Творческие искания М. Волошина
В стихотворении Волошина «Сквозь сеть алмазную...» (1904),обращенном к М. Сабашниковой, есть строки, которые могут быть красноречивымэпиграфом ко всему творчеству поэта-художника:
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
Это своеобразная программа жизни и творчества Волошина. Еевозникновение было обусловлено как идейно-политической неопределенностью вовзглядах поэта, так и его отрицательным отношением к современному искусству,стремлением выработать собственные эстетические принципы через непосредственноесоприкосновение с жизнью, природой, русским и западноевропейским искусством,через изучение философских взглядов, близких ему по умонастроению ученых. Дляосуществления этой программы необходимы были богатые жизненные впечатления изнания, почерпнутые в результате усидчивых занятий, наблюдений и опыта.
На пути исканий у Волошина, который в начале века шел в потокепоэтического сознания современников-декадентов, были заблуждения иразочарования. Об этом в стихотворении «Склоняясь ниц, овеян ночи синью...»,написанном в ноябре 1910 г., он откровенно сознавался:
Мне не отказано ни в заблужденьях,
Ни в слабостях, и много раз
Я угасал в тоске и в наслажденьях,
Но не погас.
Поэту довелось пройти сложный, противоречивый путь творческогоразвития.
Как уже отмечалось, в период своего литературного становленияВолошин проявил большой интерес к жизни, культуре и искусству многих народов, кдревним и новым цивилизациям. Его поэтическое вдохновение питала богатаявпечатлениями жизнь. Это подтверждают письма и стихотворения, которые былисозданы во время путешествий и которые сам поэт относил к зрелым произведениям.Впоследствии они вошли в сборник «Стихотворения».
Жизненная и творческая программа Волошина начала реализовываться впродолжительных странствиях. Заграничное путешествие 1899 г. пролегало черезКраков и Вену в Италию, где Волошин посетил, в частности, Венецию, Верону,Милан, Белладжио, и Швейцарию, где он побывал в Лугано, Цюрихе, Гларусе,Констанце, Шафгаузене, Люцерне, Интерлакене, Берне, Женеве, Монтре, Бриге,Беллинцоне, Локарно, Базеле и других городах. Из Швейцарии Волошин отправился вПариж. Конечным пунктом путешествия был Берлин.
Многое, увиденное во время путешествия, как в зеркале, отражалосьв его произведениях, возник лирический дневник.
Знакомство Волошина с Италией началось с Венеции, и первое повремени написания четырехстрочное стихотворение «Венеция» (1899) положилоначало циклу «Годы странствий». Восторженное умиление сказочным изяществом форми чистотой красок, преклонение перед искусством былых эпох, чувства, вызванныеувиденным, просились на бумагу, выливались в стихи:
Венеция — сказка. Старинные зданья Горят перламутром в отливахтумана. На всем бесконечная грусть увяданья Осенних тонов Тициана.
В ритмо-мелодике стихотворения звучит элегическая грусть и тоска.Венеция увядает. Но нельзя не восхищаться ее меркнущей красотой. Впечатлениепоэта передано необычайно точно и кратко.
А. Головин в своих мемуарах писал: «О Венеции можно рассказыватьочень много и все-таки ничего не сказать, потому что самое главное в ней трудновыразимо словами. Верные и точные намеки дали в своих стихах о Венеции Блок иВолошин; их стихотворения о Венеции совсем коротки, и, я думаю, это именновследствие «невыразимости» Венеции». Обоим поэтам действительно удалось создатьчудесные стихи. А. Блок, как известно, посвятил Венеции три стихотворения — «Сней уходил я в море», «Холодный ветер от лагуны», «Слабеет жизни гул упорный»,написанных в 1909 г. Волошин в январе 1910 г. создал второй, расширенныйвариант стихотворения «Венеция» и посвятил его А. Головину. Причем вариант 1899г. послужил своеобразным ключом для создания нового произведения. Прежде чемделать вторую редакцию стихотворения, поэт переписал катрен, подобрал различныерифмующиеся слова (зданья, званья, Орканья, увяданья, мечтанья, свиданья и др.)и затем создал расширенный вариант, являющийся одним из лучших стихотворныхописаний Венеции в русской поэзии.
В сентябре — октябре 1899 г. Волошин исколесил всю Швейцарию.Часто он путешествовал и пешком. «… Швейцария разбудила меня снова,— писалпоэт,— и повернула к художественным впечатлениям. Особенно поразила меня Via mala в Грубиндене околоТузиса». В сентябре в Тузисе Волошин написал стихотворение «Via mala». Так в стихахвоссоздавались дорожные впечатления поэта.
