Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Театр Вольтера в России

А.С. Лопатин «ТЕАТРВОЛЬТЕРА В РОССИИ»
О великий Вольтер – Мари Франсуа Аруэ,ведь именно ты «безраздельно властвовал над умами чуть ли не весь XVIIIвек».
Интересен сам феномен Вольтера, ведь какмы знаем, человек, попавший в тюрьму уже не может «по-настоящему» бытьчеловеком после нее. Тем более, как может человек, побывавший дважды вБастилии, будучи обиженным своим родным государством: был изгнан из своей жеФранции, остаться верным ей на всю жизнь и более, способствовать реализацииидеи Просвещения людей всех возрастов и социального положения?
Ответ следует искать в его детстве – онполучил воспитание в школе иезуитов – а это, как ни странно, фундамент егодуховных чаяний и устремлений. Именно устремленность к Духовности и следуетсчитать зародышем его идей о Просвещенной монархии – Дух правит сознанием,сознание правит мыслями и чувствами, а последние – телом, таким образом, имонарх – правит своим народом разумно, учитывая все особенности эпохи иустремления людские. Вольтеру повезло вдохнуть Великие Идеи Гуманизма иПросвещения в сознание Фридриха Великого, Екатерины Великой и других крупныхисторических личностей.
Созданный Вольтером театр – являетсядругой большой его заслугой, ведь как можно с легкостью донести до массовогосознания великие общечеловеческие ценности: любовь, истину, праведность, мир иненасилие; как ни с помощью театральной суггестии, когда сознание открыто длявосприятия юмора и веселья, в котором трезво звучат идеи справедливости,равенства, братства и любви к истине можно осуществить процесс социализации иаккомодации?
Мы видим разнообразие не только егофилософских и исторических трудов, но и драматургических: Вольтером былисозданы трагедии, прозаические драмы, комедии. И здесь, очевидно, наблюдаемрозенкрейское влияние Шекспира.
Театр Вольтера – прост. Здесь нетпрофессиональных актеров, но, наоборот – люди других профессий, стремящиесяоткрыть глаза на правду и здравый смысл. Театр Вольтера – это, прежде всего иисключительно политическая трибуна. Рассеивать мрак суеверий и предрассудков,воспитывать ненависть к религиозному фанатизму и тирании, славить идеи свободыи гражданского равенства – вот задачи, какие перед собой ставил автор.
Одними из ярких таких наветов Вольтераявляются пьеса «Фанатизм, или пророк Магомет» и поэма «За и Против» – в которойавтор отвергает церковь как институт «бога», но не самого Бога. В этой поэменаходим повествование о моральном долге человека.
Удивительно, что Вольтер постоянно даетрекомендации как и что должно быть. В отношении долга на первый план выходятнравственные ценности, долг.
Да, можно уверенно сказать, что неуемныйтруд адептов справедливости и истины способны творить великое…
Это в былом, а что же в настоящем?
Поразительна и увлекательна личностьиндийского мыслителя и реформатора Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, вдохновляющаявеликие умы человеческие на служение своей Родине и стране на основе все тех жеобщечеловеческих ценностей.
Так и в России, будучи вдохновленнымиидеями гуманиста и просветителя Саи Бабы из Путтапарти ряд современных ученых имыслителей возрождают «театр Вольтера» – театральные постановки, где доступнымнеобразованным людям языком излагаются давно забытые в обществе истины Любви,Мира и Ненасилия, постановки, в которых участвуют не профессиональные актеры, алюди, устремленные своими сердцами к миру Духа, идеям всеобщей, всеохватывающейЛюбви, пронизывающей все мироздание. Это добровольный акт служения своемугосударству, Родине, обществу, погрязшему в хитросплетениях ума,интересующегося только жаждой наживы и выгоды.
Здесь большое значение уделяется«вольтеровскому идеалу долга». Долг – Дхарма – есть ни что иное какправедность, закон, нравственность сама по себе, в идеале. Но личный долг –«свой долг», или «Свадхарма» – это даже больше чем просто слепое следованиеканонам ни кому не нужных правил поповской религии.
Как и у Вольтера, у Саи Бабы видимрекомендации, несущие основу трансформации человека: «Посеешь поступок –пожнешь наклонность. Посеешь наклонность – пожнешь привычку. Посеешь привычку –пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу».
Здесь наша судьба зависит от нашегопоступка, иначе, дхармические поступки приводят к счастливой судьбе, адхарма –к наказанию и горю.
Дхарма (от санскритского «дха» –поддерживать…) является, таким образом, опорой общества и всего мира. Ведь какговорят Веды: « Если в сердце царит праведность, прекрасным будет характер.Если в характере красота, гармония будет в доме. Если гармония в доме, будетпорядок в обществе. Когда порядок в обществе, будет и Мир в мире».
Ценности дхармы, привитые молодомупоколению России на примерах «театра Вольтера» – это семена любви, истины, мираи ненасилия, ядром которых является любовь, проявленная на деле – дхарма.
