Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Сюжет и композиция "Мертвых душ". Почему автор назвал свое произведение поэмой?

Сюжет икомпозиция «Мертвых душ». Почему автор назвал свое произведение поэмой?

Сюжет гоголевских «Мертвыхдуш» был подарен автору А.С. Пушкиным. Еще более важно, что авантюра с душамиимела место в жизни. Для Гоголя было важно, что чичиковская «негоция» произошлареально, ибо такого рода происшествия характеризовали современную Россию.
«Документированная историяпоэмы начинается 7 октября 1835 года – дата, которой помечено письмо Гоголя кПушкину. Здесь, в этом письме, находятся знаменитые строки: «Начал писатьМертвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильносмешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, скоторым бы можно коротко сойтиться. Мне хочется в этом романе показать хотя соднойго боку всю Русь» (Х, 375).» (Ю. Манн, «В поисках живой души», Москва,«Книга», 1987, стр.7).
В новом своемпроизведении Гоголь хочет показать хотя и «с одного боку», но всю Русь. До сихпор Гоголь ограничивался другими рамками: образ Миргорода, Петербурга. Теперьписатель поставил перед собой задачу описать конкретно и материально всюРоссию, все государство. Отсюда и жанровое обозначение «Мертвых душ» — «роман»,что было впервые у Гоголя. До этого он называл свои прозаические произведенияповестями.
Пушкин передал Гоголюсюжет своего собственного, неизвестного нам произведения, над которым он думал,из которого он сам хотел сделать что-то вроде поэмы. Пушкин находил, чтоподобный замысел дает возможность Гоголю вслед за героем исследовать всю Россиюи вывести на свет много разнообразных характеров.
«…Да накупи я всех этих,которые вымерли, пока еще не подавали ревизских сказок, приобрести их, положим,тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уждвести тысяч капиталу!..» — думал Чичиков. «… И вот таким образом составился в головенашего героя сей странный сюжет, за который, не знаю, будут ли благодарны емучитатели, а уж как благодарен автор, так и выразить трудно. Ибо, что ни говори,не приди в голову Чичикову эта мысль, не явилась бы на свет сия поэма». (Н.В.Гоголь, «Мертвые души», Москва, «Терра», 1994, стр. 237).
Собственно, сюжет поэмыпрост: в России была плохая система учета крепостных. Ревизская сказка, то естьопись крепостных происходила один раз в четыре года. Душами считались толькомужчины. Они были товаром. Чиновник Чичиков воспользовался этим всем и заложилмертвые души за деньги.
На сюжете с мертвымидушами можно было создать плутовской роман. Так представлялся поначалу Гоголюжанр его произведения. Кроме того, этот сюжет был современен.
Пушкин рассказал Гоголюоб одном господине, скупавшем мертвые души в Псковской губернии, — из этого иродился сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души».
Другой сюжетной частьюпервого тома является пародийное и как бы комедийное использованье авантюрныхмотивов. Эту картину «взбунтованного» города уже современники сближали ссюжетом «Ревизора». Разница была, однако, очень существенной. В «Ревизоре»ошибка чиновников невольно вскрывает подлинный быт и подлинные характеры, в томчисле характер самого Хлестакова. В «Мертвых душах» ложные предположениягромоздятся друг на друга, вскрывая прежде всего глупость и ограниченность,малую культурность губернского общества. Цепь гипотез растет, все усиливаясь,но все они скользят мимо подлинного Чичикова, хотя ключ казалось бы у всех вруках. Чичиков – похититель губернаторской дочки – фальшивомонетчик – разбойник– наконец, атаман шайки – притом безногий и безрукий. Здесь нелепость дошла дотакого предела, который ясен даже губернскому обществу, но и разоблаченнаянелепость заставляет только заменить его другим, ничуть не лучшим: Чичиков –переодетый Наполеон!..» (В.В. Гиппиус, «От Пушкина до Блока», издательство«Наука», Москва – Ленинград, 1966, стр. 139).
Основной материал поэмыобогащен сатирической темой чиновничьего произвола, взяточничества,своекорыстия и беззакония.
Что касается композициипроизведения, то она предельно проста и выразительна. В ней три звена.
Первое: пять портретныхглав (2 – 6), в которых даны все имеющиеся в то время типы помещиков; второе –уезды и чиновники (главы 1, 7 – 10); третье – 11 глава, в которой предысторияглавного героя. В первой главе – приезд Чичикова в город и его знакомство счиновниками и окрестными помещиками.
В пяти портретных главах,посвященных Манилову, Коробочке, Ноздреву, Собакевичу и Плюшкину, описанопосещение Чичиковым помещичьих усадьб с целью покупки «мертвых душ». Впоследующих четырех главах – хлопоты по оформлению «покупок», возбуждение итолки в городе по поводу Чичикова и его предприятия, смерть прокурора,испугавшегося толков о Чичикове. Одиннадцатая глава завершает первый том.
Во втором томе, дошедшемдо нас не полностью, много больше трагичности и динамичности. Чичиковпродолжает наносить визиты помещикам. Вводятся новые персонажи. Одновременнопроисходят события ведущие к перерождению главного героя.
Композиционно поэмасостоит из трех внешне не замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов –помещики, город, жизнеописание героя – объединенных образом дороги, сюжетносвязанных аферой Чичикова.
«… Не в шутку назвалГоголь свой роман «поэмою» и что не комическую поэму разумеет он под нею. Этонам сказал не автор, а его книга. Мы не видим в ней ничего шуточного исмешного; ни в одном слове автора не заметили мы намерения смешить читателя:все серьезно, спокойно, истинно и глубоко… Не забудьте, что книга эта естьтолько экспозиция, введение в поэму, что автор обещает еще две такие же большиекниги, в которых мы снова встретимся с Чичиковым и увидим новые лица, в которыхРусь выразится с другой своей стороны…» («В.Г. Белинский о Гоголе», ОГИЗ,Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1949).
В.В. Гиппиус пишет, чтоГоголь построил свою поэму в двух планах: психологическом и историческом.
Задача первого плана –вывести как можно больше характеров, которые прикреплены к помещичьей среде.«Но значение гоголевских героев перерастает их первоначальную социальнуюхарактеристику. Маниловщина, Ноздревщина, Чичиковщина получили… значениябольших типических обобщений. И это не было только позднейшим историческимпереосмыслением; обобщенный характер образов предусмотрен в авторском замысле.Об этом Гоголь напоминает по поводу почти каждого из своих героев». (В.В.Гиппиус, «От Пушкина до Блока», издательство «Наука», Москва-Ленинград, 1966,стр. 127).
С другой стороны, каждыйГоголевский образ историчен, потому что отмечен чертами своей эпохи. Длительнопребывающие во времени образы дополнены вновь возникающими (Чичиков). Образы из«Мертвых душ» получили длительное историческое значение.
Роман остается неизбежнов пределах изображения отдельных людей и событий. В романе нет места образународа и страны.
Задачи Гоголя жанр романане вмещал. «Исходя из этих заданий (не отменявших, но включавших в себяуглубленное изображение реальной жизни), нужно было создать особый жанр –большую эпическую форму, более широкую, чем роман. Гоголь и называет «Мертвыедуши» поэмой – отнюдь не в шутку, как говорила враждебная критика; не случайнона обложке «Мертвых душ», рисованной самим Гоголем, слово поэма выделено особокрупными буквами». (В. В. Гиппиус, «От Пушкина до Блока», издательство «Наука»,Москва-Ленинград, 1966).
В том, что Гоголь назвал«Мертвые души» поэмой была новаторская смелость. Называя свое произведениепоэмой, Гоголь руководствовался следующим своим суждением: «роман не берет всюжизнь, но значительное происшествие в жизни». По-другому Гоголь представлял себеэпопею. Она «объемлет на некоторые черты, но всю эпоху времени, среди которогодействовал герой с образом мыслей, верований и даже признаний, какие сделало вто время человечество…» «…Такие явления от времени до времени появлялись умногих народов. Многие из них хотя и писаны в прозе, но тем не менее могут бытьпричислены к созданиям поэтическим». (П. Антопольский, статья «Мертвые души»,поэма Н. В. Гоголя», Гоголь Н. В., «Мертвые души», Москва, Высшая школа, 1980,стр. 6).
Поэма – это произведениео значительных явлениях в государстве или в жизни. Она подразумеваетисторичность и героичность содержания, легендарность, патетичность.
«Гоголь задумал «Мертвыедуши» как поэму историческую. С большой последовательностью он отнес времядействия первого тома, по меньшей мере, лет на двадцать назад, к серединецарствования Александра Первого, к эпохе после Отечественной войны 1812 года.
Гоголь прямо заявляет:«Впрочем, нужно помнить, что все это происходило вскоре после достославногоизгнания французов». Вот почему в представлениях чиновников и обывателейгубернского города Наполеон еще жив (он умер в 1821году) и может угрожатьвысадкой с острова Святой Елены. Вот почему быль или сказка о несчастномодноруком и одноногом ветеране – капитане победоносной русской армии, бравшийПариж в 1814 году, так живо действует на слушателей почтмейстера. Вот почемуодин из героев второго тома (над которым Гоголь… работал значительно позже),генерал Бетрищев, целиком вышел из эпопеи двенадцатого года и полонвоспоминаний о ней. И если Чичиков выдумал за Тентетникова какую-то мифическуюисторию генералов двенадцатого года, то и это обстоятельство льет воду наисторическую мельницу Гоголя». (Вступительная статья П. Антопольского, «Мертвыедуши», Москва, Высшая школа, 1980, стр. 7). Это с одной стороны.
С другой – нельзя былоназвать «Мертвые души» ничем иным, как поэмою. Потому что само название выдаетсвою лиро-эпическую сущность; душа – понятие поэтическое.
Жанр «Мертвых душ» сталсвоеобразной формой возведения повседневного жизненного материала до уровняпоэтического обобщения. Принципы художественной типизации, используемыеГоголем, создают идейно-философскую ситуацию, когда действительность осознаетсяисключительно в контексте глобальной этической доктрины. В этой связи особуюроль играет название поэмы. После появления «Мертвых душ» разгорелисьожесточенные споры. Автора упрекали в посягательстве на священные категории, впокушении на основы веры. Название поэмы основано на приеме оксюморона,социальная характеристика персонажей соотносится с их духовным и биологическимсостоянием. Конкретный образ рассматривается не только в аспектеморально-этических антиномий, но и в пределах доминантной бытийно-философскойконцепции (жизнь-смерть). Именно эта тематическая коллизия определяет специфическийракурс авторского видения проблем.
Гоголь определяет жанр«Мертвых душ» уже в титуле произведения, что объясняется желанием авторапредварить читательское восприятие намеком на лирическую эпику художественногомира. «Поэма» указывает на особый тип повествования, в котором лирическийэлемент во многом преобладает над эпической масштабностью. Структурагоголевского текста представляет органический синтез лирических отступлений исюжетной событийности. Особую роль выполняет в повествовании образ рассказчика.Он присутствует во всех сценах, комментирует, дает оценки происходящему,выражает горячее негодование или искреннее сочувствие». («Своеобразиеповествовательной манеры в поэме «Мертвые души», грамота.ру).
В «Мертвых душах»художественно воплощено два мира: мир «реальный» и мир «идеальный». «Реальный»мир – это мир Плюшкина, Ноздрева, Манилова, Коробочки, — мир, который отражаетсовременную Гоголю российскую действительность. По законам эпоса Гоголь создаеткартину жизни, наиболее плотно охватывая действительность. Как можно большепоказывает он характеров. Чтобы показать Русь художник отстраняется отпроисходящих событий и занят созданием достоверного мира.
Это страшный, уродливыймир, мир перевернутых ценностей и идеалов. В этом мире душа может быть мертвой.В этом мире перевернуты духовные ориентиры, законы его аморальны. Мир этот –картина современного мира, в которой и карикатурные маски современников, игиперболические, и доведение происходящего до абсурда…
Автор эпическиабстрагирован от происходящего в реальном мире, что дает читателю самомуувидеть, какова окружающая действительность. И все это с целью показать Русь.
Мир «идеальный» строитсяв соответствии с критериями, по которым судит себя и жизнь автор. Это миристинных духовных ценностей, высоких идеалов. Для этого мира человеческая душабессмертна, ибо она воплощение Божественного в человеке.
«Мир «идеальный» — мирдуховности, духовный мир человека. В нем нет Плюшкина и Собакевича, не можетбыть Ноздрева и Коробочки. В нем есть души – бессмертные человеческие души. Онидеален во всех значениях этого слова. И потому этот мир нельзя воссоздатьэпически. Духовный мир описывает иной род литературы – лирика. Именно поэтомуГоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души»поэмой». (Монахова О. П., Малхазова М. В., Русская литература XIX века, часть 1, Москва, 1995 год,стр. 155).
Вся композиция огромногопроизведения, композиция всех томов «Мертвых душ» подсказана Гоголю бессмертно«Божественной комедией» Данте, где первый том – ад и царство мертвых душ,второй том – чистилище и третий – рай.
В композиции «Мертвыхдуш» огромное значение имеют вставные новеллы и лирические отступления.Особенно важна «Повесть о капитане Копейкине», которая находится как бы внесюжета, но показывает пик омертвления человеческой души.
Экспозиция «Мертвых душ»перенесена в конец поэмы – в одиннадцатую главу, которая является почти началомпоэмы, показывая главного героя – Чичикова.
«Чичиков задуман какгерой, которому предстоит грядущее возрождение. Способ мотивировки самой этойвозможности ведет нас к новым для XIX в. сторонам гоголевского художественного мышления. Злодей впросветительской литературе XVIIIв. сохранял право на наши симпатии и на нашу веру в его возможное перерождение,поскольку в основе его личности лежала добрая, но извращенная обществомПрирода. Романтический злодей искупал свою вину грандиозностью своихпреступлений, величие его души обеспечивало ему симпатии читателя. В конечномсчете, он мог оказаться уклонившимся с пути ангелом или даже мечом в рукахнебесного правосудия. Гоголевский герой имеет надежду на возрождение потому,что дошел до предела зла в его крайних – низких, мелочных и смешных –проявлениях. Сопоставление Чичикова и разбойника, Чичикова и Наполеона,
Чичикова и антихристаделает первого фигурой комической, снимает с него ореол литературногоблагородства (параллельно проходит пародийная тема привязанности Чичикова к«благородной» службе, «благородному» обращению и пр.). Зло дается не только вчистом виде, но и в ничтожных его формах. Это уже крайнее и самоебеспросветное, по мнению Гоголя, зло. И именно в его беспросветности таитсявозможность столь же полного и абсолютного возрождения. Такая концепция связанаорганически с христианством и составляет одну из основ художественного мира«Мертвых душ». Это роднит Чичикова с героями Достоевского. (Ю.М. Лотман,«Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине. К истории замысла и композиции«Мертвых душ», gogol.ru).
«Гоголь любит Русь, знаети отгадывает ее творческим чувством лучше многих: на всяком шагу мы это видим.Изображение самых недостатков народа, если взять его даже в нравственном ипрактическом отношениях, наводит у него на глубокие размышления о натурерусского человека, о его способностях и особенно воспитании, от которогозависит все его счастье и могущество. Прочтите размышления Чичикова о мертвых ибеглых душах (на стр. 261 – 264): насмеявшись, вы глубоко раздумаетесь о том,как растет, развивается, воспитывается и живет на белом свете русский человек,стоящий на самой низшей ступени жизни общественной.
Да не подумают такжечитатели, чтоб мы признавали талант Гоголя односторонним, способным созерцатьтолько отрицательную половину человеческой и русской жизни: о! конечно, мы такне думаем, и все, что говорено прежде, противоречило бы такому утверждению.Если в этом первом томе его поэмы комический юмор возобладал, и мы видимрусскую жизнь и русского человека по большей части отрицательною их стороною,то отсюда никак не следует, чтобы фантазия Гоголя не могла вознестись дополного объема всех сторон русской жизни. Он сам обещает нам далее представитьвсе несметное богатство русского духа (стран. 430), и мы уверены, заранее, чтоон славно сдержит свое слово. К тому же и в этой части, где само содержание,герои и предмет действия увлекали его в хохот и иронию, он чувствовалнеобходимость восполнить недостаток другой половины жизни, и потому в частыхотступлениях, в ярких заметах, брошенных эпизодически, дал нам предчувствоватьи другую сторону русской жизни, которую со временем раскроет во всей полнотеее. Кто же не помнит эпизодов о метком слове русского человека и прозвище,какое дает он, о бесконечной русской песне, несущейся от моря до моря оширокому раздолью нашей земли, и, наконец, об ухарской тройке, об этойптице-тройке, которую мог выдумать только русский человек и которая внушилаГоголю жаркую страницу и чудный образ для быстрого полета нашей славной Руси?Все эти лирические эпизоды, особенно последний, представляют нам как будтовзгляды, брошенные вперед, или предчувствие будущего, которое должно огромноразвиться в произведении и изобразить всю полноту нашего духа и нашей жизни».(Степан Шевырев, «Похождения Чичикова или мертвые души», поэма Н.В. Гоголя»).
Степан Шевырев пишеттакже, что полный ответ на вопрос, почему Гоголь назвал свое произведениепоэмой, можно будет дать, если произведение будет окончено.
«Теперь же значениеслова: поэма – кажется нам двояким: если взглянуть на произведение со стороныфантазии, которая в нем участвует, то можно принять его в настоящемпоэтическом, даже высоком смысле; — но если взглянуть на комический юмор,преобладающий в содержании первой части, то невольно из-за слова: поэма –выглянет глубокая, значительная ирония, и скажешь внутренно: «не прибавить лиуж к заглавию: «Поэма нашего времени»?» (Степан Шевырев, «Похождения Чичиковаили мертвые души», поэма Н.В. Гоголя»).
Душа не должна бытьмертва. А воскрешение души – это из области поэтического. Потому задуманноепроизведение в трех томах Гоголя «Мертвые души» — поэма; дело тут не в шутке ине в иронии. Другое дело, что замысел не был доведен до конца: читатель неувидел ни чистилища, ни рая, а только ад российской действительности.
Жанровое своеобразие«Мертвых душ» до сих пор вызывает споры. Что это – поэма, роман, нравоописательнаяповесть? В любом случае, это великое произведение о значительном.

Список использованнойлитературы
 
1. Е.А. Смирнова,«Поэма Гоголя «Мертвые души», издательство «Наука», Ленинградское отделение,1987;
2. Вл. Набоков,Лекции по русской литературе, Москва, издательство Независимая газета, 1998,Николай Гоголь, Наш господин Чичиков;
3. Ю. Манн, «Впоисках живой души», Москва, «Книга», 1987;
4. В.В. Гиппиус, «ОтПушкина до Блока», издательство «Наука», Москва-Ленинград, 1966;
5.  Монахова О.П.,Малхазова М.В., Русская литература XIX века, часть первая, Москва, 1995;
6. Степан Шевырев,«Похождения Чичикова или мертвые души», поэма Н. В. Гоголя;
7. «Своеобразиеповествовательной манеры в поэме «Мертвые души», грамота.ру;
8. Ю.М. Лотман,«Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине». К истории замысла и композиции«Мертвых душ», gogol.ru).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Art Of Euclid
Реферат Культура Европы XIX ХХ вв. Романтизм в европейской культуре XIX века.
Реферат Indonesia Essay Research Paper Currency is the
Реферат Начало Великой Отечественной войны и битва под Москвой
Реферат Cols=2 gutter=113> государственный стандарт республики беларусь стб iso 9001-2009
Реферат Світовий ринок чорних металів
Реферат А. М. Литовских Конспект лекций Впособии представлены основы финансового менеджмента, исследование
Реферат Основные понятия об измерениях и средствах измерений
Реферат Creative Thinking
Реферат Душно Без счастья и воли По пьесе Островского Гроза
Реферат Scarlet Letter Ambiguity Essay Research Paper Ambiguity
Реферат Правовое регулирование земель в Республике Беларусь на современном этапе
Реферат Методы повышения быстродействия передачи информации в стандарте GSM
Реферат LongTerm Cause Of The Russian Revolution Essay
Реферат Xiv московский международный Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед»