Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Тема войны в немецкой литературе

/>СодержаниеВведение1 Тема войны в немецкой литературе1.1 Ганс Фаллада (1893-1947)1.2 Бернгард Келлерман1.3 Вольфганг Борхерт1.4 Генрих Белль2 Война в произведениях Э.М.Ремарка3 Война в произведениях Генриха и ТомасаМаннаЗаключение
Список литературы

/>Введение
В 70-хгодах XIX века в немецкой общественной жизни произошли глубокие изменения.Вместо ряда мелких, полуфеодальных государств выросла объединенная под властьюпрусской династии Германская империя с бурно развивающейся промышленностью.Если в старой, раздробленной Германии в деревнях и селах жило 64% населения, вновой Германии сельское население составило всего 40%; крестьяне непрерывноуходили в город на фабрики.
Большинствонемецкого народа почти ничего не получило от развития промышленности.Бедствовало крестьянство, особенно в Пруссии, разорялась мелкая буржуазия,рабочие получали нищенскую зарплату, работая по 12 часов в день.
Маркс иЭнгельс руководили немецким рабочим движением. В 1890 г. организовалась социал-демократическая партия, которая на этом этапе возглавила борьбунемецких рабочих. В начале XX в. произошел ряд рабочих волнений, особенноусилившихся после русской революции 1905 г. Но в социал-демократической партии ведущую роль стали играть оппортунистические элементы. Поэтому в началепервой мировой войны лидеры немецких социал-демократов проголосовали за военныекредиты.
Подъемнемецкой общественной жизни, начавшийся в 70-х годах, дал себя почувствовать ив литературе. В сложной обстановке, в непрестанной борьбе складывался немецкийкритический реализм. Его противоположностью являлись различные течениянатурализма и декадентства, которые в Германии, как и во всей Европе, получилибольшое распространение в конце XIX и начале XX века.
С конца1917 г. Германия потеряла инициативу на Западном фронте, попытки перейти внаступление в 1918 г. ни к чему не привели. Под влиянием поражений началсяраспад германской армии. 9 ноября 1918 г. в Германии произошла революция.Вильгельм II бежал в Голландию. Германия капитулировала, и было подписаноперемирие с западными державами. Уже в декабре 1918 г. реакционеры приподдержке правительства пытались осуществить контрреволюционный путч. Он былсорван революционным пролетариатом.
В то жевремя «Союз Спартака» (как именовалась в 1918 г. группа левыхсоциал-демократов), собравшись на Всегерманскую конференцию, постановилорганизовать коммунистическую партию. Германская коммунистическая партия быласоздана 1 января 1919 г. Напуганное популярностью коммунистической партии урабочих, правительство решило разгромить авангард пролетариата. Немецкийпролетариат оказался малоподготовленным, чтобы взять власть в свои руки. Послеубийства 15 января 1919 г. Карла Либкнехта и Розы Люксембург начались массовыеаресты и расстрелы. Окончательно утвердилась буржуазная республика, получившаяназвание Веймарской, так как в Веймаре 3 июля 1919 г. была принята ее конституция.Незадолго до этого, 28 июня 1919 г., был подписан Версальский мир. Для борьбы струдящимися буржуазия использовала различные реакционные формирования.
В 1919 г.возникла созданная Гитлером малочисленная партия, демагогически названнаянационал-социалистской. Это было зарождение фашизма. Были другие тайныегруппировки фашистского толка, как «Стальной шлем», «Черный рейхсвер».
ГодыВеймарской республики (1918—1933) наполнены бурными политическими событиями.
Германия,великая страна,
Зловоннойуподоблена трясине,
Где все,чем в мире славится она,
Бесславногибнет в липкой смрадной тине —
такхарактеризовал Гауптман эпоху фашизма.
Во времявторой мировой войны многие писатели сражались в армиях союзников. Наконец,после страшных лет террора, после ужасов второй мировой войны, благодарямужеству и воле народов человечество освободились от «коричневой чумы».
Многиенемецкие авторы в своих произведениях обращаются к теме Второй мировой войны.
Цельданной работы – изучить тему войны в немецкой литературе.
Задачи:
ü изучить тему войны в произведенияхнемецких авторов;
ü выявить описание войны впроизведениях Э.М.Ремарка;
ü раскрыть тему войны впроизведениях Генриха Манна и Томаса Манна.
/>1 Тема войны в немецкой литературе
 />1.1 Ганс Фаллада(1893-1947)
 
ТворчествоГанса Фаллады (псевдоним Рудольфа Дитцена) типично для литературы «внутренней эмиграции».
Егопервые романы были написаны в духе экспрессионизма. Фаллада не пошел запередовой группой экспрессионистов, зачинателей революционной пролетарскойлитературы, но он и не примкнул к реакционерам, будь то певцы «новой вещности»,«почвенники» или декаденты. Постепенно он вырабатывал свой путь, своюреалистическую манеру, опираясь на традиции немецкого реализма XIX века.
Творческаябиография Фаллады как буржуазного критического реалиста начинается с романа«Крестьянские бонзы и бомбы» (1929).
Горячимсочувствием к безработным проникнут роман «Маленький человек, что же дальше?»(1932) с его героем Пимбергом. Герои Фаллады — «маленькие», раздавленные жизньюлюди. Они испытывают страх перед настоящим, не верят в будущее и одинокотоскуют по справедливости. Герой романа «Кто отведал однажды тюремной похлебки»(1939) Вилли Куфальт всем чужд и все человеческое чуждо ему. В жалком сознаниигероев романа живет только ненависть к людям и эгоистическая жалость к себе.Они отщепенцы, одиночки, живут и борются только за себя и терпят поражение. Всвоей жизненной концепции Фаллада обнаруживает индивидуалистическую узость[1].
Лучшеепроизведение Фаллады — роман «Волк среди волков» (1937). Антифашистскуюнаправленность этого романа поняли нацисты, и роман был изъят из продажи. Романтипичен для настроений «внутренней эмиграции». По жанру это воспитательныйроман, но у Фаллады нет эпического полотна жизни. Имя героя — Вольфганг Пагель— напоминает о волке. Вначале он человек ожесточенный, морально опустившийся,это волк среди волков. В погоне за счастьем он бросает свою возлюбленную имать. Но в нем не все человеческое умерло: из порывов сострадания, на которые онеще способен, постепенно родится сочувствие к людям, готовность помочь им вбеде. И, наконец, Вольфганг находит счастье в семейном уюте. Вольфганг Пагель —не передовой человек, но в школе жизни он отказывается от нацизма, егопризванием становится профессия врача, служение людям. Положительно было то,что в эпоху насилия писатель призывал к человеческой доброте. В романе показаны20-е годы. Фаллада осудил круги, мечтающие об антиреспубликанском путче,обличил моральное ничтожество фашистов, мнящих себя цветом нации. СимпатииФаллады принадлежат простым честным людям[2].
Интереснопостроение романа. Его разобщенные сценки отражают разорванность человеческихсвязей и сопровождаются ироническими авторскими замечаниями.
Впоследние годы жизни в романе «Каждый умирает в одиночку» (1947) писательобратился к антифашистской теме. Он изобразил Берлин времени фашизма, стремясьпоказать протест населения против гитлеровцев. Но, не имея представления о том,что существовало организованное антифашистское подполье, он понимал борьбу какстихийный протест одиночек, честных энтузиастов. Его герои — незаметные,скромные супруги Квангель. Им невмоготу стало терпеть и молчать, они решилизапугать фашистов и открыть на них глаза согражданам своими письмами. Фаллада слюбовью говорит о мужестве своих героев. Но поведение супругов Квангель — этотолько протест одиночек, обреченных на гибель. Изображение их деятельности нелишено отпечатка фатальной обреченности, характерной для мировоззрения Фаллады.
/>1.2 Бернгард Келлерман
ТворчествоБернгарда Келлермана принадлежит к значительным явлениям немецкой литературы XXв. Келлерман — автор ряда романов, получивших мировую известность. Большуюпопулярность завоевал его роман «Туннель», вышедший в 1913г. Фантастическаяистория сооружения железнодорожного туннеля под Атлантическим океаном,соединившего Европу и Америку, лежит в основе этого романа. При всейфантастичности сюжет «Туннеля» несет на себе печать своего времени, печать XXв., эпохи великих побед человека над природой. Прославление мирного,созидательного труда — главная идея романа, и она носит, несомненно,прогрессивный, гуманистический характер. Ценность романа заключается также втом, что писателю удалось показать современный механизированный труд, датьяркую картину поединка с природой многотысячной рабочей армии, вооруженноймощными машинами.
Геройромана инженер Мак Аллан — деятель, труженик, человек из народа. Егохарактеризуют не только выдающийся талант, но и необыкновеннаятрудоспособность, выдержка, сила воли. Образ Аллана овеян романтикой, но эторомантика современности, романтика труда. Правда, аполитичность немецкогописателя сузила возможности его метода и таланта. Ограниченность ипротиворечивость его мировоззрения сказалась, в частности, в том, что нерабочие, а инженеры стали в романе носителями основной идеи прославления труда.В романе нет ни одного индивидуального образа рабочего, а в характеристикахмассы наряду с ее мощью подчеркиваются такие черты, как слепота, стихийность,отсутствие высоких побуждений. Этой-то нерасчлененной и слепой массе рабочихКеллерман противопоставляет своих положительных героев — Мак Аллана и егосоратников, инженеров. В этом чувствуется оттенок индивидуализма. Писателя ослепляетмогущество железнодорожного короля Ллойда, привлекает настойчивость и смелостьего дочери Этель Ллойд. Однако реалистический метод помогает Келлерманупоказать истинную сущность мира, разоблачить его своекорыстие и эгоизм[3].
Этотобличительный пафос с особенной силой проявился в следующем романе Келлермана —«Девятое ноября» (1920).
Названиеромана говорит о знаменательном для немецкого народа дне — дне начала революциив Германии. Революционный взрыв 1918 г. был вызван чудовищными лишениями ипритеснениями, которые принесла немецкому народу война.
Непримиримостьи страстность Келлермана проявились здесь в обличении войны и милитаризма. Впредисловии к новому изданию «Девятого ноября» в 1946г. Келлерман писал, чтожелание «во весь рост показать кровавый призрак милитаризма...» было главнойего целью. Это намерение отражено особенно ярко в образе генерала фонГехт-Бабенберга. Кастовые и националистические предрассудки, консерватизм испесь заклеймены писателем в этом образе. Главной чертой генерала Бабенбергаявляется глубокое презрение к людям, ко всем, кто не носит, как он,генеральского мундира. Его идеалы, его понимание долга, все его знания сводятсяк одному — к убийству, грабежу, захвату. Он мечтает о снарядах, рвущихся надПарижем, о столицах, превращенных в щебень, и, конечно, о лаврах, увенчивающихпобедителей. Жизнь человека — ничто для генерала. Этот бездарный немецкий воякаи его противник, французский генерал, превратили высоту Четырех ветров, лишеннуювсякого стратегического значения, в двенадцатиярусное кладбище, где осталисьнавсегда тысячи немецких и французских юношей. «Кровавый Гехт» прозвалигенерала его солдаты, и образ «кровавого Гехта» превращается действительно впризрак милитаризма.
В романе«Девятое ноября» создается широкая обличительная картина жизни Берлина впоследний год мировой войны. Голод, страдания калек и горе людей, потерявшихблизких, рисует писатель. Смерть молодой девушки от истощения в вагоне метро,детские гробики, бросаемые в общую яму, гибель искалеченного на фронте обойщикаГенлейна, убившего себя и своих близких из страха голодной смерти,— таковымрачные картины, набросанные Келлерманом.
1933 год— год прихода гитлеровцев к власти — был трагическим годом для Келлермана, каки для большинства его соотечественников. Келлерман не эмигрировал из Германии,но жизнь его в фашистской Германии была жизнью внутреннего эмигранта. Он непошел на сделку с фашистами и отказался сотрудничать с ними. На писателяобрушились репрессии. Он был исключен из Академии искусств. Его антивоенныйроман «Девятое ноября» был запрещен и публично сожжен вместе с другимипроизведениями прогрессивной литературы. За 12 лет фашистской диктатурыКеллерман написал немного. Так, в эти годы были написаны романы «Песня дружбы»(1935) и «Голубая лента» (1938). Интересно, что в них действие происходит илиеще до первой мировой войны («Голубая лента»), или тотчас после нее («Песнядружбы»). Не имея возможности сказать правду о современной действительности, Келлерманобращается к прошлому. Идейная направленность романов «Песня дружбы» и «Голубаялента» свидетельствуют о том, что писатель сохранил верность своимгуманистическим идеалам.
Нооткрыто выразить свое отношение к фашизму, создать правдивую картину жизниГермании Келлерман смог только после разгрома гитлеризма. Он пишет статьи осозидательных задачах, которые стоят перед немецким народом (сборник «Что мы должныделать?», 1945). Он принимает активное участие в борьбе за мир, противмилитаризации Западной Германии. Келлерман был основателем и первым президентомОбщества германо-советской дружбы. Несколько раз Келлерман приезжал в СоветскийСоюз, и результатом одной из таких поездок явилась книга, написанная имсовместно с его женою Эллен Келлерман, «Мы прибыли из Советской России» (1948).Обновленная родина писателя высоко оценила его заслуги. Он вновь был избранчленом Немецкой академии искусств. В 1949 г. Келлерману была присуждена Национальнаяпремия[4].
Основным содержаниемпоследнего романа Келлермана — «Пляска смерти» — является обличение фашизма.Ценность книги повышается оттого, что Келлерман непосредственно наблюдал жизньГермании под властью нацизма. Картина жизни фашистской Германии, созданная в романе«Пляска смерти», отличается особой достоверностью, она дана глазами очевидца.Но, конечно, «приближенность» писателя к изображаемой им действительности имелаи свои слабые стороны. Келлерман всегда был далек от борьбы рабочего класса и егопартии.
В годыгосподства фашизма подозреваемый и находящийся в молчаливой оппозиции писательбыл еще более изолирован от борьбы народа. Поэтому фашизм часто представляетсягероям Келлермана стихийной катастрофой, трагичной в своей необъяснимости,некой «болезнью народной души». Но пламенный протест против варварскойантигуманистической сущности фашизма пронизывает всю книгу.
Келлерманс большим мастерством сумел показать, как вторгается в быт обычного немецкогогорода фашистское безумие, как произвол и насилие становятся нормой жизни. Безуказания причин увольняются служащие, не принадлежащие к нацистской партии, ина их место выдвигаются бездарные и необразованные фашисты. Крикливаянационалистическая пропаганда заполняет страницы газет. А затем городпогружается в настоящее средневековое варварство — еврейские погромы, кровавыйразгул эсэсовских банд, кошмары лагеря Биркхольц, об ужасах которого горожанешепотом рассказывают друг другу.
Келлерманпоказывает умственное убожество и моральное одичание фашистов. В образегаулейтера Румпфа Келлерман создал тип всевластного нацистского вельможи,«фюрера» в миниатюре.
Судьбыинтеллигенции всегда особенно волновали Келлермана, этой теме он остался верени в своем последнем романе. Рассказывая историю обыкновенного немецкогоинтеллигента Франка Фабиона, Келлерман вскрывает механику завоевания фашистамирядовых горожан Германии. Эта механика совсем не сложна — это древняя политикакнута и пряника. Келлерман стремится выяснить, на какие именно черты в характеречеловека может опереться фашизм. Обличение фашизма переносится здесь вморальный, психологический план.
ПривлекаяФабиана на свою сторону, фашисты опираются на его трусость, на егоприверженность к материальным благам, на его честолюбие и эгоизм. Продавшисьфашистам за высокий пост и почетное положение в городе, Фабиан теряет вселучшее, что было в нем. Его возвышение по лестнице чинов и деловых успеховнеизменно сопровождается все более глубоким моральным падением. Фабиан теряетуважение тех людей, которых он особенно ценил. Он теряет любовь Кристы, чистойи прекрасной девушки. Фашизм приносит Фабиану только горе, несчастье иунижения. Гибнет во время бомбардировки младший сын Фабиана, старший пропадаетбез вести у Волги. Родной город Фабиана превращается в груду развалин.«Карьера» Фабиана завершается полным идейным и моральным крахом. Мысль обответственности немцев за преступления фашизма венчает собою книгу Келлермана.Она рассказывает о жестоком уроке, данном историей, и в ней звучит надежда, чтоэтот урок будет, наконец, воспринят немцами. В этом и состоит актуальноезначение антифашистского романа Келлермана «Пляска смерти». Этот роман являетсяидейным и художественным итогом творчества Келлермана[5]./>1.3 Вольфганг Борхерт
ВольфгангБорхерт родился и рос в Гамбурге; он попал со школьной скамьи в гитлеровскуюармию. За обнаруженные цензурой в его письмах антифашистские замечания он был приговоренбез суда к расстрелу. Исполнение приговора затянулось, его «помиловали» ипослали воевать в штрафном батальоне против Советской России. Там его вновьарестовали по доносу за распространение антигитлеровских анекдотов. ИзБерлинской тюрьмы весной 1945 г. он был послан с последними резервами наЗападный фронт. Здесь он вскоре попал в плен. В конце 1945 г. безнадежнобольным (это сделали тюрьма, ранения, окопы) он вернулся домой и, зная, чтожить ему осталось недолго, с лихорадочной быстротой отдался творчеству. Онуспел отразить свои страстные и горькие раздумья в антифашистской пьесе,рассказах, стихотворениях и публицистике. От имени загубленной, искалеченнойнемецкой молодежи бросает он обвинение организаторам разбойничьей войны. Борхертненавидит войну за страдания, которые она причинила людям. Его герои — людизапуганные, робкие, они привыкли, что их окружает равнодушие и жестокость, они нерассчитывают на сочувствие и внимание. Война лишила их хлеба, крова, семьи.
Борхертаволнует моральная деградация людей при фашизме: фашизм разорвал семейные связи,сделал людей замкнутыми, бессердечными. Волей-неволей все немецкие солдаты,даже зеленые юнцы, которым война принесла только страдания, являютсясоучастниками преступлений нацистского рейха. Борхерта возмущает вина «старшегопоколения» по отношению к младшему: ведь это старшие обманули и духовнорастлили молодежь.
Борхертне дошел до понимания социальной природы фашизма, как и до призыва к активнойборьбе с его остатками, но все его творчество — это бунт, крик души; он говоритот имени тех, кто бродит впотьмах и ищет дорогу к правде.
В пьесе«За дверью» (1947) действуют два вернувшихся Фронтовика: преуспевающийполковник и бедный унтер Бекман. Полковник благоденствует, он не чувствует засобой никакой вины. Бекман по возвращении не находит ни семьи, ни работы. Его,солдата, в отличие от полковника мучат угрызения совести; он чувствует себявиновным и перед другими солдатами, выполнявшими на войне его приказы, и передсвоими родителями, которые от голода и отчаяния отравились газом. Публикабогатых ночных кабаре не желает слушать горькую правду песен, с какими Бекманобращается к ней. Бекман еще не дорос до социального протеста, но он ужезадумался над жизнью и несправедливостью. В его полном гнева и горечи сомнении— зародыш бунта, разрыв с традиционными представлениями:
Где старик,именуемый богом?
Почему онне говорит??
Отвечай!
Почему онмолчит? Почему?
Неужелиникто не ответит?
Никто не ответит?
Никто,никто не даст ответа?[6]
«И ты —ты говоришь, я должен жить? — спрашивает Бекман.— Зачем? Для кого? Для чего?..Должен ли я больше терпеть муки и сам мучить?». Но писатель идет дальше своегогероя. Он находит ответ: жить надо, чтобы прекратить войны. В рассказе «Это —наш манифест» умирающий юноша-писатель призывает всех людей сказать «Нет!»войне. Он пишет: «Мы больше не будем от страха прижиматься к земле и ощущать ворту песок — будь то степной песок Украины, Киренаики, Нормандии или злой игорький песок нашей родины».
Хотя втворчестве Борхерта часто звучат трагические ноты, сквозь этот трагизмпрорывается любовь к людям, к жизни, к природе, а не фаталистическаяпокорность.
Для стиляБорхерта характерна внутренняя взволнованность. Писатель использует внутренниемонологи, полубред, галлюцинации, воспроизводит поток сознания.
/>1.4 Генрих Белль
В 1947 г. появился первый роман Бёлля — «Поезд пришел вовремя». В нем еще нет гражданских мотивов, гневписателя еще расплывчат, в нем ощущается боль за человека вообще.
Опреступниках фашизма и обманутых ими, искалеченных войной и гитлеровскойдиктатурой людях Бёлль пишет в сатирическом романе «Где ты был, Адам?» (1951).Заглавие романа — перифраз английского крылатого выражения времен восстанияУота Тайлера (XIV в.): «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогдаджентльмен?» Бёлль вопрошает своим заглавием, где был настоящий человек-труженик,«Адам», в годы фашистского разгула. Наемника-солдата, бездумно повинующегосяначальству, фашисты прославляли как народного героя, насилие — как немецкуюнародную традицию. Бёлль в своих гротескных зарисовках, используя различныеприемы осмеяния фашистского вояки, достигает большой обличительной силы.
Врассказе «История одного солдатского мешка», повествуя о приключенияхсолдатского мешка от кайзеровских казарм и фландрских полей 1914 г. до фашистского похода, писатель прослеживает, как развивался в Германии милитаризм, выявляетпреступные традиции и связи фашизма с мировой реакцией. Рассказ «Путник, когдаты придешь в Спа?» перекликается с романом Ремарка «На Западном фронте безперемен»; в нем говорится о трагедии морально и физически изувеченногопоколения школьников-солдат. Мальчики, недавно расставшиеся с партой, не знают,зачем они убивают и за что они сами гибнут. Они еще живут в мире школьныхпредставлений. Так, летчику-подростку в рассказе «Метлы бы тебе вязать» впредсмертные минуты в скрежете его падающего самолета слышится окрик учителя ипривычный стук мела по доске. Писатель перелистывает со своим героем страницышкольной жизни. Здесь все было направлено к одной цели,— чтобы из школьниковвыросли солдаты-захватчики.
Меньшеостроты и обличения в романе «И не сказал ни единого слова» (1952). Геройромана, Фред, из стихийного протеста дезертировал с фронта. Он любит жену идетей, но война и бедность сделали его неврастеником. Он опускается все ниже,ищет одиночества и уходит от семьи. Бёлль заставляет поверить, что Фредвернется. Возвращение Фреда предопределено его начавшимся нравственнымпробуждением. Но Бёлль связывает преодоление Фредом духовной прострации сблаготворным влиянием католической религии.
В романе«Дом без хозяина» (1954) снова ставится вопрос о вине фашизма перед молодымпоколением. Прослеживая жизнь богатой и бедной семей, Бёлль находит в нихобщее: у богатого сироты Мартина Баха, как и у бедного — Генриха Брилаха, нетнастоящего детства. Дети предоставлены себе, они должны искать правду и путь влабиринте противоречий. Построение романа от имени двенадцатилетних подростковпреднамеренно: дети с их неиспорченным сознанием противопоставляютсязапутавшимся, опустошенным взрослым. Дети с их острой наблюдательностью и живымумом переоценивают и взвешивают все, что им внушают взрослые, которым ониперестают верить.
В романенедостаточно отчетливо звучит обличение злодеяний фашизма. Представляется, чтоотец мальчика Генриха, фашистский солдат Брилах, получивший много наград ивозвысившийся на войне, ничем не запятнан; он как будто только и делал, что«фотографировался и улыбался в новых мундирах, пока не сгорел в танке где-томежду Запорожьем и Днепропетровском». Дети идеализируют своих погибших отцов, иавтор не дает критических поправок к детским иллюзиям. Вместе с тем в романезатронут вопрос об ответственности всего немецкого народа за попустительствофашизму.
В образеотца Мартина художника Раймонда Баха подмечены черты субъективной порядочности:он даже побывал в застенке гестапо. Бёлль показал связь буржуазии сгитлеризмом. Но он снова выдвигает католическую религию как силу, могущую датьзабвение.
Болеенепримирим тон повести «Хлеб ранних лет» (1955). В ней без снисходительностиосуждается собственнический эгоизм немецкой буржуазии и поведение немецкойинтеллигенции в годы фашизма и в послевоенное время. Положительный герой Бёлля— одинокий отщепенец, опустившийся, но не смирившийся в душе. В этомпроизведении Бёлль отчетливо осуждает индивидуализм; только «опора» дружбы илилюбви придает силы «маленькому человеку». В любви к Хедвиге, девушке передовойи энергичной, Вальтер почувствовал человеческую значительность своего «я», унего появляется решимость сопротивляться миру собственников.
В рассказахБёлля «Столичный дневник», «Молчание доктора Мурке» (1958) и в романе «Биллиардв половине десятого» (1960) содержится много обличительных сатирическихобразов. Он не ищет больше примирения плохого и хорошего в человеке, а видитрезкое разделение современного мира. Сатирическим образам, современнойнеофашистской буржуазии он противопоставляет тех, кто борется против властиденег, кто ценности кошелька предпочитает достоинство человека[7].
/>2 Война в произведениях Э.М.Ремарка
Эрих МарияРемарк — уроженец Оснабрюка в Вестфалии. Он хорошо знает, что такое война, самон был солдатом, участником первой мировой войны. Сразу после школы он записалсядобровольцем в армию и сражался на Западном фронте.
Преследуемыйза роман «На Западном фронте без перемен», Ремарк в 1931г. вынужден был уехатьиз Германии и жил до 1939 г. во Франции и Швейцарии. В 1939 г. ему, как идругим немецким антифашистам, пришлось покинуть Францию. Он поселился вНью-Йорке, фашисты лишили его немецкого подданства. В 1947г. он приняламериканское подданство, но последние годы жил в Швейцарии.
Первыйроман Ремарка «На Западном фронте без перемен» (1929) был направлен противреваншистов. Он написан с позиций «потерянного поколения», как называли в 20-хгодах молодежь, прошедшую войну. Она не приняла положения дел в ЗападнойЕвропе, но и не боролась за передовые идеалы и чувствовала себя «за бортомжизни».
Роман Ремаркапронизан ненавистью к милитаризму. В нем с гневом и болью повествуется отрагедии юношей, которых ничему не научили, кроме убийства.
Ремаркклеймит ложь пропаганды. Он говорит о бесцельности жертв, о гибели молодежи наимпериалистической бойне. В романе много картин, свидетельствующих о развалекайзеровской армии: солдаты и низшие офицеры сражаются, а высшие чины пребываютв недоступной дали от фронта. Жизнь в окопах ужасна, питание солдаты добываютмародерством.
Скритической линией романа связана и его центральная тема — тема солдатскойдружбы, товарищества, рожденного одной судьбой. Ремарк с большой теплотойрисует рядовых солдат. Хотя на войне эти люди превратились в автоматы,действующие по инерции, хотя ежедневная опасность выработала в них циническоеравнодушие, но в глубине души у них остались человеческие чувства. Им жалькаждого погибшего фронтового товарища. Они начинают видеть людей, товарищей иво врагах. Это чувство расшатывает их прежние убеждения: шовинизм, веру внепогрешимость монарха, религиозность.
Солдатызадумываются о причинах войны, переживают душевное смятение. Настроение этоймассы выражает Пауль Боймер.
Все героиромана принимают войну как фатальную неизбежность. Их раздумья разрешаются уПауля Боймера пассивно. «Все равно, ведь от этого ничего не изменится!» —думает он и не видит выхода. Только доброта и тесная дружба привязывают героевромана к жизни[8].
Несмотряна пронизывающую всю книгу искреннюю боль за человека и тревогу за его будущее,политическая близорукость приводит Ремарка к пессимизму, к признаниюнеизбежности зла. Эту концепцию пассивного созерцания и непротивоборства Ремарксформулировал в эпиграфе к роману: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью».
Одним извиновников трагедии молодежи Ремарк считает школу. Он с возмущением рисуетобраз Канторека, учителя, прививавшего юношам бездумное повиновение и шовинизм.
Антимилитаристскийпафос романа в целом был настолько очевиден и убедителен, что фашисты в 1930г.на специальном аутодафе сожгли книгу Ремарка как «социалистическую».
В романе«Возвращение» (1931) Ремарк говорит о судьбах «потерянного поколения» поокончании войны.
Главныйгерой романа Эрнст Брикхольц продолжает линию Пауля Боймера, главного герояромана «На Западном фронте без перемен». Герои романа «Возвращение» не приемлютреваншистской юнкерской демагогии, они постигли связь милитаризма с ажиотажемнаживы. Но их возмущение войной и сознание, что солдаты всех армий воевали заинтересы капитала, носит слишком общий характер.
Когдареакционный рейхсвер, собранный из офицеров, вчерашних фронтовиков, расстрелялбезоружных рабочих, также бывших фронтовиков, героям романа пришлось расстатьсясо своими иллюзиями «солдатской дружбы». Они поняли, что бывших воиновразделяет социальное неравенство и разница интересов. Но даже столкновение своенизированным молодежным отрядом, будущими фашистскими силами, не вызывает вних желания включиться в активную борьбу. Утверждение жизни в труде, вложенноев уста Эрнста, в своей основе гуманистично и вместе с тем пассивно.
Роман«Три товарища» (1938) тематически примыкает к антивоенной дилогии, но сюжетносамостоятелен.
Жизнь,думы, настроения его героя Роберта Лакампа подытоживают концепцию Ремарка осудьбах «маленького человека». Роберта Лакампа, Кестнера и Ленца связывает непросто фронтовая дружба, а общность взглядов и судьбы. Они не гнушаются никакимтрудом, не стыдятся бедности; они одиноки, бесприютны, но сохранили под налетомцинического равнодушия душевную чуткость и доброту. Острее, чем ранние героиРемарка, они ненавидят толстосумов и ханжей. Они пробовали отстаивать передовыевзгляды, но после реакционного путча 20-го года, когда арестовали Кестнера иЛенца, больше не борются. Труд и дружба скрашивают их жизнь, но порой оничувствуют себя разбитыми и опустошенными и заливают свое смятение вином.
Невеселоесуществование трех друзей озарилось любовью Роберта к Пат. Старые друзьяРоберта окружают влюбленных вниманием и заботой. Без колебаний продает Кестнеравтомобиль, чтобы Пат могла лечиться. Хотя Пат безнадежно больна, друзья доконца борются за ее жизнь. Ремарк великолепно показал силу настоящего чувства.
Наряду сутверждением радости любви и дружбы в роман вошла поэтизация труда. Труд длягероев романа не тяжелая, бессмысленная обязанность, они отдаются ему всемсердцем. В этом прославлении любви, дружбы и труда — своеобразие и обаяниеромана, причина его успеха у читателей.
С началавторой мировой войны главным героем Ремарка стал антифашист. Обличение фашизмаи борьба с ним — основная тема романов «Обломки кораблекрушения» (1941), «Любиближнего своего» (1941).
В романе«Триумфальная арка» (1945—1946) Ремарк рисует жизнь немецких беженцев и общуюполитическую обстановку во Франции накануне второй мировой войны.
В лиценемецкого эмигранта-антифашиста Равика Ремарк создал своего положительногогероя. Это человек благородной души, волевой, мужественный и стойкий. Пытки иконцлагерь не убили в нем воли к жизни. Бежав из лагеря, он сражался противфашизма в Испании. В Париже ему приходится жить под чужой фамилией. Дельцы отмедицины эксплуатируют талант Равика и его бедственное положение, они строятсвою популярность и богатство на его успехах хирурга, а ему выплачивают гроши.Но Равик не только проявляет исключительное упорство, отстаивая свое право нажизнь и на любимую профессию. Он в этих невероятных условиях сохраняет добротуи чуткость, любовь к людям и стремление им помочь.
Какглавную цель жизни он ставит перед собой убийство гестаповца Хааке, палача,загубившего многих людей. В этом деянии Равик смутно ощущает свой общественныйдолг, и оттого успокоение наполняет его, когда этот свой долг он выполнил.
Но Равикведет свою борьбу в одиночку, он не ищет связи с антифашистской организацией,свое законное презрение к буржуазным партиям он распространяет на любую партиюи организацию. В этом проявляется характерный для героев Ремарка индивидуализм,их изолированность от большой, коллективной борьбы. С другой стороны, в этомромане не ощущается обычного пессимизма. Равика в конце романа, когда началасьвойна, вместе с другими немецкими эмигрантами задерживают для отправки вконцентрационный лагерь. Захватив свои хирургические инструменты, он спокойноедет в машине, утешая плачущих, потрясенных людей. Он думает о жизни, о тоймаленькой пользе, которую сможет принести людям.
Впоследний раз Равик видит перед собой Триумфальную арку, со статуей Нике,богини победы. Триумфальная арка давно стала для него символом Парижа. Онзадумывается, покинет ли Нике Париж.
Важнуюроль в раскрытии характеров у Ремарка играет профессия героев и их отношение кней. Герои Ремарка — люди, которые находятся в конфликте со средой и обществом,но всегда горячо любят свою профессию и в совершенстве ею владеют. Равик всегосебя вкладывает в каждую операцию.
В романемного сатирических страниц, посвященных французским реакционерам разных толков,а также благодушным и аполитичным буржуа. Это они виноваты в трагедии Франции иЕвропы.
Антифашистскойборьбе внутри Германии и восстанию в концлагере посвящен роман «Искра жизни»(1952).
В романе«Время жить и время умирать» (1956) Ремарк ставит вопрос об ответственностинемецкого народа. Немецкие солдаты разделяют вину и позор фашизма. Писательговорит и о наличии антифашистского подполья. Солдат-коммунист Иммерман,направленный из концлагеря на советский фронт, мужественно просвещаетодураченного, но не испорченного фашизмом Гребера. Симпатии вызывает учительПольман, он ведет в тылу антифашистскую работу, укрывает от гестапо евреяГлезера и сохраняет твердое убеждение, что «еще не существовало такой тирании,которой бы не пришел конец». Зло, сотворенное фашизмом, требует расплаты —такова главная идея романа. Но для этого мало пассивной критики, разговоров.Общение с передовыми людьми и любовь к Элизабет, дочери погибшего антифашиста,морально очищают Гребера. Он задумывается о степени своей вины. Он приходит кпониманию, что пассивность, слепое выполнение приказов являются прямымсоучастием в преступлении фашистов. Он начинает действовать и бороться водиночку на свой риск (убивает эсэсовца, выпускает из плена русских партизан),но эти первые его шаги оборваны смертью. Однако мрачный, трагический финалсмягчается верой автора в будущее Германии, которое в какой-то мере воплощено вЭлизабет, ожидающей ребенка.
В пьесе«Последняя остановка» (1957) писатель обратился к последнему дню войны наулицах Берлина. Антифашистский пафос в этом произведении сочетается сгражданским оптимизмом. Фашистские застенки не сломили моральный духантифашистов — немца Росса и еврея Коха. Кох погибает, бросая вызов фашистам.Росс полон решимости бороться. Гуманизм проявляется в суровой справедливости —для обеспечения счастья людей надо решительно судить фашистов. Радостнаяразвязка пьесы не похожа на обычные концовки Ремарка.
Боль зачеловека, психологическое мастерство — таковы сильные стороны творчестваРемарка. Он владеет искусством наделять своих героев, вплоть до эпизодическихперсонажей, живыми характерами. Сюжеты Ремарка драматичны, каждая деталь быта,окружения, пейзажа вплетена в судьбы и характеристики героев.
Положительныевзгляды Э. М. Ремарка сводятся к осуждению войны и фашизма во имя любви клюдям, живущим своим трудом. Главное достоинство творчества Э. М. Ремарка — егогуманность.
/>3 Война в произведениях Генриха и Томаса Манна
В 1933г., после фашистского переворота, Г. Манн был вынужден покинуть Германию.Фашисты сжигали на площадях его книги, он был исключен из рядов Германскойакадемии художеств, лишен германского гражданства. Сначала он поселился накороткое время в Праге, затем переехал во Францию.
Г. Маннактивно включается в борьбу против фашизма, он выступает на международных антифашистскихконгрессах и митингах. Он — председатель Комитета немецкого народного фронта вПариже, старается собрать воедино антифашистские силы.
Особеннорастет и развивается талант Г. Манна как публициста-художника. Он пишет рядстатей и книг антифашистского характера. Мы видим, как еще в начале XX в. Г.Манн сатирически изобразил в «Верноподданном» и «Учителе Унрате» людей,подготовивших почву для фашизма. Теперь он нападает на этот строй и егоглаварей, нападает с исключительной остротой и высоким искусством художника. Г.Манн прибегает к разнообразным приемам, например к созданиюпортретов-характеристик. Так, в 1933 г. в Амстердаме вышло публицистическоепроизведение Г. Манна «Ненависть» с приложением «Сцены из нацистской жизни». Г.Манн дает образы кровожадных фашистских главарей Гитлера, Геринга, Геббельса.
В дальнейшем,в других публицистических работах («Настанет день», «Мужество» и др.), Г. Манндал в противовес фашистским заправилам замечательные образы борцов противфашизма. Это Эрнст Тельман, Рудольф Клаус, Эдгар Андрэ. С особенной любовью Г.Манн рисует Эдгара Андрэ, простого рабочего, который боролся против фашизма ипогиб в фашистском застенке, но не сдался. «Эти люди не отступят от своегопути»,— писал Г. Манн.
Средикрупнейших западноевропейских писателей XX в. Томас Манн занимает одно изпервых мест. Великий национальный художник, тесно связанный ссоциально-политическим развитием Германии на рубеже двух столетий, вобравший всебя все богатство европейской культуры первой половины XX в., он в то же времяпережил и выразил в своем творчестве кризис философской мысли и литературыэпохи империализма.
ТомасМанн, младший брат Генриха Манна, родился в г. Любеке. В Мюнхене, вращаясь вкругах артистической и художественной богемы, Томас начал писать свои ранниеновеллы. Поездка вместе с Генрихом в Италию, где оба брата прожили около двухлет, сыграла большую роль в формировании литературных вкусов Томаса Манна. Живяочень уединенно в маленьком, почти полностью сохранившем средневековый обликгородке Палестрина, Томас Манн не только знакомился с творениями итальянскогоВозрождения. Он углубился в изучение классиков русской и скандинавскойлитературы, что в значительной мере повлияло на замысел его социального романа«Будденброки».
Возвратившисьв Мюнхен, Томас стал сотрудничать в радикально-сатирическом журнале «Симплициссимус»,где в 1896— 1898 гг. появились его новеллы. Сборник этих новелл под названием«Маленький господин Фридеман» (1897) положил начало его литературнойизвестности, а опубликованный в 1901 г. роман «Будденброки» поставил молодогописателя в ряды крупных немецких художников слова.
10февраля 1933 г., непосредственно, после того как фашисты захватили власть всвои руки, Томас Манн читал в Веймаре перед чрезвычайно симпатизировавшей емупубликой свою статью «Страдания и величие Рихарда Вагнера», в которой он очищалнаследие Вагнера от фашистских фальсификаций.
Уже наследующий день Манн налегке, с небольшим чемоданом отправился читать лекцию вАмстердам, Брюссель, Париж, и с этого момента и началась его эмиграция. Вноябре он переехал в Швейцарию, оттуда — в Чехословакию, откуда вынужден былбежать в США. Только после окончательного разгрома Третьего рейха возвратилсяТомас Манн уже в преклонном возрасте в Европу и побывал на своей родине.
Китоговому произведению своей художественной деятельности Томас Манн пришел в 1947 г. Это «Доктор Фаустус». Жизнь немецкого композитора, рассказанная его другом,— величайшеереалистическое произведение писателя, плод его многолетних раздумий.
Вобширной статье «История доктора Фаустуса. Роман одного романа» (1949) Маннпостепенно, шаг за шагом вводит нас в свою творческую лабораторию.
Он прямозаявляет, что «восстанавливает историю «Фаустуса» в нерасторжимой связи снатиском и сумятицей внешних событий, которая выпала ей в удел». Томас Манндает в этой статье календарную хронику этих событий, которые составляютисторический фон романа.
Замыселромана, как об этом пишет сам автор, продиктован желанием «написать книгу оГермании, о ее прошлом и будущем». Манн неоднократно подчеркивает, что в егороман внесено много документального: мемуары Игоря Стравинского, встречи ибеседы с композитором Шенбергом, привнесение в биографию героя целого рядамоментов из жизни Ницше и многое другое.
В романепередается трагическая история «грешного» музыканта, гениального композитораАдриана Цеверкюна, осознавшего антигуманность своего искусства, оторванного отнарода, опустошенного, несущего болезнь и смерть всем, кто к нему приобщится.
Поставивв центре романа трагедию музыканта, пришедшего к убеждению, что его музыкаслужит лишь извращенным эстетским вкусам избранного меньшинства, писательрасширяет проблему кризиса музыки до пределов кризиса всего искусства.
Но,изображая кризис современного искусства, писатель выражает уверенность в том,что возможен и иной путь для искусства. Это будет прорыв в будущее, к человеку.Но этот «прорыв» можно будет осуществить только в иных общественных условиях.Томас Манн приходит к выводу, что только при социализме, который обеспечитлюдям лучшую жизнь, справедливость в распределении жизненных благ, возможнопоявление подлинно человеческого искусства, несущего человечеству радостьбытия.
Жизнеописаниегрешного музыканта Адриана Леверкюна ведется от лица друга его юности,профессора философии Серенуса Цейтблома. Начало жизнеописания датировано 27 мая1943 г., т. е. именно тем днем, когда Томас Манн приступил к работе над«Доктором Фаустусом». Это далеко не случайное хронологическое совпадениепозволяет в значительной степени отождествить образ рассказчика с личностьюсамого писателя.
Повествуяо жизни своего гениального друга, Цейтблом последовательно проводит читателячерез все важнейшие этапы исторического развития Германии XX в., остановившисьна пороге разгрома гитлеризма. Таким образом, художественное развитие Леверкюнане только органически связано с развитием искусства эпохи империализма, но и совсеобщими историческими процессами. Из тиши своего маленького кабинета впровинциальном городке на Изааре профессор Цейтблом неустанно, тревожно следитза тем, как рушится колосс на глиняных ногах. На поверку выявляется, чтообманчива даже тишина кабинета: ученый трудится под оглушительный трескбарабанов военных маршей, извергающихся из радиорепродуктора. Варварскаякакофония звуков прерывается радостным визгом по поводу бомбардировки Одессы ипотопления пассажирских пароходов Англии и Бразилии, приказом фюрера «стоять насмерть на Днепре».
Цейтбломне разделяет восторга фашистов. С удивительной тонкостью рисует автор эволюцию мировоззренияЦейтблома. Тихий и скромный человек, отличный семьянин, ученый с академическойскладкой, он считал себя наследником культуры немецких гурланистов. Занесогласие с рейхом в вопросах расистской политики он был отстранен отпреподавания в университете. Его сыновья, усердно служившие фюреру награжданском и военном поприще, избегали встречаться с крамольным отцом, ивокруг Цейтблома образовалась пустота. Эту пустоту он заполняет работой надкнигой, которую даже не надеется опубликовать в условиях гитлеровской Германии[9].
Страницыжизни Адриана Леверкюна Цейтблом перемежает публицистическими отступлениями, вкоторых он дает хронику военных событий и свои горестные комментарии по этомуповоду. Чем ближе катастрофа, ожидающая Германию, тем более гневными становятсяобличения старого ученого. Если в начале второй мировой войны он еще неразбирался в ее существе и даже гордился фронтовыми успехами немецкой армии, тотеперь перед ним разверзлась бездна падения, куда фашистские варвары завели егонарод: он не может сдержать чувства удовлетворения, что вот-вот произойдет«круговая атака миллионов превосходно оснащенных солдат на нашу европейскуютвердыню, или лучше сказать на нашу тюрьму, или лучше сказать — на наш сумасшедшийдом».
Устамирассказчика, профессора Цейтблома, Томас Манн выносит суровый приговор темсвоим соотечественникам, которые ныне понесли расплату за «хмель, которым жадноупивались долгие годы обманчивого кутежа», за все это ныне надо платить отчаяниеми страхом, предсказанными уже задолго до этого Леверкюном в его оратории. Такзамыкается круг исторических свершений. Мысль читателя невольно возвращается кобразу Адриана Леверкюна. Это он и тысячи ему подобных носителей декадентскогоискусства приняли участие в идеологической подготовке фашистской реакции.
ТакЦейтблом, летописец-хроникер, становится, помимо своей воли, судьей и над своимдругом, и над всей эпохой. Трагическая судьба Адриана Леверкюна и еготворчества совпадают с трагическими судьбами немецкого народа. Рассказ охудожнике, предавшем забвению свой долг перед народом, превратился в глубокоефилософское произведение, полное страстных раздумий по поводу прошлого инастоящего Германии.
Напротяжении всего своего жизненного пути Томас Манн сохранял верность лучшим традицияммировой культуры, традициям немецкой гуманистической литературы. Его высокаяпринципиальность навлекла на него звериную ненависть реакционных кругов.
Послетого как Томас Манн покинул Германию, он был лишен прав немецкого гражданства,его квартира в Мюнхене была разграблена, книги сожжены, рукописи уничтожены.Философский факультет в Бонне лишил его звания почетного доктора философскихнаук.
Все этииспытания в личной и общественной жизни закалили волю писателя, укрепили егомужество в борьбе с врагами всего прогрессивного человечества.
Ненавистьк фашистам, боль за поруганные духовные ценности немецкого народа наполняютпублицистику Томаса Манна 30—40-х годов.
Воткрытом письме на имя редактора «Новой Цюрихской газеты», пресмыкавшейся переднационал-социалистами, Манн в резких словах характеризует духовный обликстолпов Третьего рейха, враждебных по самой сути своей человеческой культуре.Он показал настоящие истоки расистской ненависти, «переходящей в разрушительноеотчуждение страны Гете от всего мира»
ТомасМанн быстро понял реакционную суть мюнхенского соглашения. Борьба против этогопредательства стала борьбой против военных преступников. Милитаристскую,агрессивную природу фашизма он разоблачил еще за несколько лет до начала второймировой войны. «Цель фашизма — не мирный труд, а война, противоположность междунационализмом и социализмом — это противоположность между войной и миром».
Какой жевыход предлагает писатель? Он призывает демократию к обновлению, писатель противопоставляетфашистскому мракобесию гуманизм, но гуманизм обновленный, действенный;обновление буржуазного гуманизма Томас Манн видит в его связи ссоциалистическими идеями. Отныне для писателя существуют два полюса: на одном —социалистическая культура, на другом — кровавая война, грубое насилие,вырождение культуры всего человечества.
22 июня1941 г. в день, когда Советский Союз вступил в войну, Томас Манн послалприветственную телеграмму, в которой выражал надежду дожить до того светлогодня, когда народы обнимут друг друга, когда начнется новая жизнь.
В рядепублицистических статей, в серии радиопередач, которые писатель составлял дляГермании в течение 1940—1945 гг., он выступал как политическийдеятель-антифашист[10].
ТомасМанн пришел к отрицанию общественного строя, породившего фашизм, развязавшегосилы мировой войны.
Он всамом начале XX в. завоевал своим первым романом видное положение влитературе, вошел в интеллектуальную элиту своей страны. Но он ни в коей мерене утратил критического взгляда на действительность. Напротив, его раздумья надсовременностью приобретали все более тревожный и драматический характер.Правда, от плебейских низов, от жизни и запросов народных масс Томас Манноставался крайне далек и даже не пытался — в отличие от своего старшего братаГенриха — к этим массам приблизиться.
Классоваяструктура общества — все это не входило в сферу художнических интересов Т,Манна. Но зато он необычайно остро ощущал противоречия буржуазной культуры,враждебность буржуазного мира подлинной культуре. Взаимоотношения искусства иобщества, судьба искусства, художника в современном обществе — все это живозанимало его.
Генрих иТомас Манн оба заняли исключительно важное место в истории своей национальнойкультуры. Оба они подняли искусство немецкой реалистической прозы на большуювысоту, заложили основы немецкого романа XX в., это стало их общим делом, можносказать даже — общим творческим подвигом. А в то же время они были по своемудуховному складу очень различны,— это сказалось и в выборе тех художественныхтрадиций, которым они следовали. Генрих Манн тяготел к сатире и вместе с тем —к конкретному социальному исследованию Действительности: он находил многоценного для себя и у Вольтера, и у Бальзака, и у Золя. Томас Манн как художникчувствовал склонность к психологической и философской прозе; отчасти именноотсюда проистекал его повышенный интерес к мастерам русского романа[11].
ГенрихМанн вспоминает, как по-разному проходили у него и у его брата Томаса годылитературного ученичества. «Когда мой брат вступал в двадцатые годы своейжизни, он был привержен русским мастерам, а у меня добрая половина существованияопределялась французской словесностью. Оба мы научились писать по-немецки —именно поэтому, как я думаю».
/>Заключение
 
С первыхдней после разгрома гитлеризма прогрессивная общественность Германии обратиласерьезное внимание на состояние культуры. В Германской ДемократическойРеспублике вопросам литературы посвящено много решений. В. Пик и Отто Гротевольв докладах и статьях обнажили идеологические корни немецкого фашизма. Ониговорили о необходимости сохранения культурного наследства, создания новой, идейнойлитературы (речь В. Пика на конференции по вопросам культуры в феврале 1946 г.). Особенно большое значение в борьбе за развитие литературы имели съезды немецких писателей.Они поставили вопросы о проблемах новаторства, о единстве идейности имастерства в художественном творчестве. И. Бехер, Э. Вайнерт, Ф. Вольф, Б.Брехт до конца отстаивали социалистические идеалы. Вилли Бредель, Анна Зегерс,Ганс Мархвица, Людвиг Ренн, Куба, Клаудиус, Хермлин со всей принципиальностью истрастностью содействуют идеологическому перевоспитанию масс, искоренениюнаследия фашизма в сознании. Они активные борцы за мир во всем мире и заединство Германии как мирного демократического государства.
Союзнемецких писателей возглавляет все прогрессивные литературные силы Германии. ВГДР выходят специально литературные журналы, как «Нойе дойче литератур», «Зиннунд форм» и др.
Многопроизведений немецких авторов посвящено теме войны. Одни были написаны во времявойны, другие после нее. Но во всех произведениях, тема фашизма выступает напервый план и развенчивается.
 
/>Список литературы
1. История зарубежной литературы. /Под ред. Осеевой Р.С. – М.: Прогресс, 1993.
2. История зарубежной литературы: XXвек. / Под ред. Гражданской З.Т. – М.: Учпедгиз, 1969. – 635с.
3. История немецкой литературы. / Подред. Доронина Д.Ю. – М.: Просвещение, 1986. – 386с.
4. Литература писателей ФРГ. / Подред. Самовалова Т.С. – М.: Просвещение, 1981. – 258с.
5. Мотылева Т.Л. Б. Келлерман. – М.:Знание, 1985. – 78с.
6. Мотылева Т.Л. Томас Манн и русскаялитература. – М.: Знание, 1983. – 66с.
7. Ремарк Э.М. Избранныепроизведения. – М.: Просвещение, 1989. – 462с.
8. Соколова М.И. Несколько слов оТомасе Манне. – Л.: Знание, 1992. – 96с.
9. Фадеева В.С. Писатели внутреннейэмиграции. – М.: Просвещение, 1982.- 282с.
10. Хрестоматия по зарубежнойлитературе. / Под общ. ред. Аникеева П.А. – М.: Литература, 1991. – 652с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.