Контрольная работа № 1
по дисциплине: «Зарубежная литература XVII-XVIII вв.»
по теме: «Театр Вольтера. Трагедия „Магомет“. Проблематикаи поэтика трагедии»
Вольтер, Франсуа-Мари Аруэ Де (1694 — 1778 гг.), французский философ,романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайшихфранцузских писателей. Известен преимущественно под именем Вольтер. Родился 21ноября 1694 г. в Париже, в семь лет потерял мать. Его отец, Франсуа Аруэ, былнотариусом. Сын провел шесть лет в иезуитском колледже Людовика Великого вПариже. Когда он в 1711 г. вышел из колледжа, практически мыслящий отец устроилего в контору адвоката Аллена изучать законы. Однако юный Аруэ гораздо живееинтересовался поэзией и драмами, вращаясь в кругу вольнодумцев-аристократов(так называемое «Общество Тампля»), объединившихся вокруг герцогаВандома, главы Ордена мальтийских рыцарей. После многочисленных житейскихпередряг юный Аруэ принялся сочинять сатирические стихи, которые метили вгерцога Орлеанского. Эта затея закончилась заточением в Бастилии. Там он провелодиннадцать месяцев и положил начало будущей прославленной эпической поэме«Генриада» (1728), воспевающей Генриха IV. Для Вольтера онвоплощает идею «просвещенного монарха», поборника веротерпимости. Впоэме изображена эпоха религиозных войн во Франции (конец XVI в.) Позже написалтрагедию «Эдип», которая имела шумный успех на сцене, и ее 24 — ехлетний автор был провозглашен достойным соперником Софокла, Корнеля и Расина.Автор добавил к своей подписи аристократическое «де Вольтер», именнопод этим именем он стал знаменит. В апреле 1726 г. Вольтер из-за конфликта с аристократомшевалье де Роан-Шабо был снова заключен в Бастилию. Примерно через две неделиего выпустили, поставив условие, что он удалится из Парижа и будет жить визгнании. Вольтер уехал в Англию, где пробыл до конца 1729 г. В Англии он с энтузиазмомизучал различные стороны английской жизни, литературы и общественной мысли. Егопоразил поставленные на сцене пьесы Шекспира. Вернувшись во Францию, Вольтерследующие двадцать лет прожил со своей любимой мадам дю Шатле,«божественной Эмилией». Отчасти под ее влиянием Вольтер сталинтересоваться ньютоновской физикой. В 1745 г. он стал королевскимисториографом, был избран во Французскую Академию, в 1746 г. стал«кавалером, допускаемым в королевскую опочивальню». В сентябре 1749г. мадам Шатле неожиданно скончалась. После ее смерти поэт отправился вПотсдам. Где он правил французские писания в стихах и прозе короля ФридрихаВеликого. Король был человеком деспотичным, а Вольтер тщеславен, он завидовалМопертюи, который стоял во главе королевской Академии, и невзирая на указаниямонарха, добивался своих целей. Столкновение с королем становилось неизбежным. В1753 г. Вольтер покинул Пруссию. Париж был теперь закрыт для поэта, и он последолгих колебаний обосновался в Женеве. Аруэ купил для себя два замка, находившиесяблизко друг от друга, по обе стороны французского государства. Около двадцатилет, с 1758 по 1778 гг., Вольтер «царил» в своем маленькомкоролевстве. Но главным было его творчество, обличавшее войны и гонения,вступавшееся за несправедливо преследуемых — и все это с целью защититьрелигиозную и политическую свободу. Вольтер — один из основоположниковПросвещения, он — провозвестник пенитенцианской реформы, осуществленной в годыФранцузской революции. В феврале 1778 г. Вольтера уговорили вернуться в Париж.Там он увлекался одним начинанием за другим: присутствовал в «КомедииФрансез» на представлении своей последней трагедии «Ирина»,встречался с Б.Франклином, предложил Академии подготовить все статьи на«А» для нового издания ее словаря. Смерть настигла его 30 мая 1778 г.Сочинения Вольтера составили в известном издании Молана пятьдесят томов почтипо шестьсот страниц каждый. Это эпистолярные, философские, исторические трудыписателя, его трагедии и стихи. Нужно отметить, что драматические жанры, вособенности трагедии, занимали заметное место в художественном творчествепоэта. Вольтер за свои шестьдесят лет написал около тридцати. Поэт прекраснопонимал действенность театрального искусства в пропаганде передовыхпросветительских идей. В трагедиях Вольтера еще яснее, чем в поэзии, выступаеттрансформация принципов классицизма в духе новых просветительских задач. Посвоим эстетическим взглядам Вольтер был классицистом. Он принимал в целомсистему классицисткой трагедии — высокий стиль, компактность композиции,соблюдение единств. Но вместе с тем его не удовлетворяло состояние современноготрагедийного репертуара — вялость действия, статичность мизансцен, отсутствиезрелищных эффектов. Сенсуалист по своим убеждениям он стремился воздействоватьне только на разум, на сознание зрителей, но и на их чувства. Трагедии Вольтерапосвящены важнейшим общественным проблемам, волновавшим писателя на протяжениивсего его творчества: прежде всего это борьба с религиозной нетерпимостью ифанатизмом, политический произвол, деспотизм и тирания, которым противостоятреспубликанская добродетель и гражданский долг. Сохраняя принципы классицисткойпоэтики, Вольтер изнутри раздвигал ее рамки, стремился приспособить старую,освещенную временем форму к новым просветительским задачам.
