Содержание
Введение
Глава 1. БиографияНикула Эркая. Проба пера в печатных изданиях. Начало творческого пути
Глава 2. Оригинальностьязыка, неповторимость поэтического слова Никула Эркая
Глава 3. Расширениепредставления о творческом облике художника. Прозаические произведения
Заключение
Список литературы
Введение
НикулЭркай действительно один их самых выдающихся и самых известных писателейМордовии. Его талант проявился как в поэзии, так и в прозе. Он писал простым,понятным любому русскому человеку языком. И его популярность среди прочих томудоказательство. Лейтмотивом его творчества стало описание жизни простыхсоветских тружеников, их работы и богатой мордовской природы. С годами техникаего письма только совершенствовалась, приобретая неповторимую оригинальность,проявляющуюся в уникальном умении описания природы и внутреннего мира героевтого или иного произведения. Несомненно Никул Эркай был просоветским писателем.Его жизненные убеждения, отражение которых можно увидеть в любом из егопроизведений, шли одним путем со взглядами советской власти. Поэтому НикулЭркай не раз отмечался почетными знаками. Он не был в оппозиции. Не потому чтобоялся сказать «не то, что надо». Он и правда был человеком, строящим светлоебудущее, строящим социализм. Причем, как словом, с писательском смысле этогослова, так и делом. Ведь его произведения вдохновляли многих советских людей,давали им силы. Искренность и неподдельное жизнелюбие чувствуются в любом егостихотворении, в его рассказах, повестях. Актуальность данной курсовой работызаключается в том, чтобы рассмотреть творчество Никула Эркая с целью выявленияоригинальности, неповторимости его трудов не только для советского периода,периода строительства коммунизма, но и для нашего времени. В настоящее времяочень сложно найти какую-либо информацию об этом поэте и прозаике. Между тем,как его произведения будут интересны почти любому. В них просматриваются нетолько просоветские идеи, но и идеи жизнелюбия, целеустремленности и гуманныхотношений, что ценится в любое время, при любом режиме власти. Планируетсяпоследовательное осуществление следующих задач: рассмотрение биографии НикулаЭркая с целью рассмотрения становления его личности, его мировоззрения,становления его жизненных приоритетов, которые в последующем проявились в его произведениях.Рассмотрение сначала поэзии, а потом и прозы Иркаева. Выявление оригинальностистиля, употребления определенного типа лексики и идей его произведений.Объектом данной курсовой работы является творчество Никула Эркая, а предметом –оригинальность его стиля, его литературный вклад в развитие советскойлитературы в целом, и мордовской — в частности. В первой главе планируетсярассмотреть биографию Иркаева. Во второй – анализ поэзии. В третьей – анализпрозаических произведений. И последующее заключение.
Глава1. Биография Никула Эркая. Проба пера в печатных изданиях. Начало творческогопути
НикулЭркай (1906 – 1978 Иркай Николай Лазаревич). Родился 22 мая 1906 года в селеКурилове ныне Ромодановского района Республики Мордовия в крестьянской семье. Поэт,прозаик, драматург, переводчик. Заслуженный поэт Мордовии (1960), лауреатГосударственной премии Мордовской АССР (1975), член Союза писателей СССР с 1934года. Окончил Пензенскую спортшколу 2-ой ступени (1927), Всесоюзный коммунистическийинститут журналистику (1930). Работал в НИИ мордовской культуры, в редакцияхгазет «Якстере теште» («Красная звезда»), «Эрзянь коммуна», «Советский артист»,«Полярная кочегарка», в журнале «Сурань толт» («Сурские огни»). УчастникПервого съезда писателей СССР (1934). Литературную деятельность Никул Эркайначал в конце 20-х годов. В 1932 году вышел первый поэтический сборник «Модасьодксталесь» («Земля обновилась»). Сборник очерков и рассказов «Корёнтнэнаксадсть» («Корни сгнили»). В 1936 году выпустил лиро-эпическую поэму «МороРатордо» («Песня о Раторе»), где повествуется о значительных вехах в историимордовского народа. Во второй половине 30-х годов были изданы пьеса «Не ройдругому яму», сказки и рассказы для детей. Стихи и поэмы военных лет вошли всборник «Кочказь лирика» («Избранная лирика»), изданный в 1945 году.произведения Никула Эркая послевоенного периода отмечены философскимираздумьями и обобщеньями о мире и человеке (сборник «Стихотворения и поэмы»1945г., «Весенний сад» 1959г., «Теплынь» 1965г.). В эти годы активносотрудничал с центральными газетами и журналами («Литературная жизнь»,«Литературная газета», «Литературная Россия», «Дружба народов» и др.). Вдетском журнале «Костер» опубликовал повесть «Алешка», которая была переведенапозднее на многие языки народов СССР и издана массовым тиражом издательством«Детгиз» в 1962 году. популярными среди читателей стали повести Эркая«Березовая вода», написанная в 1963 году, «Новая родня» 1966 года, которая наВсероссийском конкурсе на лучшее художественное произведение для детей былаотмечена второй премией, а также «Митяевы мечтания» 1975 года, «Шурагаи» 1980года. Эркай перевел на эрзянский язык ряд произведений Н. Гоголя, А. Пушкина,М. Горького, Т.Шевченко, П. Павленко, М. Джамиля, Р. Тагора, Дж.Байрона, В.Маяковского, И. Крылова, Л. Украинки и других. Большинство его публицистическихстатей и воспоминаний опубликовано в посмертном сборнике «Родники души» в 1981году. Никул Эркая – депутат Верховного Совета СССР с 1970 года. Награжден орденамиТрудового Красного Знамени, «Знаком почета», медалями. Умер 15 июня 1978 года.Похоронен в Саранске. «Эркай – не просто поэт, не просто прозаик, не простодетский писатель, а писатель поэт-гражданин». Такую характеристику дализвестный советский писатель Сергей Багруздин Никулу Эркаю. Каждая строка,написанная им, исходила из глубины души. Свидетельством тому являются и словасамого Никула Эркая: «Когда я собираюсь писать, — отмечал он, — то мне кажется,что бумага слишком далеко находится от души и сердца. Хочется эту бумагуприложить к груди, и на ней отпечатаются мои думы, желания и вся красота,которая там накопилась, и ей там тесно». Недаром произведения Эркая так любимыдетьми и взрослыми, получили широкую известность как в Мордовии, так и далекоза ее пределами. Ряд его книг многотысячными тиражами выпущен на русском идругих языках народов нашей многонациональной страны. Произведения писателяизучаются в национальных общеобразовательных школах, педагогических училищах,на филологических факультетах ВУЗов республики, стадии для многих настольнымикнигами. Он был наставником для многих писателей. Яркий след Эркай оставил нетолько как поэт, прозаик, драматург, но и как человек больших душевных качеств.Известный советский критик Алексей Киреев верно отмечает на страницах газеты«Литературная Россия»: «Я знаю, в Мордовии Николая Лазаревича Иркаева многиеназывают мордовским соловьем, соловьем-соловушкой. Это справедливо, в этомвыражены народная любовь и признание. Но мы, очевидно, с полным правом можемназвать Никула Эркая нашим общенародным соловьем, так как его стихи, еготворчество давно перешагнуло границы Мордовии и стало нашим общенациональнымдуховным достоянием».
