СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Жизненный и поэтический путь Н.М. Рубцова
ГЛАВА 2. Основные мотивы и особенности творчества
2.1. Истоки лирического характера поэзии Рубцова
2.2. Мир крестьянского дома и русской природы
2.3. Лирический герой рубцовских стихов
2.4. «И зажегся …свет величавого распева и молитвеннойисповеди»
ГЛАВА 3.Тема дороги в поэзии Рубцова. Анализ стихов
3.1. Тема дороги
3.2. Анализ стихотворений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Тема нашей курсовойработы интересная и широкая. Она включает в себя не только исследование образадороги в поэзии Н. Рубцова, но и обзор всего его творчества. Более того, мы вынужденыбыли коснуться его биографии, а также попытались показать связь с традициямирусской классической литературы и стихами вологодских поэтов. Надо отметить,что данная тема мало освещена в трудах литературоведов.
В своей работе мыопирались на исследования жизни и творчества Николая Рубцова таких авторов, какВ.В. Кожинов, В. Оботуров, В.Н. Бараков, Н. Коняев, А. Передреев, А. Михайлов идр., воспоминания Виктора Коротаева и Александра Романова.
Цель нашей работы:
· раскрыть значениетемы дороги для понимания всей поэзии Николая Рубцова.
Перед нами стоялиследующие задачи:
1. познакомиться с литературой потворчеству Рубцова;
2. рассмотреть его поэзию в целом ивыделить ее основные особенности;
3. дать более детальный анализ отдельныхстихов.
Курсовая работа состоитиз трех глав.
Задача 1 главы: датьописание жизненного и творческого пути поэта.
Задача 2 главы: рассмотретьосновные мотивы и особенности его творчества.
Задача 3 главы: раскрытьсмысловую нагрузку темы дороги и подтвердить это анализом отдельныхстихотворений.
Изучение данной темыкурсовой работы поможет понять значение творчества Н.Рубцова, его место врусской поэзии, а также то, каким образом проблемы окружающей и личной жизнипреломляются в литературном произведении.
ГЛАВА 1.Жизненный и поэтический путь Н.М. Рубцова
«Николай Рубцов – поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, ктоочаровывал читающий мир поэзией – не придуманной, органической. Время отвремени в огромном хоре советской поэзии звучали голоса яркие, неповторимые. И всеже – хотелось Рубцова. Требовалось. Кислородное голодание без его стихов – надвигалось...»
Г. Горбовский [5].
Николай Михайлович Рубцов(3 января 1936 г. – 19 января 1971г.) унаследовал из прошлого русскойлитературы то, что мы подразумеваем под словами «судьба русского поэта». Емубыло отпущено 35 лет жизни, слава и народная любовь – посмертно. Одиночество,неприкаянность, бедное и бездомное (почти до конца) существование. Но и –способность сгореть в труде, всего себя отдавать стихам. Внешне неожиданная инелепая, внутренне глубоко закономерная и предчувствуемая гибель.
И умение так по-есенинскипопрощаться:
Мы сваливать
не вправе
Вину свою на жизнь.
Кто едет,
тот и правит.
Поехал, так держись!
Я повода оставил.
Смотрю другим вослед.
Сам ехал бы
и правил,
Да мне дороги нет…
Вместес тем, Рубцов был человеком своего времени. Как и многие, он увлекался вмолодости Хемингуэем и его книжками, любил знаменитого футболиста ЭдуардаСтрельцова, хорошо отзывался о Ленине, размышлял об успехе Владимира Высоцкого.Как всякий русский, Рубцов с восхищением относился к Александру Невскому. Поэтхотел даже написать о Невском поэму, и называл своего будущего героя«светозарным». Святыми были для Рубцова имена Пушкина, Тютчева, Есенина…
НиколайРубцов родился в селе Емецк Архангельской области. Он был пятым ребенком всемье. Перед самой войной родители переехали в Вологду. В детские годы Николайпережил много потерь. В 1941 ушел на фронт отец, и о его судьбе долго былоничего неизвестно (как оказалось позднее, он остался жив, но детей своих нестал разыскивать, женился второй раз). От болезни умерли две старшие сестры, ав 1942 умерла мама. Четверо детей в годы войны остались сиротами. Время,проведенное в Никольском детском доме, куда попал шестилетний Коля Рубцов,подарило ему главную тему будущего творчества: «До меня все же докатилисьпоследние волны старинной русской самобытности, в которой было многопрекрасного и поэтического» («Коротко о себе») [24, с.388].
Вологодскаяземля стала вечным магнитом, ядром жизни Рубцова, хотя ему много пришлосьпостранствовать: армейская служба на Северном флоте, жизнь в обеих российскихстолицах (в Ленинграде – рабочим, в Москве – студентом Литературногоинститута), поездка в Сибирь. Долгое время Рубцов не имел своего жилья (тольков 1969 году Рубцов получает первую в своей жизни отдельную однокомнатнуюквартиру), но не возвращаться в Вологду не мог: «…в Вологде мне всегда бываетхорошо, и ужасно грустно и тревожно. Хорошо оттого, что связан я с ней своимдетством, грустно и тревожно, что и отец, и мать умерли у меня в Вологде. Такчто Вологда – земля для меня священная, и на ней с особенной силой чувствую ясебя и живым, и смертным» (из письма Г.Горбовскому) [14, с.54].
1962год принято считать началом творческой зрелости поэта. В этом году он поступилв Литературный институт имени Горького и познакомился с В.Соколовым,С.Куняевым, В.Кожиновым и другими литераторами, чье дружеское участие не разпомогало ему и в творческом взрослении, и в издательских делах. Напечатал при жизниНиколай Рубцов немного. Помимо журнальных подборок и совсем тоненькой книжечки«Лирика» (1965) тиражом в 3000 экземпляров, это сборники «Звезда полей» (1967),«Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к изданию «Зеленыецветы» появились уже после смерти Рубцова, в 1971 году. После смерти былиопубликованы сборники: «Последний пароход» (Москва, 1973), «Избранная лирика»(Вологда, 1974), «Подорожники» (Москва, 1975), «Стихотворения» (1977).
Ужена первые циклы стихов Николая Рубцова обратили внимание Марк Соболь в статье«Честь быть человеком» («Литературная газета», 14 декабря 1965г.) и ВадимКожинов в обсуждении за «круглым столом» итогов 1965 поэтического года – статья«Поэты и стихотворцы» («Вопросы литературы», 1966, № 3). Только одну небольшуюрецензию, опубликованную поэтом Юрием Линником в журнале «Север», вызвалапервая книжка стихов Рубцова «Лирика», а уже на «Звезду полей» откликнулисьмногие. Прежде всего, поэты, которые почувствовали свою родственность музеРубцова: Станислав Куняев и Анатолий Передреев, а также Л. Лавлинский и другиекритики. Знаменитый сборник «Звезда полей» стал выдающейся книгой, знаковой,«культовой», как сейчас говорят. Для очень многих он стал настоящимоткровением, невиданным свидетельством бессмертия национального духа в эпоху«застоя». В1967 году к поэту пришла настоящая слава.