На протяжении своей долгой жизни Вольтер оставался убежденнымдеистом. Он искренне симпатизировал религии нравственного поведения и братскойлюбви, не признающей власти догм и преследований за инакомыслие. Отрицалбессмертие и нематериальность души, решительно отвергал учение Декарта о«врожденных идеях», противопоставляя ему эмпирическую философиюЛокка. В вопросе о Боге и об акте творения Вольтер занимал позиции сдержанногоагностика. В «Трактате о метафизике» он привел ряд доводов«за» и «против» существования Бога, пришел к выводу онесостоятельности и тех и других, но уклонялся от окончательного решения этоговопроса.
Важно отметить, что поэт сам считал себя, прежде всегодраматургом, человеком театра. Театр XVII и XVIII столетия занимал ведущее место. При этом можнозаметить, что именно семнадцатый век был веком театра, тогда как век восемнадцатый- век «превращенной» театральности и кулис. Специфика театральности вэпоху Просвещения, прежде всего в драматизме, который стал эстетической исоциальной доминантой самосознания искусства XVIII века. Но в степенидраматической напряженности и конфликтности эпоха Просвещения, скорее уступаетпредшествующему столетию, чем превосходит его. Своеобразие театральности XVIII в. состоит всвоеобразном выходе через границу сцены, в открытии пространства театра каксистемного взаимодействия, кулис и зрительного зала, в процессе придания театручерт «жизненности», «повседневности», а не жизни иповседневности черт «театрального представления». Не случайнохарактерный прием драматургии барочно-классицистической эпохи «театр втеатре» присутствует в пьесах XVIII в. не в непосредственном виде, а в виде«реального» розыгрыша, «домашнего спектакля», разыгранногов «реальных» условиях. Театральное представление, насколько можносудить чаще изображало с одной стороны — театральный быт, закулисье,«жизнь» актеров, с другой — пространство жизни пополнялось чертами«превращенной театральности»: декоративностью, артистизмом, игрой,импровизированностью. В литературе и искусстве рококо художественнымпространством становятся кулисы — ничейная земля между иллюзией и реальностью,правдой ложью, естественностью и искусностью, где — невполне жизнь, но и невполне театр. Рококо выступает в значительной мере общим стилем жизни всейэпохи Просвещения.
Театр Вольтера — это, прежде всего и исключительно политическаятрибуна. Рассеивать мрак суеверий и предрассудков, воспитывать ненависть крелигиозному фанатизму и тирании, славить идеи свободы и гражданского равенства- вот задачи, какие перед собой ставил автор. «Брут», «СмертьЦезаря», «Магомет», «Альзира» и другие его трагедии насыщеныполитическими идеями.
Не всегда пьесы Вольтера находили свободный отступ на сцену.Вольтер хитрил, лукавил, чтобы открыть им этот доступ. В этой связи интересна ипо содержанию и по сценической истории одна из наиболее известных его пьем«Фанатизм, или Пророк Магомет». Кардинал Флери, первый министрФранции, глубокий старик. Любезный собеседник и непреклонный реакционер, неразрешил ставить пьесу в театре, найдя в ней несколько мест «недостаточноотточенных» и прося автора довести свое произведение до высшегосовершенства (в лукавстве министр не уступал Вольтеру). Тогда Вольтер обратилсяк папе римскому за одобрением пьесы, клеймящей «ложную и варварскую»религию ислама.