ВКурилово Никулу Эркаю еще до Октябрьской революции посчастливилось окончить 3-класснуюсельскую школу. Рано приобщился к книгам, все свободное время отдавал чтению. Вначале 20-х годов Иркаев вступает в комсомол. Вскоре его направляют учиться вПензу, в Совпартшколу первой степени, после ее окончания работает в комсомоле.Иркаев начинает сотрудничать в газетах. «Без журналистской работы, — говорилЭркай, — без газеты, я бы, конечно, никогда не стал литератором. Газета даетчувствовать все время пульс живой жизни, вечно новой, неожиданной. Она приучаетчувствовать современную жизнь, она дает самый свежий материал, она заставляетобщаться с живыми конкретными строителями коммунизма». В начале литературнойдеятельности Иркаев писал рассказы, очерки. Эти произведения собраны в сборнике«Корни прогнили». Автор показывает первые дни колхозной жизни на мордовскойземле, классовую борьбу в деревне, дружную работу в коллективе. Героипроизведений – сельские коммунисты, организаторы колхозов. Они, не жалея себя,отдаются делу обновления жизни на селе. В 1934 году его принимают в члены Союзаписателей СССР. Это во многом окрылило мордовского писателя. Он создает большуюлиро-эпическую поэму «Песня о Раторе», посвященную борьбе мордовского народапротив царского колониального ига. Умело использовав фольклорные мотивы, авторярко сумел показать в поэме многовековые чаяния мордвы о свободной, счастливойжизни. созданный поэтом образ народного поборника правды – Ратора – являетсяодним из лучших образов среди произведений мордовских писателей, посвященныхисторической тематике. Признание читателей получили его драмы «Не рой другомуяму», сказки и рассказы для детей: «Хитрая лиса», «Солдат Егор», «БандитВаська» и другие.
Эркайпишет о фронтовой жизни – «Комендант моста», «Лошадь», «Осенние цветы»,«Воздух» и другие. Им созданы лирические стихи, поэму, которые вошли в сборники«Избранная лирика», «Стихотворения и поэмы», «Весенний сад». Поэт пишет онерушимой дружбе народов первого в мире социалистического государства, овеличии и стойкости советского человека. Некоторые лирические стихотворенияраспевались эрзянами как песни — «Цёков» («Соловей»), «Вастома» («Встреча»),«Моро» («Песня») и другие.
Егостихи печатались в газетах «Труд», «Литературная жизнь», «Литературная газета»,«Литературная Россия», «Советская Россия», журналах «Советский воин», «Дружбанародов». Ленинградский журнал «Костер» опубликовал его повесть «Алешка». Этопроизведение издано в серии «Библиотека пионера», оно переведено на украинский,белорусский, литовский, латвийский, молдавский, таджикский, чувашский и другиеязыки. Повесть удостоена премии Ленинского комсомола Мордовии. Популярны средичитателей повести «Березовая вода», «Новая родня», «Митяевы мечтания». Все ониизданы в Москве. Повесть «Новая родня» на Всесоюзном конкурсе на лучшеепроизведение для детей получила вторую премию. В этом произведении Эркай отражаетэмоциональность, душевную отзывчивость мордовского национального характера,чуткость к детям, сердечное отношение к людям, оказавшимся в беде. Она умеетувлечь, заинтересовать читателя, вызвать его на размышления остросюжетнойорганизацией повествования, вниманием к необычным судьбам героев и поэтичностьюязыка.
Автортонко передает мироощущение мальчишек военных лет. Оставаясь детьми, они не погодам серьезны. Им хочется как можно быстрее вырасти, совершать героическиеподвиги.
В«Березовой воде» повествуется о тружениках современного села, которые стремятсясделать жизнь колхозной деревни еще лучше, краше.
Обережном отношении к окружающей природе, о взаимном уважении между людьми, опостоянной готовности пойти на помощь попавшему в беду Эркай пишет в «Митяевыхмечтаниях». Автор, тонкий знаток человеческой психологии различных категорийлюдей, сумел верно показать, где истоки добрых и злых начал.
Вповести «Шураган» в образе мальчика Шуры (Шурагана) показана радостнаясчастливая жизнь советских детей. Рассказывается о тех людях, которые стали дляпострадавших из-за войны, практически чужих, совершенно незнакомых детей,родными.
Говоряв целом о прозаических произведениях писателя, в идейном плане во всех них можнонайти много общего. И это, прежде всего, — воспитание человека труда, красотыего души. Красной нитью проходит через них и идея гуманизма. Эркай умееторигинально вести авторскую речь. В ней мы видим нежную, откровенную любовьхудожника к родному краю.
ЧитателюНикул Эркай знаком и как драматург, и как переводчик. Эркай вписал свое имя висторию мордовской литературы и страстными публицистическими выступлениями.Большинство из них опубликовано в его сборнике речей, статей, воспоминаний«Родники души». Автор ведет с читателями живой, откровенный разговор олитературе, об окружающей природе, человеческих взаимоотношениях, размышляет овремени, характере современников, о высоких гражданских качествах советскихлюдей.
Засвой благородный труд ему присвоено звание «Заслуженный поэт Мордовии».
Вистории каждого народа есть художники, творчество которых отражает целые этапыразвития и совершенствования национальной культуры. К их числу относится изаслуженный поэт Мордовии Николай Лазаревич Эркай, известный читателям какНикул Эркай. Безрадостно прошло его детство, рано познал он нужду и лишения,разделив судьбу всех детей бедноты до революции.
Первойбольшой радостью Эркая была победа Великого Октября. Уже в ранней молодости онбыл захвачен бурными событиями новой жизни: поступил в комсомол, совсем юныактивно включился в общественную жизнь.
Богатаи насыщена различными событиями биография поэта. Он учился в совпартшколепервой ступени Пензы, во Всесоюзном коммунистическом институте журналистики вМоскве, сотрудничал в первой мордовской газете «Якстере теште» («Краснаязвезда»), был редактором многотиражки Большого театра, вел партийную иредакторскую работу на Шпицбергене, редактировал газету «Эрзянь коммуна» ижурнал «Сурань толт», был ответственным секретарем правления Союза писателейМордовии, избирался депутатом Верховного Совета СССР. В 1924 году он был принятв партию и до конца своей жизни оставался ленинцем.
Творческаядеятельность Эркая началась в конце 20-х годов. Она была теснейшим образомсвязана с утверждением социалистического реализма в мордовской литературе.
Ужепервые стихотворения Эркая свидетельствовали о том, что он не отделял задачипоэзии от общих задач строительства социализма. Под непосредственным влияниемобщественно-политической работы складывались его эстетические воззрения,заключающиеся в том, чтобы всегда быть в первых рядах борцов за социализм и своимистихами приобщать людей к прекрасному.
«Земляобновилась» — так назван первый поэтический сборник Эркая. Великий Октябрь, пословам поэта, обновил землю, открыл радость свободной жизни. Поэтому онпрославляет великие преобразования в стране, родном каре, стремится показатьпревосходство нового мира над старым, воспитать любовь и уважение ко всемузавоеванному в упорных сражениях, непримиримость к пережиткам прошлого.
Глава2. Оригинальность языка, неповторимость поэтического слова Никула Эркая
эркай творческий печатный
Тематическийи жанровый диапазон Эркая постепенно расширялся. Так, со временем он стал ширеиспользовать традиции национального фольклора, о чем свидетельствует поэма«Песня о Раторе», написанная в 1936 году.
Вконце 30-х годов в мордовской поэзии стало явно определяться новое явление,особенность которого состояла в значительно большей свободе авторского,лирического «я». Усиление лирического начала, окрашенного в светлые, мажорныетона находит яркое отражение в произведениях Никула Эркая этого периода:«Родной край» 1938 года, «Встал Тарас…» — того же года, «Октябрьские мотивы»1939 года, «Апельсины» — 1940 года, «На родной Суре» — 1940 года.
Встихотворении «На родной Суре» говорится о том, что любимая река, которая дореволюции слышала песни, полные печали, теперь стала рекой счастья, радости имолодости:
Акругом луга без края,
Ихпройдешь не скоро,
И- друзья Суры – сверкают
Серебромозера.
Пеньедевушек-эрзянок
Слышитсяу брода…
Широкораскрылось сердце
Моегонарода! (Перевод В. Щепотева)
Эмоционально,зримо передает поэт светлое чувство любви к родной природе. Здесь «ветерокиграет с темными волнами», «улыбается берег, вышитый цветами», «смеются ивы».Вся художественная ткань стихотворения подчинена созданию цельного образавесенней реки, символа бурлящей энергии строителей нового мира.
Эркай– поэт, для которого особенно дорого то, что заложено в человеке в детстве, сранней молодости. Связь с начальными основами жизни, их переосмысление проходитчерез все его творчество. Обращаясь к родным местам в стихотворении «Роднойкрай», он пишет:
Милойхаты двери я
Долгопомнить буду,
Древниеповерия
Долгоне забуду.
Бабушкиныруки я
Целовалбы нежно,
Дас тобой в разлуке я,
Домикв шапке снежной.
Этотдом доныне я
Незабыл в столице.
Пеньепетушиное
Поночам мне снится… (Перевод Б. Лейтина)
Поэтстремился к органическому синтезу личного и общественного, ко все более полномувыражению социалистического мироощущения, своей активной жизненной позиции.
Новоезвено в творческом развитии Эркая составили произведения военных лет, которыевошли в сборник «Кочказь лирика» («Избранная лирика» 1945 года). Будучипродолжением предыдущих поисков, они в то же время обнаруживают новые черты:усиление гражданских мотивов, духовной связи писателя с народом, единствоиндивидуальной судьбы лирического героя с судьбами родины.
Обобщности чувств советских людей, так полно проявившейся в дни войны, говоритЭркай в стихотворении «Украина», которое было написано в 1942 году.:
Украина,Украина,
Нарьгазьтонь паксятне.
Сельведьморост одо ущодызь
Бандурист-атятне.
Украина,Украина,
Поруганытвои поля.
Печальныепесни опять запели
Банлуристы-старики.