Второе путешествие 1900 г. намного обогатило цикл «Годыстранствий». В это путешествие Волошин отправился с друзьями В. Ишеевым, Л.Кандауровым и А. Смирновым. Правда, Смирнов скоро отстал от компании. Маршрутпутешественников пролегал от Москвы до Севастополя через Вену, Мюнхен, Милан,Геную, Флоренцию, Рим, Неаполь, Бриндизи, Патры, Афины, Константинополь. Вовремя этого странствия друзья вели «Журнал путешествия, или Сколько можноувидеть стран на полтораста рублей», который заполнялся поочередно (начат 26мая, окончен 24 июля). Этот интересный документ сохранил историю создания рядастихотворений Волошина.
Так, 29 мая в Вене путешественники посетили готическийсредневековый собор св. Стефана. Здесь Волошин пришел к мысли, что этотзаконченный ансамбль архитектурных форм и разноцветных красок совершенноотдаляет человека от мира действительности, не пропускает в его сознание ниодной логической мысли, не преобразив ее в фантазию и веру. Он описал собор встихотворении «Слегка выделяясь, во мраке видны пилястры...», свидетельствующемоб остроте зрения, об умении точно передавать в поэзии зрительные впечатления.
31 мая, на пятый день путешествия, друзья плыли по Дунаю из Вены вЛинц. Поэт любовался бесконечными излучинами реки, всматривался в горы,подернутые легкой синеватой дымкой, а позже, с горы Пестлинсберг, увенчаннойостроконечной церковью, он восхищался сверканием металлических струек Дуная.Дневниковую запись в «Журнале путешествия» Волошин начал стихотворением «ПоДунаю», написанном на пароходе:
Свежий ветер. Утро. Рано.
Дышит мощная река...
В дымке синего тумана
Даль прозрачна и легка.
И душа из тесных рамок
Рвется дальше на простор...
Вот встает старинный замок
На скалистом кряже гор.
Эти стены полный ласки
Обвивает виноград...
Как глаза античной маски,
Окна черные глядят.
И рисуется сурово
Стен зловещий силуэт,
Точно мертвого, былого
Страшный каменный скелет..."
Из Линца путешественники уехали поездом в Мюнхен, где посетиливыставку новейшей живописи, галерею графов Шак и т. д. Их внимание привлекликартины Сегантини, Габриэля Макса, Беклина, Франца Штука и др.
Затем они выехали в Обер-Аммергау, где присутствовали напредставлении мистерий, а оттуда пошли пешком по направлению к Инсбруку, чтобы,перейдя Тирольские Альпы, спуститься в Италию.
«В Италию!» — громко звенело в ушах, «В Италию!» — птицы мне пели,«В Италию!» — тихо шуршали кругом Мохнатые старые ели, — писал поэт встихотворении «И вот я свободен! Весь мир предо мной...», созданном впутешествии.
Самое сильное впечатление на Волошина и его друзей произвелиитальянские города, сохранившие остатки античной культуры, и многочисленныемузеи.
На 35-й день своих странствий путешественники прибыли в Рим. 2(15)июля, в воскресенье, когда во многие зрительные места вход был бесплатным, онипришли на Форум. В этот же день Волошин написал известное стихотворение «НаФоруме». В тот же воскресный день друзья побывали в Колизее. После ужина ониснова решили прийти туда. В 12 часов ночи Волошин написал стихотворение «Ночь вКолизее», которое не получило окончательной редакции и не публиковалось.
Примечательно, что при поэтическом описании современного видаФорума и Колизея поэт не ограничивается передачей увиденного, но и проникаетмыслью в историческое прошлое. Так, в стихотворении «Ночь в Колизее» онпоказывает страницу истории Рима VI в. после вторичного взятия города готскимкоролем Тотилой, когда Рим в течение 40 дней оставался безлюдным и по егоулицам бродили только звери.
18 июля, на 53-й день странствий, Ишеев, Кандауров и Волошинвыехали, устроившись на палубе парохода «Romania», в Грецию. 20 июля ониприбыли в Патры, а оттуда по железной дороге направились в Коринф.
Путешественники поднялись на Акрокоринфскую гору, «с которойразвертывается под ногами вся средняя Греция с Коринфским и Эгинским заливами».На следующий день они были уже в Афинах, где жадно рассматривали остаткиантичной культуры. Поразил путешественников Акрополь. В журнале Волошинотметил: «Самое характерное для него (Акрополя) это стройный, белый профильтонкой ионической колонны на темно-синем небе. Странным кажется, как этотбелый, хрупкий мрамор, местами облитый бронзовым оттенком, точно загорелый отсолнца, мог еще настолько сохраниться до нашего времени». Эти впечатлениявоплотились в строки широко известного стихотворения «Акрополь» (1900)—прекраснуюпоэтическую зарисовку, в создании которой поэту помог зоркий глаз художника.
Некоторые стихотворения Волошина, написанные во второмпутешествии, позже стали составной частью его путевых заметок, которые в1900—1901 гг. печатались в ташкентской газете «Русский Туркестан».
В среднеазиатской ссылке Волошин пополнил свой лирический дневникстихотворением «Пустыня» (1901), работу над которым закончил в Париже. В этомпроизведении поэт достиг предельной емкости в передаче своих впечатлений.«Ненарушимое молчанье» онемевшей от застывшего зноя пустыни он передал скупыми,точными фразами, в которых обнаруживается пушкинское влияние («Анчар»):
Раскалена, обнажена,
Под небом, выцветшим от зноя,
Весь день без мысли и без сна
В полубреду лежит она,
И нет движенья, нет покоя...
В этой раскаленной тишине мысли автора уносились к истории края:
Миражи бледные встают —
Галлюцинации Пустыни.
И в них мерещутся зубцы
Старинных башен. Из тумана
Горят цветные изразцы
Дворцов и храмов Тамерлана.
И тени мертвых городов
Уныло бродят по равнине
Неостывающих песков,
Как вечный бред больной Пустыни.
По мере приближения «злого и страстного» солнца к горизонтукартина меняется. Пустыня оживает. Это состояние природы Волошин передал ярко,образно, динамично:
Но только мертвый зной спадет
И брызнет кровь лучей с заката —
Пустыня вспыхнет, оживет,
Струями пламени объята.
Вся степь горит — и здесь, и там,
Полна огня, полна движений,
И фиолетовые тени
Текут по огненным полям.
Пробуждение пустыни вносит изменения в ее жизнь: исчезают миражи учеловека, «усталый конь бодрее скачет», «степной джюсан звенит и плачет». Идаже скудная растительность щедро расточает свой аромат.
«Тлеет медленно закат», наступает ночь, пустыня усыпает. Но неспится поэту, в нем горит огонь познания:
Жизнь — бесконечное познанье.
Возьми свой посох и иди!
И я иду — и впереди
Пустыня, ночь и звезд мерцанье...
И в Париже Волошина одолевала страсть к путешествиям. Он писалматери: «Земля настолько маленькая планета, что стыдно не побывать везде...»Без больших приготовлений, большей частью пешком поэт отправлялся в странствияпо заранее намеченным маршрутам. В разные годы он обошел страныСредиземноморья, посещая места, связанные с жизнью известных людей. Так онпрошел по местам, где раньше бывали Байрон, Гейне, Шелли и другие. В путиВолошин стремился понять, вообразить, какие ассоциации могли возникнуть призрительном восприятии морей, гор, долин, городов у тех людей, по маршрутамкоторых пролегал его путь, и, сопоставив, понять, как все это отразилось в ихтворчестве. Были у него и непродолжительные путешествия. Например, в октябре1915 г. он в течение восьми дней ездил на велосипеде по дорогам севернойИспании, «бродил по диким плоскогорьям, ночевал в дон-кихотовских постоялыхдворах...»
Седьмого июня 1901 г. Волошин с Е. Кругликовой, Е. Давыденко и А.Киселевым отправился в пешеходное путешествие по Андорре и Испании. «… Ночью ввагоне между Парижем и Тулузой под такт стуку поезда...» он написал в манереВерхарна стихотворение «В вагоне», вскоре ставшее хрестоматийным. В самом ритмеэтого произведения слышится однообразный, убаюкивающий стук колес поезда.Мастерски переданы смутные чувства и образы, возникшие у поэта в пути. В 1913г. В. Брюсов написал стихотворение «Разбегаются снова поля за окном...», обращенноек Волошину. Имея в виду произведение Волошина «В вагоне», он окончил своестихотворение словами:
Милый Макс! да, ты прав! под качанье рессор
Я, как ты, задремал, убаюкан их «титатью»,
И уже Океан смотрит прямо в упор
Мне в глаза, здесь в полях, за болотистой Припятью.