Бенедикт XVI, двести пятьдесят четвертый по счету папа, уроженецБолоньи, в миру Просперо Ламбертини, любил искусство, писал сам, благоволил к художникам,довольно недоброжелательно глядел на слишком усердных служителей церкви,фанатиков и маньяков; он вел весьма светский образ жизни, что приводило всмущение его духовных слуг и очень нравилось философам. Мельхиор Гриммотзывался о нем как о самом «непогрешимом» из пап, — словом, это былпапа в духе скептического XVIII в. Он ответил Вольтеру любезным письмом, награждаяего апостолическим благословением, и сообщил, что прочитал «превосходную»трагедию с большим удовольствием. Папа прислал Вольтеру и медаль со своимпортретом; пухлое, со вздернутым носом лицо, вид до смешного простодушный.
- Э, да он славный малый и, кажется, знает кое в чем толк, — смеялся Вольтер.
Его святейшеству не были, однако, известны нижеследующие строкиавтора «Магомета»: Самый нелепый из всех деспотизмов… — этодеспотизм священников, в из всех владычеств самое преступное — это, безсомнения, владычество священников христианской церкви".
Свою трагедию Вольтер построил по всем законам классицизма, неспоря с веком, разделяя все господствующие вкусы. В пьесе соблюдены все«три единства», в ней пять актов, сценическое действие сведено доминимума и дан широкий простор речам. В ней царит высокая патетика, сохранен традиционныйалександрийский стих. Все это шло от века. Что же касается идей пьесы, то этоуже сам Вольтер, это Просвещение, это то, что противоречило традициям, шловразрез с официальной идеологией, разрушало установившиеся понятия.
В основу сюжета этой трагедии Вольтера легли события из жизниарабских племен Аравии, связанные с распространением ислама и деятельностьюрелигиозного реформатора Магомета. Автор писал: «Я знаю, что Магомет несовершал такого именно предательства, какое составляет сюжет моей трагедии.Цель моя не в том лишь, чтобы вывести на сцене правдивые события, но в том,чтобы правдиво изобразить нравы, передать истинные мысли людей, порожденныеобстоятельствами, в коих люди эти очутились, и, наконец, показать, до какойжестокости может дойти злостный обман и какие ужасы способен творить фанатизм.Магомет у меня — не что иное, как Тартюф с оружием в руках».
Магомет, как это обрисовал Вольтер, — обманщик, грязный плут,гнусный самозванец, негодяй (такую характеристику ему дает правитель Мекки Сапфир- лицо в пьесе положительное).
Магомет ловко пользуется суеверными чувствами толпы, ееневежеством и легковерием. Темный плут, едва избежавший казни за мелкуюподлость, теперь он ведет за собой толпы исступленных, фанатическипоклоняющихся ему людей. «Фанатизм», «суеверия,»предрассудки", «невежество» — страшный смысл таят в себеэти слова:
И лучшие сердца опустошит
Упрямая жестокость суеверия!
Жертвами гнусного обмана Магомета становятся дети благородного правителяМекки Сапфира. Пальмиру и Сеида еще в детском возрасте похитил у отца злойМагомет. Он воспитал их в беспрекословном подчинении себе, сделал из нихфанатических последователей ислама. Они привыкли видеть в нем наместника богана земле и суеверно трепетали перед ним.
Связанные общей судьбой, не зная родителей, своих родственныхотношений, они дружескую привязанность друг к другу приняли за любовь, иМагомет, знавший тайну их рождения, покровительствует преступной любви.
Он лелеет коварный план. Сеид должен погубить своего отца — единственного человека, понимавшего Магомета.
Основатель ислама не признает никакой морали, навязывая мечом икровью целым племенам свою волю, свои законы. Он презирает народ, для которого,по его мнению, совершенно безразлично, правду или ложь проповедуют ему жрецы,только бы они его убеждали и сулили чудеса.
Я знаю свой народ. Он ждет обмана,
Ложь или правда — вера им нужна, -
говорит он Сапфиру. Магомет, желая подчинить себе Мекку, пускаетсяна хитрость и обещает Сапфиру вернуть ему похищенных детей.
Старик в волнении: он считал их навсегда потерянными. Перед нимвстает страшный вопрос: какой ценой он должен купить их возвращение?
Он готов отдать жизнь, пойти в добровольное рабство. От неготребуют предательства. На это не способен благородный Сапфир:
Отцовских чувств сердечное волненье!