Этистроки полны подлинного трагизма, ощущение которого делается еще сильнее, когдапоэт сравнивает Украину с яблоней, на которую «пал холод», а в «Киеве – золотомгороде не слышно больше раздольных, сердечных песен». Острой болью отозвалась этабеда в сердцах всех народов Советского Союза. От их имени он обращается кУкраине:
Украина,тон марямак,
Стясьрузонь народось
Волгалангсто, Джамбулстансто
Сыреськаки одось.
Суралангсто стясть эрзятне,
Донлангсто казакне, —
Тоньидеме, Украина,
Човизьсынь шашкатнень.
Украина,ты услышь меня,
Всталрусский народ
СВолги, с Джамбулстана
Стари млад.
НаСуре встали эрзяне,
НаДону казаки –
Длятвоей защиты, Украина,
Наточилиони шашки.
Чувствовеликой дружбы, жизнеутверждающее начало, свою веру, любовь и уважение поэтвложил в слово «Украина». Оно рефреном проходит через все стихотворение вместес оригинальными эпитетами: Украина – умарина (Украина — яблоня), Украина –бандурина, Укпраина – тополина, Украина – цёковина (Украина — соловьина), Украина– вечкевема (Украина — любовина). Эпитеты «маковина, цёковина, вечкевема»,образованные от эрзянских слов «мако» — «мак», «цёков» — «соловей», «вечкема» — «любовь», в переводе на русский язык теряют в какой-то степени своювыразительность, но в оригинале усиливают эмоциональную окрашенностьпроизведения и свидетельствуют о творческом использовании традиций народнойпоэзии.
Встихотворениях о трудовом подвиге мордовского народа в тылу Эркай выступает какистинный национальный поэт, умеющий показать жизнь своей республики, раскрытьтипические черты мордовского характера. В первый же военный год он создает одноиз лучших своих стихотворений «Над полями шум…»
Волосысползли из-под платка,
Плугплывет, в земле взрыхленной роясь,
Прошумипривет издалека,
Поклонись-ка,лес, старухе в пояс!
Жиламипостромки напряглись.
Кониржут, и спорится работа.
Корнитрав с землей переплелись,
Падаютна землю капли пота.
(ПереводП. Карабана)
Впослевоенное время значительное место в творчестве Эркая стали заниматьлирические раздумья о большом пути, пройденном родиной. Лучшие его произведениявошли в сборники «Стихть ды поэмат» («Стихи и поэмы» 1952 года), «Тундонь сад»(«Весенний сад 1959 года»), «Эрямо» («Жизнь» 1970 года), изданные на родномязыке, а «Из глубины души» 1953 года, «Теплынь» 1965 года, «Мои березы» 1976года, «Живу тобою» 1977 года – на русском языке. Он ведет поиски в разныхжанрах, в том числе, и в таком трудном, как поэма. В этот период им созданыпоэмы «Солдат вернулся домой» (1949), и «Весенний сад» (1951), в которых авторобращается к теме труда и военной отваги, показывает могучую силу духасоветских людей, раскрывает источник их героизма. Эти произведения отличалаактуальность: в них Эркай изображал жизнь послевоенной колхозной деревни,характеры недавних воинов, вернувшихся в родные села.
Освоеобразии его лирического таланта, заключающемся в том, что он можетпо-своему, как никто до него, написать о вещах, уже много раз воспетых. Об этомсвидетельствуют его стихи «Сто пудов с десятины», «Шумят колосья», «Рожь — стена», «Шуми, искрись, пшеница наливная!» и многие другие.
Встихотворении «Шуми, искрись, пшеница наливная!» нарисована картина жатвы,передается радостное настроение:
Необозримозолотое море,
Ипо нему, куда ни кинешь взгляд,
Комбайнынаши гордо проплывают,
Изыбь колосьев жатки бороздят!
Поэтизируятворческий труд советских людей, воспевая счастье мира, Эркай пользуется яркимии светлыми красками. Земледельцу рожь видится как «золотое море», песней в егодуше отдается «шум колосьев, звон косы и гул машин».
Почтикаждое стихотворение автор решает в определенном поэтическом ключе. Но как быни было разнообразно их звучание, все они связаны единством уважения кколлективному труду, образом родной мордовской земли и основного ее богатства –хлеба, воспетого с особым проникновением. Хлеб предстает в стихах особенночасто в виде пшеничного или ржаного колоса или «куска, посыпанного крупнойсолью», «ноздреватого, хрусткого каравая». Через него передает поэт всю глубинулюбви к сельскому труженику. Эта любовь непосредственна, реальна инеобыкновенно тепла. С ломтиком теплого хлеба сравнивает дед своего внучонка встихотворении «Дед и внук».:
Радкачать да вскидывать до плеч
Дедушкавнучонка своего,
Знает,как любимца уберечь
Отобид, от бед – ото всего.
— Хлебушком ведь пахнешь, светлячок!
Ломтикомживым прильнул к руке.
(ПереводФ. Фоломина)
Каквидим, образный строй взят из крестьянской жизни, родной и близкой автору.Образная конкретность в стихах сочетается с философской глубиной.
Многиепроизведения, написанные в послевоенные годы, посвящены теме борьбы за мир –«Мы за мир!», «Вечером у костра», «У дедушки», «Друзьям из демократическихстран» и другие. В них заметно проявились характерные изменения в творческомпочерке поэта. Он достигает не только яркости, приподнятости описания, но иобъемности.
Здесь,возле вечного Кремля,
Роднаясобралась семья:
Уэтих славных древних стен
Сошлисьтатарин и туркмен,
Ибелорус, и армянин,
Иненец, брат наш, и мордвин.
Онидруг друга узнают.
Другдругу руки подают.
Подлиннохудожественно, сильное и яркое воплощение находит в стихотворении Эркаясоветский интернационализм. От имени простых людей, собравшихся «со всех концовродной земли», автор выражает глубокую веру в торжество идей Ленина, несущихсвет свободы, правды, справедливости.
Могуществонашей родины, единство ее многочисленных народов Эркай всегда связывает сименем Ленина, в котором видит символ богатства и дружбы. Решая ленинскую тему,Эркай соединяет лирический и эпический планы. Эти стихи убедительно показывают,как идейный и художественный рост поэта предопределял все более глубокоепонимание личности великого вождя, обусловливая выбор выразительных средств длясоздания этого образа.
Стремясьподчеркнуть неразрывную связь Ленина с народом, Эркай использует торжественныйстиль и художественные приемы, свойственные фольклору:
Поле,бор, дороги и долины…
Кланяюсьтебе поклоном сына,
Матьмоя, мордовская земля!
Вчистых росах ты меня растила,
Родниковойсилою поила,
Шумомржи баюкала в полях.
Скуднаяи горькая когда-то,
Тыцветешь, страна моя, богато,
Равнаясредь наших стран – сестер.
Своимсчастьем свободный мордовский народ обязан «солнечному ленинскому знамени» ипомощи русского народа. Ленину, партии и родине поэт посвящает свою песню,идущую «из глубины души».
Обращаяськ этой теме, Эркай стремится к широкому обобщению. Ему важно подчеркнуть мысль,что личность Ленина вобрала в себя духовные стремления человечества,осуществление которых стало возможным только в ленинскую эпоху.
Подпетроградским небосводом,
Простершируки в даль веков,
Вождьбросил лозунг – «Мир – народам»!
Ивздрогнул мир от этих слов.
Умелымиспользованием сравнений и развернутых метафор он передает неисчерпаемуюэнергию народа, вызванную приездом Ленина в Петроград: «И забурлил народ вволнении рекой, не знающей преград». Радость людей разделяют и город куда Ленин«привез свет весенний», и «Нева, которая кипя, вздымала за белопенным валомвал, о берега стучала грудью, в титана превратилась, в льва…». Поэтпровозглашает всенародную клятву верности революции, вождю, который близокнароду в самых сокровенных его стремлениях и надеждах:
ВеснаВселенной – это Ленин!
Свети тепло он дал народу,
Длянас, для новых поколений
Онк солнцу растворил ворота.
ОбразЛенина здесь представлен как весна и животворящее солнце:
Веснойрожденный, перед маем,
Ильичсогрел нам солнцем грудь.
Мыв нашем гимне прославляем
Наштрудный и прекрасный путь.
Вэтих строках философски и поэтически осмысливается долгий путь мордовскогонарода из тьмы к свету, от зимы к весне. Его важнейшие вехи образно выражены вкатегориях времени. Эркай сумел показать общность исторической судьбы народов иединство цели, которая объединяет и сплачивает их в борьбе за светлое будущее.
Ленинскаятема побуждает поэта к глубокому размышлению над жизнью. В образе Ленина,созданном Эркаем, нет декларативности. Он нашел верный ключ для выражения идеио великом интернационалисте, подлинном вожде всего человечества. Его образ –новое убедительное свидетельство зрелости и мастерства поэта. Эти стихи стализначительной вехой в создании национальной лениниады.
Мордовскаясоветская поэзия со второй половины 50-х годов испытывала большой подъем.Подлинно высокая гражданственность, освобожденная от декларативности,лиричность и эмоциональность, новые поиски в области формы – вот ее основныечерты, которые ясно проявились в творчестве Эркая, в таких его сборниках, как«Весенний сад», «Теплынь», «Эрямо, «Мои березы», «Живу тобою».
Лирическоеобогащение его поэзии полно отразилось в пейзажной лирике. Природа для Эркаястановится объектом напряженного философского раздумья. Общение с нейпробуждает в человеке положительную энергию, радость творчества:
Ширилуговые мне ковров дороже.
Росамиих мою ноги поутру,
Мшисто-травяноепокидая ложе
Длятрудов на раннем, ласковом ветру…
Кажетсямне поде колыбелью тихой.
Лишьв пшеницу чьи-то песни забрели.
Шепчутсяколосья с бурою гречихой,
Наклоняясьнизко, чуть не до земли.
(ПереводФ. Фоломина)
Родныепейзажи дают ощущение полноты жизни. Природа, труд, любовь – все это можетслужить источником большой человеческой радости и эстетического наслаждения.Автор горд от сознания своей причастности к борьбе всего народа за будущее, закоммунизм, он счастлив тем, что «отдает родимым нивам все тело души своей».
Ястою, благословенный,
НадСурой, где синь небес.
Дляменя из сурской пены
Сшилпанар весенний лес.
Вней ни ливни, ни морозы
Нестрашны в любой мне час.
Вноги вам, мои березы,
Поклонюсьеще не раз!
(ПереводИ. Пиняева)
Этостихотворение, как и многие другие, свидетельствует о том, что Эркай – глубоконациональный поэт, смотрящий просветленным взором человека, обретшего счастье вСтране Советов.
Встихотворении «Дороги» он раскрывает многообразие духовной жизни, переживания идумы современника, решает вопрос, извечно волнующий его, — возможность постичьсодержание и смысл человеческой жизни:
Вотвысокий порог. Я стою не пороге.
Омываютпорог, словно реки, дороги.
Апо ним дни и ночи, недели и годы
Всеидут пешеходы, идут пешеходы…
Сушитзной, бьют бураны, метели молотят,
Аони все проходят, они все проходят,
Бесконечны,бессчетны и неудержимы.
О,дороги! Вы – как кровеносные жилы.
Эркайпо-своему ставит вопрос о человеческой ценности, активности, неуемной жаждедеятельности. Поэтический образ дороги великолепно передает возвышенность,окрыленность мысли и мечты. Поэт воспринимает жизнь как бесконечноепутешествие:
Этожизнь по излучинам вашим стремится.
Апо ним дни и ночи, недели и годы
Всеидут пешеходы, идут пешеходы!
Встихотворении отражается способность автора пережить судьбу современника так жесильно и глубоко, как свою собственную. Личность художника присутствует вкаждой строке, в глубоких размышлениях.
ТалантЭркая многообразен. Уже в первые годы литературной деятельности он пробовалсилы во всех жанрах, характерных для молодой мордовской литературы, публиковалстихи, очерки, рассказы, повести, пьесы. Статьи и очерки о колхознойдействительности «Конец межам», «На жатву вышли вместе», «Победители», «Корнсгнили» художественно утверждали идею социалистического преобразования села,рисовали образы людей новой деревни.
Глава3. Расширение представления о творческом облике художника. Прозаическиепроизведения
Годывойны – это годы возмужания таланта. Небольшая по объему проза этого периодарасширяет представления о творческом облике художника и дает возможностьпроследить путь писателя к зрелости, к таким произведениям как повести «Алешка»(1960), «Березовая вода» (1963), «Новая родня» (1965), «Митяевы мечтания»(1975), получившим признание всесоюзного писателя.
Мордовскаяпроза военных лет по характеру была преимущественно очерковой,публицистической. Этот жанр приобрел тогда особую значимость в советскойлитературе. Очерки и рассказы давали возможность быстро запечатлеватьдействительность, помогали воспитывать волю и мужество советских людей.Писатели не только изображали отдельные эпизоды, но и воспевали раскрывшиесязамечательные качества народной души. В произведениях «Дружба», «Отцы и дети»,«Комендант моста», «Казак» Эркай показывает нравственные истоки героизма.
Мордовскаяпроза интенсивно развивалась и в послевоенное время. Не случайно в ее жанрахначинают выступать и поэты. Об этом красноречиво говорит творческая эволюция НикулаЭркая. Наполнившись новыми жизненными силами, его проза достигла зрелости.
В1954 году был опубликован сборник рассказов Эркая на русском языке. В неговошли некоторые произведения, написанные в конце 30-х годов, лучшее из прозывоенных лет и новые произведения – «Старики» (1949), «Тракторы идут» (1952),«Купрян» (1954), «Беспокойный председатель» (1954) и другие.
Этотжанр стал прежде всего творческой школой. Сложившийся в нем художественныйстиль нашел развитие в лирических повестях «Алешка», «Березовая вода», «Новаяродня», «Алешка в интернате» и «Митяевы мечтания». Повести и свидетельстваЭркая свидетельствуют о том, что мордовская проза отражает самые крупныепроблемы современности, по-своему вторгается в трудную и сложную диалектикунационального и всеобщего. Новым в них является углубленное внимание ксложностям жизни, стремление разобраться в них, пробудить в читателе жажду ксобственному ее изучению.
Вформировании литературного мастерства замечательную роль сыграла повесть«Алешка», которая стала началом новых поисков и свершений, выявила большиевозможности писателя в области детской прозы. Популярность Эркая закрепиласьокончательно после выхода повести «Новая родня», которая на Всероссийскомконкурсе на лучшее художественное произведение для детей (1965-1966) получилавторую премию. В этих книгах ярко отразились особенности его дарования – живоевоображение, позволяющее просто и увлекательно развернуть сюжет, умение писатьмягко, тепло, лирично.
Вповести «Алешка» идет большой и сложный разговор о самом главном – воспитании –подрастающего поколения, смысле жизни советского человека. Это произведениенаиболее совершенно и с художественной точки зрения. Главный герой его –подросток, через восприятие которого показаны и природа, и люди, и труд вколлективе.
Нелегкосложилась жизнь Алешки. Его отец, пройдя всю войну, погиб на границе уже вмирные дни, а мать умерла. Но в колхозе он нашел настоящих друзей. ЭтоАндрейка, Петр Дмитриевич, председатель колхоза Иван Ефимович, заведующийфермой Егор Васильевич и другие герои произведения. Герои Эркая живутинтересной, содержательной трудовой жизнью. Особенно ярко изображены в повестидети, и в первую очередь Алешка, образ которого является одной из наиболееярких удач автора.
Вселето Алешка работает подпаском. В работе раскрывается для него большой и сложныймир человеческих отношений, он учится радоваться добру, распознавать иненавидеть зло. Трудолюбие – основная черта его характера, постоянноподчеркиваемая автором. Мальчик всегда находит возможность помогать взрослым,своему другу Андрейке.
Вэтой повести Никул Эркай сумел увидеть мир глазами подростка во всей егопрелести и поэтичности, а также трудности, которые неминуемо встают передчеловеком, вступающим в жизнь. Писатель умеет тонко передать психологическоесостояние героя. Он достигает этого разнообразными художественными средствами,особенно часто прибегая к внутренним монологам и пейзажным картинам.
Повесть«Алешка» — важный этап творческого развития Эркая-прозаика. Она покорилачитателя поэтическими описаниями богатой природы Мордовии, превосходнопередающими ее простор и многоцветность, зорко подмеченными переменами,происшедшими в жизни, некогда угнетенного народа. Обращает на себя вниманиелиричность повествования и проникновение во внутренний мир героя. «Настроение»окружающего передается ему: он вместе с лесом, вместе с рекой ощущает себячастью целого.
Эркайи в поэзии, и в проще настойчиво ищет цветовую гамму, которая была бы способнавыразить красоту природы. Вот очень точное описание пейзажа осеннего поля:«Хоть и опустело оно, но красы своей не потеряло. Ярко зеленела отава люцерны.Над этим зеленым морем возвышались пузатые стога сена. По-прежнему солнце щедролило свои лучи, но тепла стало меньше, уже не лето. Поле стало как будтобольше, расширилось: теперь оно проглядывалось от края до края – каждаяморщинка была заметна».
Реалистическоеописание природы является одним из наиболее сильных и выразительных средств раскрытияпсихологии человека. Пейзаж органически связан с происходящими событиями, сдушевным состоянием людей. При помощи его писатель создает соответствующеенастроение, углубляет характеристику образа. Он овеян глубокой поэзией, всегдаполон мысли и чувства.
Беречьи обогащать красоту родной земли, украшать ее трудом, формировать высокиенравственнее идеалы своего современника – таково эстетическое кредо писателя.
Говоряо книгах детских писателей, Л. Соболев отмечал: «В этом же ряду, но влюбопытном повороте стоит прелестная повесть писателя Никула Эркая. Здесьпробуждение нового сознания в подростке происходит при соприкосновении созлобными пережитками собственничества в мрачной натуре бывшего подкулачника, аныне работника колхозной животноводческой фермы Федьки». Писатель «интересно,глубоко и самобытно решает темы современности», книга его «полна яркихнациональных красок».
Эркайсоздавал свои произведения, исходя из убеждения, что литература «должнавырастить своего юного читателя истинным гражданином, готовым стать героем нетолько в битве с силами природы, со стихийными бедствиями, но и в сраженияхнравственных, которые подчас происходят в мирной, как говорят, будничной жизни,- в битвах за справедливость, за счастье людей. Таким могут воспитать ребенкакниги правдивые, психологически тонкие, свободные от малейшего налета фальши,которую детское сердце ощущает особенно остро и болезненно».
Судьбагероя повести взволновала юных читателей. Об этом свидетельствуютмногочисленные письма, полученные автором от детей разных национальностей. Вкаждом из них выражено желание узнать, как в дальнейшем сложилась судьбаполюбившегося им героя. Это обстоятельство натолкнуло его на мысль продолжитьповесть. Через восемь лет в 1968 году он выпустил вторую часть повести «Алешкав интернате». В этом же году обе части вышли на русском языке в издательстве«Детская литература». Само название говорит о том, что писатель рассказываетисторию жизни мальчика в новых для него условиях. При этом решается та жепроблема – духовное становление, нравственное воспитание юного героя, котороепроисходит под влиянием опытных педагогов, и прежде всего, Якова Ивановича,директора интерната.
Вповести «Березовая вода» (1963)центральное место занимают уже образы молодежи:Михаила Каргина, его жены Анки, Якова Печайкина. Это сложные интересныехарактеры, обрисованные всесторонне и психологически убедительно. В центревнимания – духовный мир человека, утверждение в нем моральных качеств, процессформирования стойких убеждений, который проходит не просто, но без надуманныхтрудностей, призванных «очеловечить» героев.
Народ– главный объект художественный интересов писателя. Воплощением народной силы имудрости в повести «Березовая вода» является дед Потап – человек, влюбленный влюдей, в природу, во все живое, что его окружает. В том, как крепко стоит он наземле, как гордится природными богатствами родного края, как оберегает их отвсяких стяжателей типа Васина, убедительно раскрывается его индивидуальность.
ДедПотап – настоящий хозяин земли. вместе с годами он впитал в себя мудростьжизни, понимание того нового, к чему стремится молодое поколение. Именно поэтомуон становится помощником и единомышленником Михаила Каргина. Его, умудренногожизненным опытом, до глубины души возмущает поведение тех, кто губит природу.Писатель раскрывает истинный гуманизм этого старого человека, крестьянина спрямой и открытой душой, не терпящего несправедливости, чуткого к горестямокружающих. Рядовой труженик приобщен к общечеловеческим проблемам. Он активновмешивается в жизненные процессы, размышляет нал ними: «Завести бы нам на манерлесного охотничье, грибное, рыбное хозяйство – вот тогда бы браконьеру крышка,тогда читай ему, рабу божьему, отходную. Первое дело – лесной продукт появилсябы в магазинах, и продавать его на базаре по дешевке расчету бы не было».
Вповести «Березовая вода» писатель исследует сложные, остросовременные вопросы,стремится постичь смысл тех изменений в отношениях людей, в быту, которымиотмечено наше время, и вместе с тем выявляет и развенчивает социальное,моральное зло, мешающее утверждению всего подлинно человеческого.
Черезвсе произведение проходит величественный и могучий образ лесной присурскойприроды, в общении с которой находят радость и красоту, которую берегут герои.Возвышенное чувство слитности с природой, со всем миром – существенная чертаэстетического идеала писателя.
Вповести «Березовая вода» все подчинено детальному раскрытию внутреннего мирагероев – изображение отдельных сцен, пейзажей, подбор самобытных, наиболеевыразительных слов мордовской народной речи.
Художественноеисследование характера человека, его мысли, чувства, труд – таков предметизображения писателя. Эркай верен ему в своих повестях «Алешка», «Березоваявода», а также «Новая родня» (1965), в которой писатель обращается к землеВеликой Отечественной войны. В этом произведении Эркай рассказал о том, чтопережили во имя победы советские люди на полях сражений и в тылу. Серьезно ипросто, без сентиментальности и мелодраматизма он повествует о детях, первыхстолкновениях их с жизнью, о печальных встречах с жертвами войны. Вместе совзрослыми дети несут на себе все тяготы сурового времени.
Действиеразвертывается далеко от фронта – в мордовской деревне Курмыши, жители которойпринимают самое активное участие в борьбе своей страны. Основное в книге –прославление человечности, дружбы, патриотического полвига детей в годы великихиспытаний, изображение формирования характера подрастающего поколения.
Средиюных школьников автор выделяет Мику и Юку. В поступках, спорах друг с другом,во взаимоотношениях со старшими раскрываются свойственные для их возрастачерты, романтическая мечта о подвигах во имя Родины. С тех пор, как ушел нафронт отец, Мика не знает покоя. Вместе с Юккой, отец которого тоже сражается сфашистами, он тайно готовится к побегу на фронт. У них есть и пароль: «Времяидет, война не ждет!». Уже в начале повести раскрывается умение автораиндивидуализировать образы. Мика – практичный, предусмотрительный, медлительныйи обстоятельный, а Юка скор на решения, всевозможные выдумки, но у него всегдачто-то не получается. Вместе с тем у ребят много общих черт. Они жаждут сделатьчто-то большое, стремятся помочь взрослым, мечтают быть рядом с отцами нафронте.
Эркайне ограждает героев от драматизма событий, сталкивая их с трудностями военныхлет. Вот и Мика и Юка после неудачной попытки бежать на фронт везут раненых иполуживых от голода ленинградских детей. Еще по дороге, забыв на время опобеге, они делятся своими дорожными запасами с ними.
Глубокои правдиво показывает Эркай размышления и заботы юного Микки, связанные с тем,что его мать Марфа Учайкина взяла на воспитание ленинградскую девочку Галинку:«Мика стал думать как теперь жить. Лишний парень в семье – не помеха, а вотдевчонка – дело другое. О сестренке надо по-особенному заботиться. Иодеть-нарядить. Это ведь не мальчишка, негоже выпустить на улицу в драном. Иоберечь-защитить, ведь известно: девчонка пугается и мышонка...
ПокряхтелМика, поворочался с боку на бок. Как же теперь на войну отъехать, когда двеженщины дома? Одна старая…другая малая. Сандрик с ними не управится. Да еще ихворенькая попалась, ножки ватные. Ее ставят – она валится… Вот диво-то, надозавтра самому посмотреть. С такой мыслью и заснул».
Тонкийпсихологизм – достоинство повести Никула Эркая «Новая родня». Исследуястановление личности подростка, он связывает его с движением истории. Индивидуальныесудьбы героев изображаются на фоне судьбы страны во время суровых испытаний.
Длятого, чтобы создать реальные образы в типических обстоятельствах, писателюнеобходимо было раскрыть, как под влиянием событий войны и новых условий жизнименялся характер интересов и поступков. Для каждого человека и для всегообщества столкновение с суровой действительностью было исполнено драматизма.Эркай правдиво рассказывает, как украинский мальчик Панас, которому из-заранения пришлось удалить ногу, с тоской и страхом думает о жизни. Войнаразрушила детский мир, подвергла огромным физическим и моральным испытаниям ещене окрепшую душу ребенка. Психологически тонко показано, как долго и трудновосстанавливалась связь мальчика с миром. Этому, вместе во взрослыми, во многомпомогли Мика и Юка, их юные друзья, пионеры и школьники мордовской деревниКурмыши. Мальчишки старались отвлечь Панаса от мрачных мыслей, всеми средствамипытались доказать, что и без ноги можно жить.
Вводяребенка в настоящую жизнь, откровенно раскрывая перед ним ее сложные стороны,автор повествует в то де время о нелегких судьбах взрослых людей в годы войны.
Правдивообрисованы писателем слепой пограничник, в первый же день вступивший всмертельную схватку с врагом, главный врач госпиталя – человек действия, втрудных условиях тыла обеспечивающий всем необходимым раненых, старики Аким иЕвсей, женщины, среди которых особенно выделяется Марфа Учайкина. Эти образыговорят о нравственной силе, позволившей народу выстоять во всех испытаниях, показкоторой и составляет существо повести.
Спокойная,уравновешенная и мужественная Марфа Учайкина, человек доброго сердца, первая снеожиданной ясностью увидела несчастье детей и прониклась к ним материнскимчувством: «Марфа, бросившись к саням, так и упала на них, обнимает, гладитребят по щекам, словно у нее сто рук откуда-то взялось, вдруг выросло». Женщинуочень тронуло чужое горе. На руках у нее двое малолетних детей, но она не можетограничиться лишь сочувствием к тем, кто еще более страдает. Она берет в домсиротка Галинку, а потом и безногого мальчика Панаса, понимая, что ей одной(Григорий Учайкин погиб на фронте) будет нелегко прокормить четверых детей статьматерью для обездоленных страшным горем Гали и Панаса.
Повесть«Новая родня» определила новую, более высокую ступень развития военной темы втворчестве Эркая и всей мордовской литературе. Эркай раскрывает ее не толькокак тему потерь, но и как тему нравственных приобретений, народного подвига,победы человечности и мужества. Люди маленькой, далекой от военных действийдеревни, простые крестьянки, их дети делают все, чтобы приблизить победу надврагом. При этом нравственные и художественные задачи Никул Эркай решает сточки зрения народного миропонимания. Это проявляется в его умении видеть общеев судьбах простых людей, в чутком понимании языка, в стремлении достичь ясностии наполнения слова, в поэтическом восприятии природы и жизни вообще.
Заключение
ТворчествоЭркая многогранно. Разные судьбы его героев, разный возраст и разные натуры. Новсех их роднит одна особенность: в каждом гармоническом сочетаются лучшиекачества национального характера с моральными чертами нового человека,строителя коммунизма. Во всех своих произведениях он показывает высокоморальныхи трудолюбивых людей, которые для справедливого исхода дела готовы на все.
Итак,в этой работе мы рассмотрели становление личности Никула Эркая как личности вцелом, так и прозаика и поэта, в частности. Выявили оригинальность инеповторимость стиля. Таким образом, поэтическое и прозаическое творчествоНикула Эркая – весомый вклад как в развитие мордовской литературы в частности,так и в общий фонд советской культуры в целом.
Списоклитературы
1.«Писатели Мордовии», Брыжинский А. И./ 2001 г./Мордовской книжноеиздательство/592стр./531-536стр.
2.«Мордовская литература» — 1 часть, Брыжинский А. И., Чернов Е.И./Саранск/Мордовское книжное издательство/1989г., — 352 стр.
3.«История мордовской советской литературы»: В 3-х т. Саранск: Мордовское книжноеиздательство, 1971г., т.2, с. 188 – 201
4.«Живу тобою», Н. Эркай, 1977г., Мордовское книжное издательство, 30 стр.
5.«Мои березы», Н. Эркай, 1976г., Мордовское книжное издательство, 272 стр.