Что мы имеем в виду под словом ценностии общечеловеческие ценности?
1. Ценности – это идеи, абстрактныепонятия или концепции о желаемом, релевантные селективному поведению (поведениювыбора). Ценности – это особый вид установок, функционирующих в качествестандарта оценки вариантов выбора. Ценности – это то, что мы считаемзаслуживающим внимания.
2. Ценности – это нормативные стандарты,определяющие выбор поведения.
3. Ценности – интегрированный опыт,касающийся одновременно всех изменений человеческой адаптации, биологической,социальной и культурной.
4. Ценности не подлежатнепосредственному наблюдению или восприятию, но об их наличии мы можемдогадаться по индикаторам, проявляющимся в речи или поведении людей.
5. У каждого человека есть ценности,хотя не каждый догадывается об их наличии или о том, что они представляют. Онисуществуют в уме и действуют как руководящие принципы.
6. Каждый дорожит тем, что ценит, т.е.ценности имеют эмоциональное измерение, ценность – это сильная эмоциональнаяприверженность или предпочтение.
7. Ценность можно определить всравнении, посредством анализа и общения. Ценность можно использовать вкачестве стандартов определения стоимости, достоинства чего-то.
8. Ценность – это не предмет или вещь, алишь переживание на опыте. Каждая личность психологически уникальна. Нет двухличностей с одинаковой системой ценностей. И в то же время, существует системаценностей, в какой-то мере общая для всех, т.е. в различной степени, наразличных уровнях всем людям присущи одинаковые ценности, они называютсяобщечеловеческими.
9. Ценности имеют различные достоинстваи обычно организованы в виде иерархии. Кроме того они взаимосвязаны каквнутренне, так и внешне.
10. Ценности могут происходить изразличных источников: литературы, философии, религии, науки, общественныхустоев и законодательства.
11. Ценности влияют на наши мысли,чувства и действия. Они направляют нас делать то, что правильно.
12. Ценности не существуют как объектыво времени и пространстве, а устанавливаются посредством суждения с личнойточки зрения.
Из вышеприведенных характеристикследует, что ценности – это проявления идеала, ради которого живут люди. Ониявляются неотъемлемой частью жизненной философии народа и его системыобразования. Они являются руководящими принципами жизни. Термин «ценность»показывает внутреннее достоинство, следовательно, ценным является все, чтонравится, ценится, является желанным и т.д.
Отсюда понимаем, общечеловеческиеценности, излагаемые российским «театром Вольтера» – это идеалы Любви: так,любовь в чувствах – это мир, любовь на словах – это истина, любовь в делах –это праведность (дхарма), любовь в мыслях – это ненасилие. Помимо всегопрочего, сам дух жертвенности (тьяга) является доминирующем: здесь применяетсяпринцип карма-йоги – бескорыстное служение (сэва).
Таким образом, деятельность российского«театра Вольтера» удивительна – она не преследует личной выгоды, но тольколичной трансформации сознания участников театрального действа. Так, театрреализует себя как на профессиональных сценах, так и на «простеньких» площадкахдетских домов и домов интернатов, госпиталях и общеобразовательных школах.Здесь провозглашается: «Существует только одна раса – человечество; существуеттолько один язык – сердца; существует только одна религия – любви; существуеттолько один Бог – и он вездесущ».
В чем можно увидеть положительное«театра Вольтера»?
В первую очередь это привитиенравственных идеалов молодому поколению, идеалов общечеловеческих ценностей,привитие любви и чувства патриотизма к своей Родине, понимание национального ирасового единства на уровне осознания единства всего человечества.
Во–вторых, это сам дух единения, когданет никаких различий (материальных, экономических, интеллектуальных и прочих)между участниками театрального действа. Все действия носят альтруистическийхарактер служения «Богу внутри других людей» – основанный на философии Адвайта– Веданты, концепция которой заключается в признании только одной истиннойреальности – духовной, все прочие является отражением нашего «испорченного»сознания – «Ахамкары».
В–третьих, театральные постановки неограничиваются только ведическим репертуаром, но включают в себя сюжеты изжизни выдающихся людей и великих личностей, реализующих своей жизнью идеалыЛюбви и Служения обществу.
Особая заслуга в организации «театраВольтера» в городе Краснодаре принадлежит к.ф.н. А.А. Гуцалову – неутомимомупропагандисту идеи единства, равенства и братства людского на основе идеаловлюбви Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, бескорыстно служащему своему Отечеству,стрямящемуся донести до людей призыв к осознанию своей истинно присущей сути –Божественной Любви.
Надо сказать, что идея театрализациидуховных идей получает в настоящее время большее признание и уважение, что, какдумается, в ближайшее время станет доминантным в системе общего образования, ихочется верить, будет способствовать трансформации «испорченного» характера вхарактер добродетельный и светлый, что также будет способствовать реализации Мираво всем мире.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.