.И.Куприна
Среди выдающихся русских писателей начала ХХ века, одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну», — пишет Афанасьев В. Н.
А.И.Куприн работал надповестью в Одессе. «Гранатовый браслет» был начат в сентябре, окончен – вначале декабря 1910 года. В 1908 – 1910гг. Куприн создает целый цикл новелл олюбви. Этот ряд открывается повестью «Суламифь» (1908), а завершаетсяреалистическим рассказом «Гранатовый браслет». Тема любви всегда волновалаписателя. И это чувство было расценено им как возносящее «в бесконечную высь ценностьчеловеческой личности», дарующее равно прекрасные «нежное целомудренное благоухание»и «трепет опьянения» чистой страстью. Вместе с тем Куприн ясно видел трагическийисход любви, оказавшейся в цепях условности», поэтому написал он замечательную повесть«Гранатовый браслет».
Новое возвращение к темебольшой, всепоглощающей любви состоялось в повести «Гранатовыйбраслет», являющейся одной из самых трогательных, самых печальныхрассказов о безответной любви. Как писал Афанасьев В. Г.: «Любовь всегда была главной,организующей темой всех больших произведений Куприна. В «Гранатовом браслете» — большое страстное чувство, окрыляющее героев, определяет движение сюжета, способствуетвыявлению лучших качеств героев. И хотя любовь у героев Куприна редко бывает счастливойи еще реже находит равноценный отклик в сердце того, к кому обращена, раскрытиеее во всей широте и многогранности придает романтическую взволнованность и приподнятостьпроизведениям, возвышающих над серым, безотрадным бытом, утверждающим в сознаниичитателей мысль о силе и красоте подлинного и большого человеческого чувства».
По мнению многих исследователей, «мастерски выписано в этой повести все, начиная с ее названия. Само заглавие удивительно поэтично и звучно.
Оно звучит как строкастихотворения, написанного трехстопным ямбом». Самым удивительным в этой повестиможно считать эпиграф: “L. van Beethoven.2 Son (op. 2,№ 2). Largo Appassionato”. Здесь печаль и восторг любви соединяются с музыкойБетховена. И как удачно найден рефрен: “Да святится имя твое!” Соната № 2Бетховена – «исключительное, единственное по глубине произведение».Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучатслова: «Да святится имя Твоё». В этих нежных звуках – жизнь, которая«покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть».Рассказ «Гранатовый браслет» – это учебник жизни, источник мудрости инравственной чистоты. Сущность великого чувства открывается нам во всейполноте. Мы снова и снова думаем о вечном, непреходящем, о том, что волнуетлюдей во все времена…
Своеобразие этогорассказа в постепенном, как бы незаметном возникновении, нарастании трагическойтемы. На первых порах увлечение Желткова — увлечение, о котором мы узнаем извысказываний бесконечно чуждых ему людей, — кажется несколько забавным.Впрочем, образ Желткова, по-видимому, и не был задуман автором как образидеального рыцаря.
У замечательногоавстрийского лирика Николая Ленау (первая половина XIX века) есть стихотворение«Безмолвная любовь». Оно состоит всего из восьми строк:
Молчать и гибнуть… Номилей, Чем жизнь, волшебные оковы! Свой лучший сон в очах у ней Искать, непроронив ни слова! — Как свет застенчивый лампад Трепещет пред лицом Мадонны И,умирая, ловит взгляд, Небесный взгляд ее бездонный!..
Любовь маленькогочиновника Желткова чужда этой глубокой затаенности, в которой благороднаяскромность переплетается с гордостью, чужда этой боязни хотя бы малейшимнамеком нарушить покой Единственной и недостижимой. Купринский геройсистематически дает о себе знать своей Мадонне, порой приближаясь к той опаснойграни, за которой уже начинается назойливость. И все-таки смешное в егоповедении оказывается не самым главным. Это просто внешняя неуклюжестьчеловека, выросшего и живущего в социальной среде, где не очень-то легко былоприобщиться к рафинированной культуре. «Молчать и гибнуть»… Талантмолчания, затаенности не был дан Желткову. Но и для него «волшебныеоковы» оказались милей жизни. Гибель не страшила его. Любовь этогостранного, одинокого человека оказалась серьезной и трагической. В женщине,которую он полюбил, для него воплотилась «вся красота земли». Рассказ«Гранатовый браслет» имеет вполне реальную основу. Однако талант Купринаконкретный жизненный факт превратил в историю, о которой веками мечтают итоскуют лучшие умы и души человечества: поэты, романисты, музыканты, художники.Куприн на протяжении всего рассказа пытается внушить читателям “понятие любвина грани жизни”, и делает он это через Желткова, для него любовь – это жизнь, следовательно,нет любви – нет жизни. И когда муж Веры настойчиво просит прекратить любовь,прекращается и его жизнь: “…вам предлагают одно из двух: либо вы совершенноотказываетесь от преследования княгини Веры Николаевны, либо, если на это вы несогласитесь, мы примем меры, которые нам позволят наше положение…”.
Стремясь воспеть красотувысокого, но заведомо безответного чувства, на которое “способен, быть может,один из тысячи”, Куприн, однако, наделяет этим чувством крошечного чиновникаЖелткова. Его любовь к княгине Вере Шеиной безответна, не способна “выпрямить”,окрылить его. Замкнутая в себе, эта любовь не обладает творческой,созидательной силой. “Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ниполитика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей, — пишетЖелтков перед смертью предмету своего поклонения, — для меня вся жизньзаключается только в вас”. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтательбезнадежно влюблен в молодую светскую даму. Княгиню Веру. Восемь летпродолжается безответный роман. В любимой женщине для Желткова воплощена всякрасота земли: «нет ни зверя, ни растения, ни человека, прекраснее вас инежнее» — пишет он в прощальном письме к ней. Письма влюбленного служатпредметами насмешек членов семьи Веры Николаевны, а присланный влюбленнымподарок – гранатовый браслет – вызывает бурю негодований, и только старыйгенерал Аносов догадывается об истинных мотивах: «Может быть, твой истинныйпуть, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и накоторую больше не способны мужчины.
Желтков,что про него можно сказать – был ли он больной человек, и преследовалнесчастную женщину, или он был болен любовью – безответною, самою жестокоюлюбовью на свете, не дававшею надежд на взаимность. Но всё же он надеялся наволю судьбы, что она сведёт их, и они будут жить долго и счастливо. Но нет –судьба в лице Веры имела другие планы, ей нужно было всё рассказать своему мужу– зачем?! Ведь можно было поговорить с Желтковым самой, успокоить его, вежливо попросить,чтобы больше не писал ей. И всё. Князь Шеин и брат княгини решают найтиЖелткова и вернуть ему браслет, дабы сохранить доброе имя Веры и её мужа. Обликтелеграфиста необычен: «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубымиглазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине». Он оченьвзволнован, глядит на Василия Львовича умоляющими глазами. Восемь лет«безнадёжной и вежливой любви» прошли, но заглушить чувство нельзя.Желтков видит единственный выход – смерть. «Громадная трагедия души»разрешается самоубийством.
Сама историянеобыкновенной любви, история гранатового браслета рассказывается такимобразом, что мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, которыйрассказывает ее как анекдотический случай, брата Николая, для которого все вэтой истории видится оскорбительным и подозрительным, самой Веры Николаевны и,наконец, генерала Аносова, первым предположившего, что здесь, может быть,кроется настоящая любовь, «о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины». Круг, к которому принадлежит Вера Николаевна, не можетдопустить, что это настоящее чувство, не столько из-за странности поведенияЖелткова, столько из- за предрассудков, которые владеют ими. Куприн же, желаяубедить нас, читателей, в подлинности любви Желткова, прибегает к самомунеопровержимому аргументу — самоубийству героя. Таким образом, утверждаетсяправо маленького человека на счастье, но и возникает мотив его нравственногопревосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понятьсилу чувства, которое составляло весь смысл его жизни. Когда Вера Николаевна получаетот Желткова браслет, блеск гранатов которого повергает ее в ужас, мозг сразу жепронзает мысль «точно кровь», и вот уже ясное чувство о предстоящем несчастьетяготит ее, и на этот раз оно вовсе не пустое. С этого момента ее спокойствие разрушено.Вместе с браслетом получив письмо, в котором Желтков признается ей в любви, всенарастающему волнению нет предела. Вера посчитала Желткова «несчастным», она несмогла понять всего трагизма этой любви. Несколько противоречивым оказалосьвыражение «счастливый несчастный человек». Ведь в своем чувстве к Вере Желтковиспытал счастье. Но грубое вмешательство в святые чувства, в прекрасную душу убилиЖелткова. Уходя навсегда, он думал, что путь Веры станет свободным, а жизньналадится и пойдет по – старому. Но дороги назад нет. Прощание с телом Желтковабыло кульминационным моментом ее жизни. В этот момент сила любви достигламаксимального значения, стала равна смерти. Восемь лет плохой, беззаветнойлюбви, ничего не требующей взамен, восемь лет преданности милому идеалу,самоотверженности от собственных принципов. За один короткий миг счастьяпожертвовать всем накопленным за такой большой срок – это под силу не каждому.Но любовь Желткова к Вере не подчинялась никаким образцам, она была выше их. И дажеесли конец ее оказался трагичным, прощение Желткова было вознаграждено. Желтковубивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, чтоона была для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением,одной мыслью». Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В своемпредсмертном письме влюбленный чиновник благословляет свою возлюбленнуюкнягиню: «Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твое“.Хрустальный дворец, в котором жила Вера, разбился, пропустив много света,тепла, искренности в жизнь. Сливаясь в финале с музыкой Бетховена, онасливается и с любовью Желткова, и с вечной памятью о нем. Отдавая честь чувствуЖелткова. Афанасьев В. Н., однако, замечает, «И если сам Куприн, предавая своивпечатления от оперы Бизе «Кармен», писал, что «любовь всегда трагедия, всегда борьбаи достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть», то чувство Желткова– это тихое, покорное обожание, без взлетов и падений, без борьбы за любимого человека,без
надежд на взаимность.Такое обожание иссушает душу, делает ее робкой и бессильной. Не потому ли такохотно соглашается уйти из жизни придавленный своей любовью Желтков?» По мнениюкритика, «Гранатовый браслет» — одно из самых задушевных и любимых читателями произведенийКуприна, — и все же печать некоторой ущербности лежит и на образе еецентрального героя – Желткова, и на самом чувстве к Вере Шеиной, отгородившейсясвоей любовью от жизни со всеми ее волнениями и тревогами, замкнувшемся в своемчувстве, как в скорлупе, Желтков не знает подлинной радости любви».
Редчайший дарвысокой и безответной любви стал „громадным счастьем“, единственнымсодержанием, поэзией жизни Желткова. Умирал Желтков без боли и разочарования,но с ощущением того, что эта любовь все-таки была в его жизни, и этоуспокаивало его. Радость чистой и благородной любви запечатлелась в его глазахнавечно: «Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбалисьблаженно и безмятежно…». Для героя любовь, хотя она была не взаимна, былаединственным счастьем. Об этом он пишет в своем последнем послании ВереНиколаевне: «От глубины души благодарю Вас, за то, что Вы были моейединственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью». Многиескажут: «Если эта любовь принесла столько счастья Желткову, почему он покончилсобой? Почему не захотел жить дальше и наслаждаться своей любовью?» Всё потому,что высокая, благородная любовь всегда трагична. Самого Желткова можно назвать«благородным рыцарем на маленьком посту». Ведь он не стал досаждать ВереНиколаевне своими письмами, не стал преследовать её, но уступил ей счастье сдругим человеком. Но этим поступком, Желтков пробудил увядшие чувства в душахсупругов Шеиных, особенно Веры Николаевны, потому что именно её «жизненный путьпересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь».
Феноменальность егопереживаний поднимает образ молодого человека над всеми другими героямирассказа. Не только грубый, недалекий Тугановский, легкомысленная кокетка Анна,но и умный, совестливый Шеин, почитающий любовь „величайшей тайной“Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженнойбытовой среде. Однако не в этом контрасте таится главный нерв повествования. Спервых строк возникает ощущение увядания. Оно читается в осеннем пейзаже, впечальном виде пустых дач с разбитыми стеклами, опустевших клумб, с „точновыродившимися“, мелкими розами, в „травянистом, грустном запахе“предзимья. Сходно с осенней природой однообразное, как бы дремотноесуществование Веры Шеиной, где укрепились привычные отношения, удобные связи инавыки. Прекрасное вовсе не чуждо Вере, но стремление к нему давно притупилось.Она „была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна,независима и царственно спокойна“. Царское спокойствие и разрушаетЖелтков.
Есть в рассказе „Гранатовый браслет“ какая-тошекспировская нота, которая пробивается через все причуды немного смешногочиновника контрольной палаты Желткова и покоряет читателя. И есть в этомпроизведении, посвященном вечной теме, социальный, демократический пафос. Ибо»Гранатовый браслет" раскрывал духовную, нравственную красотупростого человека и противопоставлял ее морали господствующего класса. Купринпоказывает «высшее общество» без утрирования, без гротескныхзаострений, но чем шире и ярче разворачивается перед нами история возвышеннойлюбви маленького чиновника, тем более ограниченным, узким предстает перед нами- по контрасту — духовный мир «хозяев жизни». А.М.Горький, резкокритиковавший идейные блуждания Куприна, от этого рассказа был в восторге.«А какая превосходная вещь „Гранатовый браслет“Куприна...», — писал он Е.К.Малиновской. — Чудесно! И я — рад, я — спраздником! Начинается хорошая литература!" Любовь для писателя – основавсего существующего: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. Иникакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».Любовь позволяет героям подняться над будничностью, суетностью. В письме Купринписал: «Не в силе, не в ловкости, не в уму, не в таланте выражаетсяиндивидуальность, а – в любви».
Заключение
Сегодня произведения А.Куприна вызывают большой интерес. Они привлекают читателя своей простотой,человечностью, демократичностью в самом благородном смысле этого слова. Миргероев А.Куприна пестр и многолюден. Он сам прожил яркую, наполненнуюмногообразными впечатлениям жизнь — побывал и военным, и конторщиком, иземлемером, и актером бродячей цирковой труппы. А.Куприн много раз говорил, чтоне понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснеесебя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои егопроизведений — чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизньюлюди, а, скорее, наоборот. Куприн боролся с эмигрантской судьбой, он не хотелпокоряться ей. Он старался жить интенсивной творческой жизнью и продолжатьслужение литературе. Нельзя не отдать должное талантливому писателю — он и вэти тяжелые для него годы сумел внести значительный вклад в русскую литературу.Проходит десятилетие за десятилетием со дня смерти Куприна, но фигура его вдымке времени не становится туманной или далекой. Пожалуй, она вырисовываетсяперед нами все ярче и, по каким-то чудесным законам эстетического восприятия,приближается к нам… Социальный пафос гармонически соединился в творчествеКуприна с духом поэзии. Острый обличитель всего темного и отжившего иодновременно певец Красоты, художник духовно здоровый, горячо любящий иоберегающий чистоту, энергию и блеск русского слова, он обогатил отечественнуюпрозу, внес в нее свои — купринские — темы и мотивы, способствовал усилению вней элемента динамического, остросюжетного, элемента красочной занимательности.И несомненно одной из самых значительных купринских тем, обогативших русскуюлитературу, стала тема любви. Еще в 1908 году А.В.Луначарский отозвалсяо Куприне как о «ярком писателе», «которым несомненно гордиласьбы всякая национальная литература». Это было сказано в ту пору, когдамногие творческие свершения Куприна были еще впереди! Российские читатели давнополюбили Куприна. Иначе и быть не могло. Ибо этот выдающийся русский художникшироко открытыми и зоркими глазами наблюдал великую «реку жизни»,стремился проникнуть в ее глубины. Гуманизм, доброта, душевная мудрость — вотчему можно учиться у этого писателя. Следовательно, остаётся только одно:изучать Куприна и восхищаться им.
Список использованной литературы
1. Астафьев В.Н.«Начало пути», изд-во Художественная литература, Москва, 1989 г.
2. Берков П.Н.«А.И.Куприн», изд-во академии наук СССР, М-ва, 1956 г.
3. Куприн А.И.«Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь».
4. Лилин В.«А.И.Куприн», изд-во Просвещение, Москва, 1975 г.
5. Михайлов О.«Добрый талант», Москва «Просвещение», 1989 г.
6. Чернышев А.А.«Художник жизни. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Олеся». Иркутск,Восточно-Сибирское книжное издательство, 1979 г.