Найти через пятнадцать лет детей,
Прижать их к сердцу, знать, что в смертный час
Они тебя утешат, — о блаженство!
Но если… должно родину предать
Или своей рукой детей убить ...
То мой ответ тебе уже известен.
Прощай.
Тогда Магомет приводит в исполнение свой преступный план: Сеид,сын Сафира, должен убить отца по приказу Магомета. Сеид колеблется, ему симпатиченблагородный старик, покоряющий чистые сердца своей искренность и добротой. Прибегаютк влиянию Пальмиры, и во имя любви к ней решается он убить неузнанного отца.Пальмира, обманутая Магометом, сама толкает брата на страшное преступление, становясьучастницей отцеубийства. Все выясняется. Истекающий кровью старик обнимаетдетей.
Магомет питает преступную страсть к прекрасной Пальмире и торопитсясделать ее своей наложницей. «В мои объятья пусть через прах неведомойродни придет она». Но узнавшая страшную правду Пальмира проклинаетпророка, которому недавно так горячо и трепетно поклонялась, и закалывает себямечом. Магомет, гонимый страхом разоблачения и казни, на трупах обманутых имлюдей воздвиг себе трон, но счастья не обрел. Таков финал трагедии. Рупоромсвоих идей Вольтер делает в трагедии Сафира.
Сафир проповедует терпимость, любовь к человеку. Он предан родинеи своему народу, он трогательно скорбит об утрате детей. Весь его облик овеянтеплотой и сочувствием автора. Сафир высказывает мысли и равенстве людей, подобныетем, какие изложены в «Философском словаре» Вольтера.
Все смертные равны. И не рожденьем,
А доблестями различаем их.
Вольтер сохраняет некоторое историческое правдоподобие. Магомет — человек из народа. Он, бесспорно, талантлив.
Не предкам, а себе обязан славой он
И будет на земле властителем единым.
Как вспоминает Талейран, когда в театре в Эрфурте в 1805 г. привстрече двух императоров, Александра N и Наполеона, произнесли актеры этистихи, взоры всего зрительного зала обратились к ложе, где сидел Наполеон.
Наполеон отличал эту пьесу Вольтера. Он даже предлагал сделать вней ряд переделок, убрать некоторые сцены, ввести новые и часто о ней говорил.
«Достоинства, которыми полон этот шедевр Вольтера, выдвигаетпьесу на первое место и делает ее украшением нашей сцены», — говорилНаполеон. Но… и целый ряд серьезных возражений следовал за этой хвалебной тирадой.
Наполеона, видимо, волновал исторический образ Магомета. В егоглазах это был человек редчайших качеств. «Вольтер исказил в этой пьесеисторию и сердце человеческое. Он проституировал великий характер Магомета в низкихинтригах. Он заставил этого человека, изменившего лицо мира, действоватьподобно гнусному бандиту, достойному виселицы.
Люди, меняющие облик вселенной, никогда не занимаются личностямиправителей. Они имеют дело с массами. Способ достижения власти путем интригдает лишь второстепенный результат. Нужен размах гения, чтобы изменитьмир...»
В пьесе Вольтера, развивает свои мысли Наполеон, любовь Магомета кПальмире, соседствуя с любовью к ней Сеида, выглядит безвкусицей и производитотталкивающее впечатление, к тому же эта любовь вне строя всей пьесы. Магометдважды прибегает к яду. Как? Магомет, который поверг старых богов, разрушилхрамы идолопоклонников целого полумира, признанный в Константинополе, в Дели,Кипре, в Марокко, достигает всего этого средствами мелких жуликов!.. Надо ещеобъяснить, как, какими чудесами удалось в такой короткий срок покорить мир за50-60 лет. И кем же? Кочевниками пустынь, малочисленными, невежественными, неподготовленными к войне, без дисциплины, без системы и против цивилизованногомира, обладавшего богатыми средствами. Фанатизмом этого не объяснишь, да и длянего было нужно время, а у Магомета его было всего лишь 13 лет".
Критика была бы справедливой, если бы Вольтер ставил перед собойзадачу воссоздать исторический облик Магомета. Но он этой задачи не ставил. Он стремилсявсеми средствами убедить своих читателей, своих зрителей в том, что религиозныйфанатизм мерзок и губителен для народа, что любая религия несет в себе злофанатизма. Магомет был извлечен им из истории только для того, чтобыиллюстрировать эту мысль. Впрочем, представление о трагедии «Магомет»как о пьесе только антицерковной и антирелигиозной вряд ли правомерно. И, вовсяком случае, не исчерпывает ее содержания.