В Пиренеях Волошину очень понравилась крошечная республикаАндорра, президентом которой тогда был простой трактирщик Жозеф Кальда. Тамвозникли стихотворение «Тангейзер», воспевающее героя германских народныхлегенд, странствующего певца, для которого свобода — превыше всего, и очерк«Андорра», оставшийся неопубликованным.
Дальнейшие дорожные впечатления по-прежнему обогащали поэзиюВолошина. На острове Мальорка в деревне Вальдемоза поэт восторженно осматриваетстарый упраздненный монастырь, где жили Жорж Занд и Шопен. Ему нравится и самаВальдемоза. Он пишет; «Ничего прекраснее, чем это место, я не видел еще нигде.Здесь целые оливковые леса многовековых олив. Пальмы, кактусы, горы, поросшиепиниями и дубами. Рядом внизу море». Поэт знакомится с жителями острова. Повечерам он приходит к деревенскому кабачку, где собираются почти всевальдемозцы и проводят время в пении и танцах в сопровождении гитары икастаньет. Волошина покоряют темпераментные испанские танцы. «Ни по какимбалетам,— пишет он матери,— об них себе понятия составить невозможно. Я никогдане предполагал, чтобы в них могло быть столько же увлекательности, чувства инастроения, как в хорошей музыке. Если Вы сможете себе представить, как человекпоет всем телом, то Вы себе представите, что такое испанский танец. Только наМальорке я и видел настоящие народные танцы». «Национальные испанские танцы:севильяна, хота, малагенья — это совершенный восторг», — пишет поэт матери вдругом письме. Когда в Вальдемозе танцуют хоту, «звенит и рвется гитара, стучаткастаньеты… Этот резкий, сухой стук похож и на это жгучее солнце, и на стуккузнечиков в траве». Он навевает поэту стихотворение «Кастаньеты», выдержанноев напряженном ритме танцевальной музыки:
Из страны, где солнца свет
Льется с неба жгуч и ярок,
Я привез себе в подарок
Пару звонких кастаньет.
Беспокойны, говорливы,
Отбивая звонкий стих,— Из груди сухой оливы
Сталью вырезали их.
Щедро лентами одеты
С этой южной пестротой;
В них живет испанский зной,
В них сокрыт кусочек света.
И когда Париж огромный
Весь оденется в туман,
В мутный вечер на диван
Лягу я в мансарде темной,
И напомнят мне оне
И волны морской извивы,
И дрожащий луч на дне,
И узлистый ствол оливы,
Вечер в комнате простой,
Силуэт седой колдуньи,
И красавицы плясуньи
Стан и гибкий, и живой,
Танец быстрый, голос звонкий.
Грациозный и простой,
С этой южной, с этой тонкой
Стрекозиной красотой.
И танцоры идут в ряд,
Облитые красным светом,
И гитары говорят
В такт трескучим кастаньетам.
Словно щелканье цикад
В жгучий полдень жарким летом.
Это стихотворение посвящено Е. Кругликовой, с которой Волошиндолгие годы был связан большой творческой дружбой.
В богатом на впечатления путешествии по Испании, как и в следующемпо Италии (1902 г.), поэт «не расставался с альбомом и карандашами и достигизвестного мастерства в быстрых набросках с натуры». В его записных книжках иальбомах стихи соседствуют с рисунками, посвященными темам природы и искусства.Путешествие по Испании закончилось 22 июля прибытием поэта и художников вПариж.
Описательная поэзия, удивительно точно отразившая дорожныевпечатления, свидетельствует о том, что Волошин обнаружил тяготение к остромувосприятию материальной действительностии к ее художественному воплощению. Однако поэтический мир Волошина был ещеузок. Лирическая атмосфера стихотворений слабо накалена: поэт не «сжигал» себя,мало «согревал» описываемое теплом своей души. Его перо больше было послушноразуму, чем чувству. И в результате — произведения в своем большинстветоржественно холодны. На дальнейшем этапе поэтического развития, встихотворениях, посвященных Парижу, впечатления будут воплощаться вхудожественную ткань произведений Волошина лишь после того, как они «побывают»в его сердце и «опрозрачатся» его чувством.
Литература
1. Брюсов В. Далёкие иблизкие. — М., 1992
2. Эренбург И. Люди,годы, жизнь. Кн. 1-2. — М, 1991.
3. Данчич А. На берегуморя… (О доме-музее в Коктебеле) // Нева. — 1963 — № 6.
4. Орлов В.Л. На рубежедвух эпох // Вопросы литературы. — 1966 — № 10.
5. Волошина М.С. О Максе,о Коктебеле, о себе. Воспоминания. Письма. Феодосия. — М, 2003