Особоеместо уделили поэзии Рубцова в своих обзорах В. Чалмаев и В. Друзин. Позже олирике Рубцова писали А. Михайлов, Е. Осетров, А. Ланщиков и другие критики.
Вдовольно неожиданной и смелой работе литературоведа Александра Кирова«Лирический роман в поэзии Н.М. Рубцова» [9] доказывается, что поэт сознательно«выстраивал» свою поэзию и судьбу одновременно: «Все движется к темному устью…»[9, с.8]. Александр Киров берет за основу не умозрительный, а фактическийматериал (книги стихов, составленные Рубцовым) и реконструирует выстроенный (ив определенной степени зашифрованный поэтом) лирический роман какхудожественную целостность. Отдельной темой его исследования стала проблемаправославной духовности как основы религиозно-философского мышления НиколаяРубцова. Александр Киров опирается в данном случае и на биографические факты, ина сами художественные тексты, и на их варианты. Кстати, только в последниегоды стали известны некоторые варианты популярнейших созданий Рубцова.Например, строка «жизнь порой врачует душу…» из стихотворения «Выпал снег»звучала так: «Бог порой врачует душу…» [9, с.14].
В настоящеевремя в Вологде именем Николая Рубцова названа улица и установлен памятник (1998,скульптор А.М. Шебунин). В Тотьме установлен памятник работы скульптораВячеслава Клыкова. Памятник Рубцову установлен также на его родине, в Емецке(2004, скульптор Н. Овчинников).
ГЛАВА 2. Основные мотивы и особенности творчества
«Стихи его настегают душу внезапно. Они не томятся в книгах, не ждут,когда на них задержится читающий взгляд, а, кажется, существуют в самомвоздухе. Они, как ветер, как зелень и синева, возникли из неба и земли и самистали этой вечной синевой и зеленью...»
А. Романов [5].
2.1.Истоки лирического характера поэзии Рубцова
ПоэзияРубцова, предельно простая по своей стилистике и тематике, связаннойпреимущественно с родной Вологодчиной, обладает творческой подлинностью,внутренней масштабностью, тонко разработанной образной структурой. О своейпоэзии сам Николай Рубцов написал:
Япереписывать не стану
Изкниги Тютчева и Фета,
Ядаже слушать перестану
Тогоже Тютчева и Фета.
И япридумывать не стану
Себяособого, Рубцова,
Заэто верить перестану
Втого же самого Рубцова,
Но яу Тютчева и Фета
Проверюискреннее слово,
Чтобкнигу Тютчева и Фета
Продолжитькнигою Рубцова!..
Спервых самостоятельных шагов в поэзии Николай Рубцов проявил такую широтутворческого кругозора, которая позволила ему воспринять опыт не только Ф. Тютчеваи А. Фета, А. Блока и И. Бунина, но и С. Есенина, Д. Кедрина, А. Яшина. Онучился у многих, но ничьих следов непосредственного влияния в поэзии Рубцова,по мнению В. Оботурова, мы не обнаружим [14]. Нечасто, но время от времени проникают в стихи Рубцова моменты его биографии(«Детство», «Березы», «Грани», «Я весь в мазуте…» и др.). Реальная жизнь поэтаоткрывается достаточно полно для того, чтобы составить представление об истокахего поэзии и лирического характера. Поэт открыто говорит о своих привязанностях.Ивы, река, соловьи, деревянная школа – все, с чем ассоциируется понятие«Родина», дорого для него уже само по себе.
Скаждой избою и тучею,
Сгромом, готовым упасть,
Чувствуюсамую жгучую,
Самуюсмертную связь.
2.2.Мир крестьянского дома и русской природы
Поэтический мир Рубцоваодновременно и узнаваем, и многообразен в своих проявлениях. Если попытатьсядать ему общую характеристику, то это, прежде всего, мир крестьянского дома ирусской природы. Здесь много серой воды и серого неба, немного «пологой родимойземли» и «огней вдоль по берегу», «в печи березовый огонь», книги и гармонь.Замкнутое пространство дома способствует размышлениям лирического героя о своейиндивидуальной судьбе, а безграничное пространство природы почти всегда выводитк ощущению хранимой в нем истории и судьбы народа. В дальнем поселке, где супоением внимает поэт сказанию старинных сосен, ему слышен «глас веков» («Сосеншум»). Живейшее волнение будит и болото, «на сотни верст усыпанное клюквой,овеянное сказками и былью прошедших здесь крестьянских поколений» («Осенниеэтюды»). Много раз передуманное волнует поэта и старуху, его собеседницу, встихотворении «Русский огонек». Надежда на будущее и память о былом живут ведином чувстве. Мил Николаю Рубцову образ бескрайнего российского простора спустынностью наших лесов, болот и полей. Романтической таинственностью полонэтот образ, в котором грезится что-то сказочное, призрачное. Впечатлениесоздается не пластически, а намеком, музыкой, настроением.
Чудный месяц горит над рекою,
Над местами отроческихлет.
И на родине, полнойпокоя,
Широко разгорается свет…
Этот месяц горит неслучайно
На дремотной своейвысоте,
Есть какая-то жгучаятайна
В этой русской ночнойкрасоте!
Словно слышится пениехора,
Словно скачут на тройкахгонцы,
И в глуши задремавшегобора
Все звенят и звенятбубенцы…
(«Тайна»).
Поэт идет обычно отнемногих реальных примет пейзажа: ветер, замерзшая вода, пустой сенной сарайпод елкой на высоком берегу. Не только ширь, но и глубина картины схвачена иоткрыт простор воображению («Ночь на перевозе»):
Мне мерещится в темныхволнах
Затонувший какой-то флот.
И один во всем околотке
Выйдет бакенщик- великан
И во мгле промелькнет налодке,
Как последний из могикан…
Вот стихотворение «Ночьна Родине». В нем зрительный и музыкальный ряды сливаются воедино с рядомдушевных движений, в целом образуя богатую лирическую тему – тему единства сРодиной.
Высокий дуб. Глубокаявода.
Спокойные кругом ложатсятени…
Общий набросок картиныуже есть – без уточнений, без лирической окраски, и рождается мелодия – тихая,ровная, задумчивая. «И тихо так…»– поэт развивает мотив тишины, в которомчуть-чуть пробивается струйка светлой радости, идущей от миротворящегонастроения пейзажа. А пейзаж постепенно детализируется: где-то в легком туманепрорисовались крыши деревенских изб, которые, кажется, никогда «не слыхивалигрома», и глубокое ночное небо раздвинулось, поле зрения тоже: «не встрепенетсяветер у пруда, и на дворе не зашуршит солома…» Картина завершена, но в ней ещемало жизни. И вот он, последний штрих, звуковой: «И редок сонный коростелякрик». На этом фоне определеннее ощущается душевное состояние поэта, в котороепрорывается тревожная нотка: «Вернулся я – былое не вернется». Как ни грустно,но ведь это естественно. И все-таки трудно поэту примириться с необратимостьювремени.
Силу человеку даетпривязанность к родному краю, сознание своего места на земле. Поэтому, каксамая важная заповедь, звучат простые и мудрые слова старика-пастуха в«Жар-птице» – ответ на вопрос поэта:
— Так что же нам делать?Узнать интересно…
— А ты, говорит, полюби ижалей
И помни хотя бы роднуюокрестность,
Вот этот десяток холмов иполей…
Природа у Рубцова частооткрывается в остром борении стихий («Гроза», «После грозы», «Седьмые суткидождь не умолкает…») Она живет, и в движение ее вовлечен человек. Причем, уРубцова мы нигде не найдем их противопоставления, человек для него – частьприроды, слит с ней неразрывно. И сам поэт – плоть от плоти этого мира. СтихиНиколая Рубцова всегда безыскусны в своей простоте. Их настроение и интонация –естественны, как дыхание, потому что талант природен. Правомерно рождаютсястроки Рубцова, в своей глубине родственные тютчевским:
…утром солнышко взойдет, –
Кто может средствоотыскать,
Чтоб задержать еговосход,
Остановить его закат?..
Вот так поэзия, – она
Звенит – ее неостановишь!
А замолчит – напрасностонешь!
Она незрима и вольна…
Прославит нас или унизит,
Но все равно возьметсвое,
И не она от нас зависит,
А мы зависим от нее.
2.3. Лирический геройрубцовских стихов
Личная судьба рубцовскогогероя скорее несчастливая, и она является точным слепком судьбы поэта. Та жебесприютность и сиротство, та же неудачная любовь, заканчивающаяся разлукой,разрывом, утратой. Наконец, самое тягостное – предчувствие скорой инеотвратимой смерти. Жить сложнейшими переживаниями, остро чувствоватьтрагическое в жизни и переплавлять в душе своей в гармонически пленительныестроки стихов – таков был удел поэта Николая Рубцова.
Взгляд Рубцова чащеобращен в прошлое, точнее, к русской старине. Старина у Рубцова сохранена нетолько в рукотворных памятниках, но и в мироощущениях поэта:
…весь простор, небесный иземной,
Дышал в оконце счастьем ипокоем,
И достославной веялстариной…
Способность ощутить себячастицей природы гармонизирует хотя бы на время внутренний мир героя, мучимогопротиворечиями.
Я буду скакать по холмамзадремавшей отчизны.
Неведомый сынудивительных вольных племен!
Как прежде скакали наголос удачи капризный,
Я буду скакать по следамминовавших времен…
Это первая строфа одногоиз лучших стихотворений Рубцова, написанного в 1963 году, – «Холмы задремавшейотчизны» – и есть то любимое лирическим героем Рубцова место, которое позволяетему вырваться из «малого» времени в «большое» и увидеть движение истории. Ирреальностьфигуры всадника подчеркнута и в финале этого большого стихотворения, когда он«мелькнувшей легкой тенью» исчезает «в тумане полей». Однако в этой «рамке»(излюбленный композиционный прием Рубцова) живут очень личные и оченьконкретные чувства лирического героя. И главное из них – переживание утратыстаринной жизни. Это Россия уже не «уходящая» (Рубцов через десятилетияперекликается с Есениным, кстати, это один из любимых его поэтов), а «ушедшая».Ощущение утрат вначале носит психологический характер:
Россия! Как грустно! Какстранно поникли и грустно
Во мгле над обрывомбезвестные ивы мои!
Пустынно мерцаетпомеркшая звездная люстра,
И лодка моя на речнойдогнивает мели.
Затем поэтическая энергияконцентрируется в образах со вполне конкретным социально-историческимнаполнением:
И храм старины,удивительный, белоколонный,
Пропал, как виденье, межэтих померкших полей, –
Нежаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
Ножаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..
Нежаль того, что возносит одного над всеми; жаль того, что роднило, объединяловсех со всеми. Но это еще не кульминация текста. Самого пронзительного звучанияпереживание утраты достигает тогда, когда лирический герой в замечательноточном образе обмелевшей реки философски прозревает обреченность цивилизациипозитивизма:
Боюсь,что над нами не будет таинственной силы,
Что,выплыв на лодке, повсюду достану шестом,
Что,всё понимая, без грусти пойду до могилы…
Отчизнаи воля – останься, мое божество!
Обращаяськ читателям Рубцова В. Кожинов писал: «Прервалась связь с самим представлениемо бесконечном, без чего не может быть и глубокого смысла конечного» [10, с.23].Сходным образом рождается выход в «большое» время в стихотворении «Гуляевскаягорка» и особенно интересно – в «Видениях на холме»:
Взбегуна холм
иупаду
втраву.
Идревностью повеет вдруг из дола!
Ввидении, сменяющем в середине стихотворения «картины грозного раздора», нестоит искать прямых исторических аллюзий, но это не отменяет искренней иглубокой тревоги за настоящее и будущее России:
Россия,Русь, храни себя, храни!
Смотри,опять в леса твои и долы
Совсех сторон нагрянули они,
Иныхвремен татары и монголы.
Онинесут на флагах черный крест,
Оникрестами небо закрестили,
И нелеса мне видятся окрест,
А лескрестов
вокрестностях
России.
И всеже очнувшийся от видений лирический герой оказывается наедине с тем, что даетему надежду и успокоение, – с «безбрежным мерцаньем» «бессметных звезд Руси».Гармония, впрочем, может обретаться в поэтическом мире Рубцова и иначе. Образсельского кладбища, впервые в русской поэзии прочувствованный в переводахВ.Жуковского, находит такое же элегическое воплощение и у Рубцова. Встихотворении «Над вечным покоем» (1966) «святость прежних лет», о которомнапоминало герою «кладбище глухое», умиротворяет его сердце, наполняетестественным, очень «природным» желанием:
Когдаж почую близость похорон,
Придусюда, где белые ромашки,
Гдекаждый смертный свято погребен
Втакой же белой горестной рубашке.
Смертькак приобщение к «святости прежних лет» – разрешает ли поэт найденным образомсаму проблему? Конечно, нет! До конца примириться с неизбежностью уходачеловека в небытие он не может. Но крика отчаяния нет в рубцовских стихах осмерти. Вот короткое стихотворение позднего периода:
Селостоит
Направом берегу,
Акладбище –
Налевом берегу.
Исамый грустный все же
Инелепый
Вотэтот путь,
Венчающийборьбу
И всена свете, –
Справого
Налевый,
Средицветов
Вобыденном гробу…
УРубцов вовсе нет желания поразить новой мыслью или уникальной метафорой. Автордобивается гораздо большего: в негромких и тонких эпитетах («нелепый»,«обыденный»), в выверенной интонации – бережной и одновременносдержанно-ироничной – слышится голос сполна вкусившего утрат и помудревшегочеловека. Не стоит, однако, думать, что Рубцов не был способен писать иначе. Тоже кладбище могло предстать под его пером вовсе не утишающим и утешающим, аужасающим, парализующим душу, как, например, в стихотворении «Седьмые суткидождь не умолкает» (1966). Картина весеннего половодья здесь гиперболизируется,разрастаясь едва ли не до масштабов потопа («И реками становятся дороги, /Озера превращаются в моря») и приобретает поистине апокалиптический характер:
Накладбище затоплены могилы,
Видныеще оградные столбы,
Ворочаются,словно крокодилы,
Межзарослей затопленных гробы,
Ломаются,всплывая, и в потемки
Подрезким неслабеющим дождем
Уносятсяужасные обломки
Идолго вспоминаются потом…
Такоенарушение гармонии, гибель «святости прежних лет» под напором слепой стихии особеннострашны для Рубцова: «И долго вспоминаются потом». Друзья вспоминают, что онбыл мнительным человеком. Через четыре года после создания этого стихотворения,написав свою знаменитую пророческую строчку «Я умру в крещенские морозы», поэтне в силах был освободиться от поразившей его когда-то картины и, словноиспытывая душу и волю, примерял увиденное на себя:
Измоей затопленной могилы
Гробвсплывет, забытый и унылый,
Разобьетсяс треском,
и впотемки
Уплывутужасные обломки.
Ивсе-таки это – исключения. Они потому и выделяются так резко, что окружают ихсовсем другие стихи.
Любимаястихия Рубцова – ветер. И даже если он приносит грозу, воспринимающуюся как«зловещий праздник бытия» («Во время грозы»), то лишь затем, «чтоб удивительно/Светлое утро/ Встретить, как светлую весть!» («После грозы»). Чаще всего ветерпробуждает спящую в природе память истории, и природа начинает говорить,взвывая к тем, кто умеет слушать («О чем шумят…», «Сосен шум», «В старом парке»и другие стихотворения).
Лирическийгерой Рубцова как раз и обладает таким особым даром и напрямую заявляет обэтом: «Я слышу печальные звуки, / Которых не слышит никто». Чаще всего голосистории, пробуждаемый ветром, слышен в тиши ночи, и герой, ждущий его,признается: «Я так порой не спать люблю!»
Дакак же спать, когда из мрака
Мнебудто слышен глас веков…
(«Сосеншум», 1967).
Заканчиваетсяцитируемое стихотворение строфой, которая при внимательном чтении помогаетпонять, почему 35 рубцовских лет кажутся вместившими в себя намного больше ипочему он был порой так сложен в «дневном», бытовом общении:
Пустьзавтра будет путь морозен,
Пустьбуду, может быть угрюм,
Я непросплю сказанье сосен,
Старинныхсосен долгий шум…
Целостныйхудожественный мир Рубцова взывает к целостному, органичному его рассмотрению,анализу. Попытаемся именно таким образом прочитать одно из лучших стихотворенийпоэта – «По мокрым скверам проходит осень» (1964):
Помокрым скверам
проходитосень,
Лицонахмуря!
Нагромких скрипках
дремучихсосен
Играетбуря!
Вобнимку с ветром
идупо скверу
Впотемках ночи.
Ищупод крышей
своюпещеру –
В нейтихо очень.
Горитпустынный
электропламень,
Напрежнем месте,
Какдрагоценный какой-то камень,
Сверкаетперстень, –
Имысль, летая,
кого-тоищет
Побелу свету…
Ктотам стучится
в моежилище?
Покоянету!
Ах,это злая старуха осень,
Лицонахмуря,
Комне стучится,
и вхвое сосен
Немолкнет буря!
Кудаот бури,
отнепогоды
Себяя спрячу?
Явспоминаю былые годы,
И яплачу…
Эмоциялирического героя не заявлена категорически, однако можно предположить, чтоздесь главенствует ощущение бесприютности. Ему сопутствует одиночество,отсутствие тепла…«Дом всегда был там, где я работал или учился…» (изпредисловия к рукописи сборника стихов «Волны и скалы») [24, с.265].
Бесприютностьпередается, прежде всего, движением зримых образов. Со-противопоставлены мир,относительно разомкнутый в пространство (ночной сквер), и мир относительнозамкнутый (пещера – жилище). Граница между этими мирами, как это часто бывает уРубцова, непрочна и легко преодолима. Осень настигает героя и в его жилище – ине дает покоя, не отпускает, а мысль героя, в свою очередь, снова пытаетсявырваться наружу. И в осени, и в жилище мы видим, по сути, нечто однородное. «Потемкам»вроде бы противопоставлен свет, но это – «пустынный электропламень», который несогревает и не избавляет от одиночества. Тишина пещеры тоже относительна: « Ктотам стучится в мое жилище? Покоя нету!» Однако чувство бесприютности,неприкаянности эстетизировано поэтом. Отрицательным эмоциям героя противостоитсам строй стиха, его внутренняя гармония. С одной стороны, ритмическаямонотония трехчастных единиц усиливает ощущение безысходности,предопределенности, с другой, – отточенность, отшлифованность ритмическогорисунка и сама его необычность рождают ощущение красоты, приближают ккатарсису.
Такови металогический характер языка. «Нахмуренное лицо» осени вовсе не безобразно:она ступает не по грязной дороге, а по «мокрым скверам», ее движениесопровождают «громкие скрипки» сосен, ветер не пронизывает, а «обнимает» героя.На протяжении всего стихотворения четко выдерживается стилевая приподнятость:«не молкнет буря», «былые годы» – эти и другие выражения несколько «выше»нейтральной лексики.
Подзаголовокк этому стихотворению «Вольный перевод Верлена», воспроизводящийся не во всехизданиях, может существенно обогатить наши представления о его лирическойобразности. Известно, что в 1962 году в Литературном институте Рубцов в числедругих студентов получил задание сочинить по подстрочнику перевод «Осенней песни»Верлена. У него тогда получилась своя собственная «Осенняя песня», а к Верленупоэт вернулся двумя годами позднее. К этому тексту в числе других замечательныхпоэтов обращался и Б.Пастернак. В переводе Пастернака масштабы конфликта герояс действительностью невелики и постоянно сужаются, уменьшаются. Не то – уРубцова. Если верленовско-пастернаковский герой еще только может «всплакнутьпод шумок», то верленовско-рубцовский уже плачет под бурю. У Пастернака –«хандра ниоткуда», у Рубцова незримо присутствуют «былые годы», и в них мыможем подозревать причину его тоски. Ими поддерживается, а не снимаетсяэмоциональное напряжение.
Обращаяськ любимым поэтам прошлого (а таких стихотворений у него около десяти), Рубцоввыделял в них, прежде всего, те черты, которыми обладал или к которым стремилсясам. Тютчев у него – «сын природы», Есенин живет «в предчувствии осеннем / Уждалеко не лучших перемен», Кедрин, «один в осенней мгле», из «зловещего иветреного» мира спешит в теплое жилище. Известно, что поэт любил исполнять подгитару стихотворение Тютчева «Брат, столько лет сопутствовавший мне…» Почемуименно эти стихи? Потому что их лирический герой напрямую перекликается срубцовским: то же обостренное чувство необратимого движения к концу – черезутраты («Дни сочтены, / Утрат не перечесть»), та же иерархия «сегодняшнего –давнего» («Живая жизнь давно уж позади»), то же одиночество в природе («И ятеперь на голой вышине / Стою один, — и пусто все кругом»).
2.4.«И зажегся…свет величавого распева и молитвенной
исповеди»
Надоотметить, что и некоторые стихи самого Рубцова положены на музыку. Особеннойизвестностью пользуются песни «В горнице моей светло», «Я буду долго гнатьвелосипед», «В минуты музыки печальной».
В. Кожиноввспоминал: «Когда Николай Рубцов пел – впрочем, это слово не годится: точнеебудет говорить не о пении, а о действе – свои стихи – «В горнице моей светло…»,«Я уеду из этой деревни…», «Потонула во тьме отдаленная пристань…» и другие –рождалось ощущение, что звучат не стихи, а вдруг вырвавшаяся из недр жизнистихия» [10, с.86].
ДляРубцова равно органичным было находиться в реальном поле, внимая «сказанью»летящих над ним журавлей, – и в магнетизирующем поле русской поэзии, слушая ееживые голоса:
Этомуза не прошлого дня.
С нейлюблю, негодую и плачу.
Многозначит она для меня,
Еслисам я хоть что-нибудь значу.
«Еслисам я хоть что-нибудь значу»…Сейчас значение Рубцова видится в том, что еголирика, пожалуй, последнее столь цельное и органичное явление в русской поэзии XX века. Его стихи обладают важным дляпоэтического текста свойством – целительным воздействием на душу человека. Впредисловии к рукописи сборника стихов «Волны и скалы» Рубцов писал: «Особеннолюблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихисильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но приэтом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний,размышлений…» [24, с.265].
Лирическийсюжет у Рубцова несет определенные смысловые нагрузки, характерные как длявсего русского поэтического мироощущения XX века, так и для народного сознанияв 1960-80-е годы. В нем выражена одна из главных примет художественногомышления поэта — его отстраненность. Это не только поэтическая форма, а самосодержание русской жизни второй половины столетия. Огромные массы народахлынули из деревни в город; менялся уклад, менялось сознание. В неустойчивостижизни появилась отстраненность, в которой сосуществовали одновременно и уход, ивозвращение:
Номоя родимая землица
Надомной удерживает власть,
Памятьвозвращается, как птица,
В тогнездо, в котором родилась.
Отсюдаи небольшой набор лирических тем у Рубцова. Легко понять, почему так ясно иопределенно он высказывался об их выборе:
О чемписать?
На тоне наша воля!
Эмоциональнаянапряженность его поэзии объясняется еще и тем, что он точно знал: любыевторичные темы подчинены общей, трагической для всех нас «теме», единому длявсех «сюжету».
Поэтическиемотивы в лирике Рубцова включены в сложную систему ассоциативных связей:фольклорных, литературных, общеупотребительных, контекстуальных (в текстеотдельных стихотворений, в их цикле, во всем творчестве поэта, в еголитературном окружении и т.д.), в том числе и связей интуитивно-мистических.Так, в ряду устойчивых мотивов, сопряженных с образом ночи, есть и такой:необъяснимая тоска, так называемая «русская» тоска. Или другой пример: вмолитве Св. Василия Великого сказано: «И даруй нам бодренным сердцем итрезвенною мыслию всю настоящего жития нощь прейти…» Сравните у Рубцова:
Созерцаюли звезды над бездной
Счеловеческой вечной тоской,
Воцаряюсьли в рубке железной
Заштурвалом над бездной морской –
Все яверю, воспрянувши духом,
Вгрозовое свое бытие
И неверю настойчивым слухам,
Будтовсе перейдет в забытье…
Общая,объединяющая тема рубцовской философской лирики совсем не оригинальна: смыслчеловеческой жизни… Поиск этого смысла, духовное странствование по Русинынешней и минувшей – вот подлинное содержание поэзии Рубцова. О еепредназначении поведал нам на прощание вологодский поэт Александр Романов:«Сама природа русского духа давно нуждалась в появлении именно такого поэта,чтобы связать полувековой трагический разрыв отечественной поэзии вновь схристианским мироощущением. И жребий этот пал на Николая Рубцова. И зажегся внем свет величавого распева и молитвенной исповеди» [5].
ГЛАВА 3. Тема дороги в поэзии Николая Рубцова. Анализ стихов
3.1Тема дороги
Темадороги достаточно часто встречается в произведениях русских поэтов и писателей.Например, у Н.А. Некрасова в стихотворении «В дороге» и поэме «Кому на Русижить хорошо»; у А.С. Пушкина – образ зимней дороги; у Н.В. Гоголя в поэме«Мертвые души»: «Птица – тройка, куда несешься ты?» (кстати, Гоголь – любимыйписатель Рубцова); у А.А. Блока в стихотворении «Россия»; у С.А. Есенина – «Окрасном вечере задумалась дорога», «Письмо матери» и др. Тема дороги звучит впоэзии Владимира Высоцкого и Ольги Фокиной как символ жизненного пути и судьбы.
Помнению литературоведов, образ дороги имеет несколько толкований:
1. горизонт;
2. жизненный путь;
3. судьба;
4. путь к родномудому;
5. поиски себя исвоего предназначения;
6. символ жизни,движения;
7. сменавпечатлений, новые встречи;
8. бесприютность,отсутствие домашнего очага, одиночество.
Втворчестве Николая Рубцова тема дороги возникла неслучайно. Это связано, преждевсего, с его биографией. Рубцову пришлось много поскитаться по миру. В 1950 году,окончив семилетнюю школу, Николай Рубцов переехал из села Никольского в древнююТотьму и поступил в лесотехнический техникум. Но, едва получив паспорт, онотправился в свои странствия. Добравшись до Архангельска, он долго добивалсяправа стать моряком, так как был еще мал ростом и слаб. Наконец, его взяликочегаром на рыболовецкое судно. Более двух лет провел он на море, а затем егопотянуло в большой город. В начале 1955 года Рубцов приехал в Ленинград и сталздесь рабочим на заводе. Затем армия: 4 года прослужил он на эсминце Северногофлота. А потом снова возвращение в Ленинград, учеба в Москве, Вологда… Было уРубцова даже путешествие в Ташкент! «Особенно люблю темы родины и скитаний», –писал Рубцов ( «Коротко о себе») [18, с.388].
Вовступительной статье к книге Вячеслава Белкова «Сто историй о Рубцове» естьтакие слова: «Чтобы стать великим поэтом, надо все раздать и идти» [7, с.3]. Нанаш взгляд, эти слова очень точно соотносятся с Рубцовым. Почти безразличный кжитейским благам, он обходился минимумом жилплощади, одежды, еды. И все времянаходился «в пути» – в поисках себя и новых поэтических образов и ощущений. Стихисоздавались на ходу и большею частью в голове, и на бумагу заносились толькоготовые варианты. Наш вологодский поэт Виктор Коротаев вспоминал о Рубцове: «Ажил он, действительно, как птица. Засыпал там, где заставала ночь. Просыпалсяот случайного шороха или дуновения ветра; легок был на подъем и неутомим вбесконечных перелетах с места на место» [24, с.6].
Темадороги звучит у Рубцова во многих стихотворениях: «Старая дорога», «В дороге»,«Памятный случай», «У размытой дороги», «Далекое», «Уж сколько лет слоняюсь попланете!», «Загородил мою дорогу», «Старый конь», «Два пути» и др. Надоотметить, что эта тема реализуется в стихах Рубцова через многие образы и имеетнесколько значений:
· Стремительноедвижение, свобода:
Ябуду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомыйсын удивительно вольных племен!
· Путешествие:
Топда топ от кустика до кустика –
Неплохаяв жизни полоса.
Пролегладороженька до Устюга
Черезгород Тотьму и леса.
· Поиски счастья:
Мнебы снова вольным матросом
Наниматьсяна корабли!
Чтобс веселой душой
Сноваплыть в неизвестность, –
Может,прежнее счастье мелькнет впереди!..
· Конкретнаядорожная зарисовка.
Вполях сверкало. Близилась гроза.
Скорей,скорей! Успеем ли до дому?
Тотчасочнулись сонные глаза,
Блуждаетвзгляд по небу грозовому.
Возницазлой. Он долго был в пути.
Усталыйконь потряхивает гривой,
А каксверкнет – шарахнется пугливо
И непоймет, куда ему идти.
Скорей,скорей! Когда продрогнешь весь,
Какславен дом и самовар певучий!
Вонто село, над коим вьются тучи,
Оносело родимое и есть…
Вдороге, как и в жизни, встречается непогода. Хорошо, когда есть дом, где тебяждут и есть певучий самовар…А если нет своего дома, родного, то приютом можетстать любое село, где можно переждать грозу и снова – в путь!
· Путь:
Смоста идет дорога в гору,
А нагоре – какая грусть! –
Лежатразвалины собора,
Какбудто спит былая Русь.
· Стремление уйтиот проблем:
Плыть,плыть, плыть
Мимомогильных плит,
Мимоцерковных рам,
Мимосемейных драм…
Плыть,плыть, плыть
Мимородной ветлы,
Мимозовущих нас
Милыхсиротских глаз…
Плыть,плыть, плыть…
· Дорога в гущужизни, к людям:
Яуплыву на пароходе,
Потомпоеду на подводе,
Потомеще на чем-то вроде,
Потомверхом, потом пешком
Пройдупо волоку с мешком –
Ибуду жить в своем народе!
· Жизненный путь,судьба:
-Какбудто ветер гнал меня по ней,
Повсей земле – по селам и столицам!
Ясильный был, но ветер был сильней,
И янигде не мог остановиться.
-Яброжу…Я слышу пенье…
И впрокуренной груди
Сноваслышу я волненье:
Чтоже, что же впереди?
-Яповода оставил.
Смотрюдругим вослед.
Самехал бы
Иправил,
Дамне дороги нет…
-Ужсколько лет слоняюсь по планете!
И досих пор пристанища мне нет…
-Зимаглухая бродит по дорогам,
Ивьюга злая жалобно скулит…
Яухожу до времени и срока,
Какмне судьба постылая велит.
· Тепло неожиданныхвстреч и свет добра:
Спасибо,скромный русский огонек,
Зато, что ты, в предчувствии тревожном
Горишьдля тех, кто в поле бездорожном
Отвсех друзей отчаянно далек,
Зато, что, с доброй верою дружа,
Средитревог великих и разбоя
Горишь,горишь как добрая душа,
Горишьво мгле – и нет тебе покоя…
· Бренность бытия ивстреча с другом:
Нет,меня не порадует – что ты! –
Одинокаястранствий звезда.
Пролетелимои самолеты,
Просвистелимои поезда.
Прогуделимои пароходы,
Проскрипелителеги мои. –
Япришел к тебе в дни непогоды,
Такизволь, хоть водой напои!
Непорвать мне житейские цепи,
Неумчаться, глазами горя,
Впугачевские вольные степи,
Гдегулял душа бунтаря.
· Жизненныетрудности:
-Пустьзавтра будет путь морозен,
Пустьбуду, может быть, угрюм,
Я непросплю сказанье сосен,
Старинныхсосен долгий шум.
-Безжизнен,скучен и ровен путь,
Ностонет ветер! Не отдохнуть…
· Пейзажнаязарисовка:
-Песчаныйпуть
Веловый темный лес,
Взеленый пруд упавшие деревья.
Ибирюза,
Иогненные перья
Ночнойгрозою вымытых небес!
-Всвятой обители природы,
Втени разросшихся берез
Струятсяомутные воды
Ираздается скрип колес.
-Какдалеко дороги пролегли!
Какшироко раскинулись угодья!
Каквысоко над зыбким половодьем
Безостановки мчатся журавли!
-Въезжаемв рощу золотую,
Вгрибную бабушкину глушь.
Лошадкавстряхивает сбрую
Ипьет порой из теплых луж.
· Разлука, отъездиз родных мест:
-Ивдаль пошел…Вдали тоскливо пел
Гудокчужой земли, гудок разлуки!
Но,глядя вдаль и вслушиваясь в звуки,
Я нио чем еще не сожалел…
Яуплывал…все дальше…без оглядки
Намглистый берег юности своей.
-И отом подумаю, что все же
Наскому-то очень будет жаль,
Иопять, веселый и хороший,
Яумчусь в неведомую даль.
-Дорога,дорога,
Разлука,разлука.
Истрашно немного
Безсвета, без друга,
Дорога,дорога,
Разлука,разлука…
· Расставание слюбимой:
Яуеду из этой деревни…
Мы стобою как разные птицы!
Чтонам ждать на одном берегу?
Можетбыть, я смогу возвратиться,
Можетбыть, никогда не смогу.
Ты жезнаешь, как ночью по тропам
Заспиною, куда ни пойду,
Чей-тозлой, настигающий топот
Всемне слышится словно в бреду.
· Радость перемен:
— Надвокзалом – ранних звезд мерцанье.
Всердце – чувств невысказанных рой.
Досвиданья, Север!
Досвиданья,
Крайснегов и славы боевой!..
Еду,еду в отпуск в Подмосковье!
-Ярад тому, что мы кочуем,
Я радсадам монастыря
Имимолетным поцелуям
Прохладныхлистьев сентября.
Ещеон долог по селеньям,
Мойпуть к морскому кораблю,
И,как тебе, цветам осенним
Я всешепчу: «Люблю, люблю…»
· Быстротечность истремительность жизни:
Замною захлопнулась дверца,
Ибыло всю ночь напролет
Такжутко и радостно сердцу,
Чтовсе мы несемся вперед.
Чтовсе мы почти под кюветом
Несемсякуда-то стрелой,
Иесть соответствие в этом
Схарактером жизни самой!
· Связь времен:
-ОднаждыГоголь вышел из кареты
Насвежий воздух. Думать было лень.
Но онво мгле увидел силуэты
Полузабытыхтощих деревень.
-Оншляпу снял,
чтобпоклониться
Стариннымрусским каланчам… («Приезд Тютчева»).
· Дорога какпредназначенье:
Идетстарик в простой одежде.
Одинидет издалека…
Непомнит он, что было прежде,
И небоится черных туч,
Идетсебе в простой одежде
Сдушою светлою, как луч.
3.2.Анализ стихотворений
1. Стихотворение «Стараядорога».
Всеоблака над ней,
всеоблака…
Впыли веков мгновенны и незримы,
Идутпо ней, как прежде, пилигримы,
Имашет им прощальная рука.
Навстречуим июльские деньки
Идутв нетленной синенькой рубашке,
Посторонам – качаются ромашки,
Извон звенит во все свои звонки,
И втень зовут росистые леса…
Как царьлюбил богатые чертоги,
Такполюбил я древние дороги
Иголубые
вечностиглаза!
Тополусгнивший встретится овин,
Тохуторок с позеленевшей крышей,
Гдедремлет пыль и обитают мыши
Данелюдимый филин – властелин.
То похолмам, как три богатыря,
Ещепорой проскачут верховые,
Иснова – глушь, забывчивость, заря,
Всепыль, все пыль да знаки верстовые…
Здеськаждый славен –
мертвыйи живой!
Иоттого, в любви своей не каясь,
Душа,как лист, звенит, перекликаясь
Совсей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясьс теми, кто прошел,
Перекликаясьс теми, кто проходит…
Здесьрусский дух в веках произошел,
Иничего на ней не происходит.
Ноэтот дух пройдет через века!
Ипусть травой покроется дорога,
Ипусть над ней, печальные немного,
Плывут,плывут, как мысли, облака…
Вэтом стихотворении можно выделить несколько пластов. Первый – конкретный иреальный. Это описание дороги, окруженной лесами, с ее пылью и верстовымизнаками, травой и ромашками по обочинам. Вдали видны полусгнивший овин ихуторок с позеленевшей крышей, три холма. Точно указано время – знойный июль.
Второйпласт – человек, лирический герой, шагающий по этой дороге: «так полюбил ядревние дороги». Поэт передает внутреннее состояние своего героя: «И оттого, влюбви своей не каясь, / Душа, как лист, звенит, перекликаясь/ Со всей звенящейсолнечной листвой». Человек шагает по пыльной дороге, но ему хорошо. Он ощущаетсебя частью окружающего мира, он видит филина, избы вдалеке, может насладитьсяпрохладой леса и красотой ромашек. Ему хорошо, пока он идет. Но ведь он идетодин! И куда он идет? И от чего уходит? Не потому ли мысли его все-такипечальны?! И не ему ли махала «прощальная рука»?
Третийпласт – философский, если можно так сказать. Раздвигается пространство и время.Дорожная пыль превращается в пыль веков. Появляются образы пилигримов искачущих всадников, и русский дух. Интересно, что слово «пилигрим» имеет двазначения:
1)странник,путешественник; 2)странствующий богомолец, паломник.
Видимонеслучайно в стихотворении присутствует, пожалуй, только один звук – звон: «изной звенит во все свои звонки» (прием аллитерация), «душа звенит». У читателяневольно идет ассоциация с колокольным звоном.
Начинаетсяи заканчивается стихотворение одной и той же картинкой – плывущими по небуоблаками. Это тоже многозначный образ. Все в нашей жизни призрачно, изменчиво,непостоянно, и вместе с тем легко, прекрасно и проходящее. Облака – символвечной природы. Как и дорога – «старая дорога» (именно этот образ вынесен вназвание стихотворения), много повидавшая на своем веку, бесконечная. Да и уиюльских деньков «нетленная» синенькая рубашка.
Рубцовв этом стихотворении часто использует прием олицетворения. Создаетсявпечатление движения и смены картинок: июльские деньки идут, ромашки качаются,росистые леса зовут, облака плывут. Все глаголы стоят в настоящем времени,подчеркивая сиюминутность впечатлений.
Водном ряду стоят характеристики природы и состояние человека: глушь, заря изабывчивость; у вечности есть глаза, а филин – «нелюдимый властелин». Многоэпитетов: прощальная рука, росистые леса, древние дороги, солнечная листва,печальные облака.
Цветоваягамма напоминает есенинскую: голубой, синий и алый.
Стихотворениенаписано 5-стопным ямбом с пиррихием. Рифма – парная и опоясывающая, мужская иженская, точная.
Поэтстрокой выделил, на наш взгляд, ключевые, главные слова данного стихотворноготекста: облака, вечность, мертвый и живой. Пространство замкнулось в единыйкруг жизни и смерти, «где каждый славен».
Такимобразом, в данном стихотворении дорога символизирует целый мир, с его прошлым инастоящим; мир природы и человека; мир, где царит русский дух.
2. Стихотворение «Уразмытой дороги …»
Грустныемысли наводит порывистый ветер,
Грустностоять одному у размытой дороги,
Кто-тов телеге по ельнику едет и едет –
Позднеевремя – спешат запоздалые дроги.
Плачетзвезда, холодея, над крышей сарая…
Вспомни– о родина! – праздник на этой дороге!
Шумнойгурьбой под луной мы катались играя,
Снегосвещенный летел вороному под ноги.
Бегвсе быстрее…Вот вырвались в белое поле.
Вчистых снегах ледяные полынные воды.
Мчимсястрелой…Приближаемся к праздничной
школе…
Славноевремя! Души моей лучшие годы.
Скачутли свадьбы в глуши потрясенного бора,
Мчатсяли птицы, поднявшие крик над селеньем,
Льетсяли чудное пение детского хора, –
О,моя жизнь! На душе не проходит волненье…
Нет,не кляну я мелькнувшую мимо удачу,
Нет,не жалею, что скоро пройдут пароходы.
Что жя стою у размытой дороги и плачу?
Плачуо том, что прошли мои лучшие годы…
Этостихотворение объединено образом лирического героя, его чувствами ивоспоминаниями. Оно называется – «У размытой дороги» (ср. «Старая дорога»).«Грустно стоять одному у размытой дороги…» – главная мысль стихотворения.Настроение меняется от «грустно» до «плачу». Плачет звезда, ей холодно, ветерпорывистый, и плачет лирический герой. Природа созвучна его настроению. От чегоже на душе волнение и от чего слезы? Наверное, самое главное все же не то, чтопрошли лучшие годы, а то, что дорога размыта. Нет пути, или герой не знает,куда идти дальше и зачем?! Все стихотворение построено, как диалог с самимсобой. Есть восклицания, и есть риторический вопрос: «Что же стою у размытойдороги и плачу?» Здесь противопоставлены две картинки и два ощущения: праздник,лучшие годы, шумная гурьба людей, веселье и размытая дорога, печаль,одиночество.
Рифмаперекрестная и только женская. Трехсложный размер (четырехстопный дактиль)придает стихотворению мягкость и напевность.
Такимобразом, в данном стихотворении дорога – это как неизвестное будущее, в котором,по мнению лирического героя, уже не будет так хорошо, как раньше.
3. Стихотворение«Два пути».
Рассыпались
листьяпо дорогам.
Отлесов угрюмых падал мрак…
Спитевсе до утреннего срока!
Почемувыходите
натракт?
Номечтая, видимо, о чуде,
Понему, по тракту, под дождем
Всена пристань двигаются люди
Нателегах, в седлах и пешком.
А оттракта, в сторону далеко,
В лесуходит узкая тропа.
Хотьна ней бывает одиноко,
Нопорой влечет меня туда.
Ктоже знает,
можетбыть, навеки
Людныйтракт окутается мглой,
Кактуман окутывает реки…
Яуйду тропой.
1950г.
с.Никольское Вологодской обл.
Этостихотворение интересно тем, что оно написано, когда автору было всего 14 лет.Но он определил уже для себя свой путь. Это не широкая дорога, по которой идетбольшинство людей, а узкая тропа. Для немногих. Рубцов понимал, что «на нейбывает одиноко, но порой влечет меня туда».
Вданном стихотворении путь, дорога – это судьба, которую ты выбрал и которой тыуже не сможешь изменить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уже утвердилосьмнение, что Николай Рубцов был одним из самых значительных лирических поэтовсвоего времени. Если еще недавно это мнение разделяли только приверженцы такназываемой тихой лирики, сегодня о высокой ценности наследия Николая Рубцоваговорят писатели и критики самых разных эстетических убеждений и пристрастий.Собственно литературная, так сказать, профессиональная деятельность НиколаяРубцова длилось всего несколько лет, и он не успел обрести зрелостьпоэтического стиля. По мнению В. Кожинова, в стихах Рубцова можно обнаружитьнеточные, случайные и даже неуклюжие строчки, но в них нет и тениискусственности, фальши, сделанности [10]. Лирике Николая Рубцова присущаединственная в своем роде творческая подлинность и проникновенность. Поэзия егоисполнена живой жизни, она уходит своими корнями в глубины личностного инародного бытия.
Всложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмическии лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая схудожественным видением раннего В.В. Маяковского, философичность, заставляющаявспоминать о лирике Ф.И. Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С.А. Есенина(«Топ да топ от кустика до кустика…» — стихотворение «Подорожники»),субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственноефетовскому.
Опорана традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовскогостиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями,необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов иметафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой(«Высокий дуб. Глубокая вода. /Спокойные кругом ложатся тени. И тихо так, какбудто никогда /Природа здесь не знала потрясений» — стихотворение «Ночью народине»). Лучшие из не всегда ровных по мастерству стихов поэта-самородкаставят их автора в первый ряд русских поэтов 20 в. («Я буду скакать по холмамзадремавшей отчизны», «Прощальное», «Тихая моя родина», «Осенние этюды», «Вечернеепроисшествие» и др.)
Вкритике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В. Кожинов)справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова — не самоцель, аформа поэтического мышления о мире в целом
(«Вдеревне виднее природа и люди… Виднее… на чем поднималась великая Русь»).Национальный характер творчества Рубцова проявляется не только в том, что в егостихах звучат мотивы русской природы и русской истории (стихотворения «Видениена холме», «О Московском Кремле» и др.), встают образы А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова,Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, А.А. Фета и С.А. Есенина, современныхотечественных поэтов (стихотворения О Пушкине, «Последняя осень», «СергейЕсенин» — о Есенине, «Последняя ночь» — о Д.Б. Кедрине и др.). Национален самлирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией,удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира икатастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменнымпри этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России.
Всвоей работе мы пришли к следующим выводам:
· Тема дорогипроходит через все творчество Рубцова;
· Образ дорогимногозначен и глубок;
· Как и убольшинства русских поэтов 19 и 20 вв., чаще всего дорога играет роль символа,обобщения жизненного пути, судьбы.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Бараков В.Н.Лирика Николая Рубцова. – 1993.
2. Бараков В.Н. «Ине она от нас зависит»: Заметки и размышления о поэзии Н. Рубцова. – 1995.
3. Бараков В.Н. Поэтическаябиография Николая Рубцова. – 2005.
4. Белков В. ЖизньРубцова. – Вологда, 1993.
5. Белков В. Легендыо Рубцове. – Вологда, 1994.
6. Белков В. Рубцовсегодня: очерки и размышления. – Вологда, 2003.
7. Белков В. Стоисторий о Рубцове. – М., 2005.
8. Зайцев В. НиколайРубцов. – М., 2002.
9. Киров А.Лирический роман в поэзии Н.Рубцова. – М., 2004.
10. Кожинов В.Николай Рубцов. – М., 1975.
11. Коняев Н.М.Николай Рубцов. Ангел Родины. – М., 2007.
12. Михайлов А.Посреди очарованных трав // «Дружба народов», 1969, №2.
13. Николай Рубцов:Вологодская трагедия / Сост. М.Коняева. – М., 1998.
14. Оботуров В.Искреннее слово: Страницы жизни и поэтический мир Н.Рубцова. – М., 1987.
15. Передреев А. Мир,отражённый в душе // «Литературная Россия», 1967, 22сентября.
16. Попов Н. НиколайРубцов в воспоминаниях друзей. Ранее не опубликованные стихотворения иматериалы. – М., 2008.
17. Розанов Ф.Звездные трагедии: Загадки, судьбы и гибели. – М., 2007.
18. Рубцов Н.Зелёные цветы. – М., 1971.
19. Рубцов Н.Последний пароход. – М., 1973.
20. Рубцов Н.Избранная лирика. – Вологда, 1974.
21. Рубцов Н.Подорожники. – М., 1975.
22. Рубцов Н.М.Избранное. – М., 1982.
23. Рубцов Н.Стихотворения. – М., 1983.
24. Рубцов Н.Видения на холме. Стихи, переводы, проза. – М., 1990.