В пьесе ставится типичная для Просвещения проблема правителя инарода.
У Вольтера Магомет не просто основатель новой религии, оноснователь нового вида деспотизма, посягающего на душу человека. Ему малопростой покорности, он хочет покорности добровольной, не по принуждению, а по велениюдуши, идущей от сердца, покорности исступленной.
Здесь уже речь идет не о религиозном фанатизме, а о политическом.Для этого он строит из себя полубога.
Отсюда и грандиозное лицемерие Магомета: он сам себя объявляетобъектом культа. Он умеет эксплуатировать чувства людей, их естественную тягу кнравственным идеалам. Используя эту тягу, лицемерно выставляя себя борцом засправедливость и добро, он разжигает фанатическую веру в людях и, пользуясь ихослеплением, вершит грязные дела. Чтобы казаться полубогом, он скрывает отдругих свои чувства.
Наполеон счел неуместным в пьесе любовь Магомета к Пальмире.
«Сердце политика должно быть в голове», — заявлялНаполеон. Но у Вольтера были свои задачи, ему надо было влюбить Магомета, чтобыподвести его к личному краху. Узнав о смерти Пальмиры, Магомет готов кричать отболи, но никто из окружающих не догадывается о буре, которая бушует в сердце этогорасчетливого и холодного политика. Никто не должен знать, что он страдает, какпростой смертный. «Я должен богом быть, иль власть земная рухнет», — говорит он себе.
В сущности, Вольтер ведет в своей трагедии развернутый спор с широкоизвестнымполитическим писателем, итальянцем Николо Макиавелли, который в трактате«Государь» (1515) изложил программу захвата и удержания властисильной личностью. Он заявил, что насилие, хитрость, коварство, ложь, клятвопреступление- все допустимо и оправданно, когда речь идет о власти. Книгу Макиавеллиназывали «школой тирании». Гуманисты Ренессанса и позднеепросветители резко выступили против нее.
Можно понять Макиавелли, он жил в стране, раздираемоймеждоусобными войнами, находящейся в вечной смуте. Вечные распри ослабляли ее иделали бессильной перед любым иностранным вторжением. Макиавелли мечтал обИталии сильной, единой, сплоченной под эгидой крепкой централизованной власти.Поэтому, подобно Данте, он обратился к идее единого монарха. Но книга его, еслиотвлечься от конкретных исторических задач, которые автор перед собой ставил, рисующаяв откровенной, если не в циничной, форме качества «идеального»государя, — выглядит поистине чудовищно.
Не удивительно, что французские просветители, решительноотвергавшие абсолютизм, мечтавшие о «просвещенном» гуманном монархе,так остро и болезненно реагировали на все содержащиеся в ней политические рекомендации.
Вольтер вступает в прямую полемику с Макиавелли, вкладывая егоидеи в гордую и циничную речь своего героя:
Вселенная во тьме, ей нужен свет новый -
Я дам ей новый культ и новые оковы...
Сменится пестрый сонм неистинных богов,
И над вселенною, растерянной и сонной,
Возникнет новый бог — жестокий, непреклонный...
Я за дела примусь решительно и круто,
Порядок наведу и обуздаю смуту.
Всемирной славы я для родины ищу
И ради славы той народ порабощу.
Как и надлежало просветителю, Вольтер полон историческогооптимизма. В финале пьесы Пальмира, умирая, восклицает:
О, далеко еще освобождение мира...
Но свет осилит тьму и власть добра придет!
И так, обращенность к действительности жизни, к ее острымобщественным и духовным конфликтам пронизывает драматическое творчествоВольтера, в том числе и трагедию «Магомет». При своей злободневностионо глубоко проникает в суть общечеловеческих проблем, выходящих далеко запределы той эпохи, когда жил и творил писатель.
Список литературы:
1. Очерки теории мировойкультуры. Кузнецов А.К. — М.: 1994 г.
2. История зарубежнойлитературы XVIII века: Учеб. для филол. спец. вузов; Под редакцией Л.В. Сидоренко- М. 2001 г.
3.Сербиенко В.В.,Соловьев В.: Запад, Восток и Россия: Учеб. пособие для вузов. — М.: Наука, 1994г.
4. Использованы материалыс сайта lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl